Файл: Реферат студентки 2 курса группы гд21.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Минобрнауки России)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННАЯ АКАДЕМИЯ

имени А. Л. Штиглица

Тема Страшного Суда в русском искусстве XV – XVII вв.

РЕФЕРАТ
Студентки 2 курса группы ГД-21

направления «Графический дизайн» Солод Дианы Дмитриевны
Научный руководитель: профессор Корнилова А. В

Санкт-Петербург

2022


Содержание

Введение 2

Заключение 10

Список использованных источников и литературы 11


Введение


Страх Божий – одна из основных религиозных категорий средневековья. Содержание этого понятия сформировалось в Библии и определило взаимоотношения Бога и человека как беспрекословное следование Божественной воле ради спасения человеческой души. Современное толкование понятия «страх» скорее связано с чувством опасности, позволяющем избежать риска и сохранить жизнь. В обоих случаях главная причина страха – это осознание конца своего существования, страх смерти. Именно это делает тему Страха Божьего, как критерия нравственности в повседневной жизни, актуальной, выводя ее за рамки сугубо религиозного сознания. В древнерусском искусстве самым ярким воплощением образа Страха Божия как личной ответственности можно считать сюжет «Страшный Суд». В иконография “Страшного Суда” зримо представлены конец света, Второе пришествие Христа, Суд над народами и торжество высшей справедливости1.

Цель моего реферата: рассказать о “Страшном суде” в русском искусстве

Задачи:

1. Выявить истоки появления мотива иконографии “Страшного суда”;

2. Изучить особенности русского “Страшного суда”;

3. Рассказать об изменениях в изображении “Страшного суда” в период XV-XVII вв.;
Глава 1 Образ Страшного суда в русском искусстве. Его истоки.

Говоря о “Страшном суде”, нельзя не уделить внимание вопросу о его возникновении. По-гречески определение этого события звучит как «ή ήμέρα τής κρίδεως», что означает просто «Судный День». У славян для обозначения этого события утвердилось именно слово «страшный». То
есть вызывало страх, трепет и ужас.
Первые изображения Страшного суда восходят к раннехристианским временам. Они не настолько сложны, как более поздние иконы. Их сюжеты, как правило, сосредотачивались на двух религиозных текстах: об отделении агнцев от козлищ и десяти девах. Ранние изображения этого типа также встречаются в росписях римских катакомбах. Притча о десяти девах приводится в Евангелии от Матфея и имеет несколько смысловых оттенков: Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую2.
Итак, на суд являются «все народы», где происходит их окончательное разделение. Сначала кажется, что разделение будет происходить по народам, то есть в массовом порядке, что есть «народы-козлы» и «народы-овцы». Однако, все будет происходить в индивидуальном порядке. И в каждом народе есть свои «овцы» и «козлы», которые будут разделяться и судиться отдельно.
Значение для христианской души заключается в том. что память об ответственности перед Богом в жизни должна оставаться в сознании христианина на протяжении всей жизни. Она не только уберегает от тяжких грехов и ошибок, но также дает великую надежду на будущее, на встречу с Господом.
История православной иконографии Страшного Суда начинается примерно в IX-X столетии. Поначалу она существовала преимущественно как храмовая роспись. Если говорить о русских землях, то первые фрески такого типа появились примерно в XII столетии в Киеве, Новгороде, Владимире и нескольких других русских городах .
Страшный суд в древнерусском искусстве, по мнению Ф. И.Буслаева развивался на широкой основе, привлекавшей нравственными и умственными интересами целого народа. Такие работы имеют не только художественную ценность, но и в соответствии с их идеями и тем, на чем они сосредоточились3. Именно эта сторона христианского искусства заслуживает особого внимания.
Также, по мнению, Буслаева, русский Страшный суд, «перенесенный <...> из Византии, предлагает замечательное сходство как с византийскими изображениями, так и с древнейшими западными, пошедшими из одного источника с нашим».4 Одно из главных различий проявляется в том, что на русских иконах совмещаются две разные темы, а именно: Второе пришествие Христа и собственно Страшный суд. На византийских иконах они изображаются отдельно. Самую существенную связь с византийским пониманием Буслаев усматривает в символических образах, уходящих корнями во времена раннего христианства.



Говоря о русской живописи, Н.В. Покровский в своем исследовании почти всегда параллельно упоминает о греческих изображениях, не разделяя эти разные художественные школы. Автор показывает, что до XV века русские "Страшные суды" повторяют византийские формы. К концу XVII века, по мнению Покровского, эсхатологические изображения стали писать с меньшим мастерством – особенно в юго-западной России5.
Важнейшие параллели между русскими и византийскими образцами Страшного суда, имеющие особое значение для истории древнехристианского искусства, заключаются в символических образах, восходящих к первым векам христианства. Не забывая древние формы, они воплощали свои новые идеи на полотнах.
Таким образом, Развитие византийской иконографии «Страшного суда» на русской почве отражает стремление иконописца к наибольшей широте и универсальности идейного содержания этой композиции. И традиционные заговоры, и появившиеся позднее новые заговоры должны были доказать провиденциальную мудрость БогаТворца и Спасителя и раскрыть всю историю Божественного Домостроительства—от Предвечного Совета до грядущего блаженства праведных в Царствии Небесном.


Глава 2 Изображение Страшного суда в XV-XVII вв.

Историки отмечают, что на XVI-XVII века приходится пик развития сюжета «Страшного Суда» в живописи. В эти временные рамки происходят определенные изменения в традиционной иконографии «Страшного Суда», которая постепенно насыщается новыми символическими мотивами. Наиболее характерной чертой русского страшного суда этого времени является то, что он включен в композицию ветхозаветных прообразов, которые придавали картине суда дополнительную промыслительную перспективу. Наиболее раннее известное русское иконописное изображение относится к XV веку —икона в Успенском соборе Московского Кремля6.
Часто противопоставление рая и ада в образах Страшного суда подчеркивается симметричным размещением сцен друг напротив друга. В упомянутой ранее иконе образ рая сильно смещен к центру и тем самым подчеркнут, а на некоторых изображениях между ними изображена обнаженная мужская фигура, прикованная цепями к столбу - фигуру милостивого блудника, героя проложного сказания, который оставлен на границе ада и рая
, так как хоть и творил милостыню, но не преодолел грех блуда. О нем читаем в «Слове о некоем блуднике, иже милостыню творя, а блуда не остался»7. Этот образ появился в иконах Страшного суда еще в XVI в., представляя новую оценку личности: противоречивой, но хранящей надежду на прощение.

Изменения архитектурных форм зданий неизбежно повлияли на расположение в них композиции "Суда". По-прежнему она располагается внутри основного помещения церкви на западной стене. Однако с исчезновением хоров составные части композиции постепенно перестают располагать на прилегающих поверхностях, и она, расширяясь, стремится заполнить собою всю плоскость стены. Так, в росписи Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры и московского Успенского собора изображение "Суда" имеет пирамидальное построение, занимая всю нижнюю часть стены и центр верхней части. В ярославском Спасском соборе "Страшный суд" уже занимает всю плоскость западной стены.
К XVII в. прежняя иконография Страшного Суда осложнилась. Для композиции стало характерно геральдическое симметричное построение, вкомпонованность многих сюжетов форму круга, трансформация некоторых старых и появление новых сюжетов: Горнего Иерусалима, влетающих в него праведных монахов, змей мытарств, низвержение сатаны с бесами и другое. Ключевое значение стала играть система взаимосвязанных сюжетов: огненный поток, вытекающий из левой стопы Христа, змееобразными извивами охватываетывающей народы, пришедшие на суд, окольцовывает круг земли-моря и изливается под ними в геенну огненную с двуглавым зверем. Последний выпускает из пасти стопу Адама коленопреклоненного перед Христом. Спаситель в кругу, сидящий на радуге, имея у ног своих преклонных Адама и Еву. Хотя сюжеты Адама Евы идут от византийских Судов, но здесь они трансформированной настолько что приобрели качественно новое звучание8.
Между тем в XVII веке в русских церквях начинает встречаться и изображение "Страшного суда" на паперти. Оно приобретает черты монументальной иконы, располагаясь обычно в одном из простенков галереи близ западных церковных дверей в ряду подобных же монументально-иконных композиций. Считается, что размещение композиции "Суда" на паперти может быть связано с известным обращением в середине XVII века к греческой церковной традиции и правкой, затронувшей все области церковной жизни.
Таким образом, до XVII века существовали три варианта расположения композиции "Страшного суда": древнейший тип расположения под хорами на западной стене и прилегающих поверхностях и два типа, когда "Страшный суд" помещается на плоскости западной стены, но в одном случае соседствует на ней с другими изображениями, занимая при этом центральное положение, а в другом случае композиция "Суда" заполняет всю поверхность стены. Кроме того, изображение "Суда" на паперти в виде отдельного сюжета не может быть приравнено и сравнимо с монументальным его изображением, неразрывно связанным с особой структурной частью здания. Таким монументальным изображением, располагающимся на западной стене и сводах ряда папертей, становится во второй половине XVII века.


Глава 3 Роль иконографии Страшного суда в русском искусстве и ее отражение на народ.


В композиции “Страшного суда” изображали людей в предстоянии перед конечной ответственностью за свою жизнь. Икона Суд Божий, исходя из общих толкований может вызывать чувство испуга, ужаса, но каждого человека, хочет он того или нет, в конце концов ожидает Страшный суд, где будут оценены все деяния.

Но не для всех мотив этой иконы вселяет в ужас. Персонажи Страшного суда видят оценку себе и своей жизни, перед ними раскрыта тайна мира. Поэтому Страшный суд не страшен, а радостен. Человек, посмотревший на такую икону, должен почувствовать себя в надежном окружении святых апостолов и под защитой парящих на своде ангелов. Нет ничего страшного ни в апокалипсических зверях, ни в мертвецах, которых отдают на Страшный суд земля и море. Только обещание милости и прощения, блаженства и приобщенности великой небесной тайне.


















Заключение


Таким образом, тема “Страшного Суда” - одна из уникальных тем в истории русского искусства XV-XVII вв. Необычный характер изображения, сложность композиции, разнообразие персонажей и символов, без всякого сомнения, повлияли на развитие русского искусства. Иконография страшного суда выделяется среди других не столько по сложности сюжета, сколько по тому глубокому воздействию на душу человека.








Список использованных источников и литературы


Литература

  1. Энциклопедия "Русская икона и религиозная живопись" в 2 томах. М.: Институт русской цивилизации, 2011 сайт. - URL: https://vk.com/doc170802423_574700679?hash=4QN5iPUdzmZd0cdv3OFa5FSTZPZWLDfib6PDTA6U9Mw&dl=NhQhnCrgARQzRLplqarClEgzS6hFxYBaiCzdKWq7PYo

  2. Буслаев Ф. И. Изображения Страшного суда по русским подлинникам // Буслаев Ф. И. Сочинения. Т. 2. СПб., 1910.

  3. 3 Бычков В.В. Русская средневековая эстетика ХI-ХVII веков М., 1995 сайт.-URL: https://vk.com/doc227038236_285541045?hash=quz4J28MZInOvyzQyaZtQ9tVwcdLiIVuCXpBxAPJuvH&dl=wFXCBDM9h93b1P9hZYRr85Ymh6jiVWsusNpQrBFBT84

  4. Цадикович В. К. Семантика иконографии Страшного Суда в русском искусстве XV–XVI веков. Симбирск, 1995.

  5. Платонов О. А. Русская икона и религиозная живопись. В 2 томах. Том 2 (Неувядаемый цвет – Я).

  6. Н.В. Покровский исследование "Страшный суд в памятниках византийского и русского искусства" (1887)