Файл: Курсовая работа по дисциплине Психология студента очной формы обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Теория социального научения была предложена А. Бандурой, она направлена на объяснение усвоения, провоцирования и регуляции агрессивного поведения.

Таблица 1.1.

Теория социального обучения А.Бандуры

Агрессия, приобретаемая посредством:

- Биологических факторов (нервная система, гормоны);

-Научных факторов (опыт, наблюдение)

Агрессия провоцируется:

- Побудительными мотивами (деньги, власть);

- Эксцентричными убеждениями (параноидальными убеждениями);

- Неприемлемым обращением (нападки, фрустрация);

- Воздействием шаблонов (внимание, возбуждение);

- Инструкциями (приказы).

Агрессия регулируется:

- Механизмами саморегуляции (вина, гордость);

- Викарным подкреплением (наблюдение за тем, как других поощряют или наказывают);

- Внешним поощрением или наказанием (материальное вознаграждение, неприятные последствия).

А. Бандура считал, что анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов:

  1. Способов усвоения подобных действий;

  2. Факторов, провоцирующих их появление;

  3. Условий, при которых они закрепляются. [ 4, 112 с.]

Наиболее известный последователь теории социального научения – подход Арнольда Басса, который определяет фрустрацию как блокирование процесса желательного поведения. Он описывал агрессивные действия с помощью трех шкал: физическая-вербальная, прямая-непрямая, активная-пассивная. Комбинации этих трех шкал могут образовать восемь категорий, под которые попадает большинство агрессивных действий.

Таблица 1.2

Категории агрессии по Арнольду Бассу

Тип агрессии

Примеры

Физическая-активная-прямая

Избиение человека, ранение с помощью огнестрельного оружия.

Физическая-активная-непрямая

Закладка мини-ловушек, сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врагов.

Физическая-пассивная-прямая

Стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели.

Физическая-пассивная-непрямая

Отказ от выполнения необходимых действий.

Вербальная-активная-прямая

Словесное оскорбление или унижение.

Вербальная-активная-непрямая

Распространение клеветы и сплетен.

Вербальная-пассивная-прямая

Отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на вопросы.

Вербальная-пассивная-непрямая

Отказ дать определенное словесное пояснение или объяснение.



1.2 Младший школьный возраст как объект психологического исследования

Иногда младший школьный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации он охватывает период с 6-7 до 9-11 лет. [16, 238 с.]

В этот период у детей происходит смена образа и стиля жизни: новая социальная роль, новые требования, новый вид деятельности-учебная. В школе дети приобретают не только знания, навыки и умения, но и новый жизненный статус и опыт. Ребенок меняет восприятие своего места в обществе, в системе отношений. Меняются интересы, цели, окружение, весь уклад жизни ребенка. [1, 159 с.]

С физиологической точки зрения – это время физического роста, когда дети тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что складывается на ослаблении нервной системы. Из-за этого появляется утомляемость, беспокойство и повышенная потребность в движении.

Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является учебная деятельность. Ее характеристики: обязательность, результативность и произвольность. [21, 71 с.]

В результате учебной деятельности появляются психические новообразования: произвольность психических процессов, рефлексия, внутренний план действий (умение анализировать, уметь планировать в уме).

7-8 лет – сензитивный период для усвоения моральных норм (ребенок готов к пониманию правил и норм психологически). [21, 78 с.]

У детей очень интенсивно развивается самосознание. Самооценка ребенка зависит от многих факторов: успеваемость, взаимоотношения в семье, отношения с одноклассниками, особенности общения учителя с классом. Очень важно иметь стиль семейного воспитания, особенности взаимоотношений в семье. Если же семья является неблагополучной или в семье негативные взаимоотношения, то у ребенка не только занижена самооценка, но и проявляется агрессия по отношению к окружающим. Доказано, что основной причиной детской агрессии является именно семья. Формированию агрессии у детей способствует поведение членов семьи в определенных жизненных ситуациях (крик, хамство, ругань, плохое отношение к другим членам семьи, враждебность к ребенку).

Иногда у младших школьников агрессия носит беспричинный характер, то есть ничем не обоснована.

В младшем школьном возрасте мальчики проявляют большую агрессивность, нежели девочки. [14, 39 с.] Это может быть связано с рядом факторов: ревность родителей к брату или сестре, не согласие сверстников с его точкой зрения.



К агрессивному поведению может привести как личностные особенности человека, так и особенности ситуация, в которой он находится. Также агрессия в младшем школьном возрасте тесно связана гнев страх; особенно ярко это проявляется в возрасте 7-8 лет, когда эмоциональная сфера ребенка еще неустойчива.

В процессе изучения агрессии Ксения Сергеевна Шалагинова выделила 9 причин такого поведения:

  1. Агрессия – это естественная реакция на унижение достоинства ребенка. В таком случае подобное поведение ребенка вынуждено и не является устойчивой чертой характера. Школьник защищает себя, проявляя агрессию, но при устранении проблемы устраняется и агрессия.

  2. Агрессия может возникнуть при следующих обстоятельствах: подавление инициативы ребенка, постоянная опека, ограничение свободы и самостоятельности. В таком случае агрессия возникает при попытке отстоять себя, свои интересы и личное пространство.

  3. Агрессия – как черта характера ребенка, ярко выраженная направленность на других. Ребенку нужно выплеснуть свои эмоции, переживания и чувства на окружающих его людей. Если же люди игнорируют ребенка, то такая реакция может приобрести форму приставания.

  4. Агрессия как проявление Эдипова комплекса, то есть ребенок направляет свою агрессию на взрослого такого же пола. Такие проявления сильны и мало контролируемы. Чтобы избежать подобных ситуаций ребенка стоит направить на психиатрическую консультацию.

  5. Соперничество между детьми также может стать причиной агрессивного поведения, это самая распространённая причина.

  6. Агрессия как проявление комплекса неполноценности – стремление ребенком доказать свою самостоятельность. К вспышкам такого агрессивного поведения более склонны дети с ограниченными возможностями.

  7. Агрессия как результат фрустрации, которая возникает в результате разочарования, может проявляться в чувстве безысходности, в напряжении и в тревожности.

  8. Отрицательное влияние стилей семейного воспитания также влияет на агрессивное поведение детей. Ребенку очень важны эмоциональные отношения между членами семьи. Огромное влияние оказывают отношения между родителями.

  9. Возбудителем агрессивного поведения может являться наказание. наказание может способствовать не только подавлению агрессии, но в большей мере наказание стимулирует к проявлению агрессии, включая овладение формами агрессивных действий. [ 17, с. 21]


1.3 Фактор гендера в аспекте проявления агрессии в младшем школьном возрасте

Гендерные различия начали изучать психологи в 19 веке и до сих пор они изучаются.

Маккоби и Джаклин в своих исследованиях (как указывает Сандра Бем) пришли к выводу о том, что в младшем школьном возрасте гендерная сегрегация довольно ощутима. Они установили, что дети с самыми разными личностными качествами стремятся объединяться в социальные группы на основе общности гендера. И пришли к предположению, что биологический пол, социальные гендерные ярлыки и психологическая гендерная идентичность действуют совместно, вынуждая ребенка объединяться с детьми одного с ним пола и избегать объединения с детьми противоположного.
Младший школьный возраст характеризуется восприимчивостью к внешним влияниям, податливостью к эмоциональному воздействию и поэтому является сензитивным для формирования психологической гендерной идентичности и оптимизации взаимоотношений с представителями противоположного гендера [11, 154 с.].

Элеонора Маккоби и Кэрол Джеклин выделили 4 психологических отличия между мужчинами и женщинами:

  1. Способности ориентации в пространстве;

  2. Математические способности;

  3. Речевые навыки;

  4. Агрессивность. [ 12, с. 102]

Формирование личности у мальчиков и девочек имеет свои особенности, касающиеся в большей мере эмоциональной и интеллектуальной сфер психической деятельности.

У мальчиков в большей мере выражена способность к абстрагированию, их круг интересов более обширен, нежели у девочек. Однако мальчики чаще бывают беспомощны, чем их сверстницы при решении каких-либо практических задач или проблем, которые могут быть связаны с обыденной жизнью. В словесно-речевой деятельности девочки во многом превосходят мальчиков, у них сильнее выражены сострадание и сопереживание. Девочки более чувствительны к критике, для них важно чужое мнение, отрицательная критика часто вызывает агрессивное поведение. Кроме того, девочки и мальчики различаются в оценке своих психических качеств. Мальчики склонны считать себя храбрыми, сильными, энергичными, девочки же, в свою очередь, не стесняются показать свою слабость. [13, 51 с.]

У девочек акты прямой физической агрессии, по мнению педагогов, наблюдаются очень редко, большая их часть является непосредственной ответной реакцией на нападение противоположной стороны (как правило, ответная реакция на «задевания» мальчиков). Некоторые педагоги говорили, что девочки, использующие физическую силу против других, «какие-то мальчикоподобные»: у них наблюдаются формы поведения, свойственные противоположному полу. [4, 170 с.]


Девочкам, по мнению педагогов, ещё более свойственна косвенная вербальная агрессия, нежели прямая вербальная. Характеризуя их, учительницы и воспитательницы использовали следующие выражения: «ворчуньи, сплетницы, болтушки, постоянно жалуются друг на друга...». Мальчикам этот вид агрессии, как считают педагоги, не присущ. Тем не менее, были описаны случаи, когда мальчики, недовольные оценкой или замечанием, шёпотом возмущались, бубнили что-то себе под нос; при этом выражение их лица, по словам педагогов, было озлобленным. [23, 1134 с.]

Таким образом, мальчики и девочки в одинаковой мере склонны к агрессивному поведению, но отличаются друг от друга относительно проявлением такого поведения.

Выводы по главе 1

Можно сделать следующие выводы, объясняющие природу детской агрессии:

  1. Проявление агрессии можно объяснить биологическими, социальными и психологическими факторами;

  2. Рост агрессии может вызывать фрустрация ребенка и его общение с людьми;

  3. В ходе борьбы за выживание, агрессивность может быть нормальной реакцией индивидуума, свидетельствующая о развитии личности.

Существуют гендерные особенности проявления агрессии. Мальчики чаще всего склонны прибегать к открытой физической агрессии, а девочки склонны к вербальной и косвенной агрессии.

Агрессии у детей младшего школьного возраста способствуют следующие причины:

  1. Агрессия как результат фрустрации;

  2. Агрессия как реакция на унижение собственного достоинства;

  3. Агрессия как следствие ограничения свободы взрослыми;

  4. Агрессия как ярко выраженная направленность на других;

  5. Агрессия как проявление соперничества между детьми;

  6. Агрессия как проявление комплекса неполноценности;

  7. Агрессия как результат негативного влияния семейного воспитания.