Файл: Курсовая работа по дисциплине Психология студента очной формы обучения.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дети с высоким уровнем агрессии описывали свои рисунки так: «Челошадь. У нее нет друзей, обычно она прячется от всех. Она очень любит кушать коров и коз, которых ворует на лугу ночью». «Свинокур. Живет в яме, у него нет врагов. Любимое занятие – спать. У него нет друзей, потому что все боятся его большие зубы». «Пегас. Он красивый. Он кушает только вещи плохих людей. У него нет друзей. Он живет на луне один. У него есть большой рог».
При подсчете показателей мы обратились к методам математической обработки статистических данных, применяя t-критерий Стьюдента. При помощи программы SPSS мы произвели расчеты, где высчитали средние показатели.
Сравним группу мальчиков и группу девочек по индексу агрессии.
Среднее по агрессии: мальчики – 17,4; девочки – 13,3.
Полученное эмпирическое значение t (1.7) находится в зоне незначимости. Это говорит о том, что значительных различий между мальчиками и девочками по данному критерию не найдено.
Следующий этап исследования проводился по методике Басса-Дарки (табл. 2.1 и 2.2).
Таблица 2.1
Среднее значение по шкалам, полученное по методике Басса-Дарки (мальчики)
ФА | КА | Р | Н | О | П | ВА | ЧВ |
4,3 | 4,6 | 2,8 | 4,1 | 6,2 | 7,4 | 6 | 5 |
Таблица 2.2
Среднее значение по шкалам, полученное по методике Басса-Дарки
(девочки)
ФА | КА | Р | Н | О | П | ВА | ЧВ |
3,4 | 5,2 | 4,2 | 2,5 | 3,9 | 5,4 | 5,8 | 5 |
С использованием t-критерия Стьюдента произведем сравнительный анализ средних показателей девочек и мальчиков, полученных по результатам методики Басса-Дарки.
Физическая агрессия. t = 2,026; Р = 0,05 значение критерия находится в зоне неопределенности, можно предположить, что у мальчиков преобладает физическая агрессия.
Вербальная агрессия. t = 2, 693; Р = 0,01 значение критерия находится в зоне значимости, это свидетельствует о том, что вербальная агрессия преобладает у мальчиков.
Косвенная агрессия. t = -1,095; Р = 0,282 различия не значимы, косвенная агрессия одинаково выражена как у мальчиков, так и у девочек.
Данные полученные по шкалам индекс враждебности и индекс агрессивности представлены в приложении 5.
Индекс враждебности способствует развитию отрицательных качеств и негативных оценок людей и событий. Включает в себя шкалы 5-обида и 6-подозрительность.
Индекс агрессивности - проявление негативных чувств при малейшем возбуждении вербально или физически. Включает в себя шкалы 1 - физическая агрессия, 3 - раздражение, 7 - вербальная агрессия.
Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ±4, а враждебности — 6, 5-7±3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.
Далее мной был проведен тест Л.Венгера «Злое животное». Он проводился на 12 учениках 3 класса МБОУ «ЧСОШ №1 с УИОП», в нем приняли участие 6 мальчиков и 6 девочек. В ходе рассматривания рисунков детей, наличие агрессии было выявлено у 5. В рисунках этих детей оказалось, более, чем у других, темных и красных тонов, деталей, указывающих на агрессию. У семерых детей из группы наличие агрессивности выявилось на очень незначительном уровне, о чем говорило использование спокойных и светлых тонов в рисунке и изображение неагрессивных животных.
Данные по обработке рисунков занесены в таблицу 2.3.
Таблица 2.3
Данные по обработке рисунков детей
ФИ ребенка | Использование цвета | Нажим на карандаш | Злые, агрессивные персонажи | Детали |
| Темные тона | Напряженность цвета, много красного | Сильный нажим | Сверхсильный нажим |
Колчина Настя | - | - | - | - |
Хорюнина Юля | - | - | - | - |
Елецкий Саша | + | + | + | - |
Ковалев Данил | - | - | + | - |
Шилов Никита | + | + | - | + |
Демин Саша | - | - | + | - |
Потапова Лиза | - | - | + | - |
Ковалева Лиза | + | - | - | - |
Митова Милена | - | - | - | - |
Кузнецова Таисия | + | + | + | - |
Пивнев Сергей | + | - | - | - |
Менжунов Миша | + | - | + | - |
Выводы по главе 2
Во второй половине нашего эмпирического исследования на этапе сбора информации были проведены: проективная методика «Рисунок несуществующего животного», методика «Злое животное» и опросник уровня агрессивности Басса-Дарки. Далее был произведен анализ полученных данных и описаны результаты по данным методикам.
По результатам проведенного исследования, гипотеза Н0: тип гендерной идентичности влияет на уровень проявления агрессии учащимися младшего школьного возраста – отвергается. Н1: тип гендерной идентичности не влияет на уровень проявления агрессии учащимися младшего школьного возраста - принимается.
Таким образом, подводя итог нашего исследования, было выявлено, что у мальчиков и девочек в младшем школьном возрасте не существует статистически значимых различий в проявлении агрессии.
-
Психолого-педагогические рекомендации к проявлениям агрессии у младших школьников
Учителя в школе отмечают, что агрессивных детей с каждым годом становится все больше,с ними трудно работать,и, зачастую, учителя просто не знают, как справиться с их поведением.
Следующие правила экстренного вмешательства позволят в конфликтной ситуации обеспечить позитивное разрешение конфликтов.
Общие рекомендации педагогам по работе с агрессивными детьми:
Проведение коррекционной и поддерживающей работы.
Создание в группе эмоционального комфорта для детей.
Научить ребенка выражать свои чувства социально приемлемым способом.
Формирование адекватной самооценки.
Формирование навыков самоконтроля.
Обучение навыкам сотрудничества.
Развитие творчества у детей.
Основная задача учителя - уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:
повышение голоса, изменение тона на угрожающий; крик, негодование;
демонстрация власти («Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»);
сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;
использование физической силы;
втягивание в конфликт посторонних людей;
наказания или угрозы наказания.
Ребенку очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Для сохранения положительной репутации целесообразно:
публично минимизировать вину ребенка («Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину;
не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему;
предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками.
Заключение
На сегодняшний день в жизни все чаще встречаются примеры возрастания агрессивности как у мальчиков, так и у девочек, и обществу становится все сложнее и сложнее бороться с этой проблемой. Агрессия является одним из самых распространённых феноменов современного общества, к которому прибегают почти все.
Теоретический анализ проблемы исследования позволил уточнить основной тезаурус. В нашей работе под агрессией понимается любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим, а агрессивность рассматривается как относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное.
Агрессивные действия начинаются проявляться у младших школьников под влиянием различных факторов. В качестве таких факторов может выступать: влияние семьи и сверстников (неблагополучные отношения родителей в семье – ссоры, крики, скандалы). Дети, видя такое поведение вокруг себя, тоже начинают проявлять агрессию к окружающим людям. Они учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений, так же, как и путём наблюдения агрессивных действий.
Телевидение и другие средства массовой информации (передачи, заметки в газетах и журналах про преступную деятельность и криминальные хроники, а также фильмы с элементами жестокости). И хотя с сентября 2012 года вступил в силу закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», каждый родитель самостоятельно решает можно ли смотреть детям такие передачи и фильмы, и чаще всего разрешает это им делать.
В нашей курсовой работе «Гендерные особенности проявления агрессии учащимися младшего школьного возраста», агрессия была рассмотрена с разных сторон: анализ литературы по данной проблеме показал, что существует множество подходов к изучению агрессии.
Нами были рассмотрены лишь некоторые из них:
1. Психоаналитический подход;
2. Этологический подход;
3. Фрустрационная теория агрессии;
4. Теория социального научения (бихевиоральная модель).
В результате проведенного исследования младших школьников нами было установлено, что в данном возрастном периоде агрессия в различных ее проявлениях так или иначе присуща детям и находится, как правило, в допустимых пределах нормы. Таким образом, мальчики и девочки в одинаковой мере склонны к агрессивному поведению, но отличаются друг от друга относительно проявлением такого поведения.
Исходя из данных, полученных в ходе проведения методик Басса - Дарки на определения уровня агрессивности нами было выявлено, что мальчикам присуще проявление вербальной и физической агрессии, а девочкам характерно проявление косвенной агрессии направленным в обходный путь на другое лицо или ни на кого не направленная.
По результатам проективной методики «Рисунок несуществующего животного», мы выяснили, что различий в проявлении агрессии у младших школьников нет. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что тип гендерной идентичности влияет на уровень проявления агрессии учащимися младшего школьного возраста – отвергается.
Поставленная цель исследования достигнута.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник и практикум. - М.: Юрайт, 2014. - 812 с.
2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль: учебное пособие. – СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2004. – 512 с.
3.Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности, - СПб.: Речь, 2007. - 144 с.
4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб: Питер, 2011. — 352 с.
5. Вачков И. Как работать с агрессией // Школьный психолог. - 2007. -№18 – 25 с.
6. Доллард Д. Фрустрация и агрессия / Д. Доллард. - М.: Просвещение. - 1939. - 265 с.
7. Домова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция, - М.: Генезис, 2011. – 216 с.
8. Зигмунд Фрейд. Я и Оно. Христоматия по психологии в психоанализе, - М.: 2006. – 1040 с..
9. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2009. – 544 с.
10. Каган В.Е. Стереотипы мужественности – женственности и образ «я» у подростков.// Вопросы психологии. - №3 – 2009. - 54 с.
11. Клецина И.С. О.т психологии пола – к гендерным исследованиям: учебное пособие – СПб.: Питер, 2010. – 258 с.