Файл: Курсовая работа по дисциплине Психология студента очной формы обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Дети с высоким уровнем агрессии описывали свои рисунки так: «Челошадь. У нее нет друзей, обычно она прячется от всех. Она очень любит кушать коров и коз, которых ворует на лугу ночью». «Свинокур. Живет в яме, у него нет врагов. Любимое занятие – спать. У него нет друзей, потому что все боятся его большие зубы». «Пегас. Он красивый. Он кушает только вещи плохих людей. У него нет друзей. Он живет на луне один. У него есть большой рог».

При подсчете показателей мы обратились к методам математической обработки статистических данных, применяя t-критерий Стьюдента. При помощи программы SPSS мы произвели расчеты, где высчитали средние показатели.

Сравним группу мальчиков и группу девочек по индексу агрессии.

Среднее по агрессии: мальчики – 17,4; девочки – 13,3.

Полученное эмпирическое значение t (1.7) находится в зоне незначимости. Это говорит о том, что значительных различий между мальчиками и девочками по данному критерию не найдено.

Следующий этап исследования проводился по методике Басса-Дарки (табл. 2.1 и 2.2).

Таблица 2.1

Среднее значение по шкалам, полученное по методике Басса-Дарки (мальчики)

ФА

КА

Р

Н

О

П

ВА

ЧВ

4,3

4,6

2,8

4,1

6,2

7,4

6

5

Таблица 2.2

Среднее значение по шкалам, полученное по методике Басса-Дарки

(девочки)

ФА

КА

Р

Н

О

П

ВА

ЧВ

3,4

5,2

4,2

2,5

3,9

5,4

5,8

5


С использованием t-критерия Стьюдента произведем сравнительный анализ средних показателей девочек и мальчиков, полученных по результатам методики Басса-Дарки.

Физическая агрессия. t = 2,026; Р = 0,05 значение критерия находится в зоне неопределенности, можно предположить, что у мальчиков преобладает физическая агрессия.

Вербальная агрессия. t = 2, 693; Р = 0,01 значение критерия находится в зоне значимости, это свидетельствует о том, что вербальная агрессия преобладает у мальчиков.

Косвенная агрессия. t = -1,095; Р = 0,282 различия не значимы, косвенная агрессия одинаково выражена как у мальчиков, так и у девочек.

Данные полученные по шкалам индекс враждебности и индекс агрессивности представлены в приложении 5.

Индекс враждебности способствует развитию отрицательных качеств и негативных оценок людей и событий. Включает в себя шкалы 5-обида и 6-подозрительность.

Индекс агрессивности - проявление негативных чувств при малейшем возбуждении вербально или физически. Включает в себя шкалы 1 - физическая агрессия, 3 - раздражение, 7 - вербальная агрессия.

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ±4, а враждебности — 6, 5-7±3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Далее мной был проведен тест Л.Венгера «Злое животное». Он проводился на 12 учениках 3 класса МБОУ «ЧСОШ №1 с УИОП», в нем приняли участие 6 мальчиков и 6 девочек. В ходе рассматривания рисунков детей, наличие агрессии было выявлено у 5. В рисунках этих детей оказалось, более, чем у других, темных и красных тонов, деталей, указывающих на агрессию. У семерых детей из группы наличие агрессивности выявилось на очень незначительном уровне, о чем говорило использование спокойных и светлых тонов в рисунке и изображение неагрессивных животных.

Данные по обработке рисунков занесены в таблицу 2.3.

Таблица 2.3

Данные по обработке рисунков детей

ФИ ребенка

Использование цвета

Нажим на карандаш

Злые, агрессивные персонажи

Детали




Темные тона

Напряженность цвета, много красного

Сильный нажим

Сверхсильный нажим

Колчина Настя

-

-

-

-

Хорюнина Юля

-

-

-

-

Елецкий Саша

+

+

+

-

Ковалев Данил

-

-

+

-

Шилов Никита

+

+

-

+

Демин Саша

-

-

+

-

Потапова Лиза

-

-

+

-

Ковалева Лиза

+

-

-

-

Митова Милена

-

-

-

-

Кузнецова Таисия

+

+

+

-

Пивнев Сергей

+

-

-

-

Менжунов Миша

+

-

+

-


Выводы по главе 2

Во второй половине нашего эмпирического исследования на этапе сбора информации были проведены: проективная методика «Рисунок несуществующего животного», методика «Злое животное» и опросник уровня агрессивности Басса-Дарки. Далее был произведен анализ полученных данных и описаны результаты по данным методикам.

По результатам проведенного исследования, гипотеза Н0: тип гендерной идентичности влияет на уровень проявления агрессии учащимися младшего школьного возраста – отвергается. Н1: тип гендерной идентичности не влияет на уровень проявления агрессии учащимися младшего школьного возраста - принимается.

Таким образом, подводя итог нашего исследования, было выявлено, что у мальчиков и девочек в младшем школьном возрасте не существует статистически значимых различий в проявлении агрессии.

    1. Психолого-педагогические рекомендации к проявлениям агрессии у младших школьников

Учителя в школе отмечают, что агрессивных детей с каждым годом становится все больше,с ними трудно работать,и, зачастую, учителя просто не знают, как справиться с их поведением.

Следующие правила экстренного вмешательства позволят в конфликтной ситуации обеспечить позитивное разрешение конфликтов.

Общие рекомендации педагогам по работе с агрессивными детьми:

Проведение коррекционной и поддерживающей работы.

Создание в группе эмоционального комфорта для детей.

Научить ребенка выражать свои чувства социально приемлемым способом.

Формирование адекватной самооценки.

Формирование навыков самоконтроля.

Обучение навыкам сотрудничества.

Развитие творчества у детей.

Основная задача учителя - уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:

повышение голоса, изменение тона на угрожающий; крик, негодование;

демонстрация власти («Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»);

сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;

негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;

использование физической силы;


втягивание в конфликт посторонних людей;

наказания или угрозы наказания.

Ребенку очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Для сохранения положительной репутации целесообразно:

публично минимизировать вину ребенка («Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину;

не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему;

предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками.

Заключение

На сегодняшний день в жизни все чаще встречаются примеры возрастания агрессивности как у мальчиков, так и у девочек, и обществу становится все сложнее и сложнее бороться с этой проблемой. Агрессия является одним из самых распространённых феноменов современного общества, к которому прибегают почти все.

Теоретический анализ проблемы исследования позволил уточнить основной тезаурус. В нашей работе под агрессией понимается любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим, а агрессивность рассматривается как относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное.

Агрессивные действия начинаются проявляться у младших школьников под влиянием различных факторов. В качестве таких факторов может выступать: влияние семьи и сверстников (неблагополучные отношения родителей в семье – ссоры, крики, скандалы). Дети, видя такое поведение вокруг себя, тоже начинают проявлять агрессию к окружающим людям. Они учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений, так же, как и путём наблюдения агрессивных действий.

Телевидение и другие средства массовой информации (передачи, заметки в газетах и журналах про преступную деятельность и криминальные хроники, а также фильмы с элементами жестокости). И хотя с сентября 2012 года вступил в силу закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», каждый родитель самостоятельно решает можно ли смотреть детям такие передачи и фильмы, и чаще всего разрешает это им делать.

В нашей курсовой работе «Гендерные особенности проявления агрессии учащимися младшего школьного возраста», агрессия была рассмотрена с разных сторон: анализ литературы по данной проблеме показал, что существует множество подходов к изучению агрессии.


Нами были рассмотрены лишь некоторые из них:

1. Психоаналитический подход;

2. Этологический подход;

3. Фрустрационная теория агрессии;

4. Теория социального научения (бихевиоральная модель).

В результате проведенного исследования младших школьников нами было установлено, что в данном возрастном периоде агрессия в различных ее проявлениях так или иначе присуща детям и находится, как правило, в допустимых пределах нормы. Таким образом, мальчики и девочки в одинаковой мере склонны к агрессивному поведению, но отличаются друг от друга относительно проявлением такого поведения.

Исходя из данных, полученных в ходе проведения методик Басса - Дарки на определения уровня агрессивности нами было выявлено, что мальчикам присуще проявление вербальной и физической агрессии, а девочкам характерно проявление косвенной агрессии направленным в обходный путь на другое лицо или ни на кого не направленная.

По результатам проективной методики «Рисунок несуществующего животного», мы выяснили, что различий в проявлении агрессии у младших школьников нет. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что тип гендерной идентичности влияет на уровень проявления агрессии учащимися младшего школьного возраста – отвергается.

Поставленная цель исследования достигнута.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник и практикум. - М.: Юрайт, 2014. - 812 с.

2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль: учебное пособие. – СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2004. – 512 с.

3.Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности, - СПб.: Речь, 2007. - 144 с.

4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб: Питер, 2011. — 352 с.

5. Вачков И. Как работать с агрессией // Школьный психолог. - 2007. -№18 – 25 с.

6. Доллард Д. Фрустрация и агрессия / Д. Доллард. - М.: Просвещение. - 1939. - 265 с.

7. Домова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция, - М.: Генезис, 2011. – 216 с.

8. Зигмунд Фрейд. Я и Оно. Христоматия по психологии в психоанализе, - М.: 2006. – 1040 с..

9. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2009. – 544 с.

10. Каган В.Е. Стереотипы мужественности – женственности и образ «я» у подростков.// Вопросы психологии. - №3 – 2009. - 54 с.

11. Клецина И.С. О.т психологии пола – к гендерным исследованиям: учебное пособие – СПб.: Питер, 2010. – 258 с.