Файл: Курсовая работа по дисциплине Психология студента очной формы обучения.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных особенностей проявления агрессии детей младшего школьного возраста
2.1. Организация и методы исследования
Целью эмпирического исследования являлось выявление гендерных особенностей проявления агрессии учащимися младшего школьного возраста.
Исследование проводилось на учащихся 3 класса МБОУ «ЧСОШ № 1 с УИОП» пгт. Чернянка. Количество детей составило 25 человек. Мальчиков-16, девочек-9. (Приложение 1)
Задачи эмпирического исследования:
1. Определить параметры и методики эмпирического исследования гендерных особенностей проявления агрессии учащимися младшего школьного возраста.
2. Выявить уровень агрессии у детей младшего школьного возраста;
3. Провести математическую обработку полученных данных.
4. Обобщить результаты эмпирического исследования.
Эмпирическое исследование проходило в несколько этапов:
1 этап – подготовительный. Выбор темы, подбор литературы, закончившийся выдвижением гипотезы к предстоящему исследованию.
2 этап – основной. На этом этапе был сформирован пакет психодиагностических методик, произведен сбор данных и проанализированы данные, полученные в ходе исследования.
3 этап – заключительный. Формирование выводов.
Для решения задач эмпирического исследования были определены параметры и использованы следующие методики: проективная методика - «Рисунок несуществующего животного» (Приложение 2), «Злое животное» (Приложение 3) и опросник Басса-Дарки (Приложение 4).
В выборе психодиагностических методик для детей младшего школьного возраста предпочтительнее оказались проективные методики «Рисунок несуществующего животного» и «Злое животное», что связанно с возрастными особенностями исследуемой группы школьников.
Методика «Рисунок несуществующего животного» (С.Л. Колосова) помогает уровень агрессии у детей младшего школьного возраста. Ребенку предлагается нарисовать придуманное им самим животное, и которое до него было никому не известно. После того, как ребенок выполнит это задание, нужно расспросить у него о том существе, которое получилось. Испытуемый неосознанно соотносит себя с рисунком, перенося на изображенное существо свои качества и свою роль в обществе.
Методика «Злое животное» позволяет выявить скрытые агрессивные или депрессивные тенденции, типичную для ребенка реакцию на угрозу, характер имеющихся опасений, сознаваемые и неосознанные представления ребенка о его наиболее острых проблемах. Данный тест хорошо выявляет степень устойчивости ребенка к стрессам и проясняют ситуацию текущего эмоционального благополучия.
Рисунок обрабатывается по следующим параметрам:
Стремление рисовать присуще детям как дошкольного, так и младшего школьного возраста. Оно свидетельствует о развитии наглядно – образного мышления и стремлении выразить себя. Интерпретация рисунков помогает лучше понять особенности темперамента ребенка, его увлечения, а также внутренние переживания. Преобладание темных тонов в рисунках символизирует подавленное состояние ребенка, отсутствие жизнерадостности, не малое количество страхов, с которыми дите не в состоянии справится.
Серые и коричневые тона в своих изображениях чаще используют напряженные и конфликтные дети. Если ребенок рисует смазано или с большим количеством отчетливых или пересекающихся линий, то это свидетельствует о повышенной возбудимости и гиперактивности. Истеричные дети всегда рисуют себя в центре группы, все зависимости от своего положения.
Агрессивные тенденции можно увидеть в следующих деталях: при рисовании глаз ребенок изображает пустые глазницы; оскал, с выделенными зубами; агрессивная позиция животного («шерсть дыбом»); перечеркнутая или деформированная фигура; клыки, рога, шипы.
Для количественной обработки введены баллы, обозначающие выраженность того или иного параметра: 0 - не выражено, 1 - слабо выражено, 2 - сильно выражено.
Так же, для выявления уровня агрессивности психологи наиболее часто используют тест, разработанный А. Бассом и А. Дарки. Данная методика предназначена для исследования уровня проявления основных видов агрессии и враждебности в межличностных контактах. Указанная методика часто используется в различных исследованиях, которые и подтверждают ее валидность и надежность.
Методика представлена как самоотчет о склонности к разным формам агрессивного поведения. Она включает в себя 75 пунктов и 8 шкал:
Суммарные показатели шкал (1;2;3): 3 - индекс агрессивности; (6;7): 2 - индекс враждебности.
Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие 8 видов реакций:
1. Физическая агрессия (ФА) – использование физической силы против другого лица.
2. Косвенная (КА) – агрессия, направленная обходным путем на другое лицо или ни на кого не направленная.
3. Раздражение (Р) – готовность к проявлению негативных чувств, даже при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4. Негативизм (Н) – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся правил.
5. Обида (О) – зависть и ненависть к окружающим, как за действительные, так и за вымышленные действия.
6. Подозрительность (П) – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
7. Вербальная агрессия (ВА) – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (обвинения, угрозы).
8. Чувство вины (ЧВ) – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
При составлении опросника авторы использовали следующие принципы:
1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.
Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность как свойство личности и агрессия как акт поведения могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому опросником уровня агрессивности следует пользоваться в совокупности с другими методиками. В данном случае это проективная методика «Рисунок несуществующего животного».
При анализе результатов были реализованы методы математической и качественной обработке данных.
В процессе изучения вопроса о влиянии стиля семейного воспитания на формирование агрессии детей нами были сформулированы следующие статистические гипотезы:
Н0: тип гендерной идентичности влияет на уровень проявления агрессии младшими школьниками.
Н1: тип гендерной идентичности не влияет на уровень проявления агрессии младшими школьниками.
Таким образом, организация и методы эмпирической части релевантны цели и задачам исследования гендерных особенностей проявления агрессии учащимися младшего школьного возраста.
2.2 Результаты эмпирического исследования
Для начала я решила провести методику С.Л.Колосова «Рисунок несуществующего животного». Результаты, полученные в ходе проведения данной методики, представлены в приложении 5. Процентное распределение испытуемых по уровням проявления агрессии представлено на рисунках 2.1 и 2.2.
Рис. 2.1 Процентное распределение испытуемых-мальчиков по уровням проявления агрессии
Рис. 2.2 Процентное распределение испытуемых-девочек по уровням проявления агрессии
Из приведенный в диаграмме показателей можно сделать вывод о том, что у мальчиков преобладает высокий уровень агрессии (44%), далее идет средний уровень (31%), а только потом мальчики с низким уровнем агрессии (25%). У девочек же, напротив, преобладающим является низкий уровень агрессии (45%), далее идет средний уровень (33%), а только потом уже высокий уровень агрессии (22%).
Низкий уровень агрессии имеют 4 мальчика и 4 девочки. Проанализируем некоторые рисунки детей с низким уровнем агрессии. Рисунок девочки: изображена корова с крыльями, не угрожающее название – Муля, рисунок расположен в центре листа, присущ сверхсильный нажим, отсутствуют когти, клыки, на рисунке присутствуют рога и изображены пустые глазницы. Рисунок мальчика: ребенок изобразил крупную рыбу, с головой собаки и назвал ее – Вася, присуща некая неаккуратность рисунка с не прорисованными деталями.
Некоторые дети с низким уровнем агрессии описывали своих животных. Приведу пример: «Летающая корова. Ее зовут Муля. Она боится волков. У нее много друзей»; «Вилли. Он ест рыбу и капусту, у него добрые друзья. Он боится собак и львов»; « Пинки. Питается травой и семенами, хороший. У него нет друзей. Боится темноты и пауков».
Поведение детей с низким уровнем характеризуется отсутствием агрессии в привычных и безопасных ситуациях; для них характерно адекватное использование агрессии в ситуациях реальной угрозы для самозащиты, сублимирование агрессии в деятельности и в стремлении к успеху, а также отсутствие деструктивности.
Средний уровень агрессии имеют 5 мальчиков и 3 девочки. Поведение учащихся характеризуется умеренным проявлением агрессии в привычных ситуациях вследствие воображаемой угрозы со стороны окружающих людей (без реальной опасности), неадекватным использованием агрессии в критических ситуациях; небольшая степень деструктивности.
Разберем некоторые рисунки детей, которым присущ средний уровень агрессии. Рисунок девочки: практически на всей поверхности листа изображена заштрихованная рыба с лицом человека и хоботом слона, которую зовут Кариб, присутствует чешуя, а также была замечена неаккуратность рисунка с сильным нажимом карандаша.
Дети со средним показателем агрессии описывают свои рисунки так: «Крокозяба. Она есть листья и живет на деревьях. Она ломает ветки деревьев. У нее есть враги, но она их не боится. Она самая умная на свете»; «Камора. Любит кушать свиней, коров и все что попадется. У нее нет друзей. Ее любимое занятие пугать людей».
Высокий уровень агрессии выявлен у 7 мальчиков и 2 девочек. Поведение характеризуется частыми или сильными агрессивными реакциями, сопровождающимися разрушением предметов или насилием по отношению к окружающим. Данное поведение неадекватно ситуации, оно представляет высокую угрозу для жизни окружающих или самого человека. Проанализировав рисунки, было выявлено, что все дети при изображении несуществующего животного нарисовали либо клыки, либо зубы, шипы, рога или копыта с угрожающими названиями. Для примера возьмем рисунок девочки.
Испытуемый изобразил курицу с головой свиньи, кроме клыков и когтей ребенок изобразил острые иглы на шерсти курицы, также можно отметить, что рисунок маленького размера и изображен в нижней части листа. На рисунке мальчика так же присутствует угрожающее название – Рогоног. Школьник изобразила голову черта, из которой прорастают 2 руки и 4 ноги с копытами. На голове ребенок изобразил рога и открытый рот, с большим количеством зубов. В руках у Рогонога был изображен нож.
2.1. Организация и методы исследования
Целью эмпирического исследования являлось выявление гендерных особенностей проявления агрессии учащимися младшего школьного возраста.
Исследование проводилось на учащихся 3 класса МБОУ «ЧСОШ № 1 с УИОП» пгт. Чернянка. Количество детей составило 25 человек. Мальчиков-16, девочек-9. (Приложение 1)
Задачи эмпирического исследования:
1. Определить параметры и методики эмпирического исследования гендерных особенностей проявления агрессии учащимися младшего школьного возраста.
2. Выявить уровень агрессии у детей младшего школьного возраста;
3. Провести математическую обработку полученных данных.
4. Обобщить результаты эмпирического исследования.
Эмпирическое исследование проходило в несколько этапов:
1 этап – подготовительный. Выбор темы, подбор литературы, закончившийся выдвижением гипотезы к предстоящему исследованию.
2 этап – основной. На этом этапе был сформирован пакет психодиагностических методик, произведен сбор данных и проанализированы данные, полученные в ходе исследования.
3 этап – заключительный. Формирование выводов.
Для решения задач эмпирического исследования были определены параметры и использованы следующие методики: проективная методика - «Рисунок несуществующего животного» (Приложение 2), «Злое животное» (Приложение 3) и опросник Басса-Дарки (Приложение 4).
В выборе психодиагностических методик для детей младшего школьного возраста предпочтительнее оказались проективные методики «Рисунок несуществующего животного» и «Злое животное», что связанно с возрастными особенностями исследуемой группы школьников.
Методика «Рисунок несуществующего животного» (С.Л. Колосова) помогает уровень агрессии у детей младшего школьного возраста. Ребенку предлагается нарисовать придуманное им самим животное, и которое до него было никому не известно. После того, как ребенок выполнит это задание, нужно расспросить у него о том существе, которое получилось. Испытуемый неосознанно соотносит себя с рисунком, перенося на изображенное существо свои качества и свою роль в обществе.
Методика «Злое животное» позволяет выявить скрытые агрессивные или депрессивные тенденции, типичную для ребенка реакцию на угрозу, характер имеющихся опасений, сознаваемые и неосознанные представления ребенка о его наиболее острых проблемах. Данный тест хорошо выявляет степень устойчивости ребенка к стрессам и проясняют ситуацию текущего эмоционального благополучия.
Рисунок обрабатывается по следующим параметрам:
-
Использование цвета – темные тона говорят о депрессии у ребенка; повышенная напряженность цвета – эмоциональная напряженность, агрессия; -
Сильный нажим на карандаш – эмоциональная напряженность; -
Сверхсильный нажим на карандаш – конфликтность, агрессивность; -
Злые, агрессивные персонажи – негативизм, агрессивность; -
Детали (оружие, шипы, иглы) – защитная реакция; -
Детали (рога, когти, зубы) – агрессивность.
Стремление рисовать присуще детям как дошкольного, так и младшего школьного возраста. Оно свидетельствует о развитии наглядно – образного мышления и стремлении выразить себя. Интерпретация рисунков помогает лучше понять особенности темперамента ребенка, его увлечения, а также внутренние переживания. Преобладание темных тонов в рисунках символизирует подавленное состояние ребенка, отсутствие жизнерадостности, не малое количество страхов, с которыми дите не в состоянии справится.
Серые и коричневые тона в своих изображениях чаще используют напряженные и конфликтные дети. Если ребенок рисует смазано или с большим количеством отчетливых или пересекающихся линий, то это свидетельствует о повышенной возбудимости и гиперактивности. Истеричные дети всегда рисуют себя в центре группы, все зависимости от своего положения.
Агрессивные тенденции можно увидеть в следующих деталях: при рисовании глаз ребенок изображает пустые глазницы; оскал, с выделенными зубами; агрессивная позиция животного («шерсть дыбом»); перечеркнутая или деформированная фигура; клыки, рога, шипы.
Для количественной обработки введены баллы, обозначающие выраженность того или иного параметра: 0 - не выражено, 1 - слабо выражено, 2 - сильно выражено.
Так же, для выявления уровня агрессивности психологи наиболее часто используют тест, разработанный А. Бассом и А. Дарки. Данная методика предназначена для исследования уровня проявления основных видов агрессии и враждебности в межличностных контактах. Указанная методика часто используется в различных исследованиях, которые и подтверждают ее валидность и надежность.
Методика представлена как самоотчет о склонности к разным формам агрессивного поведения. Она включает в себя 75 пунктов и 8 шкал:
-
«Вербальная агрессия»; -
«Негативизм»; -
«Непрямая агрессия»; -
«Обидчивость»; -
«Раздражительность»; -
«Физическая агрессия»; -
«Подозрительность»; -
«Чувство вины».
Суммарные показатели шкал (1;2;3): 3 - индекс агрессивности; (6;7): 2 - индекс враждебности.
Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие 8 видов реакций:
1. Физическая агрессия (ФА) – использование физической силы против другого лица.
2. Косвенная (КА) – агрессия, направленная обходным путем на другое лицо или ни на кого не направленная.
3. Раздражение (Р) – готовность к проявлению негативных чувств, даже при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4. Негативизм (Н) – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся правил.
5. Обида (О) – зависть и ненависть к окружающим, как за действительные, так и за вымышленные действия.
6. Подозрительность (П) – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
7. Вербальная агрессия (ВА) – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (обвинения, угрозы).
8. Чувство вины (ЧВ) – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
При составлении опросника авторы использовали следующие принципы:
1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.
Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность как свойство личности и агрессия как акт поведения могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому опросником уровня агрессивности следует пользоваться в совокупности с другими методиками. В данном случае это проективная методика «Рисунок несуществующего животного».
При анализе результатов были реализованы методы математической и качественной обработке данных.
В процессе изучения вопроса о влиянии стиля семейного воспитания на формирование агрессии детей нами были сформулированы следующие статистические гипотезы:
Н0: тип гендерной идентичности влияет на уровень проявления агрессии младшими школьниками.
Н1: тип гендерной идентичности не влияет на уровень проявления агрессии младшими школьниками.
Таким образом, организация и методы эмпирической части релевантны цели и задачам исследования гендерных особенностей проявления агрессии учащимися младшего школьного возраста.
2.2 Результаты эмпирического исследования
Для начала я решила провести методику С.Л.Колосова «Рисунок несуществующего животного». Результаты, полученные в ходе проведения данной методики, представлены в приложении 5. Процентное распределение испытуемых по уровням проявления агрессии представлено на рисунках 2.1 и 2.2.
Рис. 2.1 Процентное распределение испытуемых-мальчиков по уровням проявления агрессии
Рис. 2.2 Процентное распределение испытуемых-девочек по уровням проявления агрессии
Из приведенный в диаграмме показателей можно сделать вывод о том, что у мальчиков преобладает высокий уровень агрессии (44%), далее идет средний уровень (31%), а только потом мальчики с низким уровнем агрессии (25%). У девочек же, напротив, преобладающим является низкий уровень агрессии (45%), далее идет средний уровень (33%), а только потом уже высокий уровень агрессии (22%).
Низкий уровень агрессии имеют 4 мальчика и 4 девочки. Проанализируем некоторые рисунки детей с низким уровнем агрессии. Рисунок девочки: изображена корова с крыльями, не угрожающее название – Муля, рисунок расположен в центре листа, присущ сверхсильный нажим, отсутствуют когти, клыки, на рисунке присутствуют рога и изображены пустые глазницы. Рисунок мальчика: ребенок изобразил крупную рыбу, с головой собаки и назвал ее – Вася, присуща некая неаккуратность рисунка с не прорисованными деталями.
Некоторые дети с низким уровнем агрессии описывали своих животных. Приведу пример: «Летающая корова. Ее зовут Муля. Она боится волков. У нее много друзей»; «Вилли. Он ест рыбу и капусту, у него добрые друзья. Он боится собак и львов»; « Пинки. Питается травой и семенами, хороший. У него нет друзей. Боится темноты и пауков».
Поведение детей с низким уровнем характеризуется отсутствием агрессии в привычных и безопасных ситуациях; для них характерно адекватное использование агрессии в ситуациях реальной угрозы для самозащиты, сублимирование агрессии в деятельности и в стремлении к успеху, а также отсутствие деструктивности.
Средний уровень агрессии имеют 5 мальчиков и 3 девочки. Поведение учащихся характеризуется умеренным проявлением агрессии в привычных ситуациях вследствие воображаемой угрозы со стороны окружающих людей (без реальной опасности), неадекватным использованием агрессии в критических ситуациях; небольшая степень деструктивности.
Разберем некоторые рисунки детей, которым присущ средний уровень агрессии. Рисунок девочки: практически на всей поверхности листа изображена заштрихованная рыба с лицом человека и хоботом слона, которую зовут Кариб, присутствует чешуя, а также была замечена неаккуратность рисунка с сильным нажимом карандаша.
Дети со средним показателем агрессии описывают свои рисунки так: «Крокозяба. Она есть листья и живет на деревьях. Она ломает ветки деревьев. У нее есть враги, но она их не боится. Она самая умная на свете»; «Камора. Любит кушать свиней, коров и все что попадется. У нее нет друзей. Ее любимое занятие пугать людей».
Высокий уровень агрессии выявлен у 7 мальчиков и 2 девочек. Поведение характеризуется частыми или сильными агрессивными реакциями, сопровождающимися разрушением предметов или насилием по отношению к окружающим. Данное поведение неадекватно ситуации, оно представляет высокую угрозу для жизни окружающих или самого человека. Проанализировав рисунки, было выявлено, что все дети при изображении несуществующего животного нарисовали либо клыки, либо зубы, шипы, рога или копыта с угрожающими названиями. Для примера возьмем рисунок девочки.
Испытуемый изобразил курицу с головой свиньи, кроме клыков и когтей ребенок изобразил острые иглы на шерсти курицы, также можно отметить, что рисунок маленького размера и изображен в нижней части листа. На рисунке мальчика так же присутствует угрожающее название – Рогоног. Школьник изобразила голову черта, из которой прорастают 2 руки и 4 ноги с копытами. На голове ребенок изобразил рога и открытый рот, с большим количеством зубов. В руках у Рогонога был изображен нож.