Файл: Абакумова Основы аудита.pdf

Добавлен: 07.02.2019

Просмотров: 2730

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

зации  на  региональном  и  интернационализации  на  международном  уров-
нях. 

Начало  интернационализации  аудита  было  положено  созданием  в 

1977 г. Международной Федерации Бухгалтеров с штаб-квартирой в Нью-
Йорке, на которую, в частности, были возложены функции разработки Ко-
декса Этики Профессиональных Бухгалтеров, Международных Стандартов 
Аудита, бюллетеней аудита, положений о государственном и управленче-
ском  учете,  пособий  по  профессиональному  образованию  и  аудиту  госу-
дарственных  предприятий.  Следует  отметить,  что  Международная  Феде-
рация  Бухгалтеров  не  имеет  права  требовать  от  организаций-членов  при-
ведения  стандартов  своих  стран  в  соответствии  с  международными,  при-
менять  какие-либо  санкции  к  ним.  Эти  факты  являются  свидетельством 
выбора  добровольного  пути  интернационализации  нормативной  базы  ау-
дита, квалификационного уровня профессиональных бухгалтеров (аудито-
ров) стран мирового сообщества. 

В России звание аудитора было введено Петром I. Должность ауди-

тора  совмещала  в  себе  некоторые  обязанности  делопроизводителя,  секре-
таря и прокурора. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтера-
ми. Попытки внедрить в лексикон слово «аудит» были сделаны в 1928 г. В 
связи  с  развитием  промышленности,  НЭПа,  государственными  указами 
вводили институт присяжных бухгалтеров. 

Современный российский аудит как вид предпринимательской дея-

тельности появился в 1987 г. в связи с возникновением совместных пред-
приятий и требованиями международных правил. Первыми аудиторскими 
организациями в России стали представительства и дочерние предприятия 
акционерного  общества  «Инаудит»,  основанного  осенью 1987г. 
В 1988 г. Советом Министров был принят «Порядок создания на террито-
рии  СССР  совместных  предприятий»,  в  соответствии  с  которым  отчет-
ность совместного предприятия подвергалась аудиторской проверке. 

До принятия закона об аудите действовали Временные правила ау-

диторской  деятельности  в  Российской  Федерации,  утвержденные  Указом 
Президента  РФ  от 22 декабря 1993 г.  № 2263. Этот  документ  определял 
правовые основы аудиторской деятельности в России. 

Распоряжением  Президента  РФ  от 4 февраля 1994 г.  № 54-рп  «Об 

организации  работы  Комиссии  по  аудиторской  деятельности  при  Прези-
денте Российской Федерации» утверждено Положение о Комиссии по ау-
диторской  деятельности  при  Президенте  РФ.  Одним  из  направлений  дея-
тельности Комиссии является разработка на основе законодательства Рос-
сийской Федерации проектов нормативных актов, регулирующих аудитор-
скую деятельность. 

На сегодняшний день Комиссией одобрено 37 стандартов (правил) 

аудиторской деятельности, которые рекомендуются к использованию в ра-
боте аудиторов и аудиторских фирм. Первые стандарты были одобрены в 

 


background image

1996 г. 

Постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г. № 482 был ут-

вержден  Порядок  выдачи  лицензии  на  осуществление  аудиторской  дея-
тельности. В настоящее время указанный порядок сохраняет свое действие 
в  части  норм,  касающихся  порядка  выдачи  лицензий  на  осуществление 
банковского аудита. 

Порядок выдачи лицензий на осуществление аудита страховщиков, 

аудита  бирж,  внебюджетных  фондов,  инвестиционных  институтов  и  об-
щий аудит в первое время регламентировался Положением о лицензирова-
нии отдельных видов аудиторской деятельности в Российской Федерации, 
утвержденным постановлением Правительства РФ от 27 апреля 1999 г. № 
472. 

 

1.   Организация и методика проведения общего аудита 

 

1.1. Сущность  и цели аудита 

 

Аудиторская  деятельность,  аудит - предпринимательская  деятель-

ность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бух-
галтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей 
(далее - аудируемые лица). 

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финан-

совой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка 
ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.  

Под  достоверностью  понимается  степень  точности  данных  финан-

совой  (бухгалтерской)  отчетности,  которая  позволяет  пользователю  этой 
отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результа-
тах  хозяйственной  деятельности,  финансовом  и  имущественном  положе-
нии аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обосно-
ванные решения. 

При этом аудит не подменяет государственного контроля достовер-

ности  финансовой  (бухгалтерской)  отчетности,  осуществляемого  в  соот-
ветствии  с  законодательством  Российской  Федерации  уполномоченными 
органами государственной власти. 

Основная  цель  аудита  может  дополняться  и  другими  целями,  обу-

словленными договором на проведение аудита, например, улучшение фи-
нансового состояния аудируемого лица (разработка мероприятий), оптими-
зация затрат и финансового результата и другие. 

Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запреща-

ется  заниматься  какой-либо  иной  предпринимательской  деятельностью, 
кроме проведения аудита, но они могут оказывать сопутствующие аудиту 
услуги. 

Под сопутствующими аудиту услугами понимается:  

 


background image

•  постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, со-

ставление  финансовой  (бухгалтерской)  отчетности,  бухгалтерское  кон-
сультирование; 

•  налоговое консультирование; 

•  анализ  финансово-хозяйственной  деятельности  организаций  и 

индивидуальных  предпринимателей,  экономическое  и  финансовое  кон-
сультирование; 

•  управленческое  консультирование,  в  том  числе  связанное  с  ре-

структуризацией организаций; 

•  правовое консультирование, а также представительство в судеб-

ных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам; 

•  автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информацион-

ных технологий; 

•  оценка  стоимости  имущества,  оценка  предприятий  как  имуще-

ственных комплексов, а также предпринимательских рисков; 

•  разработка  и  анализ  инвестиционных  проектов,  составление 

бизнес-планов; 

•  проведение маркетинговых исследований; 

•  проведение научно-исследовательских и экспериментальных ра-

бот в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение 
их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях; 

•  обучение  в  установленном  законодательством  Российской  Фе-

дерации  порядке  специалистов  в  областях,  связанных  с  аудиторской  дея-
тельностью; 

•  оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью. 

 

1.2. Виды  аудита 

 

Аудит может классифицироваться по четырем признакам: 

по виду деятельности проверяемого экономического субъекта различают: 

•  банковский аудит; 

•  страховой аудит, 

•  аудит инвестиционных институтов и бирж, 

•  общий аудит. 

Аудиторские аттестаты выдаются по этим четырем направлениям. 

по степени обязательности: 

•  обязательный аудит; 

•  инициативный аудит. 

по составу и объему проверяемой отчетности: 

•  годовой аудит бухгалтерской отчетности (поквартальный, полу-

годовой), 

•  специальный аудит отдельных вопросов. 

 


background image

по виду исполнителя аудиторских услуг: 

•  внешний, 

•  внутренний. 
Внешний аудит осуществляется аудиторской организацией или ин-

дивидуальным  предпринимателем,  так  же  аудиторами  имеющими  квали-
фикационный аттестат. 

Внутренний  аудит – это  элемент  системы  внутреннего  контроля 

экономического субъекта; он включает в себя проверку финансовой отчет-
ности компании ее специально назначенными сотрудниками с целью оцен-
ки правильности принятых решений, выявления ошибок и пр. Так же зада-
чами  внутреннего  аудита  являются  контроль  за  сохранностью  активов, 
оценка эффективности вложений финансов экономического субъекта. 

Обязательный  аудит  проводится  только  аудиторскими  организа-

циями. При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных 
(складочных) капиталах которых доля государственной собственности или 
собственности  субъекта  Российской  Федерации  составляет  не  менее 25 
процентов,  заключение  договоров  оказания  аудиторских  услуг  должно 
осуществляться по конкурсу по итогам размещения заказа на оказание та-
ких услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 
2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполне-
ние работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». 

Аудиторская  проверка  аудируемых  лиц,  в  финансовой  (бухгалтер-

ской) документации которых содержатся сведения, составляющие государ-
ственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Рос-
сийской Федерации только аудиторскими компаниями в уставном капита-
ле, которых нет иностранного капитала и имеется допуск к проверке таких 
организаций. 

Обязательный  аудит - это  ежегодная  обязательная  аудиторская 

проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) от-
четности организации или индивидуального предпринимателя. Под требо-
вания законодательных и нормативных актов РФ, устанавливающих обяза-
тельность годовой бухгалтерской отчетности, подпадают: 
организации имеющие организационно-правовую форму открытого акцио-
нерного общества; 

•  по виду деятельности - кредитные организации, бюро кредитных 

историй,  страховые  организации  (за  исключением  сельскохозяйственных 
кооперативов) или общества взаимного страхования, товарные или фондо-
вые биржи, инвестиционные фонды, государственные внебюджетные фон-
ды, источником образования средств которых являются предусмотренные 
законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, про-
изводимые  физическими  и  юридическими  лицами,  фонды,  источниками 
образования средств которого являются добровольные отчисления физиче-
ских и юридических лиц; 

 


background image

•  организации (за исключением сельскохозяйственных кооперати-

вов и их союзов) или индивидуальные предприниматели, у которых объем 
выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за 
один  год  превышает  в 500 тысяч  раз  установленный  законодательством 
Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма ак-
тивов  баланса  превышает  на  конец  отчетного  года  в 200 тысяч  раз  уста-
новленный  законодательством  Российской  Федерации  минимальный  раз-
мер оплаты труда; 

•  организации,  которые  является  государственным  унитарным 

предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на 
праве  хозяйственного  ведения,  если  финансовые  показатели  его  деятель-
ности соответствуют выше перечисленным показателям. Для муниципаль-
ных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации фи-
нансовые показатели могут быть понижены; 

С 01.01.2007 года  Федеральным  законом  от 03.11.2006 N 174-ФЗ 

«Об  автономных  учреждениях»  аудиторское  заключение  о  достоверности 
годовой  бухгалтерской  отчетности  автономного  учреждения  является  од-
ной  из  неотъемлемых  составляющих  перечня  документов,  открытость  и 
доступность которых должно обеспечить автономное учреждение. Т.е. для 
автономных учреждений, созданных с 2007 года аудит является обязатель-
ным. 

Инициативный аудит осуществляется по решению экономического 

субъекта,  либо  органов  управления,  либо  собственников.  Обычно  целью 
такого аудита является выявление недостатков в методике бухгалтерского 
учета,  правильности  исчисления  налогов,  определение  финансового  со-
стояния,  а  также  рекомендации  по  повышению  эффективности  методов 
управления.  

Инициаторами аудита могут быть также органы власти (прокурату-

ра, МВД). Орган дознания и следователь при наличии санкции прокурора, 
прокурор, суд и арбитражный суд вправе в соответствии с процессуальным 
законодательством Российской Федерации дать аудитору или аудиторской 
фирме  поручение  о  проведении  аудиторской  проверки  экономического 
субъекта  при  наличии  в  производстве  указанных  органов  возбужденного 
(возобновленного производством) уголовного дела, принятого к производ-
ству  (возобновленного  производством)  гражданского  дела  или  дела,  под-
ведомственного арбитражному суду. Содержание такого поручения долж-
но  соответствовать  обстоятельствам,  послужившим  основанием  для  воз-
буждения  (возобновления  производством)  уголовного  дела,  принятия  к 
производству (возобновления производством) гражданского дела или дела, 
подведомственного  арбитражному  суду.  Срок  проведения  аудиторской 
проверки по такому поручению определяется по договоренности с аудито-
ром (аудиторской фирмой) и, как правило, не должен превышать двух ме-
сяцев. Государственные органы, по поручению которых проводится ауди-