Добавлен: 07.02.2019
Просмотров: 3029
Скачиваний: 4
торская проверка, обязаны создать надлежащие условия для ее проведения,
а также при необходимости обеспечить личную безопасность аудиторов и
членов их семей. С согласия аудиторов проверка может проводиться по
документам финансовой отчетности, изъятым (затребованным) в установ-
ленном порядке органом дознания, прокурором, следователем, судом и ар-
битражным судом.
Оплата работы аудитора (аудиторской фирмы) при проведении
проверок по поручению органа дознания, прокурора, следователя, суда и
арбитражного суда производится предварительно за счет проверяемого
экономического субъекта по ставкам, ежегодно утверждаемым Советом
Министров - Правительством Российской Федерации с учетом средней
ставки оплаты, сложившейся на рынке аудиторских услуг.
В случае отсутствия у экономического субъекта достаточных
средств вследствие несостоятельности (банкротства) предварительная оп-
лата работы аудитора (аудиторской фирмы) производится в месячный срок
по тем же ставкам за счет средств республиканского бюджета Российской
Федерации с последующим возмещением на основании решения арбит-
ражного суда по иску соответствующего прокурора или органа федераль-
ного казначейства за счет имущества экономического субъекта, признан-
ного несостоятельным (банкротом).
1.3. Правовые основы аудиторской деятельности
Правовые основы осуществления аудиторской деятельности в Рос-
сийской Федерации определяются документами различных уровней:
• Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об ауди-
торской деятельности»,
• Постановлениями Правительства Российской Федерации,
• документами министерств и ведомств,
• правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
Федеральный закон N 119-ФЗ от 7 августа 2001 г. "Об аудиторской
деятельности" (далее - Закон об аудиторской деятельности) вступил в силу
с 9 сентября 2001 г. (за исключением абзацев и положений некоторых ста-
тей, о чем будет сказано ниже).
Федеральным законом определено что такое аудит и кто им может
заниматься, права и обязанности аудиторов и проверяемых ими экономи-
ческих субъектов, установлены требования к аудиторским организациям и
аудиторам, соблюдение правил (стандартов) аудиторской деятельности,
какие меры могут быть приняты к аудиторам за нарушение действующего
законодательства, отнесение на затраты стоимости аудиторских и сопутст-
вующих услуг. Установлены требования к аудиторским организациям и
аудиторам, права и обязанности сторон в ходе аудиторской проверки, оп-
ределен статус аудиторского заключения и аудитора.
10
Во исполнение федерального закона об аудиторской деятельности
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября
2002 г. № 696 утверждены стандарты (правила) аудиторской деятельности
(изменения в стандарты (правила) были внесены Постановлениями Прави-
тельства РФ от 04.07.2003 № 405, от 07.10.2004 № 532, от 16.04.2005 №
228, от 25.08.2006 № 523, от 22.07.2008 № 557).
Полномочия по регулированию аудиторской деятельности закреп-
лены за Минфином России. который обеспечивает:
• издание в пределах своей компетенции нормативных правовых
актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
• организацию разработки и представление на утверждение Пра-
вительству Российской Федерации федеральных правил (стандартов) ауди-
торской деятельности;
• организацию в установленном законодательством Российской
Федерации порядке системы аттестации, обучения и повышения квалифи-
кации аудиторов в Российской Федерации, лицензирование аудиторской
деятельности;
• организацию системы надзора за соблюдением аудиторскими
организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований
и условий;
• контроль за соблюдением аудиторскими организациями и инди-
видуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской
деятельности;
• определение объема и разработка порядка представления упол-
номоченному федеральному органу отчетности аудиторских организаций и
индивидуальных аудиторов и финансовой отчетности;
• ведение государственных реестров аттестованных аудиторов ау-
диторских организаций, индивидуальных аудиторов, профессиональных
аудиторских объединений и учебно-методических центров в соответствии
с положением о ведении реестров, утверждаемым уполномоченным феде-
ральным органом, а также предоставление информации, содержащейся в
реестрах, всем заинтересованным лицам;
• аккредитацию профессиональных аудиторских объединений.
Правила (стандарты) аудиторской деятельности – это единые тре-
бования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению
и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку
подготовки аудиторов и оценке их квалификации.
Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на:
• международные;
• национальные - федеральные правила (стандарты) аудиторской
деятельности;
11
• внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности,
действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также
правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и
индивидуальных аудиторов.
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности яв-
ляются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных ау-
диторов, а также для аудируемых лиц, за исключением тех стандартов
(правил), в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный
характер.
Внутренние стандарты (правила) разрабатываются на основании
федеральных стандартов и не могут противоречить общим требованиям.
При этом требования внутренних правил (стандартов) аудиторской дея-
тельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандар-
тов) аудиторской деятельности.
Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в соответ-
ствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых ак-
тов Российской Федерации и федеральных правил (стандартов) аудитор-
ской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы сво-
ей работы. Данные действия не распространяются на планирование и до-
кументирование аудита, составление рабочей документации аудитора, ау-
диторского заключения, которые осуществляются в соответствии с феде-
ральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
В таблице 1.1. приведены перечни стандартов аудита, одобренных
комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ и соответст-
вующих федеральных стандартов.
Таблица 1.1
Перечень стандартов аудита
Правила (стандарты) аудиторской
деятельности, одобренные
Комиссией по аудиторской
деятельности при Президенте РФ
Федеральные правила (стандарты)
аудиторской деятельности
Оценка
риска
и
внутренний
контроль.
Характеристика
и
учет
среды
компьютерной
и
информационной систем
Оценка
аудиторских
рисков
и
внутренний
контроль,
осуществляемый аудируемым лицом
(N 8)
Порядок заключения договоров на
оказание аудиторских услуг
Согласование
условий
проведения
аудита (N 12)
Аудит
оценочных
значений
в бухгалтерском учете
Особенности
аудита
оценочных
значений (N 21)
Прочая информация в документах,
содержащих
проаудированную
бухгалтерскую отчетность
Прочая информация в документах,
содержащих
проаудированную
финансовую
(бухгалтерскую)
отчетность (N 27)
12
Цели
и
основные
принципы,
связанные
с
аудитом
бухгалтерской отчетности
Цель и основные принципы аудита
финансовой
(бухгалтерской)
отчетности (N 1)
Понимание
деятельности
экономического субъекта
Понимание
деятельности
аудируемого лица (N 15)
Изучение и использование работы
внутреннего аудита
Рассмотрение
работы
внутреннего
аудита (N 29)
Использование
работы
другой
аудиторской организации
Использование
результатов
работы другого аудитора (N 28)
Характеристика
сопутствующих
аудиту
услуг
и
требования,
предъявляемые к ним
Основные
принципы
федеральных
правил
(стандартов)
аудиторской
деятельности, имеющих отношение
к
услугам,
которые
могут
предоставляться
аудиторскими
организациями
и
аудиторами
(N 24)
Учет
операции
со
связанными
сторонами в ходе аудита
Аффилированные лица (N 9)
Общение
с
руководством
экономического
субъекта.
Письменная
информация
аудитора
руководству
экономического
субъекта
по
результатам
проведения аудита
Сообщение
информации,
полученной
по
результатам
аудита,
руководству
аудируемого
лица
и
представителям
его
собственника (N 22)
Внутрифирменный
контроль
качества аудита
Внутренний
контроль
качества
аудита (N 7)
Первичный
аудит
начальных
и
сравнительных
показателей
бухгалтерской отчетности
Особенности
первой
проверки
аудируемого лица (N 19)
Разъяснения,
предоставляемые
руководством
проверяемого
экономического субъекта
Заявления
и
разъяснения
руководства
аудируемого
лица
(N 23)
Проверка
соблюдения
нормативных
актов при проведении аудита
Учет
требований
нормативных
правовых
актов
Российской
Федерации в ходе аудита (N 14)
Применимость
допущения
непрерывности деятельности
Применимость
допущения
непрерывности
деятельности
аудируемого лица (N 11)
Существенность
и
аудиторский
риск
Существенность в аудите (N 4)
Аналитические процедуры
Аналитические процедуры (N 20)
Действия аудитора при выявлении
искажений
бухгалтерской
отчетности
Обязанности
аудитора
по
рассмотрению
ошибок
и
недобросовестных
действий
в ходе аудита (N 13)
Изучение
и
оценка
систем
бухгалтерского
учета
и
внутреннего
контроля
в
ходе
аудита
Оценка
аудиторских
рисков
и
внутренний
контроль,
осуществляемый аудируемым лицом
(N 8)
13
Документирование аудита
Документирование аудита (N 2)
Аудиторская выборка
Аудиторская выборка (N 16)
Письмо-обязательство
аудиторской
организации
о
согласии
на
проведение аудита
Согласование
условий
проведения
аудита (N 12)
Порядок
составления
аудиторского
заключения
о
бухгалтерской
отчетности
Аудиторское
заключение
по
финансовой
(бухгалтерской)
отчетности (N 6)
Дата
подписания
аудиторского
заключения
и
отражение
в
нем
событий, произошедших после даты
составления
и
представления
бухгалтерской отчетности
События
после
отчетной
даты
(N 10)
Аудиторские доказательства
Аудиторские
доказательства
(N 5)
Планирование аудита
Планирование аудита (N 3)
Права
и
обязанности
аудиторских
организаций
и
проверяемых
экономических субъектов
Федеральный
закон
"Об
аудиторской
деятельности",
ст. ст. 5 и 6
Требования,
предъявляемые
к
внутренним
стандартам
аудиторских организаций
Проект
Проверка
прогнозной
финансовой
информации
Проект
Использование работы эксперта
Проект
Проведение
аудита
с
помощью
компьютеров
Особенности
аудита
малых
экономических субъектов
Заключение
аудиторской
организации
по
специальным
аудиторским заданиям
Аудит
в
условиях
компьютерной
обработки данных
1.4. Функции аудиторских фирм и аудиторов
Аудиторской деятельностью имеют право заниматься физические
лица аудиторы и юридические лица аудиторские фирмы независимо от ви-
да собственности, в том числе иностранные и созданные совместно с ино-
странными юридическими и физическими лицами.
Аудитор - физическое лицо, отвечающее квалификационным тре-
бованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и
имеющее квалификационный аттестат аудитора.
Аудитор может работать в качестве работника аудиторской органи-
зации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к ра-
боте на основании гражданско-правового договора, либо в качестве инди-
14