Файл: Рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативноправовыми документами.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пояснительная записка
Нормативно-правовое обеспечение программы
Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
-
Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» -
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 -
Примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15). -
Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Токская СОШ» -
Календарным учебным графиком МБОУ «Токская СОШ» на 2020/2021 учебный год -
Учебным планом МБОУ «Токская СОШ» на 2020/2021 учебный год -
Авторской программой по основам безопасности жизнедеятельности (Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова.5-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций /А.Т. Смирнов, Б.О. Хренникова.-5-е изд., перераб.- М:. Просвещение, 2019.- 63с.) -
письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов» -
положением МБОУ «Токская СОШ» « О рабочей программеМБОУ «Токская СОШ»
Общие цели учебного предмета
Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:
-
безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; -
понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности; -
принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти; -
антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека; -
отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ; -
готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
-
формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; -
формирование индивидуальной системы здорового образа жизни; -
выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Место предмета в базисном учебном плане
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается с 5 по 9 класс, что и предусмотрено в рабочей программе и учебниках под редакцией А.Т. Смирнова. На его изучение в 8 классе выделяется 35 часов, из расчета 1 час в неделю.
Планируемые образовательные результаты обучающихся.
На конец 8 класса ученик научится и получит возможность научиться.
Предметные результаты обучения:
-
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; -
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; -
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; -
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма; -
понимание необходимости подготовки граждан к военной службе; -
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью; -
формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции; -
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека; -
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства; -
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; -
умение оказать первую помощь пострадавшим; -
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников; -
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Метапредметными результатами обучения курса «Безопасности жизнедеятельности является (УУД).
-
Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; -
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; -
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; -
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения; -
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
-
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; -
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; -
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.
Коммуникативные УУД:
-
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; -
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; -
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Содержание учебного предмета.
I. Основы комплексной безопасности (16 ч)
1. Пожары в жилых помещениях и общественных зданиях, причины их возникновения и возможные последствия. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров.
Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
1.2 Безопасность на дорогах.
Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах, пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедистов и водителя мопеда.
1.3 Безопасность на водоёмах.
Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасного поведения при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Само и взаимопомощь терпящих бедствие на воде.
1.4 Экология и безопасность.
Загрязнение окружающей природной среды. Понятие о ПДК загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
II. Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера и безопасность населения.
Общие понятия о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Потенциально опасные объекты. Аварии на радиационно-опасных объектах, химических, взрывопожароопасных на гидротехнических сооруженьях, их причины и возможные последствия. Защита населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.
III. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Основные понятия здорового образа жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье, как общая составляющая здоровья человека и общества. Социально-демографические процессы России и безопасность государства. Особенности физического и психического развития человека, развития и укрепление волевых чувств, зрелости. Социальное развитие человека и его взаимоотношения с окружающими людьми.
Вредные привычки и их влияние на здоровье. Основные вредные привычки. Курение, влияние табачного дыма на организм курящего и окружающих. Употребление алкоголя и его влияние на умственное и физическое развитие человека. Наркомания и её отрицательные последствия на здоровье человека. Профилактика инфекций передаваемых половым путем. Основные инфекционные заболевания, их причины, связь с образом жизни. Профилактика инфекционных заболеваний. Пути передачи инфекции. Первая медицинская помощь при отравлениях АХОВ. Первая помощь при утоплении.
Раздел (тема) | Количество часов | к/р, л/р, п/р, экскурсии | Общее количество часов |
Модуль1. Основы безопасности личности, общества и государства | 23 | | 23 |
Основы комплексной безопасности | 16 | | 16 |
Пожарная безопасность | 4 | | 3 |
Безопасность на дорогах | 3 | | 3 |
Безопасность на водоемах | 2 | | 3 |
Экология и безопасность | 2 | | 2 |
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия. | 5 | | 5 |
Защита населения РФ от ЧС | 7 | | 7 |
Обеспечение защиты населения от ЧС | 4 | | 4 |
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. | 3 | | 3 |
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. | 12 | | 12 |
Основы здорового образа жизни | 8 | | 8 |
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. | 4 | | 4 |
ИТОГО: | 35 | 3 | 35 |
Общее количество часов: 35
Учебно- методическое обеспечение рабочей программы
Учебно-методический комплект по ОБЖ, реализующий программу.
Рыбин А.Л. Безопасность дорожного движения: Учеб. наглядное пособие для учащихся: 5-9 кл. / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.