Файл: Рабочая учебная программа по учебному предмету Природоведение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Равнины и горы на территории нашей страны. Восточно-Европейская равнина. Западносибирская равнина. Уральские и Кавказские горы. Урал – страна малахита.

Реки и озера России. Озеро Байкал, Каспийское море, реки Волга, Енисей, Обь, Лена, Амур.

Москва – столица России. История основания и развития Москвы. Достопримечательности. Москва – промышленный город. Красная площадь, Кремль, Московский зоопарк. Виды транспорта в столице.

Санкт – Петербург. Река Нева. История основания Санкт – Петербурга. Достопримечательности (Зимний дворец, Эрмитаж, Петропавловская крепость, Исаакиевский собор, Невский проспект, разводные мосты.

Города золотого кольца России: Ярославль, Владимир, Ростов Великий. Древние города России. Достопримечательности.

Нижний Новгород, Казань, Волгоград. Достопримечательности.

Новосибирск, Владивосток. Достопримечательности. Пять озёр Омской и Новосибирской областей.

Население нашей страны. Городское и сельское население. Народы России.

Ваш город. Важнейшие географические объекты региона. Поверхность, водоёмы. Занятия населения. Достопримечательности.
Обобщение по разделу «Есть на земле страна Россия»

Практические работы.

Зарисовка государственного флага России.

Подбор иллюстраций (достопримечательности городов, представителей народов нашей страны, изделия народных промыслов и т.д.).

Изготовление альбома «Россия – наша Родина».

Нахождение России на политической карте.

Составление рассказа о своем городе (поселок, село, деревня).

Изготовление альбома «Наш город, поселок, село, деревня».

Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам.

Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений (1 раз в месяц). Ведение сезонного календаря природы и труда.

Экскурсии по городу или поселку (природные объекты, промышленные или сельскохозяйственные предприятия, краеведческий музей, достопримечательности своей местности).

Межпредметные связи.

Русский язык и чтение, ручной труд, изобразительная деятельность.

Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Природоведение» входит в образовательную область «Естествознание» и является обязательной частью учебного плана.


Рабочая программа по предмету «Природоведение» в 5 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 68 часов в год, т.е. 2 часа в неделю (34 учебных недели). Возможно увеличение и уменьшение количества часов в зависимости от годового календарного учебного графика.
Планируемые результаты освоения программы за 5 класс (на конец года).

На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию базовых учебных действий.

Базовые учебные действия:

Личностные УД:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых задач;

  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

  • готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Регулятивные УД:

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

  • работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные УД:

  • умение выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

  • устанавливать видо-родовые отношения предметов;

  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

  • пользоваться знаками, символами;

  • наблюдать;

  • работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).


Коммуникативные УД:

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);

  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

  • обращаться за помощью и принимать помощь;

  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

  • сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

  • договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.


Личностные результаты:

  • осознание себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности;

  • формирование чувства гордости, за свою Родину;

  • гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуры других народов;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

  • уважительно и бережно относиться к людям труда и их деятельности;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.


Предметные результаты:

Предметные результаты освоения программы по природоведению обучающимися с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями включают освоенные ими знания, умения и готовность их применения и представлены двумя уровнями: минимальным и достаточным.
Основные требования к умениям учащихся.

1 уровень (достаточный):

- узнавание и называние изученных объектов в на­туральном виде в естественных условиях; - зна­ние способов получения необходимой ин­фор­мации об изучаемых объектах по заданию педагога;

- представления о взаимосвязях между изу­чен­ными объектами, их месте в окружающем мире;

- отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом раз­личных оснований для классификации (клевер — травянистое ди­ко­рас­ту­щее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее ле­том);

- называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников
; объяснение своего решения;

- выделение существенных признаков групп объектов; знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;

- участие в беседе; обсуждение изученного; про­яв­ление желания рассказать о предмете изу­чения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

- выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

- совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;

- выполнение доступных возрасту природо­ох­ра­ни­тельных действий;

- осуществление дея­тель­ности по уходу за комнатными и культурными растениями.

2 уровень (минимальный):

узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

- представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;

- отнесение изученных объектов к определенным группам (осина - лиственное дерево леса);

- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);

- соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека;

- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

- выполнение несложных заданий под контролем учителя;

- адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.
Формы организации учебного предмета.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, уроков-экскурсий. Используется индивидуальная работа. Особое место в овладении данным предметом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.

Основным методом обучения является беседа. Главным компонентом беседы является речь самих обучающихся. Учителю необходимо использовать на уроках естественные бытовые и трудовые ситуации, логические игры на классификацию, «Четвертый – лишний», картинное лото, домино и др. На экскурсиях обучающиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках – на основе непосредственных чувственных восприятий. Практические работы помогают закреплению полученных на уроках знаний и умений, учат применять их в обычной жизнедеятельности. Правильная организация занятий, специфические приемы и методы побуждают обучающихся к самостоятельному высказыванию, активизируют их речевую и познавательную деятельность.

Педагогические технологии, обеспечивающие реализацию программы:

  • Традиционные технологии: обязательные этапы на уроке (проверка усвоения пройденного, объяснение нового материала, закрепление полученных знаний, домашние задания).

  • Технологии активных форм и методов: игровые технологии, работа в парах и группах.

  • Здоровьесберегающие технологии: технология обеспечения двигательной активности (В. Ф. Базарного), психолого-педагогические приёмы здоровьесбережения.

  • Авторские педагогические технологии: технологии индивидуального и дифференцированного подхода В. В. Воронковой, С. Д. Забрамной, технологии личностно-ориентированного подхода И. Я. Якиманской.

  • Технология коррекционно-развивающего обучения.

  • Информационно-коммуникативные технологии.


Комплект учебной литературы:

Т.М. Лифанова Е.Н. Соломина Природоведение 5 класс учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва «Просвещение», 2020
Материально-техническое обеспечение.

  1. Дополнительная литература для учителя и обучающихся.




  1. Энциклопедия «Я познаю мир» Животные. АСТ-ПРЕСС

  2. Г.В. Симкин Атлас «Страна, в которой я живу». М. РОСМЭН 2006

  3. «Большая энциклопедия животного мира». М. РОСМЭН 2006

  4. «500 удивительных фактов. Животные». М. РОСМЭН 2005

  5. Юный натуралист. «Наблюдаем насекомых». Рут Томсон Маргарет Стефенс М.АСТ-ПРЕСС.1997

  6. Юный натуралист. «Мир ручьев, прудов и рек». Маргарет Стефенс М. АСТ-ПРСС 1997

  7. Твоя копилка знаний. Окружающий мир. М.РИК Русанова.

  8. Золотой фонд Энциклопедия. Биология. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». М. 2003

  9. Золотой фонд. Энциклопедия. Естествознание. Составитель В.Д. Шолле. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». М. 2003


2. Интернет-ресурсы.



  1. ЦОР к учебнику Т.С. Суханова В.И. Строганов

  2. Естествознание 5 класс. 2е издание М. «Вентана-Граф»2006

  3. Т.С. Суханова В.И. Строганов Естествознание 5 класс Издательский центр «Вентана-Граф»

  4. В.М. Константинов и др. Биология Животные 7 класс 2е издание М. «Вентана-Граф»2005

  5. В.М. Константинов В.Г. Бабенко В.С. Кучменко Биология Животные. 7 класс. Издательский центр «Вентана-Граф»

  6. Н.И. Сонин Биология. Живой организм 6 класс 2е издание М, «Дрофа» 2008

  7. Н.И. Сонин М.Н Сапин Биология Человек.8 класс. 10е издание М. «Дрофа» 2008.

  8. И.Н. Пономарева О.А. Корнилова Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс. Издательский центр «Вентана-Граф»

  9. Виртуальный живой уголок. ООО «Физикон» 2008 6-11 Кл.

  10. Н.И. Сонин В.Б. Захаров. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. 11 издание М. «Дрофа» 2008.

  11. И.Н. Пономарева О.А. Корнилова Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс 2е издание «Вентана-Граф» 2005.

  12. А.А. Плешков. Н.И. Сонин. Природоведение 5 класс. 2е издание М. «Дрофа» 2007.