Файл: Рабочая учебная программа по учебному предмету Природоведение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Наглядные материалы.
-
Раздаточный дидактический материал. -
Наборы предметных и сюжетных картинок. -
Иллюстративные материалы. -
Таблицы природоведческого содержания. -
Глобус
4. Технические средства обучения.
-
Ноутбук. -
Проектор. -
Экран.
5. Учебно-практическое оборудование.
Доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, рисунков, схем.
Календарно-тематическое планирование на 2020-2021 учебный год.
5 класс. (2 часа в неделю, 65 часов в год)
№ п/п | Разделы и темы | Кол. час. | Дата | Основные виды деятельности учащихся | Материально-техническое обеспечение |
Введение | 2 | | | | |
1. | Что такое природоведение? Стр. 3 | 1 | 02.09.2020 | Знакомство с учебником и рабочей тетрадью. Ознакомление с составом слова «природоведение», высказывание и обоснование своих предположений; с условными знаками календаря, анализ символов, перенос в тетрадь. Выявление закономерностей явлений природы, моделирование определения. Знакомство с понятиями «Природные явления». Анализ проблемных ситуаций. Выявление закономерностей. Самооценка. Рефлексия | Таблица «Условные знаки календаря погоды Видеоролики о явлениях природы (осадки, вулканы, шторма и т.д.). |
2. | Предметы и явления живой и неживой природы. Стр. 5 | 1 | 07.09.2020 | Слушание объяснений учителя о живой и неживой природе (приведение примеров). Дифференцирование живых и неживых объектов природы. Анализ и выявление закономерностей. Оперирование терминами живая и неживая природа. Работа в парах с раздаточным материалом. Анализ проблемных ситуаций. Выявление закономерностей. Самооценка. Рефлексия | Слайды с картинками живой и неживой природы. Набор картинок с живой и неживой природой для каждой пары учеников. |
Вселенная | 6 | | | | |
3. | Небесные тела: планеты, звезды. Стр. 8 | 1 | 09.09.2020 | Анализ наблюдений за ночным звездным небом. Рассматривание картин звездного неба. Слушание объяснений учителя. Работа со словарём, определение слова - «астрономия». Выявление закономерностей и отличий: звезды, планеты - небесные тела. Анализ понятия «космос» (пространство между небесными телами). Оперирование терминами небесных тел (звезды, Солнце, планеты) и их признаков. Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником. Выявление закономерностей. Самооценка. Рефлексия | Карта звездного неба. Видеоролики о космосе (планета, звезды). Учебник «Для любознательных» |
4. | Солнце. Солнечная система. Стр.9 | 1 | 14.09.2020 | Слушание объяснений учителя. Анализ плаката «Солнечная система». Выявление значения Солнца для жизни на Земле. Работа с учебником, анализ иллюстрации «Солнечная система». Знакомство с названиями планет Солнечной системы. Работа со словарём, определение «Солнечная система», работа в тетради. Высказывание и обоснование своих предположений: «Почему Землю называют обитаемой планетой». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником. Разбор просмотренного видеоролика. Выявление закономерностей. Самооценка. Рефлексия | Плакат «Солнечная система». Видеоролик о Солнечной системе. |
5. | Исследование космоса. Стр. 12 | 1 | 16.09.2020 | Слушание объяснений учителя об освоении космоса и его значении. Выявление закономерностей: искусственный спутник Земли, отличительный признак от естественного спутника Луны. Работа с учебником, тетрадью. Анализ понятия «космонавт». Разбор просмотренного видеоролика. Перенос в тетрадь изображения спутника или космического корабля. Самооценка. Рефлексия | Иллюстрации: искусственные спутники, космические корабли. Портреты Ю.А. Гагарина и В.В. Терешковой. Видеоролики: -запуск ракеты - орбитальная космическая станция |
6. | Полеты в космос. Стр.14 | 1 | 21.09.2020 | Просмотр видеоролика с последующим обсуждением увиденного. Анализ проблемных ситуаций (о загрязнении космоса человеком; дописывают фразу «Я бы хотел(а) побывать в космосе, чтобы…»). Слушание объяснений учителя о космическом туризме. Самооценка. Рефлексия | Видеоролики: -полет Ю. Гагарина -жизнь и быт космонавтов на орбитальной станции -выход человека в космос -приземление космонавтов |
7. | Смена дня и ночи. Стр.17 | 1 | 23.09.2020 | Анализ о временных единицах: сутки-день -ночь -24 часа. Работа с раздаточным материалом (определение, частей суток). Просмотр видеоролика с последующим определением и обоснованием явлений (восход и закат Солнца, смена дня и ночи). Анализ модели «Вращение Земли вокруг своей оси». Выявление закономерности: смена дня и ночи. Работа с учебником, тетрадью (зарисовка рисунка: «Смена дня и ночи»). Анализ. Самооценка. Рефлексия | Иллюстрации и фотографии частей суток. Видеоролики: -восход Солнца -закат Солнца. Схема смены дня и ночи. Глобус. |
8. | Смена времен года. Стр.18 | 1 | 28.09.2020 | Анализ иллюстрации и фотографии с изображением времен года. Выявление закономерностей. Рассуждение, почему меняются времена года. Слушание объяснений учителя о причинах смены времен года. Демонстрация «модели теллурия». Просмотр видеоролика о временах года с последующим обсуждением. Работа в парах с раздаточным материалом. Работа с учебником. Анализ рисунка «Смена времен года». Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия | Иллюстрации и фотографии с изображением времен года. Видеоролик о временах года. Демонстрация «модели теллурия». Набор карточек с временами года для каждой пары учеников. |
Наш дом-Земля | 44 | | | | |
9 | Планета Земля. Стр.22 | 1 | 30.09.2020 | Анализ понятий: Солнечная система, Земля – планета, отличие Земли от других планет; вращение Земли вокруг собственной оси и вокруг Солнца. Слушание объяснений учителя о форме Земли, ее основных оболочек - вода, суша, воздух. Работа с учебником. Анализ рисунков и выявление закономерностей (водная оболочка, суша, воздух). Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия | -Схема «Солнечная система». Фотографии земли и космоса. Глобус |
Воздух | 9 | | | | |
10. | Значение воздуха для жизни на Земле. Стр.23 | 1 | 05.10.2020 | Слушание объяснений учителя, о значении воздуха для растений, животных и человека. Демонстрация опытов по определению: воздуха в почве, в кусочке сахара, в пустом стакане. Анализ закономерностей (воздух окружает нас со всех сторон). Работа с учебником. Анализ фото «Атмосфера Земли и космоса». Слушание объяснений учителя о составе воздуха. Просмотр видеоролика о воздухе. Выявление понятия: «Воздух». Работа в тетради (зарисовка одного из опытов). Самооценка. Рефлексия | Оборудование для демонстрации опытов. Видеоролик о воздухе. |
11. | Свойства воздуха. Стр. 25 | 1 | 07.10.2020 | Демонстрация опытов о свойствах воздуха с последующим обоснованием. Работа в тетради (свойства воздуха). Работа с учебником, анализ иллюстраций. Рассуждение, где используется сжатый воздух, как человек использует плохую теплопроводность воздуха. Работа в тетради (зарисовка «Свойства воздуха»). Самооценка. Рефлексия | Оборудование для демонстрации опытов: 1. сжатие и упругость воздуха 2. теплопроводность Демонстрация предметов со сжатым воздухом (мяч, шарик) Демонстрация насоса и его работы |
12. | Давление и движение воздуха. Стр.28 | 1 | 12.10.2020 | Слушание объяснений учителя, при каких условиях воздух становится упругим. Демонстрация опыта (надувание воздушного шара). Слушание объяснений учителя о тепло и холодном воздухе. Демонстрация опыта (о движении теплого воздуха вверх, холодного вниз). Анализ жизненных ситуаций. Работа с учебником, анализ иллюстраций. Работа в тетради (зарисовка одного из опытов). Просмотр и анализ видеоролика об изобретении воздушного шара. Самооценка. Рефлексия | Воздушные шарики. Оборудование для демонстрации опыта, показывающего движение теплого и холодного воздуха (свеча). Видеоролик о воздушном шаре. |
13. | Температура воздуха. Термометр. Стр.31 | 1 | 14.10.2020 | Слушание объяснений учителя, о назначении и устройстве термометра. Изучение понятия «термометр». Анализ иллюстраций образцов термометров. Слушание объяснений учителя, о разных видах и назначениях термометров. Определение воздуха в классе, за окном. Изучение понятия положительная (+) и отрицательная (-) температура. Демонстрация опыта (измерение температуры холодной и горячей воды; показания термометра). Работа в тетради (зарисовка одного из опытов). Самооценка. Рефлексия | Набор разных по назначению термометров. Оборудование для демонстрации изменения температуры воды. |
14. | Практическая работа №1 «Изготовление термометра». | 1 | 19.10.2020 | Просмотр презентации «Изготовление термометра». Демонстрация способа, показ процесса изготовления. Практическая работа. | Материалы для изготовления «термометра». |
15. | Движение воздуха в природе. Ветер. Стр. 34 | 1 | 21.10.2020 | Проговаривание свойств воздуха (теплый поднимается вверх, холодный-вниз). Анализ проблемных ситуаций (есть ли передвижение теплого и холодного воздуха в природе). Слушание объяснений учителя, о значении воздуха в природе, о ветре. Работа в тетради (определение ВЕТЕР). Анализ жизненных ситуаций (примеры о разной силе ветра в природе). Работа с учебником, анализ иллюстраций (ветер разной силы; что заставляет воздух двигаться). Просмотр и анализ видеоролика (о природных явлениях с разной силой ветра). Размышление об использовании человеком ветра. Самооценка. Рефлексия | Иллюстрации и фотографии ветра разной силы. Видеоролики о ветре разной силы (ураган, шторм). Веера из бумаги. |
16. | Состав воздуха. Кислород, его значение и применение. Стр. 39 | 1 | 02.11.2020 | Анализ диаграммы «Состав воздуха», определение: воздух – это смесь газов. Перечисление названий газов, входящих в состав воздуха; выявление какого газа больше всего; объяснение, что такое примеси и как они попадают в воздух. Демонстрация опыта (кислород поддерживает горение). Слушание объяснений учителя, о применении свойств кислорода. Выявление закономерностей: для чего кислород необходим в природе. Работа в тетради (кислород поддерживает горение и дыхание). Размышление: как кислород образуется в воздухе. Просмотр и анализ видеоролика о фотосинтезе. Самооценка. Рефлексия | Диаграмма «Состав воздуха». Оборудование для демонстрации свойства кислорода (поддерживать горение). Видеоролик о фотосинтезе |
17. | Состав воздуха. Углекислый газ и азот. Стр. 42 | 1 | 09.11.2020 | Работа с диаграммой «Состав воздуха», свойства, значение и применение кислорода. Слушание объяснений учителя, об азоте и углекислом газе. Демонстрация опыта (углекислый газ не поддерживает горение). Анализ свойств углекислого газа, его применение. Работа в тетради (рисунок – углекислотный огнетушитель). Слушание объяснений учителя, о применениях углекислого газа в быту, хозяйстве и промышленности. Работа с учебником, анализ иллюстраций. Работа в тетради (свойства углекислого газа). Слушание объяснений учителя, как образуется углекислый газ, как попадает в воздух. Размышление: о значении зеленых растений. Работа в тетради (схема газообмена в листьях (вместе с учителем). Самооценка. Рефлексия | Диаграмма «Состав воздуха». Демонстрация опыта – углекислый газ не поддерживает горение. Образцы газированной и негазированной минеральной воды. |
18. | Охрана воздуха. Стр.45 | 1 | 11.11.2020 | Размышление выражения: «Нужен как воздух». Анализ жизненных ситуаций (где и как используется воздух в жизни живых существ и в хозяйстве). Слушание объяснений учителя, о значении и применении воздуха. Просмотр и анализ видеоролика о чистом и грязном воздухе. Анализ жизненных ситуаций (источники загрязнения и меры по их предупреждению). Размышление: «почему вредно дышать загрязненным воздухом?». Работа с учебником, анализ иллюстраций о правилах здорового образа жизни. Просмотр и анализ видеоролика о вреде курения. Размышление: «что мы можем сделать для чистоты воздуха». Самооценка. Рефлексия | Плакат с выражением «Нужен как воздух». Видеоролик о чистом и грязном воздухе. Видеоролик о вреде курения |
7 | | | | ||
48. | Формы поверхности суши: равнины, холмы, овраги. Стр. 116 | 1 | 15.03.2021 | Слушание объяснений учителя о формах поверхности Земли. Демонстрация иллюстраций разных форм поверхности Земли. Работа в тетради (схемы: равнина, холм, овраг). Рассуждение: «Как люди могут использовать равнины, овраги». Слушание объяснений учителя о причинах образования оврагов и как можно остановить его рост. Анализ местности: равнины, холмы, овраги. Демонстрация видеоролика о Западносибирской равнине. Работа с учебником, глобусом, анализ иллюстраций. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия. | Схема: равнина, холм, овраг. Иллюстрации и фото различных форм поверхности Земли. Видеоролик о Западносибирской равнине. Глобус. Физическая карта полушарий. |
49. | Горы. Стр. 117 | 1 | 17.03.2021 | Демонстрация иллюстраций неровных поверхностей. Понятие: «Горы». Слушание объяснений учителя о жизни и деятельности людей, живущих в горах. Работа в тетради (схема «Строение горной местности»). Объяснение учителя о землетрясениях, извержениях вулканов. Определение на карте, глобусе, как обозначены горы. Работа с учебником, глобусом, анализ иллюстраций. Демонстрация видеороликов: о землетрясении, извержении вулканов. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия. | Иллюстрации и фото гор. Схема «Строение горной местности». Видеоролики: о землетрясении, извержении вулканов. Глобус. Физическая карта полушарий. |
50. | Почва – верхний слой Земли. Состав почвы. Стр. 119 | 1 | 29.03.2021 | Демонстрация видеоролика о природе. Рассуждение, без каких природных веществ растения не могут расти на Земле. Слушание объяснений учителя о почве. Демонстрация образцов почвы. Анализ состава почвы (предположения учеников). Демонстрация опытов о составе почвы. Работа в тетради (вывод о составе почвы). Работа с учебником. Анализ рисунка «Обитатели почвы». Работа в тетради (вывод: почва - место обитания животных). Самооценка. Рефлексия. | Видеоролик о природе (луга, леса, степи). Образцы почвы. Оборудование для определения состава почвы. Иллюстрации об обитателях почвы. |
51. | Разнообразие почв. Стр. 122 | 1 | 31.03.2021 | Слушание объяснений учителя о разнообразии почв и их различии (черноземная, песчаная и глинистая; их свойства). Анализ образцов почв, их отличие по внешнему виду. Слушание объяснений учителя о свойстве почвы -плодородие. Работа в тетради (плодородие это…). Рассуждение: «Какая почва плодородная и почему? На песчаной или глинистой почве растут растения?». Просмотр видеоролика о песчаной и глинистой пустыне, с последующим обсуждением увиденного. Слушание объяснений учителя об образовании различных типов почв; о почвах Омской области. Работа с учебником, анализ иллюстраций. Самооценка. Рефлексия. | Коллекция «Разнообразия почв». Видеоролик о песчаной и глинистой пустынях. |
52. | Основное свойство почв – плодородие. Обработка почвы. Стр.124 | 1 | 05.04.2021 | Рассуждение: «Возможно-ли сделать почву плодородной?». Слушание объяснений учителя о полевой технике. Работа в тетради (название оборудования, виды обработки почвы). Объяснение учителя об удобрениях, их видах, способах внесения. Демонстрация коллекции «Минеральные удобрения». Работа с учебником, анализ иллюстраций, выводы. Анализ проблемных ситуаций (оборудование на огороде где я работал). Просмотр видеоролика с последующим обсуждением увиденного. о вспашке и обработке почвы. Самооценка. Рефлексия. | Коллекция «Минеральные удобрения». Видеоролик о вспашке и обработке почвы. Фотографии: «Оборудование для обработки почвы» |
53. | Охрана почвы. Стр. 126 | 1 | 07.04.2021 | Рассуждение: «Может плодородие уменьшиться или исчезнуть?». Объяснение учителя о факторах, негативно влияющих на плодородие почвы. Рассуждение: «Какие меры необходимо предпринимать, чтобы сохранить плодородие почвы?». Работа с учебником, анализ иллюстраций. Демонстрация видеороликов: о пыльных бурях, наводнениях, лесных пожарах, загрязнении почвы. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия. | Видеоролики о пыльных бурях, наводнениях, лесных пожарах, загрязнении почвы. |
54. | Обобщающий урок и итоговый контроль по теме «Поверхность суши. Почва» | 1 | 12.04.2021 | Работа с учебником. Комментирование раздела учебника «Для повторения». Взаимопроверка, взаимооценивание. Слушание учителя о подведении итогов изученной темы. Рефлексия. | Иллюстрации о составе и свойствах почвы. Тестовые задания. |
Есть на земле страна Россия | 11 | | | | |
55. | Место Росси на земном шаре. Знакомство с картой. Стр.129 | 1 | 14.04.2021 | Рассуждение: «Как называется наша страна? Значение слова «Федерация»? На каком языке мы разговариваем и пишем?». Работа с глобусом, физической картой полушарий, физической и политической картой мира, физической картой России – определение положения станы России и ее площади. Символика страны. Работа с учебником, анализ иллюстраций, выводы. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия. | Глобус. Физическая карта полушарий. Физическая и политическая карта мира. Физическая карта России. Символика России. Иллюстрации ландшафтов России. |
56. | Моря и океаны омывающие берега России. Стр. 131 | 1 | 19.04.2021 | Анализ физической карты России. Понятие «Государственная граница». Слушание объяснений учителя об окраинных и внутренних морях России. Рассуждение: «Какие моря холодные? Какие теплые?». Рассказ учителя об океанах, омывающих Россию. Демонстрация видеороликов о северных морях и Черном море. Работа с учебником, анализ иллюстраций, выводы. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия. | Физическая карта России. Видеоролики о северных морях и Черном море. |
57. | Равнины и горы на территории нашей страны. Стр.134 | 1 | 21.04.2021 | Понятие: «Горы и равнины нашей страны». Работа с учебником, анализ иллюстраций, выводы. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия. | Физическая карта России. Иллюстрация гор и равнин. |
58. | Реки и озера России. Стр. 136 | 1 | 26.04.2021 | Слушание объяснений учителя с показом рек на карте России. Работа с учебником, анализ иллюстраций, выводы. Демонстрация видеороликов: «Река Волга», «Озеро Байкал». Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия. | Физическая карта России. Иллюстрация рек и озер. Видеоролики: «Река Волга», «Озеро Байкал». |
59. | Москва-столица России. Стр. 139 | 1 | 28.04.2021 | Слушание объяснений учителя с показом достопримечательности Москвы, истории основания и развития города, видах транспорта (метро). Демонстрация видеоролика о достопримечательностях Москвы (Кремль, Третьяковская галерея, Большой театр, Останкинская телебашня, стадион «Лужники»). Работа с учебником, анализ иллюстраций, выводы. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия. | Иллюстрации и видеоролик о достопримечательностях Москвы (Кремль, Третьяковская галерея, Большой театр, Останкинская телебашня, стадион «Лужники»). |
60. | Санкт –Петербург. Стр. 141 | 1 | 05.05.2021 | Слушание объяснений учителя с показом достопримечательности Санкт – Петербурга, история возникновения, переименование, блокада ВОВ. Демонстрация видеоролика о достопримечательностях Санкт –Петербурга (Эрмитаж, Петропавловская крепость, Исаакиевский собор, Невский проспект, разводные мосты). Работа с учебником, анализ иллюстраций, выводы. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия. | Иллюстрации и видеоролик о достопримечательностях Санкт –Петербурга (Эрмитаж, Петропавловская крепость, Исаакиевский собор, Невский проспект, разводные мосты) |
61. | Города Золотого кольца России: Ярославль, Владимир, Ростов Великий. Стр.144 | 1 | 12.05.2021 | Слушание объяснений учителя с показом древних русских городов, соединенных автомобильными дорогами. Обозначение (флажками) на физической карте городов Золотого кольца. Знакомство с картой-схемой Золотого кольца. Демонстрация видеоролика о достопримечательностях городов Золотого кольца. Работа с учебником, анализ иллюстраций, выводы. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия. | Физическая карта России (города Золотого кольца). Карта-схема Золотого кольца. Видеоролик о достопримечательностях городов Золотого кольца. |
62. | Нижний Новгород, Казань, Волгоград. Новосибирск, Владивосток. Стр.146-149 | 1 | 17.05.2021 | Слушание объяснений учителя с показом на карте городов. Слушание объяснений учителя с показом: административно-территориальном устройстве городов. Просмотр и обсуждение видеороликов. Работа с учебником, анализ иллюстраций, выводы. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия. | Физическая карта России. Видеоролики о городах: Нижний Новгород, Казань, Волгоград. Новосибирск, Владивосток. |
63. | Население и народы России. Стр. 151 | 1 | 19.05.2021 | Изучение понятий: «Городской и сельский житель». Демонстрация и анализ городских и сельских пейзажей. Беседа о России как о многонациональном государстве. Размышление: «Чем различаются люди разных национальностей?». Слушание объяснений учителя о некоторых национальностях, их особенностях. Анализ иллюстраций национальных костюмов, кухни, праздников, обычаев, народных промыслов. Работа с учебником, анализ иллюстраций, выводы. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия. | Иллюстрации: городской и сельский пейзаж. Национальные костюмы, кухня, праздники, народные промыслы. |
64. | Экскурсия. Ваш город. Важнейшие географические объекты региона. Стр. 154 | 1 | 24.05.2021 | Демонстрация и анализ иллюстраций о разнообразии поверхности и климата Ростовской области. Просмотр и обсуждение презентации «Мой город Новочеркасск». | Мультимедийная презентация «Мой город Новочеркасск». |
65. | Обобщающий урок и итоговый контроль по теме «Есть на земле страна Россия» | 1 | 26.05.2021 | Демонстрация и анализ иллюстраций о разнообразии поверхности и климата России. Анализ физической карты России. Работа с учебником. Комментирование раздела учебника «Для повторения». Взаимопроверка, взаимооценивание. Слушание учителя о подведении итогов изученной темы. Самооценка. Рефлексия. | Подборка иллюстраций по теме: «Есть на земле страна Россия» (равнины, горы, моря, реки, озера). Физическая карта России. Политическая карта мира. Тестовые задания по теме. |
Скачано с www.znanio.ru