Файл: Рабочая учебная программа по учебному предмету Природоведение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. Наглядные материалы.

  • Раздаточный дидактический материал.

  • Наборы предметных и сюжетных картинок.

  • Иллюстративные материалы.

  • Таблицы природоведческого содержания.

  • Глобус



4. Технические средства обучения.

  • Ноутбук.

  • Проектор.

  • Экран.


5. Учебно-практическое оборудование.

Доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, рисунков, схем.

Календарно-тематическое планирование на 2020-2021 учебный год.

5 класс. (2 часа в неделю, 65 часов в год)



п/п

Разделы и темы

Кол.

час.

Дата

Основные виды деятельности учащихся

Материально-техническое обеспечение

Введение

2










1.

Что такое природоведение? Стр. 3

1

02.09.2020

Знакомство с учебником и рабочей тетрадью. Ознакомление с составом слова «природоведение», высказывание и обоснование своих предположений; с условными знаками календаря, анализ символов, перенос в тетрадь.

Выявление закономерностей явлений природы, моделирование определения. Знакомство с понятиями «Природные явления». Анализ проблемных ситуаций. Выявление закономерностей. Самооценка. Рефлексия

Таблица «Условные знаки календаря погоды

Видеоролики о явлениях природы (осадки, вулканы, шторма и т.д.).

2.

Предметы и явления живой и неживой природы. Стр. 5

1

07.09.2020

Слушание объяснений учителя о живой и неживой природе (приведение примеров). Дифференцирование живых и неживых объектов природы. Анализ и выявление закономерностей. Оперирование терминами живая и неживая природа. Работа в парах с раздаточным материалом. Анализ проблемных ситуаций. Выявление закономерностей. Самооценка. Рефлексия


Слайды с картинками живой и неживой природы.

Набор картинок с живой и неживой природой для каждой пары учеников.

Вселенная

6










3.

Небесные тела: планеты, звезды. Стр. 8

1

09.09.2020

Анализ наблюдений за ночным звездным небом.

Рассматривание картин звездного неба. Слушание объяснений учителя. Работа со словарём, определение слова - «астрономия». Выявление закономерностей и отличий: звезды, планеты - небесные тела. Анализ понятия «космос» (пространство между небесными телами). Оперирование терминами небесных тел (звезды, Солнце, планеты) и их признаков. Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником. Выявление закономерностей. Самооценка. Рефлексия

Карта звездного неба.

Видеоролики о космосе (планета, звезды).

Учебник «Для любознательных»

4.

Солнце. Солнечная система. Стр.9

1

14.09.2020

Слушание объяснений учителя. Анализ плаката «Солнечная система». Выявление значения Солнца для жизни на Земле. Работа с учебником, анализ иллюстрации «Солнечная система». Знакомство с названиями планет Солнечной системы. Работа со словарём, определение «Солнечная система», работа в тетради. Высказывание и обоснование своих предположений: «Почему Землю называют обитаемой планетой». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником. Разбор просмотренного видеоролика. Выявление закономерностей. Самооценка. Рефлексия

Плакат «Солнечная система». Видеоролик о Солнечной системе.

5.

Исследование космоса. Стр. 12

1

16.09.2020

Слушание объяснений учителя об освоении космоса и его значении. Выявление закономерностей: искусственный спутник Земли, отличительный признак от естественного спутника Луны. Работа с учебником, тетрадью.

Анализ понятия «космонавт». Разбор просмотренного видеоролика. Перенос в тетрадь

изображения спутника или космического корабля. Самооценка. Рефлексия



Иллюстрации: искусственные спутники, космические корабли.

Портреты Ю.А. Гагарина и В.В. Терешковой.

Видеоролики:

-запуск ракеты

- орбитальная космическая станция

6.

Полеты в космос. Стр.14

1

21.09.2020

Просмотр видеоролика с последующим обсуждением увиденного. Анализ проблемных ситуаций (о загрязнении космоса человеком; дописывают фразу «Я бы хотел(а) побывать в космосе, чтобы…»). Слушание объяснений учителя о космическом туризме. Самооценка. Рефлексия

Видеоролики:

-полет Ю. Гагарина

-жизнь и быт космонавтов на орбитальной станции

-выход человека в космос

-приземление космонавтов

7.

Смена дня и ночи. Стр.17

1

23.09.2020

Анализ о временных единицах: сутки-день -ночь -24 часа. Работа с раздаточным материалом (определение, частей суток). Просмотр видеоролика с последующим определением и обоснованием явлений (восход и закат Солнца, смена дня и ночи). Анализ модели «Вращение Земли вокруг своей оси». Выявление закономерности: смена дня и ночи. Работа с учебником, тетрадью (зарисовка рисунка: «Смена дня и ночи»). Анализ. Самооценка. Рефлексия

Иллюстрации и фотографии частей суток.

Видеоролики:

-восход Солнца

-закат Солнца.

Схема смены дня и ночи.

Глобус.

8.

Смена времен года. Стр.18

1

28.09.2020

Анализ иллюстрации и фотографии с изображением времен года. Выявление закономерностей. Рассуждение, почему меняются времена года. Слушание объяснений учителя о причинах смены времен года. Демонстрация «модели теллурия». Просмотр видеоролика о временах года с последующим обсуждением. Работа в парах с раздаточным материалом. Работа с учебником. Анализ рисунка «Смена времен года». Работа в тетради.

Самооценка. Рефлексия

Иллюстрации и фотографии с изображением времен года.

Видеоролик о временах года.

Демонстрация «модели теллурия».

Набор карточек с временами года для каждой пары учеников.

Наш дом-Земля

44










9

Планета Земля. Стр.22

1

30.09.2020

Анализ понятий: Солнечная система, Земля – планета, отличие Земли от других планет; вращение Земли вокруг собственной оси и вокруг Солнца.

Слушание объяснений учителя о форме Земли, ее основных оболочек - вода, суша, воздух.

Работа с учебником. Анализ рисунков и выявление закономерностей (водная оболочка, суша, воздух). Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия

-Схема «Солнечная система».

Фотографии земли и космоса.

Глобус

Воздух

9










10.

Значение воздуха для жизни на Земле. Стр.23

1

05.10.2020

Слушание объяснений учителя, о значении воздуха для растений, животных и человека. Демонстрация опытов по определению: воздуха в почве, в кусочке сахара, в пустом стакане. Анализ закономерностей (воздух окружает нас со всех сторон). Работа с учебником. Анализ фото «Атмосфера Земли и космоса».

Слушание объяснений учителя о составе воздуха. Просмотр видеоролика о воздухе. Выявление понятия: «Воздух». Работа в тетради (зарисовка одного из опытов). Самооценка. Рефлексия

Оборудование для демонстрации опытов.

Видеоролик о воздухе.

11.

Свойства воздуха. Стр. 25

1

07.10.2020

Демонстрация опытов о свойствах воздуха с последующим обоснованием. Работа в тетради (свойства воздуха). Работа с учебником, анализ иллюстраций. Рассуждение, где используется сжатый воздух, как человек использует плохую теплопроводность воздуха.

Работа в тетради (зарисовка «Свойства воздуха»). Самооценка. Рефлексия

Оборудование для демонстрации опытов:

1. сжатие и упругость воздуха

2. теплопроводность

Демонстрация предметов со сжатым воздухом (мяч, шарик)

Демонстрация насоса и его работы

12.

Давление и движение воздуха. Стр.28

1

12.10.2020

Слушание объяснений учителя, при каких условиях воздух становится упругим. Демонстрация опыта (надувание воздушного шара). Слушание объяснений учителя о тепло и холодном воздухе. Демонстрация опыта (о движении теплого воздуха вверх, холодного вниз). Анализ жизненных ситуаций. Работа с учебником, анализ иллюстраций. Работа в тетради (зарисовка одного из опытов). Просмотр и анализ видеоролика об изобретении воздушного шара. Самооценка. Рефлексия

Воздушные шарики.

Оборудование для демонстрации опыта, показывающего движение теплого и холодного воздуха (свеча).

Видеоролик о воздушном шаре.

13.

Температура воздуха. Термометр. Стр.31

1

14.10.2020

Слушание объяснений учителя, о назначении и устройстве термометра. Изучение понятия «термометр». Анализ иллюстраций образцов термометров. Слушание объяснений учителя, о разных видах и назначениях термометров.

Определение воздуха в классе, за окном.

Изучение понятия положительная (+) и отрицательная (-) температура. Демонстрация опыта (измерение температуры холодной и горячей воды; показания термометра). Работа в тетради (зарисовка одного из опытов). Самооценка. Рефлексия

Набор разных по назначению термометров. Оборудование для демонстрации изменения температуры воды.



14.

Практическая работа №1 «Изготовление термометра».

1

19.10.2020

Просмотр презентации «Изготовление термометра». Демонстрация способа, показ процесса изготовления. Практическая работа.

Материалы для изготовления «термометра».

15.

Движение воздуха в природе. Ветер. Стр. 34

1

21.10.2020

Проговаривание свойств воздуха (теплый поднимается вверх, холодный-вниз). Анализ проблемных ситуаций (есть ли передвижение теплого и холодного воздуха в природе). Слушание объяснений учителя, о значении воздуха в природе, о ветре. Работа в тетради (определение ВЕТЕР). Анализ жизненных ситуаций (примеры о разной силе ветра в природе). Работа с учебником, анализ иллюстраций (ветер разной силы; что заставляет воздух двигаться). Просмотр и анализ видеоролика (о природных явлениях с разной силой ветра). Размышление об использовании человеком ветра. Самооценка. Рефлексия

Иллюстрации и фотографии ветра разной силы. Видеоролики о ветре разной силы (ураган, шторм). Веера из бумаги.

16.

Состав воздуха. Кислород, его значение и применение. Стр. 39

1

02.11.2020

Анализ диаграммы «Состав воздуха», определение: воздух – это смесь газов. Перечисление названий газов, входящих в состав воздуха; выявление какого газа больше всего; объяснение, что такое примеси и как они попадают в воздух. Демонстрация опыта (кислород поддерживает горение). Слушание объяснений учителя, о применении свойств кислорода. Выявление закономерностей: для чего кислород необходим в природе. Работа в тетради (кислород поддерживает горение и дыхание). Размышление: как кислород образуется в воздухе. Просмотр и анализ видеоролика о фотосинтезе. Самооценка. Рефлексия

Диаграмма «Состав воздуха». Оборудование для демонстрации свойства кислорода (поддерживать горение).

Видеоролик о фотосинтезе

17.

Состав воздуха. Углекислый газ и азот. Стр. 42

1

09.11.2020

Работа с диаграммой «Состав воздуха», свойства, значение и применение кислорода. Слушание объяснений учителя, об азоте и углекислом газе. Демонстрация опыта (углекислый газ не поддерживает горение). Анализ свойств углекислого газа, его применение. Работа в тетради (рисунок – углекислотный огнетушитель). Слушание объяснений учителя, о применениях углекислого газа в быту, хозяйстве и промышленности. Работа с учебником, анализ иллюстраций. Работа в тетради (свойства углекислого газа). Слушание объяснений учителя, как образуется углекислый газ, как попадает в воздух. Размышление: о значении зеленых растений. Работа в тетради (схема газообмена в листьях (вместе с учителем). Самооценка. Рефлексия

Диаграмма «Состав воздуха».

Демонстрация опыта – углекислый газ не поддерживает горение.

Образцы газированной и негазированной минеральной воды.

18.

Охрана воздуха. Стр.45

1

11.11.2020

Размышление выражения: «Нужен как воздух».

Анализ жизненных ситуаций (где и как используется воздух в жизни живых существ и в хозяйстве). Слушание объяснений учителя, о значении и применении воздуха. Просмотр и анализ видеоролика о чистом и грязном воздухе. Анализ жизненных ситуаций (источники загрязнения и меры по их предупреждению). Размышление: «почему вредно дышать загрязненным воздухом?». Работа с учебником, анализ иллюстраций о правилах здорового образа жизни. Просмотр и анализ видеоролика о вреде курения. Размышление: «что мы можем сделать для чистоты воздуха». Самооценка. Рефлексия

Плакат с выражением «Нужен как воздух».

Видеоролик о чистом и грязном воздухе. Видеоролик о вреде курения



Поверхность суши. Почва

7










48.

Формы поверхности суши: равнины, холмы, овраги. Стр. 116

1

15.03.2021

Слушание объяснений учителя о формах поверхности Земли. Демонстрация иллюстраций разных форм поверхности Земли. Работа в тетради (схемы: равнина, холм, овраг).

Рассуждение: «Как люди могут использовать равнины, овраги». Слушание объяснений учителя о причинах образования оврагов и как можно остановить его рост. Анализ местности: равнины, холмы, овраги. Демонстрация видеоролика о Западносибирской равнине.

Работа с учебником, глобусом, анализ иллюстраций. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.

Схема: равнина, холм, овраг. Иллюстрации и фото различных форм поверхности Земли. Видеоролик о Западносибирской равнине. Глобус.

Физическая карта полушарий.

49.

Горы. Стр. 117

1

17.03.2021

Демонстрация иллюстраций неровных поверхностей. Понятие: «Горы». Слушание объяснений учителя о жизни и деятельности людей, живущих в горах. Работа в тетради (схема «Строение горной местности»). Объяснение учителя о землетрясениях, извержениях вулканов.

Определение на карте, глобусе, как обозначены горы.

Работа с учебником, глобусом, анализ иллюстраций. Демонстрация видеороликов: о землетрясении, извержении вулканов. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.


Иллюстрации и фото гор. Схема «Строение горной местности». Видеоролики: о землетрясении, извержении вулканов. Глобус.

Физическая карта полушарий.

50.

Почва – верхний слой Земли. Состав почвы. Стр. 119

1

29.03.2021

Демонстрация видеоролика о природе. Рассуждение, без каких природных веществ растения не могут расти на Земле. Слушание объяснений учителя о почве. Демонстрация образцов почвы. Анализ состава почвы (предположения учеников). Демонстрация опытов о составе почвы. Работа в тетради (вывод о составе почвы). Работа с учебником. Анализ рисунка «Обитатели почвы». Работа в тетради (вывод: почва - место обитания животных). Самооценка. Рефлексия.

Видеоролик о природе (луга, леса, степи). Образцы почвы. Оборудование для определения состава почвы. Иллюстрации об обитателях почвы.

51.

Разнообразие почв. Стр. 122

1

31.03.2021

Слушание объяснений учителя о разнообразии почв и их различии (черноземная, песчаная и глинистая; их свойства). Анализ образцов почв, их отличие по внешнему виду. Слушание объяснений учителя о свойстве почвы -плодородие. Работа в тетради (плодородие это…). Рассуждение: «Какая почва плодородная и почему? На песчаной или глинистой почве растут растения?». Просмотр видеоролика о песчаной и глинистой пустыне, с последующим обсуждением увиденного. Слушание объяснений учителя об образовании различных типов почв; о почвах Омской области. Работа с учебником, анализ иллюстраций. Самооценка. Рефлексия.

Коллекция «Разнообразия почв». Видеоролик о песчаной и глинистой пустынях.

52.

Основное свойство почв – плодородие. Обработка почвы. Стр.124

1

05.04.2021

Рассуждение: «Возможно-ли сделать почву плодородной?». Слушание объяснений учителя о полевой технике. Работа в тетради (название оборудования, виды обработки почвы). Объяснение учителя об удобрениях, их видах, способах внесения. Демонстрация коллекции «Минеральные удобрения». Работа с учебником, анализ иллюстраций, выводы. Анализ проблемных ситуаций (оборудование на огороде где я работал). Просмотр видеоролика с последующим обсуждением увиденного.

о вспашке и обработке почвы. Самооценка. Рефлексия.

Коллекция «Минеральные удобрения». Видеоролик о вспашке и обработке почвы. Фотографии: «Оборудование для обработки почвы»

53.

Охрана почвы. Стр. 126

1

07.04.2021

Рассуждение: «Может плодородие уменьшиться или исчезнуть?». Объяснение учителя о факторах, негативно влияющих на плодородие почвы.

Рассуждение: «Какие меры необходимо предпринимать, чтобы сохранить плодородие почвы?».

Работа с учебником, анализ иллюстраций. Демонстрация видеороликов: о пыльных бурях, наводнениях, лесных пожарах, загрязнении почвы. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.

Видеоролики о пыльных бурях, наводнениях, лесных пожарах, загрязнении почвы.

54.

Обобщающий урок и итоговый контроль по теме «Поверхность суши. Почва»

1

12.04.2021

Работа с учебником. Комментирование раздела учебника «Для повторения». Взаимопроверка, взаимооценивание. Слушание учителя о подведении итогов изученной темы. Рефлексия.

Иллюстрации о составе и свойствах почвы. Тестовые задания.

Есть на земле страна Россия

11










55.

Место Росси на земном шаре. Знакомство с картой. Стр.129

1

14.04.2021

Рассуждение: «Как называется наша страна? Значение слова «Федерация»? На каком языке мы разговариваем и пишем?».

Работа с глобусом, физической картой полушарий, физической и политической картой мира, физической картой России – определение положения станы России и ее площади. Символика страны. Работа с учебником, анализ иллюстраций, выводы. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.



Глобус.

Физическая карта полушарий. Физическая и политическая карта мира. Физическая карта России. Символика России. Иллюстрации ландшафтов России.

56.

Моря и океаны омывающие берега России. Стр. 131

1

19.04.2021

Анализ физической карты России. Понятие «Государственная граница». Слушание объяснений учителя об окраинных и внутренних морях России.

Рассуждение: «Какие моря холодные? Какие теплые?».

Рассказ учителя об океанах, омывающих Россию. Демонстрация видеороликов о северных морях и Черном море. Работа с учебником, анализ иллюстраций, выводы. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.

Физическая карта России. Видеоролики о северных морях и Черном море.

57.

Равнины и горы на территории нашей страны. Стр.134

1

21.04.2021

Понятие: «Горы и равнины нашей страны». Работа с учебником, анализ иллюстраций, выводы. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.

Физическая карта России. Иллюстрация гор и равнин.

58.

Реки и озера России. Стр. 136

1

26.04.2021

Слушание объяснений учителя с показом рек на карте России. Работа с учебником, анализ иллюстраций, выводы. Демонстрация видеороликов: «Река Волга», «Озеро Байкал». Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.


Физическая карта России. Иллюстрация рек и озер. Видеоролики: «Река Волга», «Озеро Байкал».

59.

Москва-столица России. Стр. 139

1

28.04.2021

Слушание объяснений учителя с показом достопримечательности Москвы, истории основания и развития города, видах транспорта (метро). Демонстрация видеоролика о достопримечательностях Москвы (Кремль, Третьяковская галерея, Большой театр, Останкинская телебашня, стадион «Лужники»). Работа с учебником, анализ иллюстраций, выводы. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.


Иллюстрации и видеоролик о достопримечательностях Москвы (Кремль, Третьяковская галерея, Большой театр, Останкинская телебашня, стадион «Лужники»).

60.

Санкт –Петербург. Стр. 141

1

05.05.2021

Слушание объяснений учителя с показом достопримечательности Санкт – Петербурга, история возникновения, переименование, блокада ВОВ. Демонстрация видеоролика о достопримечательностях Санкт –Петербурга (Эрмитаж, Петропавловская крепость, Исаакиевский собор, Невский проспект, разводные мосты). Работа с учебником, анализ иллюстраций, выводы. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.


Иллюстрации и видеоролик о достопримечательностях Санкт –Петербурга (Эрмитаж, Петропавловская крепость, Исаакиевский собор, Невский проспект, разводные мосты)

61.

Города Золотого кольца России: Ярославль, Владимир, Ростов Великий. Стр.144

1

12.05.2021

Слушание объяснений учителя с показом древних русских городов, соединенных автомобильными дорогами. Обозначение (флажками) на физической карте городов Золотого кольца. Знакомство с картой-схемой Золотого кольца. Демонстрация видеоролика о достопримечательностях городов Золотого кольца. Работа с учебником, анализ иллюстраций, выводы. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.

Физическая карта России (города Золотого кольца).

Карта-схема Золотого кольца.

Видеоролик о достопримечательностях городов Золотого кольца.

62.

Нижний Новгород, Казань, Волгоград. Новосибирск, Владивосток. Стр.146-149

1

17.05.2021

Слушание объяснений учителя с показом на карте городов. Слушание объяснений учителя с показом: административно-территориальном устройстве городов. Просмотр и обсуждение видеороликов. Работа с учебником, анализ иллюстраций, выводы. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.

Физическая карта России.

Видеоролики о городах:

Нижний Новгород, Казань, Волгоград. Новосибирск, Владивосток.

63.

Население и народы России. Стр. 151

1

19.05.2021

Изучение понятий: «Городской и сельский житель». Демонстрация и анализ городских и сельских пейзажей. Беседа о России как о многонациональном государстве. Размышление: «Чем различаются люди разных национальностей?». Слушание объяснений учителя о некоторых национальностях, их особенностях. Анализ иллюстраций национальных костюмов, кухни, праздников, обычаев, народных промыслов. Работа с учебником, анализ иллюстраций, выводы. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.

Иллюстрации: городской и сельский пейзаж.

Национальные костюмы, кухня, праздники, народные промыслы.

64.

Экскурсия. Ваш город. Важнейшие географические объекты региона. Стр. 154

1

24.05.2021

Демонстрация и анализ иллюстраций о разнообразии поверхности и климата Ростовской области. Просмотр и обсуждение презентации «Мой город Новочеркасск».

Мультимедийная презентация «Мой город Новочеркасск».

65.

Обобщающий урок и итоговый контроль по теме «Есть на земле страна Россия»

1

26.05.2021

Демонстрация и анализ иллюстраций о разнообразии поверхности и климата России. Анализ физической карты России. Работа с учебником. Комментирование раздела учебника «Для повторения». Взаимопроверка, взаимооценивание. Слушание учителя о подведении итогов изученной темы. Самооценка. Рефлексия.

Подборка иллюстраций по теме: «Есть на земле страна Россия» (равнины, горы, моря, реки, озера).

Физическая карта России.

Политическая карта мира.

Тестовые задания по теме.



Скачано с www.znanio.ru