Файл: Конкурсная работа по мхк История Отечества в музыкальных памятниках.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 1193
Скачиваний: 41
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сюжетом для оперы послужило предание о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина в 1612 году, в трудное для России время оккупации её иностранными захватчиками. Польские войска были уже изгнаны из Москвы, но отдельные их отряды ещё бродили по стране. Один из таких отрядов забрел в село Домнино, где жил Иван Сусанин. Сусанин согласился стать проводником, но завел отряд поляков в непроходимые дебри и болота и сам погиб там.
Подвиг костромского крестьянина вдохновлял поэта-декабриста К. Рылеева, написавшего думу «Иван Сусанин». И Рылеев, и Глинка в героическом поступке простого человека усматривали проявление силы и патриотизма всего русского народа, готового отдать жизнь во имя свободы родной земли.
1.4. Тема урока: Эпоха Петра 1 (6 класс).
Преображенский марш эпохи Петра I.
Эта музыка наравне со знаменитым маршем «Прощание славянки» является символом России. Музыка, олицетворяющая победы Русской дореволюционной армии, становится фоном к символу нашей великой Победы. Именно поэтому этот марш ежегодно исполняют на параде 9-го мая при выносе Знамени Победы.
Автор и точный год написания этого марша Неизвестен. Некоторые западные историки считают, что марш шведского происхождения, но никаких доказательств этого нет. В Германии долго бытовало мнение, что марш был сочинен в 1816 году Фердинандом Хаазе. Однако в 1816 и 1817 годах Хаазе (Гаазе), после русского плена, находился при дворе великого князя Константина Павловича в Варшаве, и возможность того, что он мог сочинить марш, моментально ставший маршем элитного Преображенского полка,
представляется крайне маловероятной.
К тому же само строение марша в кантовой форме с большой долей вероятности говорит о том, что марш сочинен в первой четверти XVIII века. Косвенно подтверждает появление марша при Петре I его распространенное дореволюционное название – «Марш Петра Великого» или «Петровский марш».
В 1816 году марш был включен в русский Императорский каталог маршей. Об этом каталоге в России сейчас ничего неизвестно, однако немецкие историки постоянно на него ссылаются, упоминая, что наш каталог стал основой для знаменитого прусского каталога маршей, учрежденного декретом короля Фридриха-Вильгельма III в 1817 году.
В России он был также маршем 10-го Новоингерманландского пехотного полка, 147-го Самарского пехотного полка и Выборгского гарнизонного пехотного батальона.
Марш пришел также в южную Европу и другие западноевропейские страны.
Все же «Преображенский марш» еще не стал полковым встречным маршем Королевской морской пехоты, но Маунтбеттен не сдавался, и при 300-летнем юбилее Royal Marines в 1964 г. он, уже являясь главнокомандующим Британскими Вооруженными Силами, приписал марш к морской пехоте, где марш был срочно утвержден как полковой встречный марш.
Можно упомянуть и другое применение этого марша в качестве музыкального приветствия в исполнении духового оркестра вместо сигналов, подаваемых рожком, при встрече и проводах августейших особ и офицеров высшего ранга в королевском ВМФ Великобритании. В 1909 было утверждено, что генерала нужно приветствовать первыми 8 тактами «Преображенского марша», но сыгранными в быстром темпе.
Иоганн Штраус-сын в 1856 году написал вальс, который начинается с марша Лейб-Гвардии Преображенского полка и посвятил его "с глубочайшим уважением к Ее Величеству Императрице Марии Александровне". Императрица, дочь великого герцога Людвига II Гессенского, вышла замуж в 1841 году за великого князя Александра Николаевича, будущего императора Александра II. Вальс был написан к коронации Александра II и был впервые исполнен 14 (2) августа 1856 г., на втором концерте-бенефисе Штрауса. Вальс был исполнен 32 раза в течение концертов Штрауса в павильоне «Воксхолл» в Павловске. Царь был так вдохновлен игрой оркестра Штрауса, что велел ему прибыть на коронационные торжества в Москве 7 сентября (26 августа) и дирижировать оркестром на балу, который давал австрийский посол князь Пауль Эстергази.
1.5. Тема урока: Творчество И.П. Чайковского. Отечественная война 1812 года в музыке (7 класс).
П.И. Чайковский. «Торжественная увертюра 1812год».
Торжественная увертюра «1812 год» П.И. Чайковского создавалась к 80-летию победы над французами-захватчиками во время подготовки к открытию Храма Христа Спасителя. Эта монументальная, программная пьеса написана для исполнения большим составом симфонического оркестра с прибавлением группы ударных, больших колоколов и подвешенного барабана, употребляемого в оперных оркестрах для изображения пушечных выстрелов, а также группы инструментов военного оркестра.
Чайковский не дал литературной программы к увертюре, но её образы настолько конкретны, что не нуждаются в разъяснениях. Во вступлении проходят три темы: молитва о даровании победы «Спаси, Господи, люди Твоя», темы тревоги и героических военных сигналов. В экспозиции введены контрастные друг другу темы, символизирующие враждебные силы: русская песня «У ворот, ворот батюшкиных», с которой композитор связывал молодецкую отвагу русских воинов, и «Марсельеза», которая рисует образ врага, характеризует нашествие.
Ликующее завершение увертюры в максимальном фортиссимо воспроизводит фанфарную тему вступления в сопровождении колоколов. На фоне праздничных фанфар возникает затем мелодия государственного гимна России «Боже, царя храни». Таким образом, была воплощена главная мысль увертюры: оплот России – это триединство Православие, Самодержавие, Народность. Чайковский изобразил яркую картину победы русского войска, используя эффект колокольного перезвона и пушечного салюта. В заключительном грандиозном финале создается впечатление всхода величавой процессии на вершину холма, откуда взор, ликуя, озирает широко раскинувшийся горизонт и впереди и внизу привольно русский город, дорогой сердцу народа.
Первое исполнение увертюры «1812 год» состоялось 8 августа 1882 г. в Москве, во время Всероссийской промышленно-художественной выставки. Вопреки мнению Чайковского, считавшего, что увертюра «не заключает в себе, кажется, никаких серьезных достоинств», успех ее возрастал с каждым годом. Еще при жизни Чайковского, она исполнялась неоднократно в Москве, Смоленске, Павловске, Тифлисе, Одессе, Харькове, в том числе и под управлением самого композитора. Имела она большой успех и за границей: в Праге, Берлине, Брюсселе. Под влиянием успеха, Чайковский изменил к ней отношение, включая ее в свои авторские концерты и иногда, по требованию публики, исполняя «на бис» (Одесса, зима 1893 года).
1.6. Тема урока: Музыка и Великая Отечественная Война (6, 7, 8 классы).
Песня "Священная война".
Первой песней войны была "Священная война" Василия Лебедева-Кумача и А. Александрова. История ее создания очень интересна. 24 июня 1941 года газеты “Известия” и “Красная звезда” опубликовали стихи Лебедева-Кумача, начинавшиеся словами: “Вставай, страна огромная, вставай, на смертный бой…” Стихи эти потребовали от поэта упорной работы. Их прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:- Будем разучивать новую песню – “Священная война”. Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни – печатать не было времени! – а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще один день – на репетицию с оркестром, и вечером – премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны. Слова ведущего, который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня “Священная война”, тонут в общем гуле. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает…
Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах… Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль “Священную войну”. Так начался путь песни, славный и долгий. С этого дня “Священная война” была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Ее пели всюду – на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для победы. Каждое утро после боя Кремлевских курантов она звучала по радио:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой.
"Песня защитников Москвы"
Осень 41-ого. Враг у стен столицы. Весь город встает на его защиту. Создаются оборонительные сооружения - рвы, надолбы, "ежи". 16 дивизий народного ополчения было сформировано в столице в те грозные дни. Наскоро обученные, ополченцы-добровольцы шли на фронт. Под стать суровым боям под Москвой были и песни того времени. Вот одна из них - "Песня защитников Москвы" А. Суркова и В. Мокроусова:
В атаку стальными рядами
Мы поступью твердой идем.
Родная столица за нами,
Рубеж нам назначен вождем.
Песня "Дорогая моя столица"
Два месяца спустя, в декабре 1941 года, появилась одна из самых популярных и доныне песен о Москве "Дорогая моя столица". Появилась почти случайно. Автор ее отнюдь не москвич. Родился у Черного моря, вырос в Николаеве, жил в Ярославле, откуда ушел на фронт. Когда грузовик, в котором ехал младший лейтенант ярославской дивизии Марк Лисянский остановился на площади Пушкина возле редакции журнала "Новый мир", Лисянский успел передать секретарю, редакции свое стихотворение, которое было опубликовано в декабрьском номере журнала. Прочитав стихи, И. Дунаевский прямо на полях журнальной страницы набросал ноты мелодии. Находясь на Калининском фронте, молодой поэт услышал по радио песню, созданную на его стихи:
Я по свету немало хаживал.
Жил в землянке, в окопах, в тайге,
Похоронен был дважды заживо,
Знал разлуку, любил в тоске,
Но Москвою привык гордиться
И везде повторяю слова:
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!
Я люблю подмосковные рощи
И мосты над твоею рекой,
Я люблю твою Красную площадь
И Кремлевских курантов бой.
В городах и далеких станицах
О тебе не умолкнет молва,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!
Мы запомним суровую осень,
Скрежет танков и отблеск штыков,
И в сердцах будут жить двадцать восемь
Самых храбрых твоих сынов.
И врагу никогда не добиться, чтоб склонилась твоя голова,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва.
Песня «В землянке»
А самая знаменитая песня родилась неожиданно. Собственно, Сурков не писал песню. Он написал письмо в стихах жене. В ноябре 41-го, в землянке, в районе наблюдательного пункта Западного фронта, на 2-м километре Минского шоссе. Слова стали известны его товарищам по перу и по боям. Переписывались от руки, переходили из рук в руки, из уст в уста. В начале 1942-го в Москве проездом на флот находился композитор Константин Листов, он и написал на эти стихи мелодию.
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза,
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Песня «Темная ночь»
В 1943 году родилась знаменитая «Темная ночь» В. Агатова и
Н. Богословского:
Темная ночь, только пули свистят по степи,
Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают.
В темную ночь ты, любимая, знаю, не спишь,
И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь.
Как я люблю глубину твоих ласковых глаз,
Как я хочу к ним прижаться сейчас губами!
Темная ночь разделяет, любимая, нас,
И тревожная темная степь пролегла между нами.
Верю в тебя, в дорогую подругу мою,
Эта вера от пули меня темной ночью хранила…
Радостно мне, я спокоен в смертельном бою,
Знаю, встретишь с любовью меня, что б со мной ни случилось.
Трудно поверить, но эта песня, которую в дни войны знал каждый от мала до велика, родилась совсем неожиданно в 1942 г. в далеком Ташкенте. Шли съемки фильма «Два бойца». По замыслу режиссера, в фильме должна была звучать только симфоническая музыка. Но по ходу съемки стало ясно, что без песни не обойтись. «Понимаешь, не получается у меня никак сцена в землянке без песни», – признался режиссер композитору Никите Богословскому.