Файл: Методические рекомендации к выполнению курсовых работ по истории для студентов сгф нижний Тагил 2019 Содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал)

федерального государственного автономного образовательного учреждения

высшего образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Социально-гуманитарный факультет

Кафедра гуманитарных и социально-экономических наук

Методические рекомендации к выполнению курсовых работ

по истории для студентов СГФ

Нижний Тагил

2019
Содержание

  1. Значение курсовой работы……………………………………………….3

  2. Основные стадии выполнения курсовой работы……………………….3

    1. Подготовка к написанию курсовой работы. Выбор темы…….…3

    2. Сбор материала………………………………………………….….3

    3. Определение структуры работы………………………………...…4

    4. Знакомство с требованиями оформления работ………………..…5

    5. Написание текста курсовой работы…………………………….….5

  3. Защита курсовой работы……………………………………………..……6

  4. Критерии оценки курсовой работы……………………………………….6

  5. Приложения…………………………………………………………………

    1. Оформление титульного листа……………………………………...

    2. Оформления оглавления……………………………………………..

    3. Параметры страницы…………………………………………………

    4. Образцы библиографического описания…………………………....

    5. Описание материалов в библиографических ссылках……………..

    6. Оформление приложений…………………………………………….


I. Значение курсовой работы

Курсовая работа является первым самостоятельным исследованием студента и играет важную роль в процессе формирования навыков научно-исследовательской работы, научного анализа исторического явления. Успех в значительной мере зависит от степени подготовленности к учебно-исследовательской работе, наличия у студента навыков работы с научной литературой и источниками, а также ознакомления с методами исторического исследования.
II. Основные стадии выполнения курсовой работы

  1. Подготовка к написанию курсовой работы. Выбор темы.


Большое значение имеет выбор и формулировка темы исследования. Тема обязательно должна быть согласована с научным руководителем!

Слишком широкая, «избитая» тема снизит качество работы. «Узкий» предмет исследования обеспечит более глубокое, самостоятельное исследование проблемы, позволит привлечь широкий спектр научных источников. Не следует объект исследования, содержащий несколько предметов исследования выбирать в качестве темы курсовой работы. Тема должна быть сформулирована грамотно. Работа должна быть обеспечена репрезентативными источниками, без чего не может быть выполнено самостоятельное курсовое исследование.

  1. Сбор материала.

При работе над курсовым исследованием следует особое внимание уделить источниковой базе. Следует активизировать знания, приобретенные при изучении курса источниковедения. Необходимо провести тщательный анализ источников на их достоверность в соответствии со следующим алгоритмом:

- научное название источника;

- исторические условия возникновения источника;

- характеристика источника: определение типа, атрибуция, определение цели, времени, места создания источника; изучения истории бытования. Все эти параметры отражают внешнюю сторону характеристики исторического источника;

- интерпретация источника; анализ содержания источника на предмет темы, выдвинутой студентом для курсовой работы. Этот параметр отражает внутреннюю характеристику источника;

- вывод об адекватности и репрезентативности информации источника.

Столь же важно выявить и изучить всю доступную литературу по теме, определить пробелы в изучении отдельных её аспектов. Курсовая работа должна основываться на учёте изучения данной темы достижений ученых как отечественных, так и зарубежных. Студент должен выявить степень изученности исследуемой проблемы историками разных эпох, но обязательно, включая самую современную литературу, как монографическую, так и публикации, научные статьи, доклады, тезисы.

Наибольшую ценность имеют академические издания, публикации научных журналов, сборники научных конференций. Работа с источниками и литературой из электронных библиотек осуществляется при соблюдении тех же правил, что и работа с печатными изданиями (выписки, указание страниц цитируемых текстов, времени, места создания исследований).



Весь собранный и изученный материал необходимо систематизировать, обобщить и окончательно определить структуру работы (обязательно нужно совместно с руководителем).

3.Определение структуры работы.

Работа должна включать в себя следующие структурные части:

  • титульный лист;

  • оглавление;

  • введение;

  • основная часть (главы и параграфы);

  • заключение;

  • список использованных источников и литературы;

  • приложение

Оглавление отражает структуру работы и включает все вышеперечисленные разделы с указанием страниц.

Введение является важнейшей частью курсовой работы, так как оно содержит обоснование темы и раскрывает замыслы и процесс исследования. Введение должно быть выстроено в соответствии со следующей структурой:

  • актуальность темы (научная и общественная);

  • историография проблемы;

  • объект исследования;

  • предмет исследования;

  • хронологические и территориальные рамки работы;

  • цель курсовой работы;

  • задачи работы;

  • источники;

  • методология исторического исследования.

Объём введения 5-6 страниц.

Основная часть состоит из глав и параграфов. Структурных частей не должно быть слишком много. Один параграф 7-8 страниц. Объём основной части – до 30 страниц, т.е. не более двух глав, четырёх параграфов. В главах и параграфах решаются задачи, выдвинутые во введении.

  • В заключении подводятся итоги исследования, обобщается результат работы, раскрывается степень оригинальности исследования. Объём заключения до 2,5 страниц.

Список источников и литературы включает всю использованную, цитируемую литературу. Сначала называются все использованные источники, затем литература. Список должен быть выполнен по установленным библиографическим правилам, в алфавитном порядке.

Приложение может содержать дополнительный фактический материал по теме курсовой работы: карты, таблицы, фотографии, иллюстрации, тексты источников и т.п. На все материалы приложения должны быть ссылки в тексте курсовой работы. Все материалы должны иметь указания на издания, откуда они взяты.

4.Знакомство с требованиями.


Оформления работы.

Чистовой вариант работы набирают на персональном компьютере в текстовом редакторе Microsoft Word for Windows 95 или 97, 98, 2000, 2002 (в формате doc), распечатывают на листах белой односортной бумаги стандартного размера А4 на одной стороне листа. (Страницы работы должны иметь поля: левое 3 - см., правое - 1 см., верхнее – 2 см., нижнее – 2,5 см.) с применением шрифта Times New Roman, размер 14, с полуторным межстрочным интервалом. В виде исключения, можно представить работу в рукописном виде.

Страницы нумеруются с введения (стр. 3) в правом верхнем углу. Нумерация страниц сквозная.

На каждой странице должны быть ссылки на источники и литературу.

Как правило, ссылки на каждой странице имеют свою нумерацию, начиная с номера 1.

Обязательными качествами курсовой работы являются абсолютная грамотность, правильно составленный научный аппарат.

5.Написание текста курсовой работы.

Собранный, обработанный и систематизированный материал превращается в текст курсовой работы. Его изложение ведется в строго логической последовательности в соответствии с планом работы. Последовательное описание явлений, событий, фактов не должно превращаться в компиляцию чужих текстов. Необходим самостоятельный анализ и синтез фактов, выявление причинно-следственных связей явлений, своё «открытие» источника, реализация авторского замысла, конечно, пока ещё в степени учебно-исследовательской деятельности. В тексте курсовой работы вполне допустимо использовать не только взятых из научной литературы отдельных фактов, но и даже мыслей, концепций при условии обязательной ссылки на их авторов. В противном случае заимствования могут рассматриваться как плагиат. Тоже самое касается текстов, взятых из Интернета.

Важным качеством курсовой работы следует считать творческий характер проведенного исследования, самостоятельный анализ источников, авторскую структуру учебного исследования. Как правило, самостоятельность исследования отражает Введение и Заключение курсовой работы. Первое, как уже отмечалось, раскрывает зрелость замысла автора курсовой работы. Второе- оригинальность подведения итогов курсового исследования, зрелость реализации научного замысла.

III. Защита курсовой работы на конференции. Во время защиты студент даёт общую характеристику работы, которая содержит Введение, знакомит комиссию со структурой своей работы, её кратким содержанием, акцентирует внимание комиссии на итоги работы, изложенные в Заключении.


IV. Критерии оценки курсовой работы.

Важнейшим критерием качества работы является оценка собственных достижений автора: обоснование актуальности работы, анализ источников, качество работы с историческими источниками, эрудированность в историографии проблемы, авторская концепция.

Качество курсовой работы определяют владение научной терминологией, общенаучными, специальноисторическими, междисциплинарными методами исследования в соответствии с современными достижениями в общественных науках (истории, социологии, политологии, этнологии, экономики, культурологи и др.).

Важным критерием оценки курсовой работы является сам структурно-содержательный компонент работы: формулирование предмета исследования в его объекте, целей, задач работы, соответствие содержания работы, включая научно-спарвочный аппарат, правильное языковое оформление; наличие и содержание иллюстративного материала.

Эрудированность автора в рассматриваемой области ярко проявляется в ходе индивидуальной защиты курсовой работы (7-10 минут), где студент показывает степень свободного владения материалом.


Приложение 1.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Факультет социально-гуманитарного образования

Кафедра гуманитарных и социально-экономических наук

Курсовая работа по дисциплине «Методология и методика исследовательской деятельности в предметной области»

Методологические воззрения постмодернистов

Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование

(с двумя профилями подготовки)

профиль «История и обществознание»

Оценка: ___________________

Исполнитель:

студент НТ–301 ИО

Сорокин М.Д.

Дата: ____________________










Подпись: _________________

Научный руководитель:

Кириллов В.М.

профессор кафедры ГСЭН, д.и.н.