Файл: Взаимосвязь общей культуры обучающихся и их образ жизни.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 701
Скачиваний: 25
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Взаимосвязь между общей культурой студентов и их образом жизни
Структура жизнедеятельности студентов и ее отражение в образе жизни
Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни
Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни и их отражение в жизни
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Талицкий лесотехнический колледж Н.И. Кузнецова»
Предмет: «Физкультура»
(заочное отделение)
Тема: « Взаимосвязь общей культуры обучающихся и их образ жизни»
Специальность: «Земельно-имущественные отношения»
Студент: Осман А.Г.
Группа: ЗО-11СЗ
Проверил:
Содержание:
-
Введение……………………………………………………………….………3 -
Взаимосвязь между общей культурой студентов и их образом жизни……4 -
Структура жизнедеятельности студентов и ее отражение в образе жизни..6 -
Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни……………………………………………………………………8 -
Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни и их отражение в жизни……………………………………………………………..9 -
Здоровый образ жизни и его составляющие………………………………...11 -
Заключение……………………………………………………………………22 -
Список литературы…………………………………………………………...23
Введение
Жизнь человека зависит от состояния здоровья организма и масштабов использования его психофизиологического потенциала. Все аспекты жизни человека в широком спектре общественной жизни - производственной и трудовой, социально-экономической, политической, семейно-бытовой, духовной, оздоровительной, образовательной - в конечном итоге определяются уровнем здоровья.
Какие значимые характеристики используются при рассмотрении здоровья? Наиболее распространен функциональный подход. Его особенность заключается в способности индивида выполнять присущие ему биологические и социальные функции, в частности, выполнять общественно полезный труд, производственную деятельность. Их утрата - самое распространенное и наиболее значимое социальное последствие болезней человека для человека, семьи, общества.
В связи с функциональным подходом к здоровью возникло понятие практически здоровый человек, поскольку возможны патологические изменения, существенно не влияющие на самочувствие и работоспособность человека. Однако при этом часто не учитывается, какую цену платит организм за поддержание эффективности. В некоторых случаях цена может быть настолько высокой, что грозит серьезными последствиями для здоровья и работоспособности в будущем, поскольку изменения в организме до определенного уровня могут не повлиять на субъективные ощущения и даже не повлиять на функцию того или иного органа. и система. Следовательно, качественные и количественные характеристики как здоровья, так и болезни имеют довольно широкий диапазон интерпретации. В его пределах различия в степени тяжести здоровья определяются многими критериями-признаками: уровнем жизнеспособности организма, широтой его адаптивных возможностей, биологической активностью органов и систем, их способностью к регенерации и т. д.
Взаимосвязь между общей культурой студентов и их образом жизни
В последние годы внимание к здоровому образу жизни студентов усилилось, это связано с обеспокоенностью общества состоянием здоровья специалистов, выпускающих высшее образование, ростом заболеваемости в процессе профессионального обучения и последующим снижением трудоспособности. Необходимо четко понимать, что здорового образа жизни как особой формы жизни вне образа жизни в целом не существует.
Здоровый образ жизни отражает обобщенную типичную структуру жизненных форм студентов. В условиях здорового образа жизни ответственность школьника за здоровье формируется как часть общекультурного развития, проявляется в единстве стилистических особенностей поведения, умении строить себя как личность в соответствии со своими представлениями о жизни. это полно в духовном, моральном и физическом плане.
Здоровый образ жизни во многом зависит от ценностных ориентаций студентов как личностно значимых, но они не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием. Итак, в процессе накопления человеком социального опыта возникает дисгармония когнитивного (научные и повседневные знания), психологического (формирование интеллектуальных, эмоциональных, волевых структур), социально-психологического (социальные ориентации, система ценностей), функционального (навыки, способности, привычки, нормы поведения, деятельности, взаимоотношений) процессы. Такая дисгармония может стать причиной формирования асоциальных черт личности. Поэтому в вузе необходимо обеспечить осознанный выбор человеком социальных ценностей здорового образа жизни и сформировать на их основе устойчивую индивидуальную систему ценностных ориентаций, способную обеспечить саморегуляцию личности, мотивацию ее поведение и деятельность.
Здоровье в иерархии потребностей и ценностей культурного человека. Сохранение и воспроизводство здоровья прямо пропорционально уровню культуры. Культура отражает степень осведомленности и отношения человека к себе. В культуре проявляется активный способ освоения внешнего и внутреннего мира своего становления и развития. Культура подразумевает не только определенную систему знаний о здоровье, но и соответствующее поведение для его сохранения и укрепления, основанное на моральных принципах.
Здоровье - естественная, абсолютная и непреходящая ценность в жизни, занимающая верхнюю ступень иерархической лестницы ценностей, а также в системе таких категорий человеческого существования, как интересы и идеалы, гармония, красота, смысл и счастье жизни, творческая работа, программа и ритм жизнедеятельности. По мере роста благосостояния населения, удовлетворения его естественных первичных потребностей (в пище, жилье и т. д.) Относительная ценность здоровья будет все больше и больше увеличиваться.
Можно выделить три уровня ценности здоровья: биологический - исходное здоровье, которое предполагает саморегуляцию организма, гармонию физиологических процессов и максимальную адаптацию; социальный - здоровье как мера социальной активности, активного отношения человека к миру; личностное (психологическое) - здоровье как отрицание болезни в смысле ее преодоления,
Согласно нашему исследованию (5 500 респондентов) 54,2% из них считают, что здоровье - это самое главное в жизни, 35,7% - здоровье - необходимое условие для полноценной жизни, т.е. 9,9% респондентов считают здоровье - одна из важнейших и необходимых жизненных ценностей, 2,9% респондентов высказывают мнение, что есть и другие ценности, которые также важны для здоровья (по мнению 2,3%, существуют ценности для которым можно пожертвовать здоровьем, 4,6% предпочитают жить, не думая о здоровье).
Здоровье, являясь качественной характеристикой человека, способствует достижению многих других потребностей и целей. Выявлено, что ценность здоровья как средства достижения других жизненных целей для респондентов важнее, чем ценность здоровья как средства прожить максимально долгую и полноценную жизнь на всех этапах. Эти две характеристики здоровья как социальной ценности противоречат друг другу.
Конечно, противоречие между достижением материального благополучия и необходимостью быть здоровым может быть разрешено на пути улучшения объективных условий жизни человека. Но не менее важны их собственные взгляды и стереотипы относительно реального отношения к своему здоровью как непреходящей ценности.
Структура жизнедеятельности студентов и ее отражение в образе жизни
Защита и укрепление здоровья студентов во многом определяется образом жизни. Повышенное внимание к нему проявляется на уровне общественного сознания, в сфере культуры, образования, воспитания.
Анализ фактических материалов о студенческой жизни свидетельствует о ее неупорядоченности и хаотичности. Это отражается в таких важных составляющих, как несвоевременный прием пищи, систематическое недосыпание, непродолжительное пребывание на свежем воздухе, недостаточная физическая активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельной учебной работы во время сна, курение и т. составляющие образа жизни студентов, принятые за 100%, очень значимы. Так, режим сна составляет 24-30%, диетический режим - 10-16%, режим двигательной активности - 15-30%. Накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия такой организации жизни наиболее ярко проявляются к моменту ее окончания (увеличивается количество заболеваний). И поскольку эти процессы наблюдаются в течение 5-6 лет обучения, они оказывают существенное влияние на здоровье студентов. Так, по данным опроса 4000 студентов МГУ (Б.И. Новиков), во время учебы зафиксировано ухудшение их здоровья. Если принять уровень здоровья студентов 1-го курса за 100%, то на 2-м курсе он снизился в среднем до 91,9%, на 3-м - до 83,1%, на 4-м курсе - до 75,8%.
Эти факты позволяют сделать вывод, что практическая физическая культура в вузе не гарантирует автоматически сохранение и укрепление здоровья студентов. Это обеспечивается многими составляющими образа жизни, среди которых большое место принадлежит регулярным физическим упражнениям, занятиям спортом, а также факторам здоровья.
Влияние окружающей среды на здоровье. В настоящее время накоплен обширный научный материал, доказывающий прямое влияние ряда факторов окружающей среды (климата, погоды, экологической ситуации) на здоровье человека.
Этим вопросом занимается биометрология (наука, изучающая зависимость благополучия от погоды). Сезонно работают и эндокринные железы: зимой скорость основного обмена снижается из-за ослабления их активности; весной и осенью он повышен, что сказывается на нестабильности настроения.
На самочувствие также влияет изменение электромагнитного поля. В магнитоактивные дни обостряются сердечно-сосудистые заболевания, усиливаются нервные расстройства, повышается раздражительность, наблюдается утомляемость, ухудшается сон.
Установлено, что всплески солнечной активности нагревают внешние слои атмосферы Земли, изменяют их плотность и химический состав, в атмосферу вторгаются мощные потоки заряженных частиц и радиации. От этого меняется и сама погода, и реакция людей на ее изменения.
Экологическая ситуация также влияет на здоровье человека. Способность адаптироваться к негативным воздействиям различна у людей с разным уровнем здоровья и физической подготовки.
У людей с более высоким уровнем физической подготовки сопротивление тела значительно выше, чем у людей с низкой общей физической подготовкой.
Наследственность и ее влияние на здоровье. Физическое и психическое здоровье следует рассматривать в динамике, а именно как процесс, который меняется на протяжении всей жизни человека. Здоровье во многом зависит от наследственности и возрастных изменений, происходящих в организме человека по мере его развития. Способность организма противостоять воздействию вредных факторов определяется генетическими особенностями адаптивных механизмов и характером их изменений.
Работа генетиков доказала, что при благоприятных условиях поврежденный ген может не проявлять своей агрессивности. Здоровый образ жизни, общее здоровое состояние организма позволяют усмирить его агрессивность. Неблагоприятные условия окружающей среды почти всегда повышают агрессивность патологических генов и могут спровоцировать заболевание, которое не проявилось бы при других обстоятельствах.
Уровень здоровья человека зависит от генетического фона, стадии жизненного цикла, адаптивных возможностей организма, степени его активности, а также совокупного влияния факторов внешней (в том числе социальной) среды.
Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни
Отношение к здоровью обусловлено объективными обстоятельствами, в том числе воспитанием и образованием. Он проявляется в действиях и поступках, мнениях и суждениях людей относительно факторов, влияющих на их физическое и психическое благополучие. Разграничивая отношение к здоровью на адекватное (разумное) и неадекватное (беспечное), мы тем самым условно выделяем два диаметрально противоположных типа поведения человека по отношению к факторам, способствующим или угрожающим здоровью человека.
Каждый человек хочет быть здоровым. Однако даже в ситуации болезни люди часто ведут себя неадекватно своему состоянию, не говоря уже о том, что при отсутствии болезни они далеко не всегда соблюдают санитарно-гигиенические требования. Очевидно, причина несоответствия потребности в здоровье и ее реальной повседневной реализации человеком состоит в том, что здоровье обычно воспринимается людьми как нечто безусловно данное, как само собой разумеющийся факт, потребность в котором, хотя и реализуется, но, как и кислород, ощущается только при его дефиците. Чем адекватнее человек относится к своему здоровью, тем интенсивнее за ним ухаживают.
Имеет смысл различать два типа ориентации (отношения) к здоровью. Первый - в охране здоровья, ориентирован в первую очередь на усилия самого человека или условно на себя. Второй - преимущественно внешний, когда человеческим усилиям отводится второстепенная роль. К первому типу относятся в основном люди с хорошей самооценкой здоровья; они в основном являются межличностными, для которых характерна тенденция приписывать ответственность за результат своей деятельности своим собственным усилиям и способностям. Ко второму типу относятся в основном люди с плохой и удовлетворительной самооценкой к своему здоровью, внешности, которые возлагают ответственность за результаты своей деятельности на внешние силы и обстоятельства. Следовательно, характер заботы человека о здоровье связан с его личными свойствами. Из этого следует, что воспитание адекватного отношения к здоровью неразрывно связано с формированием личности в целом и предполагает различия в содержании, средствах и методах целенаправленных воздействий.