Файл: Взаимосвязь общей культуры обучающихся и их образ жизни.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 703
Скачиваний: 25
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Взаимосвязь между общей культурой студентов и их образом жизни
Структура жизнедеятельности студентов и ее отражение в образе жизни
Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни
Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни и их отражение в жизни
Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни и их отражение в жизни
Изучение ценностных ориентаций студентов на здоровый образ жизни позволяет условно выделить среди них четыре группы. В первую группу входят абсолютные общечеловеческие ценности, получившие огромную оценку студентов (от 69 до 93%). К ним относятся: успешная семейная жизнь, мужество и честность, здоровье, всестороннее развитие личности, интеллектуальные способности, сила воли и хладнокровие, умение общаться, обладание красотой и выразительность движений. Вторая группа преференциальных ценностей (от 63 до 66%) - это хорошее телосложение и физическая подготовка, в том числе авторитет. Третья группа ценностей получила название противоречивые за то, что они одновременно представляют признаки больших и малых значений (от 35,5 до 59,2%). Это наличие материального достатка, успехи в работе, удовлетворенность учебой, занятиями спортом, хороший уровень развития физических качеств, интересный отдых. Четвертая группа ценностей называется частной, так как студенты придают мало значения ее содержанию (от 17 до 28%) - знаниям о функционировании человеческого организма, физической подготовленности к выбранной профессии, социальной активности.
Менее половины студентов имеют определенные представления о тесной взаимосвязи общей и физической культуры в личностном развитии и в соответствии с этим принимают поведенческие решения.
Среди причин невнимания студентов к поддержанию физической формы - недостаток времени (18,5% женщин и 41,6% мужчин) и отсутствие необходимой настойчивости, воли, настойчивости (17,5% женщин и 20,8% мужчин). мужчин). Это свидетельствует об неорганизованности и требовательности студентов в организации быта, где органично присутствуют волевые принципы.
Женщины и мужчины заботятся о своем физическом состоянии по-разному. У женщин это проявляется в сохранении внешних форм состояния (пропорции тела - 27%, соотношение роста и массы тела - 54%, особенности фигуры); у мужчин отмечена забота о развитии мускулатуры - 61,2%, пропорций тела - 50%, физических качеств - 32-47%. Эти факты указывают на необходимость более дифференцированного подхода к методам физического воспитания людей разного пола.
Путь к общекультурному развитию, а, следовательно, и к здоровью начинается с приобретения знаний, но студентам не хватает поисковой и познавательной активности для их пополнения и расширения.
Здоровый образ жизни и его составляющие
К основным составляющим здорового образа жизни относятся:
-
режим работы и отдыха; -
организация сна; -
рацион питания; -
организация физических нагрузок; -
соблюдение требований санитарии, гигиены, закаливания; -
профилактика вредных привычек; -
культура межличностного общения; -
психофизическая регуляция тела; -
культура сексуального поведения.
Режим работы и отдыха. Понимание важности организованного режима труда и отдыха основано на законах протекания биологических процессов в организме.
Человек, соблюдая установленный и наиболее целесообразный образ жизни, лучше приспосабливается к протеканию важнейших физиологических процессов. В случае, если резервы нашей адаптации исчерпаны, мы начинаем испытывать дискомфорт, утомляемость и даже болеть. Поэтому необходимо вести организованный образ жизни, соблюдать постоянный режим в воспитательной работе, отдыхе, питании, сне и физических упражнениях. При ежедневном повторении привычного образа жизни довольно быстро устанавливается связь между этими процессами, фиксируемая цепочкой условных рефлексов. Благодаря этому физиологическому свойству предыдущая деятельность является как бы толчком для последующей, подготавливая организм к легкому и быстрому переключению на новый вид деятельности, что обеспечивает его лучшую работоспособность.
Организация сна. Сон - обязательная и наиболее полная форма ежедневного отдыха. Обычной нормой монофазного сна в ночное время для школьника следует считать 7,5-8 часов. В часы, предназначенные для сна нельзя рассматривать как некий резерв времени, который может быть использован часто и безнаказанно для других целей. Это, как правило, отражается на продуктивности умственного труда и психоэмоциональном состоянии. Нарушение сна может привести к бессоннице и другим нервным расстройствам.
Организация диеты. Культура питания играет значительную роль в формировании здорового образа жизни студентов. Каждый школьник может и должен знать принципы рационального питания, регулировать нормальный вес своего тела. Рациональное питание - это физиологически полноценное потребление пищи людьми с учетом пола, возраста, характера работы и других факторов. Питание основано на следующих принципах: достижение энергетического баланса; установление правильного соотношения между основными питательными веществами - белками, жирами, углеводами, между растительными и животными белками и жирами, простыми и сложными углеводами; баланс минералов и витаминов; ритм приема пищи.
Важным аспектом культуры питания является диета и распределение калорийности пищи в течение дня.
К диете нужно подходить строго индивидуально.
При занятиях физическими упражнениями, спортом пищу следует принимать за 2-2,5 часа до и через 30-40 минут после их завершения. При физических нагрузках, связанных с сильным потоотделением, суточное потребление поваренной соли следует увеличить с 15 до 20-25 г. Полезно использовать минеральную или слабосоленую воду.
Организация двигательной активности. Одним из обязательных факторов здорового образа жизни студентов является систематическое использование физических нагрузок, соответствующих полу, возрасту, состоянию здоровья. Они представляют собой сочетание различных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, в организованных и самостоятельных физических упражнениях и занятиях спортом, объединенных термином двигательная активность.
Большое количество людей, занятых в сфере интеллектуального труда, имеют ограниченную физическую активность. Это верно и для студентов. Поэтому возникает важнейшая социально-педагогическая задача - определить оптимальные, а также минимально и максимально возможные режимы двигательной активности.
Следует учитывать сезонные колебания физической активности - зимой она снижается на 5-15% по сравнению с летом.
Важным фактором оптимизации физической активности являются самостоятельные физические упражнения студентов (утренняя зарядка, микропаузы в воспитательной работе с использованием специальных упражнений, ежедневные прогулки, походы выходного дня и т. д.). Необходимые условия для самостоятельной работы - свободный выбор средств и способов их использования, высокая мотивация и положительный эмоционально-функциональный эффект от затраченных физических, волевых, эмоциональных усилий.
Личная гигиена и закаливание. Знание правил и требований личной гигиены обязательно для каждого культурного человека. Гигиена тела предъявляет особые требования к состоянию кожи, которая выполняет следующие функции: защита внутренней среды организма, выведение продуктов обмена из организма, терморегуляция и т. д. В полном объеме они выполняются только при здоровом и здоровом состоянии. чистая кожа. Кожа способна к самоочищению. Различные вредные вещества выводятся вместе с чешуей, секретами сальных и потовых желез. Мыть тело под душем, ванной или ванной рекомендуется не реже одного раза в 4-5 дней. После тренировки примите теплый душ и смените нижнее белье.
Гигиена одежды требует, чтобы при ее выборе руководствовались не соображениями престижа, а ее гигиеническим назначением в соответствии с условиями и видами деятельности, в которых она используется. К спортивной одежде предъявляются особые требования в связи с характером занятий и правилами соревнований по спорту. Он должен быть максимально легким и не мешать движению. Поэтому спортивная одежда изготавливается из эластичных хлопчатобумажных и шерстяных тканей с высокой воздухопроницаемостью, хорошо впитывающих пот и способствующих его быстрому испарению.
Дополнительные средства гигиены включают гидротерапию, массаж, самомассаж и направлены на ускорение восстановления работоспособности. Душ оказывает термическое и механическое воздействие на организм: горячий и продолжительный душ снижает возбудимость, увеличивает интенсивность обменных процессов. Теплый душ успокаивает. Кратковременные горячие и холодные души повышают тонус мышц и сердечно-сосудистой системы. Контрастный душ - эффективное средство восстановления работоспособности.
Ознакомиться с методикой проведения различных видов массажа и гигиенических процедур можно на практических занятиях и изучении специальной литературы.
Гигиенические основы закаливания. Закаливание - важное средство предотвращения негативных последствий охлаждения тела или воздействия высоких температур. Систематическое применение закаливающих процедур снижает количество простудных заболеваний в 2-5 раз, а в некоторых случаях практически полностью избавляет от них. Закаливание может быть специфическим (повышенная устойчивость к определенному фактору) и неспецифическим (повышенная общая устойчивость к ряду факторов).
Закалка на воздухе. Воздух влияет на тело своей температурой, влажностью и скоростью движения. Дозировка воздушных ванн осуществляется либо постепенным понижением температуры воздуха, либо увеличением продолжительности процедуры при той же температуре. Признаками неблагоприятного воздействия на организм во время теплых ванн являются - резкое покраснение кожи и обильное потоотделение, при прохладе и холода - появление мурашек по коже и озноба. В этих случаях воздушная баня прекращается. Холодные ванны можно принимать только у спокойных людей и только после медицинского осмотра.
Закалка водой - мощный инструмент с выраженным охлаждающим эффектом, так как его теплоемкость и теплопроводность во много раз больше, чем у воздуха.
Втирка - начальный этап водного затвердевания. Осуществляется полотенцем, губкой или просто рукой, смоченной водой. Растирание выполняют последовательно: шею, грудь, руки, спину, затем вытирают их насухо и растирают полотенцем до красного цвета. Заливка - следующий этап застывания. Душ - еще более эффективная водная очистка.
Для закаливания рекомендуется, наряду с общими, применять местные водные процедуры. Наиболее распространенными из них являются мытье ног и полоскание горла холодной водой, так как это укрепляет те части тела, которые наиболее уязвимы для охлаждения. Мытье ног проводят в течение года перед сном водой с температурой сначала 26-28 0 С, а затем понижением до 12-15 0 С. После мытья стопы тщательно растирают до покраснения. Полоскание горла проводится ежедневно утром и вечером. Изначально используется вода с температурой 23-25 0 С, постепенно каждую неделю она снижается на 1-2 0 С и доводится до 5-10 0 С.
Профилактика вредных привычек. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками. Употребление алкоголя, наркотиков, табака входит в число важнейших факторов риска многих заболеваний, отрицательно влияющих на здоровье учащихся.
Алкоголь - наркотическое вещество; он обладает всеми свойствами, присущими этой группе веществ.
Длительное и систематическое употребление алкоголя раздражает проводящую систему сердца, а также нарушает нормальный обменный процесс.
Также страдают органы пищеварения. Раздражая органы желудочно-кишечного тракта, алкоголь вызывает нарушение секреции желудочного сока и выделения ферментов, что приводит к развитию гастрита, язвы желудка и даже злокачественных опухолей. Развивается ожирение печени, затем ее цирроз, который в 10% случаев заканчивается появлением рака.
Образ жизни, связанный с употреблением алкоголя, неизбежно ведет к потере социальной активности, замыканию в кругу своих корыстных интересов. Качество жизни студента в целом снижается, его основные жизненные ориентиры искажаются и не совпадают с общепринятыми; труд, требующий волевых и интеллектуальных усилий, становится затруднительным, возникает конфликтный характер взаимоотношений с обществом.
Курение - одна из самых вредных привычек. Воздействие табачного дыма на органы дыхания приводит к раздражению слизистых оболочек дыхательных путей, вызывая в них воспалительные процессы, сопровождающиеся кашлем, особенно по утрам, охриплостью голоса и выделением грязно-серой мокроты. Впоследствии эластичность легочной ткани нарушается и развивается эмфизема легких. Вот почему курильщики в 10 раз чаще заболевают раком легких.