Файл: Работа в группах, как средство формирования функциональной грамотности на уроках математики.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Работа в группах, как средство формирования функциональной грамотности на уроках математики
Цель современного образования заключается в обеспечении развития у учащихся способностей к познанию, творческому использованию полученных знаний в любой учебной и жизненной ситуации, готовности к саморазвитию и самоуправлению посредством развития ключевых и предметных компетенций.
Современная школа обеспечивает учащихся необходимым багажом, но не всегда формирует умения выходить за пределы привычных учебных ситуаций. Педагоги школы дают сильные предметные знания, но не всегда учат применять их в реальных, жизненных ситуациях. В настоящее время период удвоения знаний составляет 11 лет, а период их «полураспада» не превышает 3-5 лет. Это обусловлено как стремительным развитием науки и техники, так и быстрым моральным устареванием учебной литературы, слабо связанной с проблемами повседневной практики человека.
Хранение и передача знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, социальных ценностей и ориентаций в системе образования осуществляется через учителя, поэтому к педагогической культуре учителя предъявляются высокие требования, одним из которых является функциональная грамотность.
В основе Стандарта нового поколения лежит системно-деятельностный подход, базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие обучающегося в процессе его собственной деятельности.
Преподаватель всегда находится в поиске путей повышения эффективности обучения, используя разнообразные способы передачи знаний, нестандартные формы воздействия, способные заинтересовать обучающихся.
Введение новых технологий в образование вносит радикальные изменения в систему: ранее ее центром являлся преподаватель, а теперь обучающиеся. Это дает возможность каждому обучающемуся работать на уроке в подходящем для него темпе.
Одна из таких технологий – групповая.
Цель технологии группового обучения – создать условия для развития познавательной самостоятельности обучающихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных возможностей.
Работа в группе – это прежде всего общение. Она невозможна без дружеских, доброжелательных отношений [2].
Психологами доказано, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. Именно эти возможности предоставляет обучающимся работа в малой учебной группе.
Преимущества групповой формы работы в малых учебных группах:
1. Часто обучающиеся, в силу своей замкнутости, не готовы задать преподавателю вопрос, если не поняли учебный материал. При работе в малых группах они выяснят друг у друга непонятные или трудные вопросы. В случае необходимости не побоятся обратиться за помощью к преподавателю.
2. Обучающиеся учатся видеть проблемы и находить способы их решения.
3. При работе в группе формируется умение отстаивать свою точку зрения.
4. Происходит процесс овладения коммуникативными навыками и умениями, развивается чувство взаимопомощи, умение работать в команде.
5. Обучающиеся овладевают умением самооценки и оценки работы группы в целом.
6. Формируется позитивное отношение к изучаемой дисциплине [7].
1 способ формирования групп – по желанию обучающихся, основанное на принципе добровольности. Это создает комфортность. Положительный эмоциональный настрой. Недостатком при этом может являться формирование групп с различной учебной мотивацией. Т. е. «слабых» и «сильных». Преподаватель в таком случае выбирает для таких групп задания различной сложности, или если задания в группах одинаковые, то возможность «слабой» группе выступать первой, а остальным группам дополнять работу этой группы.
2 способ формирования групп – по цели. Этот способ дает обучающимся право выбора, воспитывает самостоятельность, ответственность. Повышает эффективность работы обучающихся, воспитывает толерантность
3 способ деления на группы – на усмотрение преподавателя, используется для быстрого решения учебной задачи.
Оптимальное количество обучающихся в группе 2-4, максимум 6-8.
Роли в группе распределяются по двум позициям 1 – организатор, 2 –участник групповой деятельности.
Например:
1. «Руководитель» – распределяет роли в группе, следит за работой группы, координирует выставление оценок.
2. «Помощник руководителя» – выполняет задание.
3. «Художник» – выполняет рисунки, чертежи, строит графики
4. «Докладчик» – отвечает на вопросы.
5. «Консультант» – помогает докладчику
Или другой пример распределения роли в группе:
1. «Научный руководителя» - руководит работой группы
2. «Докладчик» – выступает с отчетом
3. «Лаборант» - работает с приборами, макетами
4. «Секретарь» - оформляет письменный отчет.
Групповая форма деятельности универсальна. Её можно использовать на всех этапах урока:
- в начале урока (например: решением головоломки или интеллектуальной задачи. Главная функция её – развитие, творческого мышления, смекалки, преодоление стереотипов мышления, развитие творческого воображения, в том числе, пространственного воображения. Кроме того, этот момент урока пробуждает наблюдательность и любознательность, интерес к исследовательской деятельности и, как следствие, интеллектуальную активность).
- при проверке домашнего задания (например: проектная деятельность)
- При изучении нового материала
- при решении задач (закрепление материала)
- при проведении практических работ [1].
Групповая форма несет в себе ряд недостатков – это трудности комплектования групп и организации работы в них; включение сразу всех в работу, рабочий шум на уроке.
Несмотря на отмеченные трудности, проведенная работа показывает, что применение групповой работы при обучении математике эффективно. Групповая работа способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Способствует формированию у обучающихся коммуникативных компетенций. Работа в малых группах позволяет решить практически все дидактические задачи от изучения нового материала до закрепления и обобщения пройденного. Очень важным условием при комплектовании групп является учёт межличностных отношений между её членами, а также уровень знаний всех членов группы.
Такая работа требует от учащегося собранности и учёта многих факторов. Работая в группе, нужно успевать работать в одном темпе, ясно формулировать свои мысли, учитывать свои возможности для решения всех задач, стоящих перед группой. Такая работа просто необходима для выработки умения работать в команде, формированию коммуникативных навыков, обучению рациональному поведению в конфликтах, применению конструктивного решения возникшей в ходе деятельности проблемы.
Например, работу в группах можно провести на обобщающем уроке при сравнении различных функций при исследовании различных функциональных зависимостей.
Работа в парах также эффективна для формирования коммуникативной компетенции. Эту форму работы можно применять для всех этапов урока. Следует сформировать пары с одинаковым интеллектуальным уровнем, дать индивидуальные задания, а затем устроить взаимопроверку.
Для формирования пары желательно объединить более подготовленного ученика с более слабым. Такое взаимодействие развивает чувство ответственности друг за друга, а также учит не смешивать личные отношения и деловой подход.
Результаты совместной работы всегда значительно выше по сравнению с выполнением того же задания каждым обучающимся индивидуально. В группе каждый получает помощь со стороны сильных студентов, причем помогающий получает помощь от самого себя, т.к. его знания актуализируются и происходит процесс закрепления и глубокого усвоения.
Также при совместной работе обучающиеся приучаются сотрудничать друг с другом при выполнении общего дела, формируются положительные нравственные качества личности.
Групповая форма обучения предъявляет высокие требования к преподавателю. Он должен хорошо владеть дисциплиной обучающихся на уроке. Работа всех групп должна находиться в поле зрения преподавателя, необходимо вовремя направить деятельность любой группы в познавательном направлении, следить за положением в группе обучающихся с низкими учебными возможностями и своевременно включать в активную деятельность. Оказывать своевременную помощь в возникшем споре. Создавать психологический комфорт работы группы [9].
Под математической функциональной грамотностью следует подразумевать способность личности использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах.
На уроках математики дети учатся:
• выполнять математические расчеты для решения повседневных задач;
• рассуждать, делать выводы на основе информации, представленной в различных формах (в таблицах, диаграммах, на графиках), широко используемых в средствах массовой информации.
Образование является особой формой мышления, которая, подчиняясь диалектическим законам, поэтапно проводит обучающегося от незнания – к знанию, от владения знаниями – к их применению, а затем – к созданию новых знаний [4].
Именно поэтому, задания, призванные исследовать состояние математической грамотности учеников, имеют четко выраженную прикладную направленность и их решение предусматривает владение учащимися приемами деятельности прикладного характера.
Состояние математической грамотности учеников оценивается развитием «математической компетентности». Математическая компетентность определяется как “сочетание математических знаний, умений, опыта и способностей человека”, которые обеспечивают решение разных проблем, нуждающихся в применении математики.
Многие идеи компетентностного подхода появились в результате изучения ситуации на рынке труда и в результате определения тех требований, которые складываются на рынке труда по отношению к работнику. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как «мобильность, динамизм, конструктивность, инициативность, умение самостоятельно принимать решения»
Формирования функциональной грамотности учащихся основной школы обеспечивается и достигается, если:
- рассматривать функциональную грамотность учащихся как базовый уровень образованности учащихся, характеризующий степень овладения способами работы с информацией, и позволяющий решать реальные жизненные проблемы, адаптироваться к внешнему миру;
- включить в состав профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся три составляющих: когнитивный, операционально-технологический и личностный компоненты, опирающиеся на функциональную грамотность ученика;
- реализовать содержание профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся в процессе повышения квалификации в условиях внутришкольной методической работы;
- разработать, обосновать и апробировать интерактивную технологию развития профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся;
- выявить совокупность организационно-педагогических условий, обеспечивающих развитие профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся [5].
Чтобы повысить математическую грамотность учащихся, можно предложить учащимся самим составить задачи и уравнения, ребусы, кроссворды, разноуровневые задания.
Для развития математической грамотности учителю надо применять в ходе урока задания на «изменение и зависимости», «пространство и форма», «неопределенность», «количественные рассуждения» и т.п.