Файл: Работа в группах, как средство формирования функциональной грамотности на уроках математики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пример: работа в группах (целесообразно применять с целью формирования компетентностей самообразования и саморазвития)

Каждая группа получает задание на карточке – две задачи. К каждой задаче необходимо составить выражение и решить задачу. Руководитель группы должен вывесить решение задачи на доске.

Группа 1

1. Во время сбора урожая на поле, учащиеся 5 класса разделились на 3 звена по 4 человека в звене и 4 звена по 5 человек. Сколько всего учащихся в классе?

2. Собранный картофель распределили в 27 контейнеров по а килограмм в каждом и еще осталось 5000 килограммов. Сколько картофеля было собрано?

Группа 2

1. Пшеницу на поле собирали два дня. За первый день было обмолочено 30 центнеров, а за второй – на 5 центнеров больше. Сколько центнеров пшеницы обмолотили за два дня?

2. Фермерское хозяйство “Первомай” собрало 3400 кг огурцов, а их соседи “Непоседы” на k кг больше. Сколько килограммов огурцов собрали в фермерском хозяйстве “Непоседы”.

Группа 3

1. Работники завода “Салют ” в 2020 году выпустили 435 измерительных приборов, что на m  приборов больше, чем в 2019 году. Сколько измерительных приборов было выпущено за два года?

2. Овощная база, получив помидоры, решила 4 тонны помидоров засолить для использования зимой, а свежими оставила в два раза меньше. Сколько всего помидоров получила овощная база [10].

Эти задания можно использовать по усмотрению учителя:

  • Как игровой момент на уроке;

  • Как проблемный элемент в начале урока;

  • Как задание – «толчок» к созданию гипотезы для исследовательского проекта;

  • Как задание для смены деятельности на уроке;

  • Как модель реальной жизненой ситуации, иллюстрирующей необходимость изучения какого либо понятия на уроке;

  • Как задание, устанавливающее межпредметные связи в процессе обучения;

  • Некоторые задания заставят сформулировать свою точку зрения и найти аргументы для её защиты;

  • Можно собрать задания одного типа и провести урок в соответветствии с какой-то образовательной технологией;

  • Можно все задачи объединить в группы и создать свой элективный курс по развитию математического мышления;

  • Задания такого типа можно включать в школьные олимпиады, математические викторины;

  • Задачи на развитие математического мышления могут стать основой для внеклассного мероприятия в рамках декады математики.




Примеры задач на уроках математики:

1. Стоимость автомобиля “Рено-Логан” составляет 600 000 рублей. В соответствии с условиями кредитования, при его покупке покупатель выплачивает половину стоимости, а второю половину можно выплатить в течении двух лет равными частями. При этом банку необходимо заплатить только одноразовую комиссию в сумме 2,5% от суммы кредита. Также необходимо обязательно застраховать автомобиль, стоимость страховки составляет 5% от стоимости автомобиля. Какую общую сумму за автомобиль необходимо уплатить? Сколько денег ежемесячно необходимо выплачивать банку?

Решение:

1. 600000 : 2 = 300000 (руб.) - половина суммы;

2. 2,5% = 0,025

300000 ∙ 0,025=7500 (руб.) - одноразовая комиссия;

3. 5% = 0,05

600000 ∙ 0,05 =30000 (руб.) страховка

4. 600000 + 7500 + 30000 = 637500 (руб.) - общая сумма;

5. 300000 + 7500 + 30000 = 337500 (руб.) сумма, которую необходимо уплатить на протяжении двух лет;

6. 337500 : 24 = 14062,5 (руб.) – ежемесячная выплата.

Ответ: 637500 руб.; 14062,5 руб.

2. Деньги в сумме 140000 рублей, собранные во время благотворительного концерта были распределены следующим образом: 45% отправили в детский дом, 42,5% - в дом инвалидов, а на остальные деньги купили для музыкальной школы духовые инструменты. Сколько стоят духовые инструменты?

Решение:

1. 100% - (45% + 42,5%) = 12,5% - стоимость духовых инструментов;

2. 12,5% = 0,125

140 000 ∙ 0,125 = 17500(руб.) – стоимость духовых инструментов.

Ответ: 17500 руб.

3.Для того, чтобы получить автомобильную краску цвета “Красный мак”, необходимо взять основу, прибавить 22% красной краски, 10% коричневой, 1,5% чёрной, 3% желтой. 3% золотой краски и 5% затвердителя. Какой объем основы нужен для изготовления 4 л краски?

Решение

I способ

1. 22% + 10% + 1,5% + 3% +3% + 5 % = 41,5% - добавки;

2. 100% - 41,5% = 58,5% - основа;

3. 58,5% = 0,585

4 ∙0,585 = 2,34 (л) основа

Ответ: 2,34 л.

II способ

1. 22% + 10% + 1,5% + 3% +3% + 5 % = 41,5% - добавки;

2. 100% - 41,5% = 58,5% - основа;

2. Пусть х л – это основа, которую необходимо взять

100% - 4 л

58,5% - х л

По свойству прямо пропорциональных величин имеем: 2,34 (л)

Ответ: 2,34 л.

Все эти задания направлены на развитие математической и естественнонаучной грамотности, которое предполагает способность учащихся использовать знания, приобретенные ими за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе [3].

На своих уроках для повышения мотивации учащихся и формирования математической грамотности я достаточно часто использую задания из разных источников, в том числе и конкурсные задачи по математике, при решении которых основное внимание уделяется формированию способностей учащихся использовать

математические знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции.

В качестве примера хочу привести задания из математических конкурсов, которые направлены на проверку умений выполнять перевод единиц из одной измерительной системы в другую и могут быть использованы для учащихся с 7 – 11 класс.

1. Из числа всей её челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рожденья». Тургенев И.С. «Муму» В то время при определении роста человека счёт вёлся от двух аршин (обязательных для обычного взрослого человека). 1 аршин = 71 см. 1 вершок = 45 мм.

Каков был рост Герасима? 1. Найдём, чему равны 2 аршина в сантиметрах. 2. Найдём, сколько миллиметров в 12 вершках. 3. Переведём миллиметры в сантиметры. 4. Вычислим весь рост Герасима в сантиметрах.

2. В 1912 году инженер МакМэхон задумал строительство небоскрёба высотой 480 футов. Однако в контракте на постройку высота была указана не в футах, а в дюймах, чего заказчики не заметили. В результате получилось 4-этажное здание высотой несколько метров. Сейчас это здание называют самым маленьким небоскрёбом в мире. Вопрос А: Сколько метров в высоту должно было быть здание по первоначальному плану? Запиши только число. Вопрос Б: Сколько метров в высоту получилось здание? Запиши только число. Подсказка: 1 фут = 0,3 м, 1 дюйм = 25 мм

Задания в ОГЭ по математике тоже принимают характер прикладной направленности, но в учебниках их по-прежнему очень мало. поэтому я подключаю различные источники для поиска и внедрения в учебный процесс подобных задач [8].

В основной школе на современном этапе ученик поставлен в центр учебного процесса. Внимание акцентируется на развитии ученика, формировании его мотивационной сферы и независимого стиля мышления. Математика как школьный предмет обладает достаточным потенциалом для формирования и развития этих качеств. Поэтому содержание стандарта, в частности, математического образования должно способствовать тому, чтобы математическая грамотность была на высоком уровне.


Для какого значения n число яблонь будет равно числу посаженных вокруг них хвойных деревьев?

Запишите решение.

Вопрос 3:

Предположим, что фермер решил постепенно увеличивать число рядов яблонь на своем участке. Что при этом будет увеличиваться быстрее: количество высаживаемых яблонь или количество хвойных деревьев?


Запишите объяснение своего ответа [6].

Формирование функциональной грамотности – сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные образовательные педагогические технологии.

Групповая работа по праву считается одной из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей.

В групповой работе реализуются все виды взаимодействия субъектов образовательного процесса: учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа, ученик – учитель. Оказывая друг другу помощь в процессе групповой работы, учащиеся актуализируют, конкретизируют, обобщают и закрепляют собственные знания, что приводит к положительным результатам в аспекте освоения предметного содержания занятия.

Не секрет, что каждый ребенок, выслушивая огромное количество информации из уст педагога или своего товарища, сталкивается на уроке с рядом затруднений: низкая речевая активность, спад интереса к обсуждаемым проблемам, быстрая утомляемость, высокий темп. Работа в группах снимает возникающее из с тем дети учатся взаимодействовать друг другом в го напряжение. Вместе учебном процессе, преодолевая межличностные трения, устанавливают правила взаимодействия и стараются им следовать. При подготовке выступления группы принято учитывать мнения всех ее участников, а значит, каждый ребенок чувствует сопричастность к общему делу. Это помогает учащимся научиться вносить максимальный индивидуальный вклад в совместную деятельность, не умаляя роли других участников. Такая работа уменьшает стресс при проведении проверочных и контрольных работ: то, что ребенок смог сделать в группе в совместном обсуждении, помогло ему более глубоко освоить данный материал.