Файл: Роль дидактичсеких игр на уроке математики в начальных классах.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Удмуртской Республики
Бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Удмуртской Республики
«Удмуртский Республиканский социально-педагогический колледж»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по учебной дисциплине

«Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания математики»

Тема: Роль дидактичсеких игр на уроке математики в начальных классах

Выполнил: студентка III курса 231группы

Никонова Дарья Владимировна

специальность «Преподавание в

в начальных классах»

Руководитель: Каримуллина Г.Ф.
Ижевск, 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

Глава I. Влияние дидактических игр на обучение математики в начальной школе.

I.1. Понятие дидактическая игра. Ее задачи и классификация………...5

I.2. Урок математики в начальных классах…………………………….13

I.3. Использование дидактических игр на уроках математики в начальных классах…………………….…………………………………………19

Вывод по главе I……………………………………………………………......24

Глава II. Опытно-экспериментальное исследование по выявлению значения дидактических игр в обучении математики.

II.1. Организация и этапы проведения опытно-экспериментальной работы………………………………………………………………………….....26

II.2. Проведение исследования и анализ результатов экспериментальной работы……………………………………………………..27

II.3. Разработка рекомендации по использованию дидактических игр на уроках математики……………………………….………………………………………29

Вывод по главе II……………………………………………………………….31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………....33

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...35

ВВЕДЕНИЕ.

При поступлении в школу у ребенка резко меняется образ жизни в силу того, что основным видом его деятельности становится учение. Этот переход тем более резок, что от деятельности, носящей относительно свободный характер (игры), он переходит к деятельности, носящей обязательный характер. И для того чтобы успешно учиться, ребенок должен не только быть психологически готов к учебной деятельности, но и иметь устойчивое желание учиться. Поэтому особенно важное значение для младших школьников имеет мотивация учения, основу которой на первых порах составляет интерес к школе вообще, интерес к новому виду деятельности - учению. И только при условии, что интерес к учению постоянно поддерживается учителем, у ребенка постепенно развивается интерес к приобретению новых знаний.[4,с.83]


Наиболее трудным, а для некоторых детей на первых годах обучения нелюбимым предметом становится математика. Это объясняется тем, что овладение математическими знаниями связано с достаточно развитыми способностями к отвлечению, анализу, синтезу, обобщениям, умению сравнивать, классифицировать, дифференцировать. В то время как вышеназванные функции мыслительной деятельности у части детей еще недостаточно развиты. В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Целенаправленное включение игры повышает интерес детей к уроку, усиливает эффект самого обучения. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, в том числе мышление, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Поэтому для успешного обучения и воспитания детей необходимо на первых же годах школьного обучения пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать внимание, активизировать их деятельность, развить познавательный интерес.

Одним из наиболее эффективных способов активизации познавательной деятельности учащихся, пробуждения живого интереса к учебному предмету является дидактическая игра. Поэтому проблема использования дидактических игр на уроках математики является актуальной.

Противоречие: математические знания занимают важное место в жизни и деятельности каждого человека любой профессии, но педагоги недостаточно уделяют внимания дидактическим играм в обучении математики.

Проблема: какова роль дидактических игр в обучении математики в начальной школе.

Цель: определить значение дидактических игр в обучении математики в начальных классах.

Объект: процесс обучения математике.

Предмет: роль дидактических игр в на уроке математики в начальной школе.

Гипотеза: использование дидактических игр в обучении математики в начальной школе имеет огромное значение.

Задачи:1)изучить теоретические источники по проблеме исследования;

2)выявить роль дидактических игр в обучении математики в начальной школе;



3)разработать рекомендации по использованию дидактических игр на уроках математики.

Методы: -теоретические: анализ, обобщение;

-эмпирические: анкетирование;

-математическая обработка результатов исследования.

Глава I: Как дидактические игры влияют на обучение математики в начальной школе.

I.1.Понятие дидактическая игра. Ее задачи и классификация.

Дидактическая игра - это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. (Приложение 1)

Задачами дидактических игр являются:

1) способствовать освоению учебной деятельности, включение в нее детей;

2) развитие у детей психических процессов таких, как устойчивость, наглядно-образное мышление, внимание и память;

3) формирование познавательной мотивации.

К.Д. Ушинский видел в игре серьезное занятие, в котором он усваивает и преобразует действительность: «Для дитяти игра-действительность и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ее ребенка именно потому, что понятнее она ему, потому, что отчасти есть его собственное создание… В действительной жизни дитя, существо, не имеющее никакой самостоятельности; в игре дитя уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».[3,с.45]

В отечественной педагогической практике в 40—50-е гг. дидактические игры, рассматривались преимущественно, как форма работы в дошкольном воспитании, в начальной школе им отводилась роль средства отдыха от серьёзных учебных занятий. В 1960 - 70-е гг. накапливался опыт использования игры как средства активизации учебного процесса не только в начальных, но и в средних классах. С 70-80-х гг. введение обучения с 6-летнего возраста стимулировало использование дидактической игры, в учебно-воспитательном процессе. С 80-х гг. широкое распространение получили деловые игры. Деловая игра - форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. Повышение гибкости обучения, расширение свободы действий учителя, а также выразительные возможности и высокий воспитательный потенциал игры побуждают педагогов применять её на всех ступенях школьного и послешкольного обучения и во внешкольной работе. Дидактические игры, следует отличать от собственно детских игр, в которых свободная игровая деятельность выступает как самоцель.


Специфическим признаком такой игры, является их преднамеренность, планируемость, наличие учебной цели и предполагаемого результата, которые могут быть обособлены, выделены в явном виде (для преподавателя и в конечном итоге для учащихся). Игра, как правило, ограничены во времени, в большинстве случаев игровые действия подчинены фиксированным правилам (исключением могут служить некоторые развивающие игры, например для сенсорного развития дошкольников), их педагогически значимый результат может быть непосредственно связан с созданием в ходе игры материальных продуктов учебно-игровой деятельности. В рамках обучающей игры, цели обучения достигаются через решение игровых задач. При проведении игры учитель выступает одновременно как организатор двух взаимосвязанных, но существенно различающихся видов деятельности учащихся-игровой и учебно-познавательной, стремится не только достичь дидактической цели, но и сохранить и развить увлечённость, заинтересованность, самостоятельность детей. Например, при проведении игры, соревновательного характера он обращает внимание на правильность и точность ответов (действий) учащихся, адекватность принимаемых ими решений и т. п. В то же время, не ограничиваясь узкоучебными результатами игры, учитель поощряет быстроту реакции, находчивость, сообразительность, ловкость, соблюдение правил, сплочённость команды, взаимопомощь и т. д.

Для практики воспитания особенно важным является развивающее воздействие дидактической игры; развитие двигательного аппарата, психомоторики, сопереживания, умение представить себя в чужой роли, формирование умений планировать, оценивать предстоящие действия, ориентироваться в ситуации, развитие навыков сотрудничества (особенно в командных играх), ряда личностных качеств (терпения, настойчивости, самоконтроля), делающих игру школой произвольного поведения. В начальной школе принимают форму игровых приёмов в обучении, игровых моментов урока, связанных с обращением учителей к внешкольному игровому опыту детей. Использование таких приёмов имеет преимущественно стимулирующее значение. Разбивка класса на команды и выполнение учебных заданий в духе состязания, смена вида занятий в форме игрового перехода и т. д. активизируют обучение, оживляют восприятие, содействуют более прочному запоминанию учебного материала, помогают учителю чередовать напряжённую работу с непринуждёнными игровыми паузами, менять темп деятельности, предупреждать переутомление детей.[11,с.2]


Перспективным является применение дидактических игр, основанных на имитации или моделировании реальных жизненных ситуаций (например, игры, моделирующие деятельность социальных институтов в обществоведческих курсах; ролевые игры-конференции и дискуссии по экологической тематике, комплексные межпредметные игры). Эти игры, характеризуются не только познавательным, но и значительным мировоззренческим и эмоционально-личностным воздействием.

Имитационно-моделирующие игры, как правило, требуют больших затрат времени и организационных усилий по их проведению и последующему обсуждению. Представляя игру в классе, преподаватель избегает подробного зачитывания инструкций и правил, сочетая его с пробным проигрыванием отдельных моментов игры. Распределение ролей может происходить как по инициативе учителя, так и по выбору учащихся. Необходимо определенное время на освоение ролей, в некоторых случаях целесообразно провести «вхождение» в роль. В дидактическом плане особенно важным является обсуждение хода и результатов игры при активном участии самих учащихся.

Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Дидактические же игры относятся к первому типу. Они различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других — иные. В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр:

  • игры по сенсорному воспитанию,

  • словесные игры,

  • игры по ознакомлению с природой,

  • по формированию математических представлений и др.

Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся. А. И. Сорокина предлагает свою классификацию дидактических игр:

  • Игры-путешествия.

  • Игры-поручения.

  • Игры-предположения.

  • Игры-загадки.

  • Игры-беседы (игры-диалоги).

Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое—через загадочное, трудное — через преодолимое, необходимое — через интересное. Все это происходит в игре, в