Файл: Роль дидактичсеких игр на уроке математики в начальных классах.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Какое место занимает игра в развитии личности ребёнка?

(главное/ второстепенное/ никакого места не занимает)

  1. Вы в своей педагогической практике много времени отводите дидактической игре в учебном процессе?

(много/ не очень много/ вообще нисколько)

  1. Какие трудности есть для проведения дидактических игр на уроках?

(нету трудностей/ отсутствие условий/ подготовка занимает много времени)

Анализ анкетирования учителей показал, что 2 из 3 считают игру значимой деятельностью в развитии личности ребенка.

Также 2 из 3 уделяют много времени дидактическим играм в учебном процессе. От учителя, не применяющего дидактические игры, был получен следующий ответ: он считает, что предмет математики является одним из самых сложных предметов в школьной программе и поэтому, для усвоения учебного материала нецелесообразно использовать игры.

Для того чтобы понять, как сделать использование игр более эффективным для обучения и воспитания учащихся, как использовать игры и на каких этапах предпочтительнее, провели анкетирование среди учащихся 4 класса , предложив им ответить на вопросы анкеты. (Приложение 3)

  1. Какие уроки ты больше всего любишь?

(мне все равно/ с использованием схем, таблиц, картин/ с использованием различных игр/ главное, чтобы было интересно)

  1. Если бы ты был учителем, чего больше было бы у тебя на уроке?

(работы с учебником/ работы со схемами, таблицами, картинами/ различных игр/ самостоятельных работ)

  1. Как часто в вашем классе на уроках бывают игры?

(часто/ не часто/ очень часто)

  1. Как ты относишься к игре на уроке?

(хочу в них участвовать/ нет желания играть/ люблю и участвую)

  1. Как ты думаешь, какая польза от игры на уроке?

(большая/ не знаю/ не большая)

Анализ ответов учащихся этого класса дал следующие результаты:

  1. Уроки с использованием игр нравятся большинству учащимся, но есть такие учащиеся, кому не нравится. Результаты представлены в диаграмме 1. (Приложение 4)

  2. Большинство ответили, что игры используются часто на уроках. (Диаграмма 2)

  3. Также большинство учащихся любит и активно участвует в играх. (Диаграмма 3)

На основе изученных теоретических материалов и проведения констатирующего эксперимента я разработала конспект урока по теме с включением дидактических игр и провела его. (Приложение 5) По наблюдению за работой детей на уроке, я пришла к выводу, что использование дидактических игр сделало урок более интересным и мотивирующим, а у обучающихся ярко выражалась познавательная деятельность.


Таким образом, необходимо в каждый урок включать игровые моменты, но не в качестве разрядки обстановки, а с целью активизации знаний детей.
II.3. Разработка рекомендаций по использованию дидактических игр на уроках математики.

Нами были разработаны следующие рекомендации:

  1. Любая игра, предлагаемая учителем, должна быть хорошо продумана и подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она требуется.

  2. Учитель должен быть очень внимательным к тому, насколько учащиеся подготовлены к игре, особенно к творческим играм, где учащимся представляется большая самостоятельность.

  3. Следует обратить внимание на состав команд для игры. Они подбираются так, чтобы в каждой были участники разного уровня и при этом в каждой группе должен быть лидер.

  4. В игре детям следует предоставлять большую самостоятельность, в то же время на них нельзя возлагать и большую ответственность. Важно, чтобы ребята сами следили за выполнением правил, чтобы каждый участник игры чувствовал ответственность перед коллективом.

  5. Во время игры учитель должен создавать в классе атмосферу доверия, уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность учителя, поощрение и одобрение действий учащихся.

  6. Применение игр на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля.

  7. В них должны быть заложены практические действия детей с группами предметов или рисунков.

  8. Форма проведения игры может быть коллективной, групповой и индивидуальной.

  9. Целесообразно проводить игры в виде соревнований, путешествий или условных экскурсий.

  10. Учителю необходимо отнестись с большим тактом к детям, допустившим ошибки. Ошибки учащихся надо анализировать не в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать общего впечатления.

  11. В конце урока учитель вместе с детьми подводя итоги, обращает внимание на дружную работу участников команд, что способствует формированию чувства коллективизма. [15,с.91]

Проведенная опытно - экспериментальная работа дает основание считать тему «Роль дидактических игр на уроке математики в начальных классах» актуальной, а выдвинутую гипотезу достигнутой.

Вывод по главе

II.

На основе рассмотренной нами психолого-педагогической и методической литературы по данному вопросу, а также в результате исследования, мы пришли к выводу, что в педагогической работе большое внимание уделяется дидактической игре на уроке и выявлено её существенное значение для развития логического мышления у учащихся начальных классов.

Проведя и проанализировав наши исследования, мы выявили, что дидактическая игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность, психические процессы детей. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста на данном конкретном уроке.

В ходе проделанной нами работы, мы сделали вывод, что дидактическая игра может быть использована как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.

Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Дидактическая игра имеет большое значение в обучении младших школьников математике. Как показала практика, умелое использование материала лишь повышает эффективность учебно-воспитательного процесса. Увеличивается скорость и гибкость мышления. Воспитывается любовь к математике, к решению неординарных задач, развивает чувство юмора.

Использовать занимательный материал для активизации мышления детей можно в разных направления: по отработке какого-то конкретного навыка или умения, или же на разных этапах урока. В качестве устного счета - всевозможные варианты игр, занимательные задания, задачи - шутки; во время объяснения новой темы или подготовке к ней. В связи с этим можно сказать, что гипотеза о том, что использование дидактических игр в обучении математики в начальной школе имеет огромное значение, подтвердилась.


Игра является мощным стимулом в обучении. Посредством игры активизируется познавательный интерес, так как в игре мотивов больше, чем в учебной деятельности. Дидактические игры привлекают внимание к учебному материалу, что позволяет добиться лучшего усвоения материала, качества образования.[5,с.49]

Также дидактическая игра - это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой дети успешно усваивают математические понятия и решают данные задания.

В заключение своей работы приведу слова великого педагога К. Д. Ушинского: «Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает. Вы приготовляете ребенка к жизни, а в жизни не все обязанности занимательны».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Байрамукова П. У. Методика обучения математике в нач. классах: курс лекций/ П. У. Байрамукова, А. У. Уртенова. Ростов н/ Д.: Феникс, 2009, с.73.

  2. Варегина Ф.В., Смирнова С.В., Чеботарь З.П. Дидактические игры и логические задачи на уроках математики в начальных классах школы: Уч. пособие. Тула, 2000, с.13.

  3. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996, с.45.

  4. Дубровина И. В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. М.: Издательский центр «Академия», 1999, с.83.

  5. Дубровина И. В. Психология: учебник для студ. проф. учеб. заведений/ Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М., под ред. И.В. Дубровиной.- 6-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007, с.49.

  6. Зеньковский В.В. Психология детства. М., 1996, с.59.

  7. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. М.: Просвещение, 2008, с.13.

  8. Истомина Н. Б. Методика обучения математики в начальных классах: Учебное пособие для студ. сред. спец. заведений и факультетов нач. кл. педвузов.- М.: Издательский центр «Академия», 1998, с. 21,55.

  9. Кукушин В.С., Болдырева - Вараксина А.В. Педагогика начального образования. М., 2005, с.23.

  10. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. М. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ТЦ Сфера, 2005, с.31.

  11. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. М., 2002, с.2.

  12. Подласый И. П. Педагогика нач. шк : Учебное пособие для студентов пед. колледжей. М.: Издательский центр «ВЛАДОС», 2001, с. 201.

  13. Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. Под. ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. М., 2007, с.154.

  14. Ситаров В.А. Дидактика. М., 2002, с.60.

  15. Сорокин П.И. Занимательные задачи по математике. М.: Просвещение, 2005, с.91.

  16. Тихоненко А. В. Теоретические и методические основы изучения математики в нач. шк./ под ред. проф. А. В. Тихоненко. Ростов н/ Д: Феникс,2008,с.12.

  17. Труднее В.П. Считай, смекай, отгадывай. М.: Просвещение, 2000, с.31.

  18. http://slovari.yandex.ru/

  19. http://nsportal.ru/



Министерство образования и науки Удмуртской Республики

Бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Удмуртской Республики

«Удмуртский Республиканский социально-педагогический колледж»
ПРИЛОЖЕНИЕ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

по учебной дисциплине

«Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания математики»