Файл: Роль дидактичсеких игр на уроке математики в начальных классах.doc
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Какое место занимает игра в развитии личности ребёнка?
(главное/ второстепенное/ никакого места не занимает)
-
Вы в своей педагогической практике много времени отводите дидактической игре в учебном процессе?
(много/ не очень много/ вообще нисколько)
-
Какие трудности есть для проведения дидактических игр на уроках?
(нету трудностей/ отсутствие условий/ подготовка занимает много времени)
Анализ анкетирования учителей показал, что 2 из 3 считают игру значимой деятельностью в развитии личности ребенка.
Также 2 из 3 уделяют много времени дидактическим играм в учебном процессе. От учителя, не применяющего дидактические игры, был получен следующий ответ: он считает, что предмет математики является одним из самых сложных предметов в школьной программе и поэтому, для усвоения учебного материала нецелесообразно использовать игры.
Для того чтобы понять, как сделать использование игр более эффективным для обучения и воспитания учащихся, как использовать игры и на каких этапах предпочтительнее, провели анкетирование среди учащихся 4 класса , предложив им ответить на вопросы анкеты. (Приложение 3)
-
Какие уроки ты больше всего любишь?
(мне все равно/ с использованием схем, таблиц, картин/ с использованием различных игр/ главное, чтобы было интересно)
-
Если бы ты был учителем, чего больше было бы у тебя на уроке?
(работы с учебником/ работы со схемами, таблицами, картинами/ различных игр/ самостоятельных работ)
-
Как часто в вашем классе на уроках бывают игры?
(часто/ не часто/ очень часто)
-
Как ты относишься к игре на уроке?
(хочу в них участвовать/ нет желания играть/ люблю и участвую)
-
Как ты думаешь, какая польза от игры на уроке?
(большая/ не знаю/ не большая)
Анализ ответов учащихся этого класса дал следующие результаты:
-
Уроки с использованием игр нравятся большинству учащимся, но есть такие учащиеся, кому не нравится. Результаты представлены в диаграмме 1. (Приложение 4) -
Большинство ответили, что игры используются часто на уроках. (Диаграмма 2) -
Также большинство учащихся любит и активно участвует в играх. (Диаграмма 3)
На основе изученных теоретических материалов и проведения констатирующего эксперимента я разработала конспект урока по теме с включением дидактических игр и провела его. (Приложение 5) По наблюдению за работой детей на уроке, я пришла к выводу, что использование дидактических игр сделало урок более интересным и мотивирующим, а у обучающихся ярко выражалась познавательная деятельность.
Таким образом, необходимо в каждый урок включать игровые моменты, но не в качестве разрядки обстановки, а с целью активизации знаний детей.
II.3. Разработка рекомендаций по использованию дидактических игр на уроках математики.
Нами были разработаны следующие рекомендации:
-
Любая игра, предлагаемая учителем, должна быть хорошо продумана и подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она требуется. -
Учитель должен быть очень внимательным к тому, насколько учащиеся подготовлены к игре, особенно к творческим играм, где учащимся представляется большая самостоятельность. -
Следует обратить внимание на состав команд для игры. Они подбираются так, чтобы в каждой были участники разного уровня и при этом в каждой группе должен быть лидер. -
В игре детям следует предоставлять большую самостоятельность, в то же время на них нельзя возлагать и большую ответственность. Важно, чтобы ребята сами следили за выполнением правил, чтобы каждый участник игры чувствовал ответственность перед коллективом. -
Во время игры учитель должен создавать в классе атмосферу доверия, уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность учителя, поощрение и одобрение действий учащихся. -
Применение игр на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. -
В них должны быть заложены практические действия детей с группами предметов или рисунков. -
Форма проведения игры может быть коллективной, групповой и индивидуальной. -
Целесообразно проводить игры в виде соревнований, путешествий или условных экскурсий. -
Учителю необходимо отнестись с большим тактом к детям, допустившим ошибки. Ошибки учащихся надо анализировать не в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать общего впечатления. -
В конце урока учитель вместе с детьми подводя итоги, обращает внимание на дружную работу участников команд, что способствует формированию чувства коллективизма. [15,с.91]
Проведенная опытно - экспериментальная работа дает основание считать тему «Роль дидактических игр на уроке математики в начальных классах» актуальной, а выдвинутую гипотезу достигнутой.
Вывод по главе
II.
На основе рассмотренной нами психолого-педагогической и методической литературы по данному вопросу, а также в результате исследования, мы пришли к выводу, что в педагогической работе большое внимание уделяется дидактической игре на уроке и выявлено её существенное значение для развития логического мышления у учащихся начальных классов.
Проведя и проанализировав наши исследования, мы выявили, что дидактическая игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность, психические процессы детей. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста на данном конкретном уроке.
В ходе проделанной нами работы, мы сделали вывод, что дидактическая игра может быть использована как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.
Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Дидактическая игра имеет большое значение в обучении младших школьников математике. Как показала практика, умелое использование материала лишь повышает эффективность учебно-воспитательного процесса. Увеличивается скорость и гибкость мышления. Воспитывается любовь к математике, к решению неординарных задач, развивает чувство юмора.
Использовать занимательный материал для активизации мышления детей можно в разных направления: по отработке какого-то конкретного навыка или умения, или же на разных этапах урока. В качестве устного счета - всевозможные варианты игр, занимательные задания, задачи - шутки; во время объяснения новой темы или подготовке к ней. В связи с этим можно сказать, что гипотеза о том, что использование дидактических игр в обучении математики в начальной школе имеет огромное значение, подтвердилась.
Игра является мощным стимулом в обучении. Посредством игры активизируется познавательный интерес, так как в игре мотивов больше, чем в учебной деятельности. Дидактические игры привлекают внимание к учебному материалу, что позволяет добиться лучшего усвоения материала, качества образования.[5,с.49]
Также дидактическая игра - это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой дети успешно усваивают математические понятия и решают данные задания.
В заключение своей работы приведу слова великого педагога К. Д. Ушинского: «Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает. Вы приготовляете ребенка к жизни, а в жизни не все обязанности занимательны».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
-
Байрамукова П. У. Методика обучения математике в нач. классах: курс лекций/ П. У. Байрамукова, А. У. Уртенова. Ростов н/ Д.: Феникс, 2009, с.73. -
Варегина Ф.В., Смирнова С.В., Чеботарь З.П. Дидактические игры и логические задачи на уроках математики в начальных классах школы: Уч. пособие. Тула, 2000, с.13. -
Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996, с.45. -
Дубровина И. В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. М.: Издательский центр «Академия», 1999, с.83. -
Дубровина И. В. Психология: учебник для студ. проф. учеб. заведений/ Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М., под ред. И.В. Дубровиной.- 6-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007, с.49. -
Зеньковский В.В. Психология детства. М., 1996, с.59. -
Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. М.: Просвещение, 2008, с.13. -
Истомина Н. Б. Методика обучения математики в начальных классах: Учебное пособие для студ. сред. спец. заведений и факультетов нач. кл. педвузов.- М.: Издательский центр «Академия», 1998, с. 21,55. -
Кукушин В.С., Болдырева - Вараксина А.В. Педагогика начального образования. М., 2005, с.23. -
Кулагина И. Ю., Колюцкий В. М. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ТЦ Сфера, 2005, с.31. -
Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. М., 2002, с.2. -
Подласый И. П. Педагогика нач. шк : Учебное пособие для студентов пед. колледжей. М.: Издательский центр «ВЛАДОС», 2001, с. 201. -
Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. Под. ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. М., 2007, с.154. -
Ситаров В.А. Дидактика. М., 2002, с.60. -
Сорокин П.И. Занимательные задачи по математике. М.: Просвещение, 2005, с.91. -
Тихоненко А. В. Теоретические и методические основы изучения математики в нач. шк./ под ред. проф. А. В. Тихоненко. Ростов н/ Д: Феникс,2008,с.12. -
Труднее В.П. Считай, смекай, отгадывай. М.: Просвещение, 2000, с.31. -
http://slovari.yandex.ru/ -
http://nsportal.ru/
Министерство образования и науки Удмуртской Республики
Бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Удмуртской Республики
«Удмуртский Республиканский социально-педагогический колледж»
ПРИЛОЖЕНИЕ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ
по учебной дисциплине
«Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания математики»