Файл: Роль дидактичсеких игр на уроке математики в начальных классах.doc
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: Роль дидактичсеких игр на уроке математики в начальных классах
Выполнил: студентка III курса 231группы
Никонова Дарья Владимировна
специальность «Преподавание в
в начальных классах»
Руководитель: Каримуллина Г.Ф.
Ижевск, 2013
Приложение 1.
Таким образом автор в своей работе будет опираться на определение под номером 2), данное на сайте http://ru.wikipedia.org и под номером 4), т.к. они более полно раскрывают сущность этого понятия в контексте данной темы.
Приложение 2.
Вопросы для анкетирования учителей:
1. Какое место занимает игра в развитии личности ребёнка?
(главное/ второстепенное/ никакого места не занимает)
2. Вы в своей педагогической практике много времени отводите дидактической игре в учебном процессе?
(много/ не очень много/ вообще нисколько)
3. Какие трудности есть для проведения дидактических игр на уроках?
(нету трудностей/ отсутствие условий/ подготовка занимает много времени)
Приложение 3.
Вопросы для анкетирования учащихся:
1. Какие уроки ты больше всего любишь?
(люблю все уроки/ с использованием схем, таблиц, картин/ с использованием различных игр/ главное, чтобы было интересно)
2. Если бы ты был учителем, чего больше было бы у тебя на уроке?
(работы с учебником/ работы со схемами, таблицами, картинами/ различных игр/ самостоятельных работ)
3. Как часто в вашем классе на уроках бывают игры?
(часто/ не часто/ очень часто)
4. Как ты относишься к игре на уроке?
(хочу в них участвовать/ нет желания играть/ люблю и участвую)
5. Как ты думаешь, какая польза от игры на уроке?
(большая/ не знаю/ не большая)
Приложение 4.
Анализ ответов обучащихся на вопрос № 1.
Диаграмма 1.
Анализ ответов обучащихся на вопрос № 3.
Диаграмма 2.
Анализ ответов обучащихся на вопрос № 4.
Диаграмма 3.
Приложение 5.
Конспект урока математики в первом классе
по теме «Сложение и вычитание в пределах 20».
Цель: формировать умение учащихся складывать и вычитать, опираясь на знание разрядного состава чисел.
Задачи: 1)закрепление знаний нумерации чисел 11-20;
2)развитие математической речи, логического мышления, внимания, интереса к уроку математики;
3)воспитание чувства коллективизма, дружеского отношения друг к другу, самостоятельности и дисциплинированности.
Приложение 6.
Задания для 1 класса.
Занятие “Логические задачи на раскрашивание. Задания на смекалку”.
Задание 1.
Квадрат состоит из 9 различных фигур. Четыре из них раскрашены разным цветом: красным, желтым, зеленым, синим.
Надо раскрасить остальные фигуры этими цветами так, чтобы соседние фигуры (они имеют хотя бы одну общую точку) были раскрашены разными цветами. Известно, что желтым цветом должно быть раскрашено наибольшее число фигур.
Проведем рассуждение:
Единственная незакрашенная часть, не являющаяся соседней по отношению к синему треугольнику, – верхняя фигура, ее следует раскрасить синим цветом. Желтым цветом надо раскрасить еще две фигуры – оставшиеся треугольники. После этого остается раскрасить красным цветом правую, а зеленым – нижнюю фигуру.
Задание 2.
Нарисовано три одинаковых четырехугольника. Под ними написано: красный, зеленый, красный или зеленый. Надо раскрасить каждый из этих четырехугольников красным, зеленым или синим цветом так, чтобы ни одна из подписей не соответствовала действительности.
Задание 3.
Задания для 2 класса.
Занятие “Игра-соревнование «Путешествие в страну Математику».
Задание 1.
Задачи – смекалки.
Задание 2.
Веселая задача.
На березе сидели две вороны и смотрели в разные стороны: одна на юг, другая на север.
– У тебя, – говорит первая ворона, – лапки в грязи.
– А у тебя, – отвечает вторая, – клюв в земле.
– Как же так? Смотрят в разные стороны, а друг друга видят? (Они смотрят друг на друга, а это и есть в разные стороны).[6,с.59]
Задание 3.
Математическая разминка «Угадай-ка фигуру».
Назовите фигуру, если она имеет:
Задание 4.
Игра-эстафета «Кто быстрее сосчитает».
Играет 2 команды по 4 человека. Каждый игрок должен решить пример. Какая команда быстрее сосчитает, та и победит.
Задание 5.
Игра «Отгадай слово».
Расположи произведения так, чтобы результаты возрастали. Прочти слово.
(Родина)
Задание 6.
Головоломка.
1 2 3 = 1
1 2 3 4 = 1
1 2 3 4 5 = 1
1 2 3 4 5 6 = 1
1 2 3 4 5 6 7 = 1
1 2 3 4 5 6 7 8 = 1
Поставь знаки действий (“+”, “–”, “*”, “:”) и скобки между числами так, чтобы результаты были равны 1.[9,с.23]
Задания для 3 класса.
Занятие «Математическая викторина «Думай, считай, отгадывай»
I конкурс«Математический лабиринт».
II конкурс«Смелей, подумай! Найди ответ!».
___, 27, 9, 3, ___.
III конкурс«Угадаек».
Загадки.
IV конкурс «Быстрых и ловких».
Игра “Живые цифры и числа”.
Играют 2 команды. По команде участники каждой команды показывают указкой одно за другим числа: 1-ая команда – числа, которые делятся на 3, 2-ая команда – числа, которые делятся на 5. Два листа бумаги разделены на 100 клеток, в них в беспорядке записаны числа от 1 до 100. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием.[14,с.65]
Задания для 4 класса.
Задание 1.«Таинственные квадраты»
Педагог чертит квадрат 3 × 4 и вписывает в него 12 двузначных чисел, расположенных в случайном порядке, а рядом рисует другой квадрат таких же размеров. Ученик должен за определенное время заполнить пустой квадрат этими же числами, но расставив их в порядке убывания или возрастания.
Задание 2.«Сколько предметов?»
Цель игры – запомнить количество названных предметов, придумав к ним так называемый визуальный код. Например, если загадан один стакан, следует представить себе стакан, стоящий на столе.
Пусть ученик попробует запомнить и повторить:
- Один автомобиль.
- Две кошки.
- Три плюшевых мишки.
- Четыре чашки.
- Пять фломастеров.
- Шесть коров.
- Семь мальчиков.
- Восемь рубашек.
- Девять кресел.
- Десять воздушных шариков.[12,с.72]
Задание 3. «Микрокалькулятор»
Цель: закрепление знания состава числа первого десятка.
Мы устали от сложения
Выполнил: студентка III курса 231группы
Никонова Дарья Владимировна
специальность «Преподавание в
в начальных классах»
Руководитель: Каримуллина Г.Ф.
Ижевск, 2013
Приложение 1.
№ | Источник | Автор | Определение | Стр. |
1 | http://ru.wikipedia.org | В. Н. Кругликов | это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения | |
2 | http://ru.wikipedia.org | | это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. | |
3 | http://ru.wikipedia.org | | это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. | |
4 | http://enc-dic.com | | специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры. | |
Таким образом автор в своей работе будет опираться на определение под номером 2), данное на сайте http://ru.wikipedia.org и под номером 4), т.к. они более полно раскрывают сущность этого понятия в контексте данной темы.
Приложение 2.
Вопросы для анкетирования учителей:
1. Какое место занимает игра в развитии личности ребёнка?
(главное/ второстепенное/ никакого места не занимает)
2. Вы в своей педагогической практике много времени отводите дидактической игре в учебном процессе?
(много/ не очень много/ вообще нисколько)
3. Какие трудности есть для проведения дидактических игр на уроках?
(нету трудностей/ отсутствие условий/ подготовка занимает много времени)
Приложение 3.
Вопросы для анкетирования учащихся:
1. Какие уроки ты больше всего любишь?
(люблю все уроки/ с использованием схем, таблиц, картин/ с использованием различных игр/ главное, чтобы было интересно)
2. Если бы ты был учителем, чего больше было бы у тебя на уроке?
(работы с учебником/ работы со схемами, таблицами, картинами/ различных игр/ самостоятельных работ)
3. Как часто в вашем классе на уроках бывают игры?
(часто/ не часто/ очень часто)
4. Как ты относишься к игре на уроке?
(хочу в них участвовать/ нет желания играть/ люблю и участвую)
5. Как ты думаешь, какая польза от игры на уроке?
(большая/ не знаю/ не большая)
Приложение 4.
Анализ ответов обучащихся на вопрос № 1.
Диаграмма 1.
Анализ ответов обучащихся на вопрос № 3.
Диаграмма 2.
Анализ ответов обучащихся на вопрос № 4.
Диаграмма 3.
Приложение 5.
Конспект урока математики в первом классе
по теме «Сложение и вычитание в пределах 20».
Цель: формировать умение учащихся складывать и вычитать, опираясь на знание разрядного состава чисел.
Задачи: 1)закрепление знаний нумерации чисел 11-20;
2)развитие математической речи, логического мышления, внимания, интереса к уроку математики;
3)воспитание чувства коллективизма, дружеского отношения друг к другу, самостоятельности и дисциплинированности.
Этап | Содержание | Примечание |
Организационный момент. | Здравствуйте, ребята! Убрали со с тола все лишнее, встали, улыбнулись друг другу, как солнышко улыбается нам. Садитесь. Сегодня у нас урок будет не совсем обычным. Я приглашаю вас отправиться в сказочную математическую страну. Правит этой страной Мудрый король. Ну так в путь! | Слайд с изображением короля. |
Основная часть. | Король издал указ: «Повелеваю ребятам выполнять все мои желания!» И первое его желание: он хочет узнать, как вы умеете считать в пределах 20. Впереди у нас устный счет. Кто первый сосчитал-тот поднимает руку и говорит ответ. Не выкрикиваем, иначе ответ не будет засчитан.
Итак, вы справились с первым желанием короля, и он разрешил вам путешествовать по его стране. Ребята, закройте глаза и представьте, что мы летим. Жжжж. Мы летим над красивым домиком. На лужайке сидит мальчик и горько плачет. Открывайте глаза. Кто же это плачет? Правильно, это Буратино. Оказывается он не может решить задачу. Король нам приказывает помочь ему. Нужно выполнить приказ. Откройте, пожалуйста, учебник страница 29,задание 1. Прочитайте пожалуйста задание. О чем говорится в задаче? К доске выйдет Никита и решит нам ее, а мы будет ему помогать, если он затруднится и решать у себя в тетради. Следующую задачу решит нам Алина. Все остальные также решаем в тетради. Молодцы, ребята. Справились с приказом. А у нас в гостях еще один гость. Кто же это? Да, это Незнайка. Он к нам пришел немножко поучиться и король просил не отказывать ему в помощи. Сейчас выполняем задание 3 на странице 30. Каждый у себя в тетради самостоятельно. Потом проверим получившиеся ответы. У короля появился к нам серьезный вопрос: знаем ли мы, что такое круглые числа? Кто мне ответит, что это такое? Верно, ребята, круглые числа-это числа, оканчивающиеся нулем. Приведите примеры таких чисел. На доске вы видите примеры. Давайте их решим, а ответы запишем у себя в тетради. Молодцы, ребята. Все правильно сосчитали. | Кто первый поднял руку и правильно ответил-получает балл. Слайд с изображением Буратино. Один ученик решает у доски, остальные проверяя его, решают у себя в тетради. Слайд с изображением Незнайки. Самостоятельное выполнение, проверка совместная. Совместные решение и проверка примеров. |
Заключительный этап | Вы поработали сегодня очень хорошо! И поэтому король нам прислал письмо: Сия бумага подтверждает, Ученики почти все знают. Примеры и задачи решены, Все в математике сильны. | Слайд с изображением короля. |
Приложение 6.
Задания для 1 класса.
Занятие “Логические задачи на раскрашивание. Задания на смекалку”.
Задание 1.
Квадрат состоит из 9 различных фигур. Четыре из них раскрашены разным цветом: красным, желтым, зеленым, синим.
Надо раскрасить остальные фигуры этими цветами так, чтобы соседние фигуры (они имеют хотя бы одну общую точку) были раскрашены разными цветами. Известно, что желтым цветом должно быть раскрашено наибольшее число фигур.
Проведем рассуждение:
Единственная незакрашенная часть, не являющаяся соседней по отношению к синему треугольнику, – верхняя фигура, ее следует раскрасить синим цветом. Желтым цветом надо раскрасить еще две фигуры – оставшиеся треугольники. После этого остается раскрасить красным цветом правую, а зеленым – нижнюю фигуру.
Задание 2.
Нарисовано три одинаковых четырехугольника. Под ними написано: красный, зеленый, красный или зеленый. Надо раскрасить каждый из этих четырехугольников красным, зеленым или синим цветом так, чтобы ни одна из подписей не соответствовала действительности.
Задание 3.
-
Сколько получится, если из наименьшего двузначного числа вычесть наибольшее однозначное? (10 – 9 = 1) -
Как сложить из 7 палочек три треугольника?
-
Как двумя отрезками разделить четырехугольник на 3 части? На 4 части?
-
Мама купила 4 ленты красного и голубого цвета. Красных лент было больше, чем голубых. Сколько лент каждого цвета купила мама? (3 красных + 1 синяя) -
Какое наименьшее число одинаковых палочек надо взять, чтобы с помощью их составить 3 квадрата? (10 палочек)
-
Как расставить 8 стульев у четырех стен комнаты так, чтобы у каждой стены стояло по 3 стула?[20]
Задания для 2 класса.
Занятие “Игра-соревнование «Путешествие в страну Математику».
Задание 1.
Задачи – смекалки.
-
Запиши все двузначные числа, в которых число десятков в 3 раза больше числа единиц. -
5 рыбаков съели 5 сазанов за 5 дней. За сколько дней 7 рыбаков съедят 7 сазанов? -
Курица стоит на одной ноге и весит 1 кг. Сколько будет весить курица на двух ногах?[7,с.13]
Задание 2.
Веселая задача.
На березе сидели две вороны и смотрели в разные стороны: одна на юг, другая на север.
– У тебя, – говорит первая ворона, – лапки в грязи.
– А у тебя, – отвечает вторая, – клюв в земле.
– Как же так? Смотрят в разные стороны, а друг друга видят? (Они смотрят друг на друга, а это и есть в разные стороны).[6,с.59]
Задание 3.
Математическая разминка «Угадай-ка фигуру».
Назовите фигуру, если она имеет:
-
3 угла, 3 стороны, а 2 из них равные. -
4 стороны, 4 угла, все углы прямые. -
3 угла, 3 вершины, 3 равные стороны.
Задание 4.
Игра-эстафета «Кто быстрее сосчитает».
Играет 2 команды по 4 человека. Каждый игрок должен решить пример. Какая команда быстрее сосчитает, та и победит.
Задание 5.
Игра «Отгадай слово».
Расположи произведения так, чтобы результаты возрастали. Прочти слово.
(Родина)
Задание 6.
Головоломка.
1 2 3 = 1
1 2 3 4 = 1
1 2 3 4 5 = 1
1 2 3 4 5 6 = 1
1 2 3 4 5 6 7 = 1
1 2 3 4 5 6 7 8 = 1
Поставь знаки действий (“+”, “–”, “*”, “:”) и скобки между числами так, чтобы результаты были равны 1.[9,с.23]
Задания для 3 класса.
Занятие «Математическая викторина «Думай, считай, отгадывай»
I конкурс«Математический лабиринт».
-
Стоят 6 стаканов: первые 3 из них с водой, остальные пустые. Как сделать, чтобы пустой стакан и стакан с водой чередовались? Разрешается брать только 1 стакан. -
Запиши недостающие числа в магическом квадрате так, чтобы сумма чисел в каждом ряду равнялась 340.
-
Пятью прямыми линиями разделите циферблат так, чтобы в каждой части числа при сложении давали бы равную сумму.
II конкурс«Смелей, подумай! Найди ответ!».
-
Вместо вопросительного знака поставь цифру, какую? Подсказку найди в верхних кружочках.
-
Я задумал число, взял его четвертую часть, прибавил 26, получил 30. Какое число я задумал? -
В начале и конце строки поставь пропущенные числа.
___, 27, 9, 3, ___.
III конкурс«Угадаек».
Загадки.
-
Горело 7 свечей. Две из них погасли. Сколько свечей осталось? (2 свечи)
-
5 зайчат сидят в углу,
Чистят репу на полу.
Насчитали 20 штук,
Как делить забыли вдруг.
Мамы с папой нет нигде,
Помогите им в беде.
IV конкурс «Быстрых и ловких».
Игра “Живые цифры и числа”.
Играют 2 команды. По команде участники каждой команды показывают указкой одно за другим числа: 1-ая команда – числа, которые делятся на 3, 2-ая команда – числа, которые делятся на 5. Два листа бумаги разделены на 100 клеток, в них в беспорядке записаны числа от 1 до 100. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием.[14,с.65]
Задания для 4 класса.
Задание 1.«Таинственные квадраты»
Педагог чертит квадрат 3 × 4 и вписывает в него 12 двузначных чисел, расположенных в случайном порядке, а рядом рисует другой квадрат таких же размеров. Ученик должен за определенное время заполнить пустой квадрат этими же числами, но расставив их в порядке убывания или возрастания.
Задание 2.«Сколько предметов?»
Цель игры – запомнить количество названных предметов, придумав к ним так называемый визуальный код. Например, если загадан один стакан, следует представить себе стакан, стоящий на столе.
Пусть ученик попробует запомнить и повторить:
- Один автомобиль.
- Две кошки.
- Три плюшевых мишки.
- Четыре чашки.
- Пять фломастеров.
- Шесть коров.
- Семь мальчиков.
- Восемь рубашек.
- Девять кресел.
- Десять воздушных шариков.[12,с.72]
Задание 3. «Микрокалькулятор»
Цель: закрепление знания состава числа первого десятка.
Мы устали от сложения