Файл: Роль дидактичсеких игр на уроке математики в начальных классах.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3) тренировочные задания, требующие применения ранее приобретённых знаний, умений и навыков;

4) частично-поисковые и творческие задания.

Наиболее распространённым типом урока математики являются комбинированные уроки. Внешняя структура уроков комбинированного типа может быть различной. Например:

  1. – закрепление и проверка ранее изученного материала;

  2. – изучение нового материала;

  3. – закрепление этого материала;

  4. – задание на дом.

Специфика самого учебного предмета «математика» такова, что основным в обучении младших школьников являются наглядно-вербальные средства в различных сочетаниях. Урок математики характеризуется комплексным применением наглядных и технических средств обучения.[8,с.21]

Таким образом, мы видим, что в настоящее время понятие урока математики в начальной школе хорошо раскрыто в обществе, в литературе. На протяжении десятилетий практически неизменными остаются взгляды на его целевую направленность, содержание, сочетание методов и средств обучения.

I.3. Дидактическая игра и ее значение для учеников начальных классов.

Прочные знания, умения и навыки учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности. С этой целью учителя начальных классов используют в своей практике различный занимательный материал: дидактические и сюжетно-ролевые игры, задачи в стихах, задачи-шутки, ребусы, загадки и занимательные задачи.

Дидактическая игра — специально создаваемая или приспособленная для целей обучения игра.[19]

На уроках математики она не только увлекает, заставляет думать, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребенка, приучает считаться с интересами товарищей.

Увлеченные игрой дети легче усваивают программный материал, приобретают определенные знания, умения и навыки. Поэтому включение в урок математики игр и игровых упражнений делает процесс обучения интересным, создает у ребят бодрое настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание.

Основным в дидактических играх на уроках математики является обучение математике. Игровые ситуации лишь активизируют деятельность учащихся. Поэтому использование дидактических игр дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом.

Во время дидактической игры важным моментом является дисциплина. По мнению многих учителей, урок математики считается идеальным с точки зрения дисциплины, если школьники сосредоточены, внимательные, в меру активны, занимаются только индивидуальной самостоятельной работой. Они могут высказывать свое мнение или вносить предложения только при поднятии руки или разрешения учителя.[13,с.201]


Учитель, как правило, пресекает попытки ребят с ходу исправлять замеченные ошибки, общаться между собой, оказывать друг другу посильную помощь. Это и понятно: хаотичное общение, подсказки, списывание приносят огромный вред.

Если же общение учеников сделать целенаправленным, то можно получить положительные результаты, как в обучении, так и в формировании личности, поскольку в этом случае по-настоящему реализуется принцип воспитания в коллективе.

Взаимопомощь и взаимоконтроль одновременно и упрощают, и усложняют работу учителя. Упрощают потому, что учитель получает возможность в ряде случаев перенести некоторые свои функции на школьников. Например, он может поручить ученику проконсультировать отстающих товарищей. Не секрет, что иногда отстающий школьник чувствует себя с товарищем более раскованно и занимается более успешно, чем с учителем. Что же касается усложнения работы учителя, то оно связано с необходимостью гибкого руководства познавательной деятельностью во время дидактической игры, удачного подбора групп (команд) и их руководителей, организацией эффективного общения на уроке.[15,с.60]

При использовании дидактических игр очень важно следить за сохранением интереса школьников к игре. При отсутствии интереса или угасании его ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям, так как она по обязанности теряет свое дидактическое, развивающее значение, в том случае из игровой деятельности выпадает самое ценное - ее эмоциональное начало. При потере интереса учителю следует своевременно принять действие, ведущее к изменению обстановки. Этому могут служить эмоциональная речь, приветливое отношение, поддержка отстающих. При наличии интереса дети занимаются с большой охотой, что благоприятно влияет и на усвоение ими знаний.

Игровая деятельность формирует у детей социальные качества и нравственное самосознание, стимулирует самодеятельность детей, свободу в установлении отношений друг с другом, т.к. игра – это средство создания «детского общества». Игра или игровая деятельность несет в себе, как минимум, две стороны, две самостоятельных «жизни» участников. Первая – это сама игра с ее правилами, сюжетом, результатами. Вторая – взаимоотношения людей (участников) в ходе игры. Вот эта вторая жизнь и есть то содержание, которое должны усвоить дети в ходе нравственного воспитания. Игра – это деятельность, в ходе которой происходит усвоение самых разнообразных содержаний и развитие психики ребенка. В играх для школьников не должно быть серости и однообразия.[5,с.59]



Игра является одним из средств формирования психологических образований, крайне необходимых для учебного процесса, мышления, воображения, памяти. Становится более целенаправленным, устойчивым внимание, и у учащегося появляется умение правильно его распределять. Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения, поэтому необходимы такие методические приемы, которые могли бы заинтересовать каждого ребенка, привлечь его внимание. Необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к педагогической деятельности. Этой цели и служат дидактические игры.

Использование дидактической игры в системе обучения математики в начальных классах является важным средством повышения интереса, а значит и развития внимания.

Основой дидактической игры, которая пронизывает собой её структурные элементы, является познавательное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.

Оборудование включает в себя таблицы, модели, дидактические раздаточные материалы.

Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний, или в их применении.

Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Поэтому правила дидактических игр должны разрабатываться с учетом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого ученика чувства удовлетворенности, успеха.

Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.

В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Дидактическая игра также позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Дидактические игры могут быть включены в любой раздел программы и служить для развития внимания.


Возникая в активной деятельности ребенка, внимание не только вызывается, но и поддерживается рационально организованной деятельностью детей, и, прежде всего, их активным умственным трудом. Организация учителем учебной деятельности детей, основанной на разных формах их мыслительной активности, в том числе и включение в процесс обучения дидактических игр, формирует особую черту личности - внимательность.

Внимательность проявляется в умении длительно сосредотачиваться на объекте деятельности, управлять своим вниманием, что составляет одну из наиболее существенных чет, характеризующих общую готовность человека к труду.

Дидактические игры используют и во внеурочное время. Учитель разучивает с учащимися дидактическую игру; он стимулирует рост умения учащихся заняться самоорганизацией: объединяет их для проведения, учит правильно распределять имеющиеся для игры предметы, выбирать руководителя, когда это необходимо, подчиняться правилам игры. Учитель должен поощрять умение учащихся самим организовывать проведение дидактических игр.

Вывод по главе I.

Младшим школьникам предстоит очень важный момент в их жизни - переход в среднее звено школы. Этот переход заслуживает самого серьёзного внимания. Это связано с тем, что коренным образом изменяет условия учения. Новые условия предъявляют более высокие требования к развитию мышления, восприятия, памяти и внимания детей, к их личностному развитию, а также степени сформированности у учащихся учебных знаний, учебных действий, к уровню развития произвольности.

Однако, уровень развития значительного числа учащихся едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы школьников уровень развития явно недостаточен для перехода в среднее звено.

Задача преподавателя начального звена и родителей заключается в знании и учете психологических особенностей детей младшего школьного возраста в обучении и воспитании, проведении комплекса коррекционной работы с детьми, используя различные игры, задания, упражнения, одним из видов которых является дидактическая игра.

Игры на уроках должны постоянно пополнять, углублять и расширять знания, быть средством всестороннего развития ребенка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь коллектива учащихся интересным содержание, способствовать самоутверждению ребенка.


Познание мира в дидактических играх облекается в иные формы, не похожие на обычный процесс обучения, т.к. в играх присутствует фантазия детей, развитие творческих способностей; самостоятельный поиск ответа, активность учащихся; пополнение и расширение знаний; свобода выбора у учащихся; целеполагание и навык достижений цели; многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах, и что очень важно, не под давлением, а по желанию самих учащихся; выработка моральных норм у детей в ходе игры; воспитание уверенности в себе и самодостаточности у детей – будущих взрослых.[3,с.13]

Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала, то есть усвоение программного содержания становится условием достижения игровой цели.

В заключение, хотелось бы привести слова Анатолия Гина:

«Идеальное управление – когда нет управления, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потому что этого хочет сам».

Глава II: Опытно-экспериментальное исследование по выявлению значения дидактических игр в обучении математики.

II.1. Организация и этапы проведения опытно-экспериментальной работы.

Опытно- экспериментальная работа по использованию дидактических игр в обучении математики была организована в 4 классе (10 обучающихся) МКОУ «Лутохинская СОШ» Киясовского района УР. Цель которой разработать рекомендации по использованию дидактических игр на уроках математики.

Был использован следующий метод исследования:

  • Анкетирование.

Сроки проведения: ноябрь 2012 года.

Опытно-экспериментальная работа включала следующие этапы:

1. Анкетирование учащихся и учителей.

2. Разработка конспекта с использованием дидактических игр. (Приложение 5)

3. Проведение урока с включением дидактических игр.

4. Составление рекомендаций по проведению дидактических игр.

5. Составление сборника дидактических игр, используемых на

уроках математики в начальных классах. (Приложение 6)

II.2. Проведение исследования и анализ результатов экспериментальной работы.

Ход проведения опытно - экспериментальной работы. На первом этапе опытно-экспериментальной работы было проведено анкетирование с учителями начальной школы. (Приложение 2)

Учителя ответили на следующие вопросы: