Файл: Сценарий Единого урока 19 апреля 2023 года (12).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приложение 2



Сценарий Единого урока 19 апреля 2023 года (12+)

Вступительное слово учителя:Здравствуйте! Наш сегодняшний урок посвящен памяти жертв геноцида советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Великая Отечественная война стала тяжелым испытанием для народов СССР. Это война, в которой решалось, будет ли у народов Советского Союза будущее вообще. Генеральным планом "Ост" предусматривалась немецкая колонизация большей части территории Советского Союза, что означало принудительное выселение и уничтожение местного населения. Были не важны национальность, возраст, социальное происхождение, пол – ведь речь шла об освобождении территории для переселения немецких колонистов.

Итог преступлений нацистов против гражданского населения СССР выражается в страшном соотношении числа жертв среди военных и мирных жителей. Война унесла жизни более 26 миллионов человек. Из них практически половина – это потери среди мирного населения на оккупированной территории – 13 684 692, в том числе 11 520 379 человек погибли в результате карательных операций, холода, голода, издевательств. Остальные 2 164 313 погибли в изгнании на принудительных работах. Всего на принудительные работы с оккупированной территории было вывезено 5 269 513 советских граждан.

Что же такое "геноцид"? Основные смысловые конструкции данного понятия были сформулированы в ходе Нюрнбергского трибунала и затем получили закрепление в Конвенции ООН 1948 г.

Геноцид – форма массового насилия, который Организация объединенных наций определяет как действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую путём:

  • убийства членов этой группы;

  • причинение серьёзных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;

  • мер, рассчитанных на предотвращение деторождения в такой группе;

  • насильственной передачи детей из одной человеческой группы в другую;

  • предумышленного создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этой группы.


(3 слайд) Уже в годы Великой Отечественной войны по мере освобождения оккупированной нацистами территории стали очевидны масштаб и зловещность преступлений против мирного населения. Потому 19 апреля 1943 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР № 39 "О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников родины из числа советских граждан и для их пособников". Указ Президиума Верховного Совета СССР стал правовым основанием большой работы по установлению и расследованию преступлений нацистов против советского народа, которая велась с ноября 1942 года Чрезвычайной государственной комиссией.

В 2022 году в России прошло семь громких судебных процессов над преступлениями нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны. Судьи заслушали свидетельства очевидцев, в судах прозвучало немало страшных историй и цифр погибших. Решения судов должны напомнить всем, что у преступлений против человечности нет срока давности, и нынешние нацисты точно также предстанут перед судом.

21 октября 2022 года суд Санкт-Петербурга признал блокаду Ленинграда – геноцидом со стороны фашистской Германии и 10 стран пособников. Сейчас мы посмотрим фильм о блокаде Ленинграда, во время просмотра на экране будут появляться вопросы, ответы на которые необходимо записать в бланки, лежащие перед вами(бланки можно найти по ссылке ниже, название "Викторина по блокаде Ленинграда"). После просмотра видео – мы разберем ваши ответы. Внимание на экран

(показ видеоквеста по ссылке:https://disk.yandex.ru/d/ZsWFiFknqYRJKw/Материалы%20к%20единому%20уроку30 минут)

(обсуждение видеоквеста 5 минут)
Учитель: Уроки прошлого нельзя забывать, чтобы не допустить повторения всенародного горя в настоящем. История Великой Отечественной войны, Второй мировой, история геноцида народов Советского Союза – это не абстрактная история, это история каждой семьи, она будет иметь значение для многих поколений наших потомков, и они тоже будут смотреть парад и военные фильмы, петь военные песни, гордиться предками и страстно желать

, чтобы те страшные четыре года, которые нашим семьям и ближайшим соседям пришлось пережить, никогда не повторились. Помнить, чтобы не допустить.

Блокада Ленинграда стала одной из самых чудовищных страниц как Великой Отечественной войны, так и Второй мировой войны. По разным данным, в Ленинграде в период блокады умерли от голода до одного миллиона человек.

У таких действий против человечества и мира нет срока и места давности.

Победа советского народа над фашистской Германией остановила шествие нацизма в мире более чем на 70 лет.

Ни один памятник не в состоянии что-либо помнить. Место памяти – в человеке. Она живет в нем, бередит его ум и чувства, задает вопросы и требует ответов.

(Рефлексия)
Примерные оценочные вопросы к рефлексии


  1. Почему блокада Ленинграда признана геноцидом мирного населения?


  2. Что вы испытываете, увидев преступления нацистов и их пособников против мирного населения?

  3. Для чего необходимо сохранить и знать историческую правду о преступлениях нацистов в отношении мирного советского населения в годы Великой Отечественной войны?


  4. Что значит Победа советского народа в Великой Отечественной войне для нас?

Рефлексия должна быть организована так, чтобы стимулировать творческую активность и искренность в ответе на вопросы и выражении своей позиции.