Файл: Занятие Этика и формирование мировоззрения врача (Тема лекции Этический кодекс врача).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 163
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Если бы отношение было только контрактное, установились бы ясные, но минимальные обязательства и со стороны врача, и со стороны пациента. Эти обязательства были бы определены тем, что установлено в контракте. Вне контракта, врач не имел бы никаких обязательств перед пациентом.
В то же время большинство врачей и большинство пациентов желает, чтобы отношение было большим, чем только контрактным, чтобы существовали обязательства, которые вырастают из более глубоких корней, чем контракт. В конечном счете, это - достоинство индивидуального человека, который является первичным этическим соображением.
Поэтому в понятие контракта в медицине предлагается не вкладывать абсолютного юридического смысла. Несмотря на то, что врач все больше становится поставщиком медицинской услуги, он, как представитель одной из исцеляющих профессий, получает унаследованные идеалы и посвящение благородной задаче врачевания, которые могут быть реализованы в договорной модели отношений врач-пациент.
В договорной модели общество налагает обязательства на врача и любого специалиста здравоохранения помимо контракта. Это становится отчётливым в чрезвычайных обстоятельствах, когда врач должен помочь даже в отсутствии контракта. Договоры предполагают отношение, которое не может ни заключаться, ни нарушаться произвольно.
Договор также предполагает постоянное отношение, или, по крайней мере, открытое в продолжительности. Зачастую врач не может прекратить отношение по желанию, он должен обеспечить продолжение ухода за пациентом. Договорное отношение также традиционно опирается на обязательство, согласно которому врач или медсестра должны обеспечить, по крайней мере, некоторый уход на основе потребности пациента, независимой от качества или способности оплатить.
Гарантии государства по обязательному медицинскому страхованию, угроза наказания при неоказании помощи больному, этические обязательства, принимаемые присягой врача – это реализация договорной модели.
Договорная модель идеальна в случае с семейным врачом, тогда как для очень специфической цели (консультация хирурга и пр.) контрактное отношение может быть более подходящим.
В плане информирования договорная модель обозначена как совещательная. Врач вовлекает пациента в обсуждение, в течение которого помогает ему осознать приоритеты, касающиеся здоровья. Врач может активно влиять на формирование мнения больного и помочь ему принять правильное решение.
Позитивная сторона модели — равная ответственность врача и пациента за исход лечения, активное участие пациента в собственном лечении, учет интересов каждой из сторон.
Негативная — формализация отношений, замена доверительных, естественных отношений деловым взаимодействием, по существу, на юридической основе; в силу коммерциализации отношений есть риск назначения слишком дорогих препаратов и ненужных врачебных манипуляций.
Вывод: Каждая из рассмотренных моделей представляет собой идеальный тип врачевания: в конкретных случаях ни одна из них, как правило, не реализуется в чистом виде, хотя взаимодействие врача и пациента в том или ином случае не может строиться в соответствии с одной из моделей.
Так, в случае острого заболевания наиболее приемлемым является сочетание инженерной и патерналистской моделей; в случае хронического заболевания — коллегиальная модель; при терминальном состоянии больного (обратимое угасание жизни) – нужно учитывать степень тяжести больного, диагноз, стадии течения болезни, психологию личности пациента, поэтому в каждом случае подходы применяются индивидуально; при коматозном состоянии – упор на патерналистскую модель.
Книги для рекомендации студентам
-
Гнездилов А. В. Психология и психотерапия потерь. Санкт-Петербург. 2007. -
Неидеальная медицина: кто виноват, когда в больнице что-то идет не так и как пациенту при этом не пострадать / Офри, Даниэль) [перевод с английского И.Чорного]. Москва: Эксмо, 2021.– 448 с. -
Дж. Сильверман, С. Кёрц, Дж. Дрейпер Навыки общения с пациентами М. «Гранат». – 304 с.2018.