Файл: Занятие Этика и формирование мировоззрения врача (Тема лекции Этический кодекс врача).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 164

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
мыслительных способностей, таких как — точность понимания других людей, адекватность интерпретации и прогнозирования, которые обеспечивают уровень адекватности и успешности социального взаимодействия. Социальный  интеллект  позволяет, точно оценив ситуацию и участвующих в ней людей, более адекватно выстроить стратегию поведения. Социальный интеллект относительно независим от общего интеллекта.

Эмоциональный интеллект позволяет лучше понимать себя, отслеживать свое эмоциональное состояние (злость, раздражение, обиду), а значит и возможность управлять негативным проявлением эмоций, не попадая в эмоциональные ловушки и не разрушая контакт с пациентом.

Знания о роли СИ и ЭИ в структуре человеческого общения и включение их в целостное врачебное мышление способствуют развитию навыков помогающего общения, повышению коммуникативной компетентности врача, а также являются психологическим инструментом самосознания, саморазвития и саморегуляции специалиста во благо пациента и самого себя. СИ и ЭИ гуманизирует деятельность врача, преодолевая профессиональную «алекситимию» (эмоциональная холодность), свойственную современной медицинской практике.

Формирование СИ определяют эмпатию — способность вчувствования, эмоционального резонанса на переживания другого. Онтогенетически эмпатия лежит в основе социального интеллекта. Обучение  происходит через опыт общения.

СИ определяет  способность принять роль другого, владеть ситуацией и направлять взаимодействие в нужном для личности русле, и выражается в богатстве техники и средств общения. И высшим критерием проявления социально-интеллектуального потенциала личности является способность воздействовать на психические состояния и проявления других людей, а также оказывать влияния на формирование психических свойств окружающих. Люди с высоким социальным интеллектом обычно легко уживаются в коллективе, способствуют поддержанию оптимального психологического климата, проявляют больше интереса, смекалки и изобретательности в работе. Им свойственны: контактность, открытость, тактичность, доброжелательность и чуткость.

Эмоциональный интеллект помогает нам сопереживать, сочувствовать, вставать на место пациента, лучше понимая его. А это просто необходимо для развития долгосрочных и доверительных отношений, что в свою очередь создает условия для позитивного настроя пациента на лечение, выполнения пациентом рекомендаций врача и достижения ожидаемого результата от лечения. Пациенту не надо отстаивать свои ценности, не надо быть «одному» в своих переживаниях и страхах, относительно лечения, прогнозов. У него есть ВЫ, которого не страшно спросить, которому не страшно пожаловаться, рассказать о своих страхах и увидеть в вас понимание и заботу.

2. Понятие и классификация ятрогенных заболеваний. Пути предупреждения.
Понятие «ятрогения» и его современный смысл

Врач становится важнейшим вредным «экологическим» факто­ром для внутренней среды человека.

Ятрогенное поражение это неумышленное или неизбежное повреждение функции или струк­туры организма, вызванное медицинскими дей­ствиями.

Понятие ятрогения ввел О. Бумке в 1925 г. в работе "Врач как причина душевных расстройств". В последующий период термин "ятрогения" использовался для обозначения заболеваний, вызванных психогенным влиянием медицинских работников на больных. В настоящее время преобладает тенденция к расширенному пониманию ятрогении, к включению в ятрогении болезней, вызванных действием медицинских факторов физической, химической и механической природы.

Современная медицина становится всё бо­лее агрессивной. Если раньше под ятрогенией подра­зумевались неправильные действия врача или их не­правильное истолкование больным, то прогресс совре­менной медицины привёл сегодня к тому, что и пра­вильные медицинские действия могут вызывать пато­логические реакции, требующие своевременного рас­познавания, устранения и профилактики.

Пример неумышленного повреждения переломы рёбер при сердечно-лёгочной реанимации у лиц старческого возраста, пример неизбежного — реперфузионные поражения при нормализации кровотока пoсле гиповолемии (потеря внеклеточной жидкости) или ишемии, в том числе глобальной, при успешной сердечно-лёгочной реанимации. Так, у 50 % перенесших реанимацию, по данным В. А. Неговского, возникают клинически значимые постреанимационные изменения в мозге.

При таком понимании ятрогении с ней не будут идентифицировать врачебную ошибку, несчастный слу­чай, неумышленное причинение вреда здоровью и дру­гие понятия. Они могут иметь отношение к разбору ятрогенного поражения, но не к её сути.

Существует много других определений и класси­фикаций ятрогении, поскольку в последние годы медицина становится всё более агрессивной, а пра­вовая культура и больных, и медицинских работников только пробуждается.
Классификация ятрогенных поражений

Ятрогенные реакции и болезни Зильбер разделяет на 4 группы:

1. Связанные с диагностическими процедурами:

– инструментальные повреждения эндоскопами и другими диагностическими приборами,



– радиационные поражения при рентгенологических и ра­диологических исследованиях,

– аллергические и токсические реакции на кон­трастные вещества и тест-препараты.

2. Связанные с лечебными действиями:

– лекарственная болезнь от «преднамеренной» (на­пример, при химиотерапии опухолей) и непреднаме­ренной медикаментозной интоксикации, в том числе передозировка анестетиков,

– аллергические реакции на медикаменты, вклю­чая лекарственный анафилактический шок,

– радиационное поражение при лучевой терапии,

– пункционные, инъекционные, инфузионные и дру­гие повреждения органов и тканей,

– операционный стресс и механическое повреж­дение органов.

3. Связанные с профилактическими мерами:

– реакция на вакцинацию,

– инфекционно-воспалительные поражения вслед­ствие инъекций.

4. Информационные:

– реакция на слова медицинских работников,

– действие популярной (санитарно-просветительной) литературы, медицинских книг и статей,

– самолечение под влиянием печати и обращение к шарлатанам под влиянием молвы и преступной рекламы в средствах массовой информации.
Можно выделить пять форм ятрогении общения(информационных):

  1. Собственно ятрогения — в узком смысле это понятие обозначает патогенное влияние слов, действий или умолчания и бездействия врача;

  2. Соророгения — патогенное влияние среднего медицинского персонала; особую роль соророгении играют во время пребывания больного в стационаре;

Ятрогении (соррогении) могут возникать как вследствие малого опыта и низкой квалификации медсестры, так и вследствие их небрежности или недобросовестности.

  1. Эгротогения — патогенное влияние пациентов друг на друга;

Эгротогения может принести пациенту большой вред, так как нередко пациенты верят друг другу больше, чем врачу или медсестре. Кроме того, нужно помнить о совместимости пациентов. Например, нельзя помещать пациента в палату, где длительно и не совсем успешно лечат другого пациента с аналогичным заболеванием.

Ме­дицинские работники должны осуществлять контроль за пациен­тами, за взаимоотношениями между ними, и обязательно – строго контролировать свои действия, речь, поведение, чтобы не вы­звать нежелательных осложнений.

4. Эгогения — это отрицательное влияние на пациента, которое оказывает он сам. На практике для обозначения эгогений часто используют такие понятия как самовнушение, «уход в болезнь», «неосознанная агровация» (преувеличение симптомов заболевания). Существует понятие «аутосуггестия», при котором при наличии у кого-либо из членов семьи заболевания другие в семье внушают себе, что они больны тем же. В
профилактике эгогении роль врача и медицинской сестры заключа­ется в поддержании у пациента веры в благоприятный исход бо­лезни, что прежде всего требует отказаться от самого термина "больной", заменив его на более вежливое обращение по имени и отчеству.

  1. В последние годы выделяют пятую форму ятрогении — патогенное влияние СМИ.


Приведем классификацию ятрогений, предложенную отечественным хирургом С.Я. Долецким (1991).

  1. Ятрогения от общения (ятрогения в традиционном смысле).

Пример: Описан трагический опыт курации больного раком. «Во время очередного обхода, после доклада куратора, старший ассистент, подтвердив диагноз, обратился к группе студентов, участвовавших в обходе, и сказал: «terapia nihi, prognoses pessima» (терапия бессильна, прогноз наихудший), не подозревая, что больной знал латинский язык. На другой день по своему настоянию больной был выписан из клиники. Через несколько дней стало известно, что больной покончил жизнь самоубийством». Становится очевидным, что врачу необходимо обладать высокой культурой, наукой, настоящим искусством профессиональной речи.

2. Алиментарная — нерациональное питание больных, имеющее следствием возникновение или развитие заболеваний.

3. Медикаментозная — выражается в побочном действии лекарственных препаратов (аллергические реакции, медикаментозные язвы желудочно-кишечного тракта и др.).

4. Манипуляционная — обусловлена инвазивными диагностическими методами и приемами (биопсией, эндоскопией и др.).

5. Наркозно-реанимационная — осложнения, возникающие при анестезиологических или реанимационных действиях (остановка сердца, дыхания, повреждение мозга и др.).

6. Хирургическая — различные ошибки в процессе выполнения хирургической операции.

7. Лучевая — патологические реакции при повышении дозировок рентгеновских лучей, радиоизотопов, лазерного излучения.
Этическая и юридическая оценка ятрогенных поражений

Со своего первого появления термин ятрогения получил оттенок виновности врача. Если в давние времена этот оттенок имел этический смысл («врач не умеет разговаривать с больным»), то в наше вре­мя примата рыночных отношений во всех сферах человеческих контактов ятрогения всё чаще оцени­вается с позиций права.

При соблюдении следующих 5 усло­вий в неблагоприятном течении и исходе ятроген­ной патологии нет вины врача, за которую он дол­жен был бы нести юридическую ответственность, то есть дисциплинарную, административную, гражданс­кую или уголовную:


  1. больной полностью информирован о возможнос­ти ятрогенного поражения и дал осознанное согласие на применение метода(ов) интенсивной терапии;

  2. врач не мог, в силу объективных обстоятельств, применить менее инвазивный или более безопасный метод для устранения основной патологии;

  3. была учтена индивидуальная чувствительность больного или иные его особенности, которые могли бы усугубить ятрогенное поражение;

  4. были предприняты профилактические меры предупреждения или сокращения ятрогенной пато­логии, проводился рациональный мониторинг и оп­тимальные методы устранения возникшей ятрогении;

  5. ятрогения не могла быть прогнозирована, но условия п.4 были соблюдены.

Лучшим способом лечения ятрогений является её профилактика.
3. Медицинские ошибки и ответственность врачей: этико-правовой аспект. Причины и классификация врачебных ошибок. Проблема врачебных ошибок. Предотвращение медицинских ошибок и ятрогений.

Понятие медицинской (врачебной) ошибки законодательно не закреплено. Отметим, что медицинская и юридическая науки также до сих пор не выработали единого мнения по вопросу юридической квалификации ошибочных действий врачей. 

Причины и классификация врачебных ошибок

Врачебная ошибка  — незлоумышленное заблуждение врача (или любого другого медицинского работника) в ходе его профессиональной деятельности, если при этом исключается халатность и недобросовестность.

Врачебная ошибка в медицинской практике представляет собой незлоумышленное деяние. Так как зачастую данная ошибка происходит случайно и подразумевает деяние без дурных намерений, ответственность со стороны врача смягчается. Для того чтобы наказание было серьезным, потребуется доказать, что ошибка была злоумышленной. Однако нередко под данным определением подразумеваются халатные и недобросовестные действия врача при выполнении профессиональных обязанностей. И в таких обстоятельствах врачебная ошибка становится уголовным преступлением, а врач несет ответственность.

Вопрос наличия врачебных ошибок в сегодняшней медицине является одним, из самых главных и животрепещущих