Файл: Отчет по производственной практике Выполнил студент 3 курса гр. Пнк31 специальности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 324

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «Многопрофильная Академия непрерывного образования»

(АН ПОО «МАНО»)

КОЛЛЕДЖ

ОТЧЕТ по производственной практике
Выполнил:

студент __3__ курса гр. ПНК-31 специальности преподавание в начальных классах

Касаткина Елена Геннадьевна

(Фамилия, Имя, Отчество)
Проверил:

_____________________________

Дата защиты

Оценка

Подпись руководителя Подпись студента
Омск 2022
СОДЕРЖАНИЕ

  1. Исследовательская деятельность учителя начальных классов…….. 3

  2. Технология работы с информационными источниками…………….17

  3. Список литературы…………………………………………………….38



  1. Исследовательская деятельность учителя начальных классов

Прежде чем раскрыть понятие «исследовательская деятельность учителя», нужно разобраться с понятиями « деятельность» и «педагогическая деятельность».

Деятельность-это принципиально открытая система, способная к неограниченному саморазвитию (Л.С.Выготский). Осуществление деятельности - это выполнение человеком как её субъектом определенных функций.

«Педагогическая деятельность должна осуществляться на базе методологических знаний, дающих ключ к быстрому принятию профессионально обоснованных, нестандартных и новаторских решений» (Ш.Таубаева).

Содержание исследовательской деятельности начинается с осмысления новой парадигмы развития общества, восприятия смены парадигмы образования и тенденции развития системы общего среднего образования, осознания новой парадигмы педагогической деятельности, осмысления нового содержания образования, участия в процессе реализации новых идей в системе образования. (И.П.Подласый,2000).

Исследование в педагогике трактуется как процесс и результат научной деятельности, направленной на получение общественно значимых новых знаний о закономерностях, структуре, механизме обучения и воспитания, теории и истории педагогики, методике организации учебно-воспитательной работы, её содержании, принципах, методах и организационных формах (Ш.Таубаева, 2000). Поисковая исследовательская работа - наиболее эффективный путь профессионального роста учителя.


Исследовательская деятельность зарождается сначала в виде какой-то задумки, догадки, предположения о возможности улучшения существующей педагогической практики. Часто идея поиска состоит в том, что педагог выдвигает новую комбинацию известных приемов и способов, которая должна привести к определенному желаемому результату. В этом случае исследование представляет просто внедренческий этап идей педагогики сотрудничества и развития, проверку и приспособление методических рекомендаций новаторов к конкретным социально-педагогическим условиям.

Таким образом, исследовательская деятельность учителя начальных классов - это изучение проблем в ходе работы с детьми учителем и их решением в ходе учебно-воспитательного процесса с целью повышения эффективности и качества обучения и воспитания в школе.

Главная задача исследовательской деятельности учителя - создание условий для качественного обучения.

Научное решение проблем выбора целей, содержания, форм и методов эффективного обучения в конкретных условиях конкретного учителя становится возможным на основе анализа деятельности учителя - мастера, в том числе, его исследовательской деятельности.

Исследовательская компетенция учителя начальных классов является одной из составляющей профессиональной компетенции учителя, знания + навыки и умения в превосходной степени, =это опыт и мастерство, т.е. профессиональная компетентность.

Внедрение компетентностного подхода - это важное условие повышения качества образования.

Компетентностный подход предполагает чёткую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учётом успешности в личностной и профессиональной деятельности учителя.

Компeтeнтность учителя - это, прежде всего, общая способность и готовность учителя к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированы на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе.

Основными составляющими компетентности являются: знания, но не просто информация, а та, что быстро изменяется, динамическая, разновидная, которую необходимо уметь найти, отсеять от ненужной, перевести в опыт собственной деятельности; умение использовать эти знания в конкретной ситуации и понимание, каким способом можно получить эти знания.



Существуют разные виды исследовательской деятельности, но наиболее известные выделяет В.С. Безрукова в своей работе “Настольная книга педагога исследователя”, такие как внедренческо-исследовательская и поисково-исследовательская.

Внедренческо-исследовательская деятельность учителей носит приспособительный характер: заимствованные рекомендации, разработки, идеи адаптируются к конкретным условиям образовательного учреждения; как правило, это делается посредством интегрирования новаций в уже сложившуюся образовательную практику, как части в целое.

Теоретический уровень внедренческо-исследовательской деятельности связан со сменой используемых педагогических теоретических положений и установок. Например, со сменой целей и принципов обучения, подходов к организации учебно-воспитательной работы и т.д.

Технологический уровень внедренческо-исследовательской деятельности учителя связан с освоением и прямым внедрением какой-либо воспитательной или образовательной технологии взамен существующей, принятой. В этом случае исследовательская деятельность строится по-иному и включает в себя:

* * первичное ознакомление с новой технологией, ее авторами, сферой применения, опытом других школ и своих собственных;

* * сопоставление элементов новой технологии и своей традиционной, ранее применяемой, определение в них общего и особенного;

* * определение степени переучивания и личных желаний и возможности это сделать;

* * поиск и выбор (после оценки) способов овладения новой образовательной технологией;

* * обучение как переучение, т.е. овладение новыми знаниями и умениями и интегрирование их в прежние или с прежними;

* * закрепление на практике элементов новой образовательной технологии;

* * подготовка класса (рабочего места) для стационарного использования технологии;

* * подготовка диагностических методик для поэтапного определения эффективности применения новой технологии в условиях “своего” класса;

* * разработка конструктов уроков по новой технологии;

* * введение новой технологии (возможно поэлементное - реализация подготовительного материала;

* * текущее наблюдение за влиянием новшеств на учащихся;

* * корректировка конструктов урока, адаптация их к особенностям учащихся и учителя;

* * этапное диагностирование результатов обучения и воспитания, сравнение результатов, определение тенденций;


* * обращение к исходной теории и методике новой образовательной технологии, сверка правильности ее реализации;

* * получение вывода об эффективности новой образовательной или воспитательной технологии.

Более сложной оказалась поисково-исследовательская деятельность, по характеру наиболее близкая научной. Здесь огромную роль играют научные возможности учителя. Это комплексное образование, включающее в себя способности к творческо-поисковой деятельности (креативность, творчество, любопытство, умение определять зону незнания и др.), методологическую подготовку (знание теории и технологии педагогического исследования), а также желание ею заниматься. Научные возможности - это потенциал учителя в сфере обнаружения теории в практике и на основе практики. Это принципиально иная деятельность, чем внедренческо-исследовательская. Она требует более высокой методологической подготовки учителя.

Поисково-исследовательская деятельность учителя - это инновационная деятельность, связанная с разработкой собственных идей, их обоснованием, изучением, доведением до уровня технологии. В отличие от внедренческо-исследовательских эти идеи имеют источником практику самого исследователя. Разработка идеи производится учителем самостоятельно, на основе своего собственного теоретического запаса, опыта и интуиции.

Таким образом, исследовательская деятельность учителя может осуществляться в различных направлениях, в зависимости от интересов образовательного учреждения.

Существуют разные формы исследовательской деятельности учителя: эксперимент, проблемные группы, экоплощадки и др. Но наиболее известной формой считается эксперимент.

Запуск эксперимента, отслеживание его хода и корректировка форм и способов реализации отдельных этапов и направлений должны сопровождаться определенными мерами самоконтроля руководителя школы, педагогического состава и представителей управленческого звена.

Ответственность за экспериментальную деятельность, связанную с более глубокими преобразованиями в учебно-воспитательном процессе общеобразовательного учреждения (федеральный, региональный, муниципальный уровни эксперимента), несут, кроме учителя, и те должностные лица, которые санкционировали данный эксперимент: директор общеобразовательного учреждения, должностное лицо отдела управления образованием или научный руководитель экспериментальной работы, который в несет ответственность за эффективную организацию экспериментальной работы, за своевременный анализ и оформление полученных результатов.


Ответственность за проведение и результативность эксперимента в общеобразовательном учреждении определяется в приказе на разрешение экспериментальной деятельности. Руководитель общеобразовательного учреждения в соответствии с Положением об опытно-экспериментальной работе не менее одного раза в год отчитывается на педагогическом совете школы о результатах экспериментальной деятельности коллектива.

Учитель подаёт заявку на организацию опытно-экспериментальной работы, где указывает:

* * тему эксперимента,

* * данные научного руководителя;

* * наименование образовательного учреждения, в котором планируется его проведение;

* * изложение сути эксперимента, обоснование его значимости для развития образования в системе заявленного уровня;

* * программу эксперимента;

* * календарный план проведения эксперимента;

* * предложения по возможному распространению результатов эксперимента;

* * источники финансирования.

Необходимым условием для рассмотрения заявки и утверждения программы эксперимента является ее предварительное обсуждение и принятие в педагогическом коллективе: на научно-методическом совете, педагогическом совете, совете образовательного учреждения в зависимости от уровня планируемого исследования.

Органы управления образованием (в соответствии с заявленным статусом) при положительном заключении экспертной комиссии готовят проект приказа об организации экспериментальной работы, утверждении программы и сроков эксперимента.

Приказ органа управления образованием является основанием для организации экспериментальной деятельности в общеобразовательном учреждении.

Разрешение на эксперимент обеспечивает:

* * материальную помощь, оплата рецензирования проектов, предоставление творческих отпусков, командировок и т. д.

* * анализ результатов мониторинговых исследований;

* * контроль за ходом эксперимента;

* * разделение ответственности.

Для четкой организации экспериментальной работы в общеобразовательном учреждении следует разработать план экспериментальной работы. Он гарантирует тщательное продумывание хода и обеспечения педагогического исследования и получение продуктивной работы, ожидаемых результатов.

Структурными компонентами плана эксперимента выступают его основные этапы и различные экспериментальные мероприятия и процедуры.