Файл: Отчет по производственной практике Выполнил студент 3 курса гр. Пнк31 специальности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 329

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Первое понятие, которое необходимо для обсуждения темы - «круг чтения младших школьников». В исследованиях Н.Н. Светловской, кругом чтения называют системную, замкнутую группировку возможной для данного читателя части книжных богатств, накопленных человечеством. Круг чтения ограничивается рамками возраста (как в нашем примере), профессии, социального статуса читателя.

Круг чтения современного младшего школьника может разграничиваться по целому ряду признаков. С точки зрения поставленной проблемы, основой для систематизации является признак «приоритета образности или понятийности в осмыслении явлений окружающего мира». По этому признаку литература делится на художественную и научно-познавательную.

Определим, какими признаками обладает научно-познавательная литература.

Научно-познавательная литература -- это специфическая область искусства слова, стремящаяся в доступной и образной форме отразить те или иные факты науки, истории, развития общества и человеческой мысли и на основе этого расширяющая кругозор читателя. Без чтения такой литературы невозможно как становление ребёнка-читателя, его дальнейшее литературное развитие, так и расширение кругозора любого школьника по различным областям научного и общественного знания.

На протяжении всего своего развития и взросления ребёнок нуждается в самой разнообразной информации об окружающем мире, и его интерес к разным областям знания в большой мере удовлетворяет именно научно-познавательная литература. У этого вида литературы существуют свои цели, свои средства для их достижения, свой язык общения с читателем. Не являясь в полном смысле слова ни учебными текстами, ни художественными произведениями, научно-познавательные издания занимают промежуточное положение и выполняют несколько функций: с одной стороны, обеспечивают читателя необходимыми знаниями о мире и упорядочивают эти знания, с другой стороны, делают в это в доступной форме, облегчая понимание сложных явлений и закономерностей.

Профессор Н.М. Дружинина сформулировала основную цель научно-познавательной детской книги - «воспитать умственную активность читателя, приобщить его к великому миру науки». Хорошая научно-познавательная книга невозможна без четкой нравственной направленности, а усвоение новых знаний всегда связано с воспитанием у читателя определенных точек зрения и человеческих качеств.

Научно-познавательная литература - это произведения о науке и ее творцах. Она включает в себя произведения об основах и отдельных проблемах фундаментальных и прикладных наук, биографии деятелей науки, описание путешествий и т.д., написанных в различных жанрах. Проблемы науки и техники
рассматриваются в них с исторических позиций, во взаимосвязи и развитии.

В поэтической форме были написаны первое в Европе популярное произведение о науке «О природе вещей» Лукреция Кара и «Письмо о пользе стекла» М.Ломоносова. Из бесед возникли «История свечи» М.Фарадея и «Жизнь растения» К.Тимирязева. Известны произведения, написанные в форме календаря природы, этюдов, очерков, «интеллектуальных приключений».

Популяризации научных знаний способствуют и произведения научной фантастики.

Специфика научно-познавательной литературы для детей

Обратившись к разделу «Специфика научно-познавательной литературы», сформулируем такие вопросы:


1.Что такое научно-познавательная литература?


2.Существуют ли разновидности научно-познавательной литературы? В чем состоит их специфика?


3.Чем отличается научно-познавательная литература от художественной?


4.Как развивалась научно-познавательная книга для детей?


5.Какие функции выполняет научно-познавательная литература для детей?

Приемы подачи познавательного материала в детской научно-познавательной литературе

Критериев качества детской книги два: доступность и мастерство изложения. В детской книге вопрос о том, что написано, чрезвычайно тесно связан с вопросом о том, как написано.

Художественность детской научно-познавательной книги -- это организация в ней следующих компонентов: понятность прочитанного, интерес к такого рода произведениям, запоминаемость основного познавательного материала и влияние на умственную активность своего читателя.

Что обеспечивает в научно-познавательной детской книге понятность прочитанного познавательного материала, т.е. овладение самым существенным?

1. Привлечение личного опыта самого читателя. Использование жизненного опыта читателя детской научно-познавательной книги может протекать по разным руслам. Иногда автор научно-познавательной книги выработку какого-либо понятия начинает с обращения к системе представлений ребенка. Этот прием обеспечивает эмоциональную окрашенность и наглядность читаемого материала. Например, в книге А. Дорохова «Про тебя самого»: «Если ты посмотришь внимательно на руку старого человека, то увидишь, как под кожей на ней выделяются какие-то темные, синеватые «шнурочки». Такие же набухшие «шнурочки» видны у старых людей и на ногах, а иногда на висках и даже на лице. Это -- вены. Так называются кровеносные сосуды, по которым бежит по телу испорченная кровь».



Иногда выработку нового понятия автор начинает с опоры на воображение ребенка: «Представь себе...». В этом случае писатель не только использует опыт читателя, но и сам ему этот опыт сообщает.

Мышление младшего школьника еще в значительной мере сохраняет наглядный характер, поэтому научно-познавательная детская книга часто прибегает к вторичной, словесной наглядности: наглядность-описание, наглядность слуховая, наглядность, связанная с игрой. Иногда наглядность описания чего-либо представляет собой самостоятельный познавательный материал. Например, в книге «Безногие головоногие» Св. Сахарнов дает описание осьминога, каракатиц, кальмаров. С внешним видом этих живых существ, у которых ноги на голове, большинство читателей знакомятся впервые.

2. Изложение познавательного материала строится так, что читатель вслед за писателем совершает мыслительные операции аналитико-синтетического характера. Чем более полно и детально автор раскрывает части целого, тем более глубоко оно познается. Так, в научно-художественной сказке В. Бланки «Чей нос лучше?» на ряде примеров выясняется, что у каждой птицы строение клюва соответствует ее образу жизни.

В научно-познавательной детской книге часто используется и синтез. В процессе синтеза связи между предметами и явлениями, изображенными в научно-познавательной детской книге для младшего школьника, носят преимущественно причинно-следственный характер.

3. Применяется целый ряд художественных приемов, которые также способствуют лучшему пониманию прочитанного. Например, использование пейзажа рассчитано и на большую эмоциональность содержания, и на большую точность изложения.

Описание чего-либо строится на выделении небольшого количества важных деталей, которые сразу же бросаются в глаза. Это объясняется тем, что читатель, для которого написаны детские научно-познавательные книги, умеет вначале подметить лишь некоторые наиболее важные черты, а уже потом обратить внимание и на все остальное.

Широко научно-познавательная детская книга использует тропы: сравнения, олицетворения, метафоры. Сравнение предметов, их отдельных сторон, указания на сходство и различие между ними способствуют не только пониманию прочитанного, но и развитию восприятия школьников. Пример -- сказка И. Белышева «Упрямый котенок».

Иногда прием сравнения используется для знакомства детей с новым для них явлением: что-то новое сравнивается с уже известным. Так построена научно-познавательная книга Б. Житкова «Что я видел».


С целью лучшего понимания познавательного материала в детской научно-познавательной книге чаще всего используются параллельные сравнения: «Сахара -- самая большая пустыня на земле. Не море песка, а океан-океанище! Семь миллионов квадратных километров! Четверть всей Африки и почти целая Австралия!» (В. Мальт «Море дьявола»).

4. Для языка научно-познавательной книги характерна простота, выразительность, экономное использование образных средств, наглядность изложения. Знакомство читателя с новым для него словом осуществляется осторожно; парные понятия почти не используются.

Почти полностью отсутствуют термины, выходящие за пределы обиходных, зато нередко обращение к пословицам как форме обобщения.

Синтаксические конструкции всегда просты.

Основной литературный стиль -- стиль беседы, разговора, в котором автор спорит с читателем, спрашивает, убеждает, шутит, о чем-то рассказывает. Иначе говоря, автора научно-познавательной детской книги никогда не покидает ощущение своего читателя.

Все перечисленные выше художественные приемы, способы и методы изложения материала обеспечивают понимание младшими школьниками познавательного содержания прочитанного произведения.

В ходе чтения научно-познавательного произведения читатель многое запоминает непроизвольно. Чаще всего младший школьник запоминает тот материал, который кажется ему удивительным. Но к приему удивления научно-познавательной книге приходится обращаться осторожно: человеческие эмоции при однообразии раздражителя притупляются, постоянно удивляться невозможно. Поэтому автору научно-познавательной детской книги приходится иметь в виду специальную задачу -- обеспечить запоминание читателем наиболее существенного познавательного материала.

К каким же приемам обращаются авторы научно-познавательной детской книги, стремясь обеспечить не только понимание, но и запоминание наиболее существенного познавательного материала?

1. Запоминание научного материала, прочитанного в книге, во многом зависит от отношения к этому материалу самого читателя. Для запоминания чрезвычайно существенно, чтобы уже при начальном чтении произведения у школьников существовала четкая установка на запоминание. В этом случае запоминание становится сознательным, преднамеренным актом.

Обращаясь в своих произведениях к этому приему, писатели находят для него различное литературное воплощение. Некоторые авторы включают в свои книги задания: «Постарайся ответить на вопросы, не заглядывая в книжку». Другие предлагают читателю загадки, отгадать которые можно, только запомнив познавательный материал прочитанного, например, в книге Б. Дижур «От подножия до вершины», В. Мальт «Море дьявола».


Автор «Лесной газеты» В. Бианки придумал игру «Тир». Девиз этой игры -- «Бей ответом прямо в цель». Здесь тоже используется форма вопросов к тексту, но все это носит еще и характер игры-соревнования.

Иногда установка на запоминание осуществляется подчеркиванием практического значения получаемых знаний, например, в рассказе Н. Сладкова «Шепот рыб».

Чаще всего в этом плане авторы научно-познавательных детских книг просто используют предисловия.

2. Определенное место в целях прочного усвоения познавательного содержания в научно-познавательной детской книге отводится повторению. Причем повторение в детской познавательной книге несет в себе еще, как правило, и обучающий характер. Этот прием, например, лежит в основе книги Н. Сладкова «Планета чудес».

Иногда авторы научно-познавательной детской книги в плане повторения познавательного материала используют художественное обобщение. Например, австралийский писатель Фред Лорд в книге «Слово имеет кенгуру» рассказывает детям о жизни, повадках, особенностях строения организма у кенгуру, летучей мыши, пауков, кузнечиков, пингвинов и т. д. Материала много, и, естественно, нет надобности, чтобы ребята запоминали все подряд. К тому же у младших школьников еще мало жизненного опыта и они не всегда отличают при чтении научно-познавательных произведений главное от второстепенного, пропускают важные детали, отвлекаются случайностями. Какой же выход находит Фред Лорд? Он заканчивает свою книгу маленькой главой, где в чрезвычайно сжатой, но увлекательной форме обобщает весь предшествующий познавательный материал.

3. Иногда самое существенное в познавательном отношении в произведении выделено композицией: ситуации подобраны так, что основной эмоциональный стержень совпадает с основным познавательным сообщением. Так построен, например, рассказ Ф. Льва «Заблудились», повесть-сказка Н. Надеждиной «Как Витя с лесом поссорился» и др.

4. Школьникам начальных классов не только трудно без помощи автора отличить в научно-познавательной книге главное от второстепенного, но им еще сложнее выделить существенные связи между различными сторонами действительности. У младшего школьника еще слаб анализ и синтез восприятия: в читаемой книге он может не суметь самостоятельно выделить существенные связи и явления. Для того чтобы облегчить ребятам запоминание главных взаимосвязей в читаемом познавательном материале, авторы используют самые разные приемы.