Файл: Отчет по производственной практике Выполнил студент 3 курса гр. Пнк31 специальности.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 325
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
План включает: первоначальную формулировку проблемы, темы, целей и задач, гипотезы исследования, персоналии исполнителей и руководителей, календарные сроки проведения эксперимента, административное сопровождение эксперимента.
Ход эксперимента периодически рассматривается на заседаниях творческой группы или заседаниях методического объединения, на педагогическом или научно-методическом совете.
При этом руководителям общеобразовательных учреждений следует учесть, что необходимо согласовывать ряд педагогических экспериментов школ с муниципальными, региональными органами управления образованием. Чем масштабнее эксперимент, тем требуется разрешение более высокого органа управления образованием.
Любой учитель, имеющий соответствующее профессиональное образование, имеет право на экспериментирование. Такие эксперименты разрешаются педсоветом школы и включаются в план соответствующего методического объединения учителей.
Различные формы исследовательской деятельности учителя позволяют более подробно изучить проблему, которая возникла в ходе обучения и воспитания.
Метод педагогического исследования – это совокупность способов и приѐмов познания объективных закономерностей процессов обучения, воспитания и развития. Каждая наука разрабатывает и использует методы исследования, отражающие ее специфику. Для решения конкретных задач применяется множество исследовательских методов. Их можно условно подразделить на эмпирические и теоретические.
Суть эмпирического метода состоит в фиксации и описании явлений, фактов, видимых связей между ними. Теоретический метод предполагает глубокий анализ фактов, раскрытие существенных закономерностей, образование мысленных моделей, использование гипотез и др.
Основными исследовательскими методами являются наблюдение и эксперимент. Они применяются во многих науках, и поэтому их считают общенаучными. Исторически эмпирическое знание предшествовало теоретическому. Это знание об основных особенностях объекта, полученное в ходе практической деятельности, наблюдений, экспериментов.
Теоретическое знание дает возможность переносить выводы, полученные в одних условиях и на основе анализа одних объектов, на другие условия и объекты, в том числе еще не существующие, проектируемые, создаваемые пока мысленно, в воображении.
К числу методов научного познания принадлежит педагогическое наблюдение, представляющее собой фиксацию и сбор фактов непосредственного проявления детей в системе общественных отношений, их поведения и деятельности. Наблюдение может быть как основным методом накопления научного материала, так и вспомогательным, составляющим часть какой-то более общей методики. Наблюдение широко используется на уровне эмпирического познания. Главными особенностями метода наблюдения являются:
• непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;
• пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;
• сложность (порой - невозможность) повторного наблюдения.
Наблюдение является одним из основных исследовательских методов. Это целенаправленное и систематическое восприятие исследователем особенностей протекания изучаемого явления или процесса и их специфических изменений. Наблюдение должно привести к осмыслению зафиксированных данных и их научному объяснению, т. е. к установлению фактов. Наблюдение завершается анализом и установлением взаимосвязи между фактами наблюдения и предположениями исследователя.
Беседа как исследовательский метод позволяет глубже познать психологические особенности личности человека, характер и уровень его знаний, интересов, мотивов действий и поступков. Сама беседа отличается сравнительно свободным построением плана, взаимным обменом мнениями, оценками, предложениями и предположениями. Беседа может проводиться в целях подтверждения или опровержения данных, полученных ранее с помощью других методов.
Опрос как метод используется в виде интервью (устный опрос) и анкетирования (письменный опрос).
Через интервью выявляют оценки, точки зрения собеседника по каким-либо темам, проблемам.
Анкетирование решает те же задачи, но с охватом нескольких или многих респондентов. Однако при этом отсутствует живой контакт с опрашиваемыми, что не всегда обеспечивает достаточно исчерпывающие и откровенные ответы.
Изучение результатов деятельности — это исследовательский метод, который позволяет опосредованно выявлять сформированность знаний и навыков, интересов и способностей человека на основе анализа его деятельности. Исследователь не вступает в контакт с самим человеком, а имеет дело с результатами (продуктами) его предшествующей деятельности: сочинениями, контрольными и проверочными работами, рисунками, поделками и др.
Самое важное в завершенном педагогическом исследовании – это внедрение его результатов в практику. Под внедрением результатов понимается целый комплекс мероприятий, реализуемых в определенной последовательности, включающих информирование педагогической общественности о полученных выводах или выявленных закономерностях, дающих основание для внесения каких-либо изменений в практику, создание новых учебных и методических пособий, базирующихся на полученных данных экспериментального исследования, разработка методических инструкций и рекомендаций и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод, что в ходе психолого-педагогического исследования используются такие основные методы, как наблюдение, эксперимент в различных его формах, беседа, анализ продуктов деятельности детей, тесты и социально-психологические методы. Чаще всего в конкретных исследованиях применяется несколько методов, которые взаимно дополняют и контролируют друг друга. При этом, исходя из особенностей объекта, предмета и задач исследования, разрабатываются определенные варианты основных методов -- методики изучения тех или иных сторон развития психики ребенка. Успех исследования во многом зависит от методической изобретательности исследователя, от его умения подобрать такое сочетание методик, которое точно соответствует поставленным задачам.
Качественные методы обладают определенными характеристиками:
* Используются преимущественно в эмпирических исследованиях;
* Обладают нестандартными параметрами: анализируют стороны, не поддающиеся количественному измерению, не имеют четких границ и стандартов, закономерностей и пр.;
* Качественные методы основываются на «творческой основе» и фантазии исследователя: он сам выбирает, что будет изучать и анализировать, какими данными и приемами пользоваться, что с чем сравнивать. Данный подход позволяет понять суть вопроса, проникнуться темой и пр.;
* Использует свободные и доступные данные по теме: мнение экспертов, результаты опроса объектов исследования, субъективные и объективные данные;
* Качественные методы позволяют собрать максимум информации при помощи простейших приемов: наблюдение (оценка поведения индивидов), сравнение (создание идеала и сравнение реального персонажа и пр.);
* Определяют особенности объекта исследования, которые не поддаются математическим, статистическим измерениям.
Качественные методы в педагогике позволяют определить незримые для «точных наук» стороны объекта исследования: эмоции, поведение, жесты, факторы, воздействующие на испытуемого и т.д. Также использование таких приемов предполагает создание специальных условий, но при этом не исключается проведение эксперимента в естественных условиях (банальное наблюдение).
Количественные методы призваны оценить объект исследования с учетом статистических, математических и иных точных операций. Здесь приемлема конкретика: знание строгих законов, выявление четких закономерностей, анализ динамики системы показателей и пр.
Количественные методы педагогического исследования предполагают:
* Графическое или табличное представление первичных данных;
* Анализ деятельности испытуемых: улучшение или ухудшение общей картины, положения отдельных индивидов, попредметная оценка, ранжирование качественных и иных показателей;
* Разработка рекомендаций, исходя из анализа количественных показателей, и прогнозирование результатов.
Количество + качество = залог успеха в педагогическом исследовании
В педагогических и психологических исследованиях целесообразно выявлять не только качественные характеристики испытуемых, но и полагаться на количественные данные. Недаром многочисленные параметрические и непараметрические приемы основываются на расчете показателей, сравнение с нормами, имеют определенные ограничения (по числу объектов, количеству наблюдений и пр.).
Количественные методы исследования считаются наиболее точными (по сравнению с качественными), но не всегда они способны отразить и подчеркнуть все особенности и стороны моделей. Не все сферы можно измерить математически и физически, порой для получения полной картины и разработки объективного и эффективного решения необходимо учесть и качественные характеристики.
Независимо от того, какие методы (качественные или количественные) использует автор исследования, алгоритм действий един: сбор и обработка информации, измерение испытуемых (качество и количество), анализ результатов оценки, рекомендации.
Можно дать некоторые рекомендации по организации процесса обучения, которые бы в значительной мере улучшили его качество, помогали бы учителю в достижении поставленной обществом задачи.
1. Материально-техническая база. Необходимо чтобы каждая школа была оснащена всеми необходимыми техническими средствами, к которым можно отнести не только компьютеры, но и интерактивные доски и проекторы, без которых учитель не может на практике в полной мере использовать интерактивный подход к обучению. Также к материально-технической базе можно отнести электронно-библиотечную систему, с помощью которой каждый ученик имел бы доступ к электронным ресурсам сети Интернет, что значительно помогает в процессе обучения.
2. Высокий профессионализм учителей. Необходимо, чтобы учителя регулярно повышали свою квалификацию.
3. Сотрудничество школьного образования с дошкольным и высшим.
4. Научно-методическое оснащение школ. Наличие специальной и учебной литературы, наглядных пособий и материалов в школах должно быть доступным для пользования школьников и учителей. Обеспечение учеников учебниками и пособиями играет важную роль в обучении, для этого должны использоваться не только утвержденные учебники, но и учебно-методические пособия выпущенные учителями конкретной школы.
5. Участие родителей в жизни школы. Проведение родительских собраний, на которых обсуждаются проблемы обучения. Важным является работа учителя с родителями конкретного ребенка, для того чтобы родители со своей стороны тоже могли способствовать успешному обучению в школе. Родители не должны перекладывать все обязанности на школу, потому как семья является неотъемлемым фактором становления личности.
6. Применение авторских методик. Учителя должны не только пользоваться уже разработанными методами, но и вносить в них изменения, добавлять в них что-то новое, ранее не использовавшееся. Самостоятельно разработанные методики в свою очередь должны соответствовать законодательству и требованиям к организации процесса обучения. Также возможны различные «мастер-классы», в которых педагоги делились бы своим профессиональным опытом с коллегами.
7. Внеклассная работа с учащимися. Классный руководитель, для того чтобы лучше разобраться в индивидуальных особенностях каждого из своих учеников должен проводить классные часы, на которых он может проводить использовать современные подходы в виде различных тренингов и игр для выявления каких-либо личностных качеств школьников. Также возможны различные экскурсии и турпоходы всего класса с целью приобретения новых практических знаний и опыта. Такие походы в свою очередь выполняют и другую немаловажную роль, они помогают ученикам сблизится, сплотиться в одну команду, ближе узнать друг друга.
8. Комнаты отдыха. Каждая школа должна иметь комнату, в которой ученики могли бы проводить время на перемене или после уроков. Комната должна обладать релаксирующими свойствами, чтобы каждый находящийся в ней ребенок мог расслабиться, отдохнуть или просто в спокойной обстановке подготовиться к следующему уроку. Такие комнаты можно использовать и для групп продленного дня.
9. Организация благоприятной атмосферы в классе. Основной составляющей успешного процесса обучения является желание учеников работать на уроке, получать новые знания, добывать их самостоятельно. Чтобы у ребенка было такое желание, учитель должен со своей стороны уважительно относиться к каждому ученику, не разделять их на так называемых «любимчиков», уметь так организовать урок, чтобы дети шли на него с удовольствием, а не со страхом. Правильное отношение педагога к ученикам уже верный залог успешного обучения.