Файл: Методика самооценки работоспособности, усталости, утомления и применения средств физической культуры для их направленной коррекции.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 290
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Физическая культура и спорт
на тему
Методика самооценки работоспособности, усталости, утомления и
применения средств физической культуры для их направленной коррекции
Группа Пм22Р111
Студент
В. А. Петрищева
МОСКВА 2023
Содержание
Введение 2
Оценка работоспособности 4
Средства физической культуры для направленной коррекции работоспособности, усталости, утомления 4
Средства физической культуры для направленной коррекции работоспособности, усталости, утомления 9
Заключение 4
Список используемой литературы 4
Введение
Работоспособность – это способность человека выполнять трудовые задачи в данном контексте условий и требований. Работоспособность зависит от физического и психологического состояния, знания и навыки, среды работы и социальных условий.
Усталость и утомление – это негативные состояния, которые могут оказывать влияние на работоспособность. Усталость характеризуется недостатком энергии для выполнения задач, а утомление – негативным влиянием на организм длительной деятельности. Понимание и контроль над своим состоянием может помочь лучше управлять работоспособностью и эффективным использованием средств физической культуры для коррекции усталости и утомления [7].
В условиях современной жизни многие люди сталкиваются с проблемами усталости, утомления и снижения работоспособности. Однако, не всегда эти симптомы связываются с недостатком физической активности, хотя именно ее недостаток может являться одной из основных причин возникновения таких проблем.
Методика самооценки работоспособности, усталости, утомления и применения средств физической культуры для их направленной коррекции имеет огромную актуальность среди людей всех возрастов и профессий. Она позволяет оценить свой физический и психологический статус, определить причины возникновения проблем и сформировать план корректирующих мероприятий.
Цель данной работы заключается в разработке методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применения средств физической культуры для направленной коррекции данных показателей.
Задача данного реферата: исследование методик самооценки работоспособности, усталости, утомления и применения средств физической культуры для их направленной коррекции. Это позволит разработать эффективную систему для оценки работоспособности, выявления факторов усталости и утомления, а также разработки комплексов упражнений для их коррекции. Более того, полученные результаты могут быть использованы для развития новых подходов к оценке работников, улучшения условий труда и повышения продуктивности работы.
Оценка работоспособности
В процессе деятельности происходит изменение уровня работоспособности, описываемое с помощью кривой работоспособности, показывающей зависимость эффективности деятельности от времени ее выполнения. Для продолжительной деятельности типичны такие стадии работоспособности:
1. Врабатывание
2. Оптимальная работоспособность
3. Некомпенсируемое и компенсируемое утомление
4. Конечный «порыв»
Работоспособность человека определяется тремя группами факторов:
1) физиологические - состояние здоровья и функциональная подготовленность (тренированность), половая принадлежность, питание, сон, общая нагрузка, организация отдыха и др.;
2) физические - воздействующие на организм через органы чувств: атмосферное давление, температура, шум, освещенность рабочего места и др.;
3) психические - самочувствие, настроение, мотивация [6].
Степень усталости и утомления может не совпадать из-за положительного или отрицательного эмоционального фона деятельности. В любом случае итогом утомления является снижение эффективности работы, ее продуктивности. Известно, что человек, имеющий более высокую разностороннюю физическую подготовленность, может более продолжительное время более интенсивно выполнять одно и то же производственное задание. Раннее наступление утомления свидетельствует о малой выносливости, отдаление наступления утомления - следствие возросшей выносливости. Поскольку выносливость можно рассматривать, как способность преодолевать утомление, то фактором, определяющим развитие выносливости, надо считать утомление [2].
Признаки утомления:
1. Изменение окраса кожи (покраснение, побледнение, синюшность);
2. Потливость;
3. Учащенное дыхание;
4. Нарушение внимания и концентрации;
5. Жалобы на самочувствие (слабость, головную боль).
Ниже рассмотрены 4 несложных методики оценки работоспособности, которые можно провести самостоятельно.
1. Проба Руфье-Диксона представляет собой нагрузочный комплекс, предназначенный для оценки работоспособности сердца при физической нагрузке.
У обследуемого, находящегося в положении лежа на спине, в течение 5 мин определяют число пульсаций за 15 сек (P1); затем в течение 45 сек обследуемый выполняет 30 приседаний. После окончания нагрузки обследуемый ложится, и у него вновь подсчитывается число пульсаций за первые 15 сек (Р2), а потом - за последние 15 сек первой минуты периода восстановления (Р3). Оценку работоспособности сердца производят по формуле:
Оценка результата ведется по четырехбалльной системе:
-
от 0 до 2.9 - отлично;
-
от 3 до 6 - хорошо;
-
от 6 до 8 - удовлетворительно;
-
более 8 - плохо.
2. Проба Мартинета предназначена для исследования состояния сердечно-сосудистой системы и ее способности к восстановлению после совершения физической нагрузки.
Перед пробой у обследуемого в положении сидя измеряется частота сердечных сокращений и систолическое и диастолическое давление. В качестве нагрузки могут применяться 20 приседаний за 30 сек. Период восстановления в таком случае длится 3 минуты. После нагрузки через 3 минуты измеряется частота сердечных сокращений и систолическое и диастолическое давление [3].
Оценка пробы ведется по трехбалльной системе по величине разности измеренных показателей до и после нагрузки:
-
при разности не более 5 - хорошо;
-
от 5 до 10 - удовлетворительно;
-
более 10 - неудовлетворительно.
3. Проба Штанге - с задержкой дыхания на вдохе.
До проведения пробы у обследуемого дважды подсчитывается пульс за 30 сек в положении стоя. Дыхание задерживается на полном вдохе, который обследуемый делает после трех дыханий на 3/4 глубины полного вдоха. На нос одевается зажим или же обследуемый зажимает нос пальцами. Время задержки регистрируется по секундомеру. Тотчас после возобновления дыхания производится подсчет пульса. Проба может быть проведена дважды с интервалами в 3-5 мин между определениями.
По длительности задержки дыхания проба оценивается следующим образом:
-
свыше 50 сек - хорошо.
-
40-49 сек - удовлетворительно;
-
менее 39 сек - неудовлетворительно;
4. Проба Генча с задержкой дыхания на выдохе.
До проведения пробы у обследуемого дважды подсчитывается пульс за 30 сек в положении стоя. Дыхание задерживается на полном выдохе, который обследуемый делает после трех дыханий на 3/4 глубины полного вдоха. На нос одевается зажим или же обследуемый зажимает нос пальцами. Время задержки регистрируется по секундомеру. Тотчас после возобновления дыхания производится подсчет пульса. Проба может быть проведена дважды с интервалами в 3-5 мин между определениями [1].
По длительности задержки дыхания проба оценивается следующим образом:
-
свыше 40 сек - хорошо.
-
35-39 сек - удовлетворительно;
-
менее 34 сек – неудовлетворительно.
Средства физической культуры для направленной коррекции работоспособности, усталости, утомления
Основное средство физической культуры - физические упражнения. Существует физиологическая классификация упражнений, в которой вся многообразная мышечная деятельность объединена в отдельные группы упражнений по физиологическим признакам. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам зависит от врожденных и приобретенных свойств. Она весьма подвижна и поддается тренировке как средствами мышечных нагрузок, так и различными внешними воздействиями (температурными колебаниями, недостатком или избытком кислорода, углекислого газа) [4].
К числу основных физических (или двигательных) качеств, обеспечивающих высокий уровень физической работоспособности человека, относят силу, быстроту и выносливость, которые проявляются в определенных соотношениях в зависимости от условий выполнения той или иной двигательной деятельности, ее характера, специфики, продолжительности, мощности и интенсивности. К названным физическим качествам следует добавить гибкость и ловкость, которые во многом определяют успешность выполнения некоторых видов физических упражнений.
Существует три формы самостоятельных занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, упражнения в течение учебного дня, самостоятельные тренировочные занятия.
Утренняя гигиеническая гимнастика включается в распорядок дня в утренние часы после пробуждения от сна.
В комплексы утреней гигиенической гимнастики следует включать упражнения для всех групп мышц, упражнения на гибкость и дыхательные упражнения. Не рекомендуется выполнять упражнения статического характера, со значительными отягощениями, на выносливость (например, длительный бег до утомления). Утренняя гигиеническая гимнастика должна сочетаться с самомассажем и закаливанием организма. Сразу же после выполнения комплекса утренней гимнастики рекомендуется сделать самомассаж основных мышечных групп ног, туловища и рук (5-7 мин) и выполнить водные процедуры с учетом правил и принципов закаливания.
При составлении комплексов и их выполнении рекомендуется физическую нагрузку на организм повышать постепенно, с максимумом в середине и во второй половине комплекса. К окончанию выполнения комплекса упражнений нагрузка снижается, и организм приводится в сравнительно спокойное состояние.
Увеличение и уменьшение нагрузки должно быть волнообразным. Каждое упражнение следует начинать в медленном темпе и с небольшой амплитудой движений и постепенно увеличивать ее до средних величин.
Между сериями из 2-3 упражнений (а при силовых - после каждого) выполняется упражнение на расслабление или медленный бег (20-30 с). Упражнения в течение учебного дня выполняются в перерывах между учебными или самостоятельными занятиями. Такие упражнения предупреждают наступающее утомление, способствуют поддержанию высокой работоспособности в течение длительного времени без перенапряжения. Выполнение физических упражнений в течение 10-15 мин через каждые 1-1,5 ч работы оказывает вдвое больший стимулирующий эффект на улучшение работоспособности, чем пассивный отдых в два раза большей продолжительности.
Физические упражнения нужно проводить в хорошо проветренных помещениях. Очень полезно выполнять упражнения на открытом воздухе [4].
Наиболее распространенные средства самостоятельных занятий — это ходьба и бег, кросс, дорожки здоровья, плавание, ходьба и бег на лыжах, велосипедные прогулки, ритмическая гимнастика, атлетическая гимнастика, спортивные и подвижные игры, спортивное ориентирование, туристские походы, занятия на тренажерах. Разберем некоторые из них.