Файл: Филиал ао Национальный центр повышения квалификации рлеу Институт професионального развития по Глобальной компетенций.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
предложение ребенку таких поручений в игре, которые могут принести пользу другим детям, повышает ответственность ребенка, создает дружескую атмосферу в группе, предпосылки к преодолению отрицательных черт поведения.
Далее, с целью изучения эмоционального отношения к нравственным нормам, нами была использована методика «Сюжетные картинки». Картинки были подобраны нами таким образом, что изображенные на них герои проявляли те же нравственные качества, что и на первом этапе. Ученик должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволяет выявить отношение детей к этим нормам. Особое внимание уделялось оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) - на безнравственный.
Критерии оценивания эмоционального отношения к нравственным нормам:
Очень низкий уровень - ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением, как положительных поступков, так и отрицательных), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
Низкий уровень - ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
Средний уровень - правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
Высокий уровень - ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.
Приведем некоторые варианты приветствий.
1.«Здравствуйте» - самая известная фраза для приветствия. Кроме того, этимологическое значение слова - пожелание здоровья. Это обращение к человеку старше себя по возрасту и статусу, употребляется в официальной обстановке в обращении к высокопоставленному лицу или группе лиц.
2. В давние времена люди употребляли аналогичное предыдущему приветствию - «Здравия желаю». В настоящее время это приветствие употребляется в армии.
3. Приветствия «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер» или независящее от времени «Доброго времени суток».
4. «Привет». Выражает близкие, непринуждённые отношения и широко распространено среди молодёжи.
5. Более неформальными, употребляющимися обычно только среди подростков и молодых людей, будут «Салют», «Приветик», «Здарова», «Хэло»и «Хай». Среди них есть заимствования, что обычно для молодёжного сленга в России.
6. Иногда используются выражения. Например, «Сколько лет, сколько зим!» Восклицание является вопросом, подразумевает «как же долго мы не виделись?».
7. «Приветствую вас!» Несколько архаическое, с оттенком торжественности, уместное в официальной обстановке.
8. «Моё почтение». Очень вежливое и полное достоинства приветствие, но им пользуются чаще всего люди пожилые.
9. «Позвольте/разрешите вас приветствовать!» Употребляется в случаях официальных, торжественных, особенно при обращении к большой аудитории.
10. «Здорово!» Мужское приветствие. Оно фамильярно, несколько грубовато и имеет просторечный характер. Если Вам не хочется выглядеть человеком малообразованным и недостаточно владеющим нормами литературной речи, старайтесь избегать этого приветствия. И уж конечно, его никак нельзя рекомендовать девушкам!
2.3. Этимология слова «Здравствуйте» и его аналогов
Здравствуйте - слово, которое употребляется при встрече как приветственная фраза в русском языке. Однако фактическое значение слова - пожелание здоровья. Так же, как и "Здравия желаю", повелось с древних времен и считалось жестом уважения при приветствии. Выражение произошло от слова "Здравствовать" - быть здоровым, благополучно существовать. На французском "Bonjour" является фразой приветствия. В дословном переводе - "Хорошего дня". Английская приветственная фраза "Hello" раньше являлась аналогом русского "Алло" и имела различные формы ("Hullo, holla, hollo"). То есть была приветствием по телефону. Однако сейчас эта фраза широко используется при приветствии во всех англо-говорящих странах. Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что при вежливом приветствии собеседнику говорящий желает либо здоровья, либо хорошего дня и времяпровождения.
2.4. Собственная гипотеза
Знание вежливых формулировок приветствия языка снимает некоторые языковые барьеры. Правильная формулировка приветствия является необходимым условием успешной коммуникации.
3.Исследование
3.1. Анкетирование учащихся 5 классов
Сначала мы решили выяснить, какие речевые ситуации наиболее актуальны и интересны. Среди учащихся 5-ых классов был проведен опрос по разработанной анкете (Приложение 1). Всего было опрошено 60 человек. Учащимся было предложено ответить на 2 вопроса: «Выберите речевые ситуации, наиболее популярные на Ваш взгляд» и «Выберите фразы, которые Вы чаще всего используете в данных речевых ситуациях с конкретными людьми». Вот какие результаты мы получили.
1) Выберите речевые ситуации, наиболее популярные на Ваш взгляд:
2) Выберите фразы, которые Вы чаще всего используете в данных речевых ситуациях с конкретными людьми (по желанию можно вписать свой вариант):
Приветствие
Привлечение внимания
Прощание
3.2. Составление памятки «Речевой этикет приветствий»
Поскольку эти вопросы заинтересовали одноклассников, мы решили на основе своих исследований составить разговорник по речевому этикету русского и английского языков в форме брошюры «Речевой этикет приветствий в русском и английском языках» (Приложение 2). Ее можно использовать как путешественникам, так и в качестве учебного пособия на уроках иностранных.
3.3. Выводы, результаты исследования
По результатам анкетирования можем сделать вывод, что ученики данного возраста употребляют различные вежливые слова, не забывают чаще всего о приветствии и благодарности, причём, понимают, какие слова нужно говорить старшим и незнакомым людям, а какие сверстникам. Этикет общения употребляется среди школьников.
4. Заключение
Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка. Развитие этических представлений, чувств предполагает становление отношений ребенка к родителям, к окружающим людям, к коллективу сверстников, обществу, Родине, отношений к труду, своим обязанностям и к самому себе. У детей формируются первоначальные нравственно-этические чувства и представления, элементарные навыки нравственного поведения, воспитания этической культуры. Эта работа в школе должна проводиться систематически и целенаправленно под руководством учителя. В заключение могу добавить, что в ходе исследования была доказана гипотеза о том, что использование навыков культуры поведения помогает учащимся в приобретении коммуникативных навыков. Таким образом, поставленные цель исследования достигнута, задачи реализованы. Подводя итоги научно-исследовательской работы, можно сказать, что гипотеза исследования подтвердилась. Правильная формулировка приветствия другого языка является необходимым условием успешной коммуникации.
5. Список использованных источников
6. Приложения
Приложение 1
Анкета
1) Выберите речевые ситуации, наиболее популярные на Ваш взгляд:
Далее, с целью изучения эмоционального отношения к нравственным нормам, нами была использована методика «Сюжетные картинки». Картинки были подобраны нами таким образом, что изображенные на них герои проявляли те же нравственные качества, что и на первом этапе. Ученик должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволяет выявить отношение детей к этим нормам. Особое внимание уделялось оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) - на безнравственный.
Критерии оценивания эмоционального отношения к нравственным нормам:
Очень низкий уровень - ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением, как положительных поступков, так и отрицательных), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
Низкий уровень - ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
Средний уровень - правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
Высокий уровень - ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.
Приведем некоторые варианты приветствий.
1.«Здравствуйте» - самая известная фраза для приветствия. Кроме того, этимологическое значение слова - пожелание здоровья. Это обращение к человеку старше себя по возрасту и статусу, употребляется в официальной обстановке в обращении к высокопоставленному лицу или группе лиц.
2. В давние времена люди употребляли аналогичное предыдущему приветствию - «Здравия желаю». В настоящее время это приветствие употребляется в армии.
3. Приветствия «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер» или независящее от времени «Доброго времени суток».
4. «Привет». Выражает близкие, непринуждённые отношения и широко распространено среди молодёжи.
5. Более неформальными, употребляющимися обычно только среди подростков и молодых людей, будут «Салют», «Приветик», «Здарова», «Хэло»и «Хай». Среди них есть заимствования, что обычно для молодёжного сленга в России.
6. Иногда используются выражения. Например, «Сколько лет, сколько зим!» Восклицание является вопросом, подразумевает «как же долго мы не виделись?».
7. «Приветствую вас!» Несколько архаическое, с оттенком торжественности, уместное в официальной обстановке.
8. «Моё почтение». Очень вежливое и полное достоинства приветствие, но им пользуются чаще всего люди пожилые.
9. «Позвольте/разрешите вас приветствовать!» Употребляется в случаях официальных, торжественных, особенно при обращении к большой аудитории.
10. «Здорово!» Мужское приветствие. Оно фамильярно, несколько грубовато и имеет просторечный характер. Если Вам не хочется выглядеть человеком малообразованным и недостаточно владеющим нормами литературной речи, старайтесь избегать этого приветствия. И уж конечно, его никак нельзя рекомендовать девушкам!
2.3. Этимология слова «Здравствуйте» и его аналогов
Здравствуйте - слово, которое употребляется при встрече как приветственная фраза в русском языке. Однако фактическое значение слова - пожелание здоровья. Так же, как и "Здравия желаю", повелось с древних времен и считалось жестом уважения при приветствии. Выражение произошло от слова "Здравствовать" - быть здоровым, благополучно существовать. На французском "Bonjour" является фразой приветствия. В дословном переводе - "Хорошего дня". Английская приветственная фраза "Hello" раньше являлась аналогом русского "Алло" и имела различные формы ("Hullo, holla, hollo"). То есть была приветствием по телефону. Однако сейчас эта фраза широко используется при приветствии во всех англо-говорящих странах. Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что при вежливом приветствии собеседнику говорящий желает либо здоровья, либо хорошего дня и времяпровождения.
2.4. Собственная гипотеза
Знание вежливых формулировок приветствия языка снимает некоторые языковые барьеры. Правильная формулировка приветствия является необходимым условием успешной коммуникации.
3.Исследование
3.1. Анкетирование учащихся 5 классов
Сначала мы решили выяснить, какие речевые ситуации наиболее актуальны и интересны. Среди учащихся 5-ых классов был проведен опрос по разработанной анкете (Приложение 1). Всего было опрошено 60 человек. Учащимся было предложено ответить на 2 вопроса: «Выберите речевые ситуации, наиболее популярные на Ваш взгляд» и «Выберите фразы, которые Вы чаще всего используете в данных речевых ситуациях с конкретными людьми». Вот какие результаты мы получили.
1) Выберите речевые ситуации, наиболее популярные на Ваш взгляд:
приветствие 80% | совет 2% | приглашение 7% | комплимент 12% | обращение, привлечение внимания 7% | благодарность 47% | прощание 27% | отказ 21% |
| | | | | | | |
2) Выберите фразы, которые Вы чаще всего используете в данных речевых ситуациях с конкретными людьми (по желанию можно вписать свой вариант):
Приветствие
Собеседники | Привет! | Здравствуйте! | Добрый (день, утро, вечер)! | Свой вариант |
Родители, родственники | 25% | 60% | 10% | 5% |
Друзья, сверстники | 90% | - | - | 10% |
Взрослые, незнакомые | - | 90% | 10% | - |
Привлечение внимания
Собеседники | Извините! | Будьте добры… | По имени | Свой вариант |
Родители, родственники | - | - | 40% | 60% |
Друзья, сверстники | - | - | 90% | 10% |
Взрослые, незнакомые | 50% | 50% | - | - |
Прощание
Собеседники | До свидания! | Пока! | До встречи! | Свой вариант |
Родители, родственники | 20% | 70% | 5% | 5% |
Друзья, сверстники | - | 90% | 10% | - |
Взрослые, незнакомые | 95% | - | 5% | - |
3.2. Составление памятки «Речевой этикет приветствий»
Поскольку эти вопросы заинтересовали одноклассников, мы решили на основе своих исследований составить разговорник по речевому этикету русского и английского языков в форме брошюры «Речевой этикет приветствий в русском и английском языках» (Приложение 2). Ее можно использовать как путешественникам, так и в качестве учебного пособия на уроках иностранных.
3.3. Выводы, результаты исследования
По результатам анкетирования можем сделать вывод, что ученики данного возраста употребляют различные вежливые слова, не забывают чаще всего о приветствии и благодарности, причём, понимают, какие слова нужно говорить старшим и незнакомым людям, а какие сверстникам. Этикет общения употребляется среди школьников.
4. Заключение
Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка. Развитие этических представлений, чувств предполагает становление отношений ребенка к родителям, к окружающим людям, к коллективу сверстников, обществу, Родине, отношений к труду, своим обязанностям и к самому себе. У детей формируются первоначальные нравственно-этические чувства и представления, элементарные навыки нравственного поведения, воспитания этической культуры. Эта работа в школе должна проводиться систематически и целенаправленно под руководством учителя. В заключение могу добавить, что в ходе исследования была доказана гипотеза о том, что использование навыков культуры поведения помогает учащимся в приобретении коммуникативных навыков. Таким образом, поставленные цель исследования достигнута, задачи реализованы. Подводя итоги научно-исследовательской работы, можно сказать, что гипотеза исследования подтвердилась. Правильная формулировка приветствия другого языка является необходимым условием успешной коммуникации.
5. Список использованных источников
-
Афанасьева Р.С. Межкультурная коммуникация/ Р.С.Афанасьева. - Тюмень: ТюмГУ, 2000. -
Ахманова О.С., Выгодская З.С., Горбунова Т.П., Ротштейн Н.Ф., Смирницкий А.И., Таубе А.М. — М. Советская энциклопедия, 1969, 766 с. -
http://englishfortravel.com/kak-pozdorovatsya/ -
https://www.youtube.com/watch?v=rGybozOSHk4 -
https://www.youtube.com/watch?v=UsV0BFUltvw&list=PLyjVMFi4TYVcpWfGY_V_EKQzki2UWyuN&index=2 -
https://www.youtube.com/watch?v=UsV0BFUltvw&list=PLyjVMFi4TYVcpWfGY_V_EKQzki2UWyuN&index=2 -
https://www.youtube.com/watch?v=mJC8euBYDIk&list=PLyjVMFi4TYVcpWfGY_V_EKQzki2UWyuN&index=5 -
https://www.youtube.com/watch?v=DyM_sdX8znY&list=PLyjVMFi4TYVcpW
6. Приложения
Приложение 1
Анкета
1) Выберите речевые ситуации, наиболее популярные на Ваш взгляд:
приветствие | совет | приглашение | комплимент | обращение, привлечение внимания | благодарность | прощание | отказ |
| | | | | | | |