Файл: Филиал ао Национальный центр повышения квалификации рлеу Институт професионального развития по Глобальной компетенций.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
предложение ребенку таких поручений в игре, которые могут принести пользу другим детям, повышает ответственность ребенка, создает дружескую атмосферу в группе, предпосылки к преодолению отрицательных черт поведения.

Далее, с целью изучения эмоционального отношения к нравственным нормам, нами была использована методика «Сюжетные картинки». Картинки были подобраны нами таким образом, что изображенные на них герои проявляли те же нравственные качества, что и на первом этапе. Ученик должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволяет выявить отношение детей к этим нормам. Особое внимание уделялось оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) - на безнравственный.

Критерии оценивания эмоционального отношения к нравственным нормам:

Очень низкий уровень - ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением, как положительных поступков, так и отрицательных), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

Низкий уровень - ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

Средний уровень - правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

Высокий уровень - ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.

Приведем некоторые варианты приветствий.

1.«Здравствуйте» - самая известная фраза для приветствия. Кроме того, этимологическое значение слова - пожелание здоровья. Это обращение к человеку старше себя по возрасту и статусу, употребляется в официальной обстановке в обращении к высокопоставленному лицу или группе лиц.

2. В давние времена люди употребляли аналогичное предыдущему приветствию - «Здравия желаю». В настоящее время это приветствие употребляется в армии.

3. Приветствия «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер» или независящее от времени «Доброго времени суток».

4. «Привет». Выражает близкие, непринуждённые отношения и широко распространено среди молодёжи.

5. Более неформальными, употребляющимися обычно только среди подростков и молодых людей, будут «Салют», «Приветик», «Здарова», «Хэло»и «Хай». Среди них есть заимствования, что обычно для молодёжного сленга в России.

6. Иногда используются выражения. Например, «Сколько лет, сколько зим!» Восклицание является вопросом, подразумевает «как же долго мы не виделись?».

7. «Приветствую вас!» Несколько архаическое, с оттенком торжественности, уместное в официальной обстановке.

8. «Моё почтение». Очень вежливое и полное достоинства приветствие, но им пользуются чаще всего люди пожилые.

9. «Позвольте/разрешите вас приветствовать!» Употребляется в случаях официальных, торжественных, особенно при обращении к большой аудитории.

10. «Здорово!» Мужское приветствие. Оно фамильярно, несколько грубовато и имеет просторечный характер. Если Вам не хочется выглядеть человеком малообразованным и недостаточно владеющим нормами литературной речи, старайтесь избегать этого приветствия. И уж конечно, его никак нельзя рекомендовать девушкам!
2.3. Этимология слова «Здравствуйте» и его аналогов
Здравствуйте - слово, которое употребляется при встрече как приветственная фраза в русском языке. Однако фактическое значение слова - пожелание здоровья. Так же, как и "Здравия желаю", повелось с древних времен и считалось жестом уважения при приветствии. Выражение произошло от слова "Здравствовать" - быть здоровым, благополучно существовать. На французском "Bonjour" является фразой приветствия. В дословном переводе - "Хорошего дня". Английская приветственная фраза "Hello" раньше являлась аналогом русского "Алло" и имела различные формы ("Hullo, holla, hollo"). То есть была приветствием по телефону. Однако сейчас эта фраза широко используется при приветствии во всех англо-говорящих странах. Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что при вежливом приветствии собеседнику говорящий желает либо здоровья, либо хорошего дня и времяпровождения.


2.4. Собственная гипотеза
Знание вежливых формулировок приветствия языка снимает некоторые языковые барьеры. Правильная формулировка приветствия является необходимым условием успешной коммуникации.

3.Исследование
3.1. Анкетирование учащихся 5 классов
Сначала мы решили выяснить, какие речевые ситуации наиболее актуальны и интересны. Среди учащихся 5-ых классов был проведен опрос по разработанной анкете (Приложение 1). Всего было опрошено 60 человек. Учащимся было предложено ответить на 2 вопроса: «Выберите речевые ситуации, наиболее популярные на Ваш взгляд» и «Выберите фразы, которые Вы чаще всего используете в данных речевых ситуациях с конкретными людьми». Вот какие результаты мы получили.
1) Выберите речевые ситуации, наиболее популярные на Ваш взгляд:

приветствие

80%

совет

2%

приглашение

7%

комплимент

12%

обращение, привлечение внимания

7%

благодарность

47%

прощание

27%

отказ

21%

 

 

 

 

 

 

 

 

2) Выберите фразы, которые Вы чаще всего используете в данных речевых ситуациях с конкретными людьми (по желанию можно вписать свой вариант):

Приветствие

Собеседники

Привет!

Здравствуйте!

Добрый (день, утро, вечер)!

Свой вариант

Родители, родственники

  25%

  60%

  10%

  5%

Друзья, сверстники

 90%

  -

 -

 10%

Взрослые, незнакомые

 -

 90%

10%

 -



Привлечение внимания

Собеседники

Извините!

Будьте добры…

По имени

Свой вариант

Родители, родственники

 -

 -

 40%

 60%

Друзья, сверстники

 -

 -

 90%

 10%

Взрослые, незнакомые

 50%

 50%

 -

 -

Прощание

Собеседники

До свидания!

Пока!

До встречи!

Свой вариант

Родители, родственники

 20%

 70%

 5%

 5%

Друзья, сверстники

 -

 90%

 10%

 -

Взрослые, незнакомые

 95%

 -

 5%

 -



3.2. Составление памятки «Речевой этикет приветствий»
Поскольку эти вопросы заинтересовали одноклассников, мы решили на основе своих исследований составить разговорник по речевому этикету русского и английского языков в форме брошюры «Речевой этикет приветствий в русском и английском языках» (Приложение 2). Ее можно использовать как путешественникам, так и в качестве учебного пособия на уроках иностранных.
3.3. Выводы, результаты исследования
По результатам анкетирования можем сделать вывод, что ученики данного возраста употребляют различные вежливые слова, не забывают чаще всего о приветствии и благодарности, причём, понимают, какие слова нужно говорить старшим и незнакомым людям, а какие сверстникам. Этикет общения употребляется среди школьников.

4. Заключение
Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка. Развитие этических представлений, чувств предполагает становление отношений ребенка к родителям, к окружающим людям, к коллективу сверстников, обществу, Родине, отношений к труду, своим обязанностям и к самому себе. У детей формируются первоначальные нравственно-этические чувства и представления, элементарные навыки нравственного поведения, воспитания этической культуры. Эта работа в школе должна проводиться систематически и целенаправленно под руководством учителя. В заключение могу добавить, что в ходе исследования была доказана гипотеза о том, что использование навыков культуры поведения помогает учащимся в приобретении коммуникативных навыков. Таким образом, поставленные цель исследования достигнута, задачи реализованы. Подводя итоги научно-исследовательской работы, можно сказать, что гипотеза исследования подтвердилась. Правильная формулировка приветствия другого языка является необходимым условием успешной коммуникации.

5. Список использованных источников


  1. Афанасьева Р.С. Межкультурная коммуникация/ Р.С.Афанасьева. - Тюмень: ТюмГУ, 2000.

  2. Ахманова О.С., Выгодская З.С., Горбунова Т.П., Ротштейн Н.Ф., Смирницкий А.И., Таубе А.М. — М. Советская энциклопедия, 1969, 766 с.

  3. http://englishfortravel.com/kak-pozdorovatsya/

  4. https://www.youtube.com/watch?v=rGybozOSHk4

  5. https://www.youtube.com/watch?v=UsV0BFUltvw&list=PLyjVMFi4TYVcpWfGY_V_EKQzki2UWyuN&index=2

  6. https://www.youtube.com/watch?v=UsV0BFUltvw&list=PLyjVMFi4TYVcpWfGY_V_EKQzki2UWyuN&index=2

  7. https://www.youtube.com/watch?v=mJC8euBYDIk&list=PLyjVMFi4TYVcpWfGY_V_EKQzki2UWyuN&index=5

  8. https://www.youtube.com/watch?v=DyM_sdX8znY&list=PLyjVMFi4TYVcpW


6. Приложения
Приложение 1

Анкета

1) Выберите речевые ситуации, наиболее популярные на Ваш взгляд:

приветствие

совет

приглашение

комплимент

обращение, привлечение внимания

благодарность

прощание

отказ