Файл: Филиал ао Национальный центр повышения квалификации рлеу Институт професионального развития по Глобальной компетенций.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2) Выберите фразы, которые Вы чаще всего используете в данных речевых ситуациях с конкретными людьми (по желанию можно вписать свой вариант):
Приветствие
Собеседники | Привет! | Здравствуйте! | Добрый (день, утро, вечер)! | Свой вариант |
Родители, родственники | | | | |
Друзья, сверстники | | | | |
Взрослые, незнакомые | | | | |
Привлечение внимания
Собеседники | Извините! | Будьте добры… | По имени | Свой вариант |
Родители, родственники | | | | |
Друзья, сверстники | | | | |
Взрослые, незнакомые | | | | |
Прощание
Собеседники | До свидания! | Пока! | До встречи! | Свой вариант |
Родители, родственники | | | | |
Друзья, сверстники | | | | |
Взрослые, незнакомые | | | | |
Приложение 2
Таблица 3 - Результаты диагностики по методике «Сюжетные картинки» (контрольная группа и экспериментальная группа)
Контрольная группа | Экспериментальная группа |
Низкий - | Низкий - |
Средний - | Средний - |
Высокий - | Высокий - |
Результаты изучения эмоционального отношения детей к нравственным нормам
Итоги выполнения детьми задания «Сюжетные картинки» показали, что дети по-разному выражают эмоциональное отношение к нравственным нормам (доброта-злость, щедрость-жадность, трудолюбие-лень, правдивость-лживость).
На высоком уровне эмоционального отношения к нравственным нормам находятся 18 % детей контрольной группы и 4 % детей экспериментальной группы. Эти дети не только правильно разложили картинки, но и обосновали свой выбор, сопровождая его яркими эмоциональными реакциями. Например, Даниил берет картинку, внимательно рассматривает и раскладывает с объяснениями.
Даниил: Этот мальчик совершил плохой поступок, потому что он ест конфеты один и никому их не дает. Он жадничает (При этом лицо у него серьезное, строгое. Всем своим видом он показывает, что не доволен поступком мальчика. После этого Даниил переводит взгляд на другую картинку, заулыбался). А этот мальчик хорошо поступил, потому что он всех детей угощает конфетами. Он нежадный. Надо всех детей угощать. Вот когда я приношу в детский садик конфеты или печенье, я всегда угощаю Ваню, Алешу, еще кого-нибудь. И они меня угощают.
Уровень: высокий, так как Даниил проявляет адекватные и яркие эмоциональные реакции при рассматривании картинок, приводит примеры из личной жизни.
На среднем уровне развития эмоционального отношения к нравственным нормам находятся 68% детей контрольной группы и 55 % детей экспериментальной группы. Дети правильно раскладывали картинки - с правой стороны - хорошие поступки, с левой - плохие. Дети объясняли свои действия. Эмоциональные реакции на поступок были адекватны, но выражены слабо. Например, Рома положил картинку с мальчиками, дерущимися из-за лошадки
, влево, при этом сказал, что драться нельзя. Рисунок, где мальчики мирно строят башенку, положил направо, сказал, что вместе играть хорошо и весело. Но при этом ни яркого поощрения, ни порицания не проявил.
На низком уровне эмоционального отношения к нравственным нормам находятся 14% детей контрольной группы и 41 % детей экспериментальной группы. Эти дети правильно раскладывают картинки, но не могут обосновать свои действия. Например, мальчика, отвлекающегося на уроке, положили влево, так как «в школе учительницу слушать надо», а мальчика, вырезающего из листа бумаги, - направо («что учительница скажет, то и надо делать»).
Приложение 3
В гостях у дедушки этикета
Цель: вспомнить с детьми правила этикета; сформировать у учащихся понимания необходимости выполнения правил этичного поведения.
Задачи занятия:
1. Организовать актуализацию знаний детей о правилах поведения за столом, в гостях; упражнять в использовании слов, означающих просьбу, извинения.
2. Формировать задатки самоконтроля в поведении детей.
3. Воспитывать доброжелательную атмосферу в их взаимоотношениях.
Сегодня, друзья, я предлагаю вам отправиться в гости. Вы, конечно, помните, что обычай ходить в гости возник на заре человеческой истории. Уже тогда люди испытывали потребности в том, чтобы пообщаться, поделиться горем и радостью, удостовериться в добром отношении друг к другу. И мы с вами тоже любим ходить в гости и приглашать к себе гостей. Только давайте задумаемся: умеем ли мы это делать? Порой мы попадаем в самые нелепые ситуации, не знаем, как правильно пригласить знакомого в гости, как встретить гостя, чем его развлечь, как вести себя за столом, что подарить, чем угостить. Приобрести эти знания нам помогают занятия у дедушки Этикета. Проверить уровень своих знаний, пополнить их запас нам поможет игра - “В гостях у дедушки Этикета”. А знаете ли вы, что такое этикет?
Ответ: Это совокупность норм и правил поведения, установленных для различных форм общения, или просто – соблюдения правил хорошего поведения.
“Здравствуй, дедушка Этикет” (конкурс №1) .
В данном конкурсе вам предстоит сделать “фоторобот дедушки Этикета”. Посмотрите на плакаты. Вы видите веселое лицо, но все линии этого рисунка пока намечены пунктиром. Вам предстоит “проявить” рисунок: напишите на каждой линии слова, которые, на ваш взгляд, относятся к теме “Волшебные слова”.(Команды выполняют задание) Ученик читает стихотворение.
Извини,
Пожалуйста,
Прости, И разреши.
Это не слова, а ключик от души.
Кроме нашей спутницы –
Таблицы умножения –
Есть еще таблица –
Таблица уважения!
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
“Спасибо” и “Пожалуйста” -
волшебные слова!
Всюду, где нескромному
Укажут от ворот,
Вежливый попросит
И пройдет.
Перед словом вежливым
Двери отворятся!
Пусть оно почаще всюду повторяется.
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
“Спасибо” и “Пожалуйста” -
Волшебные слова.
Ведущий: Вот у нас и готовы “фотороботы дедушки Этикета”. Но конечно, не все “волшебные слова” мы использовали. Волшебными мы называем те слова, которые действуют на нас как какое-то волшебство, магия. Давайте их вспомним. Чья команда назовет слово последней, та и выигрывает.
Сценка “Волшебное слово”.
Ведущий. Сидел на скамейке старик с бородой
И зонтиком что-то чертил на песке.
А мальчик Павлуша, сердитый такой,
Сказал ему:
Павел. Ну-ка, подвиньтесь скорей!
Ведущий. Глянув на Павлушу, старик пересел.
Мальчик сердитый с ним рядом присел.
Старик. Почему ты, мальчик, так сердит?
Может быть, с тобой случилось что-то?
Павел. Ну а вам-то что? Сердит иль не сердит?
Это моя личная забота.
Старик. Да, твоя. Но только слышал как-то раз,
Что кричал ты.
Может, дрался со знакомым?
Павел. На свою семью сердит я и сейчас,
Может, даже убегу из дома.
Старик. Убежишь?
Павел. Конечно, убегу.
Ленку больше видеть не могу.
Сколько красок у сестры родной,
Мне же дать не хочет ни одной.
Старик. Из-за этого не стоит убегать.
Павел. Да не только из-за этого.
Опять утром бабушка из кухни прогнала,
Даже маленькой морковки не дала.
Ведущий. От обиды громко Павел засопел.
Опустил глаза, на землю посмотрел.
Старик. Пустяки, что один поругает,
А другой, может быть, поласкает.
Павел. Совсем не к кому мне приласкаться.
Брат вот на лодке едет кататься.
Но не хочет с собой взять меня.
Я сказал: “Все равно от тебя
Не отстану, весло утащу,
За тобой следом в лодку вскачу”.
Ведущий. Павлик тут кулаком постучал по скамейке.
И вдруг замолчал.
Старик. Брат не хочет тебя с собой взять?
Павел. Ну а вам для чего это знать?
Старик. Я помочь тебе, мальчик, сумею,
Так как словом волшебным владею./
Это слово тебе я скажу,
Как им пользоваться подскажу.
Слово нужно негромко сказать,
Собеседнику глядя в глаза.
Старик. (шепчет мальчику на ухо: “Пожалуйста”. Вслух.) Помни, как говорить по-особому.
Павел. Я сейчас же, сейчас же попробую!