Файл: Реферат по дисциплине Философские проблемы науки и техники на тему.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 159
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В своей работе «Техника» Эллюль рисует масштабную картину становления и экспансии технологической сферы. Технологию он рассматривает как некую единую всеобъемлющую моносистему. «Техника», согласно Эллюлю, есть тотальность методов, направленных на абсолютную эффективность во всех областях человеческой деятельности.
По мнению Эллюля, для современного общества характерно постоянное и неостановимое расширение технологии. В этом процессе технология фактически приобретает автономию и становится самостоятельной и тотальной искусственной средой, которая охватывает все направления деятельности общества. Технология вторгается во все сферы жизни, и в результате все становится технологизированным: индустрия, бизнес, наука, политика, образование, досуг, искусство и т. д.
В обществе формируется всеохватывающая установка на поиск все новых технических средств и их непрерывное улучшение. При этом современное общество полностью ориентировано только на средства, в то время как цели этой бурной технологизации остаются неясными и даже сомнительными. В технологическом обществе технология является самоценностью: умение делать нечто эффективно выступает предельным смыслом любой деятельности.
Технологизации общества становится значительной угрозой для автономии индивидов и обществ. Человечество вовлечено в бесконтрольную и всепроникающую экспансию технологий. Процесс технологизации следует собственной внутренней логике развития, в то время как попытки сознательно изменить эту логику или противостоять ей безуспешны. Просто все происходит так, как оно происходит: в процессе технологического продвижения к нам приходят все новые технологии, и обществу остается только принимать их.
Технология выступает в качестве самостоятельной властной силы, которая навязывает нам свои правила игры. По мнению Эллюля, никакая область человеческой жизни не может сегодня избежать принуждений технологизации. Сам Эллюль, будучи религиозно ориентированным мыслителем, полагал, что совершить «прорыв» сквозь техническое порабощение возможно только через принятие религиозных ценностей и религиозного образа жизни. В своих работах Эллюль выступает за этику «отказа от власти». Под этим понимается необходимость фундаментального самоограничения, добровольного снижения уровня технической мощи для того, чтобы преодолеть тотальность техники.
Ученик М. Хайдеггера, немецкий философ Ханс Йонас (1903—1993) говорит об избыточной мощи наших технологических возможностей. Вследствие бурного научно-технического развития образовался опасный перевес мощи деятельной над мощью предвидения, оценки и суждения. Чисто технические способности стали опережать способности этического выбора и ответственности. Мы строим непрерывно расширяющуюся искусственную среду, которая порождает внутренние потребности и импульсы ко все новому росту как некий самоподдерживающийся процесс. И хотя технология выступает сегодня символом прогресса, на самом деле это прогресс лишь внешний, потребительский, в то время как глубокие цели и ценности человека подвергаются опасностям.
Широкую известность приобрела также радикальная критика технологии, которую дал один из представителей так называемой Франкфуртской школы Г. Маркузе (1898—1979). Маркузе полагает, что современная технологическая система во всей ее мощи сама по себе служит в качестве средства для подавления человека на рациональных научно-технических основаниях — это своего рода «технологический тоталитаризм».
Маркузе выступает против технократических концепций, согласно которым техника и вместе с ней технологическая рациональность политически нейтральны, стоят вне или выше политики. Напротив, в научно-техническом прогрессе и идущем иод его управлением развитии технологической системы изначально есть некие политические смыслы. Рациональность научно-технического разума есть с политической точки зрения рациональность господства (контроля) над человеком. Засилье технологического разума ведет в том числе к стойкому вытеснению разума этического. Маркузе говорит о «трансляции» ценностей в технические задания, или «материализации ценностей», что подрывает само понятие ценностного мышления.
Революционные настроения прошлых эпох постепенно были подавлены техническим прогрессом. При сохранении острых социальных неравенств и политических проблем широко распространяются конформизм и безразличие общества. Появляется «одномерный человек», у которого уже нет социальной активности, критического отношения к действительности, а есть лишь цели потребления, подчиненность различным социально-политическим манипуляциям и т.п.
Социокультурная критика технологического развития отразилась также в художественной литературе, где возник особый жанр антиутопии (т.е. произведения — предупреждения о возможном будущем). В этом ряду — известные романы Е. И. Замятина «Мы» (1924), О. Хаксли «О дивный новый мир» (1932), Дж. Оруэлла «1984» (1949) и др. Эти и другие книги-антиутопии рисуют картину торжества технократической власти, бездуховности, полного социального подавления. В антиутопиях связаны вместе в тех или иных пропорциях тоталитаризм, всепроникающие технические средства, а также разрушение человеческой природы, свободы и самой личности человека.
В целом можно условно выделить два направления социальной критики технологии. Первое направление призывает к радикальным реформам технологического развития, в том числе с помощью революционных методов (например, Г. Маркузе). Второе направление надеется на возможность постепенных реформ без революций (П. Дурбин, Э. Финберг, Л. Хикман и другие).
Итак, взгляды технологического пессимизма (хотя он имеет разные версии) можно суммировать в следующих трех тезисах:
1) появление и развитие все новых технологий не является самоочевидным благом;
2) общее развитие человечества, к сожалению, нельзя назвать «прогрессивным», о чем свидетельствует рост глобальных проблем цивилизации;
3) возможности общества сознательно управлять технологическим развитием очень ограничены; напротив, общество само попало в зависимость от технологического развития и во многом утратило свободу выбора.
Заключение
Таким образом, техника является уникальным средством преобразования природы, человеческой деятельности. В этом её культурное и цивилизационное призвание.
Техническая деятельность наглядна и осязаема. Одновременно техника - это фундаментальная форма человеческой деятельности и, как таковая, остается тайной для самого человека. Философия техники исследует феномен и сущность техники. Как феномен техника выступает в виде машин и орудий, технических сооружений и технической среды. Сущность техники выявляется в ответе на вопросы: в чем природа техники; как техника относится к другим сферам человеческой деятельности - науке, искусству, инженерии, проектированию, практической деятельности; какие этапы в своем развитии проходит техника; угрожает ли развитие техники нашей цивилизации, каковы перспективы развития техники.
Современный человек видит в технике действие законов природы и своё собственное инженерное творчество. В самом деле, технику нельзя описать только в законах природы как естественнонаучную дисциплину, по собственной логике развития, но возможно по социокультурным закономерностям развития общества.
Список литературы
1. Pot J. К J. van der. Die Bewertung des technischen Fortschritts: eine systematische Uebersicht der Theorien. Assen & Maastricht : Van Gorcum, 1985. S. 200.
2. Engelmeyer Р К. Allgemeine Fragen der Technik. Dinglers Polytechnisches Journal. 1899. Bd. 312. № 7. S. 97.
3. Engelmeyer P. K. Philosophie der Technik // Ann. IV Congresso Internationale de Philosofia. Bologna, 1911. Vol. 3. Nendeln ; Lichtenstein : Klaus Reprint, 1968. S. 591—592.
4. Engelmeyer Р К. Allgemeine Fragen der Technik. S. 97—98.