Файл: Практических заданий по дисциплине общая психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 6148

Скачиваний: 30

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра психологии
Форма обучения: дистанционная







ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

_____________________________________________________




Группа М21П171в



Студент




М.Л.Адушкина















МОСКВА 2023

Практическое задание 9
II. Подготовьте небольшое сообщение по каждой из тем(письменно, можно с презентацией):
1. Представьте краткую характеристику одного из видов эмоциональных состояний (настроение, аффект, стресс).
Аффект (от лат. аffectus – душевное волнение, страсть) – сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, которое может сопровождаться резкими двигательными и внутренними психическими проявлениями.

Также аффект понимается как особый вид эмоциональных явлений, которые отличаются большой силой и способностью подавлять, тормозить все остальные психические процессы, навязывая определенный тип реакции. Такие поведенческие реакции возникли эволюционным путем как способ «аварийного» разрешения проблемной ситуации. Особенность переживания аффектов у человека, в отличие от животных, заключается еще и в том, что аффективная реакция у человека может возникать не только в связи с биологическими инстинктами и потребностями, но и при нарушении его социальных отношений (оскорбление, несправедливость и т.д.)


Важной функцией аффектов является накопление аффективного опыта (аффективных следов), который откладывается в бессознательном . Аффективная память проявляется в момент столкновения человека, пережившего аффект, с отдельными элементами, породившими некогда аналогичную ситуацию, сигналя о возможном ее повторении.

Поскольку аффекты могут возникать в экстремальных условиях, когда человек не способен найти выход из опасной, чаще всего неожиданно возникшей ситуации, то он реагирует типично: бегство, агрессия и т.п., хотя обычно такие способы оправдывают себя лишь в биологических условиях.

В результате многократного повторения ситуации, вызывающей отрицательные переживания, происходит аккумуляция аффекта. В итоге сам аффект у человека может возникнуть через некоторое время без провоцирующих факторов (аффективный взрыв), то есть не в сам момент раздражения, а спустя некоторое время.
2. Дайте краткую характеристику одного из видов высших чувств: нравственные, эстетические и интеллектуальные.
Чувства – одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности. Чувства более устойчивые, чем эмоции психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Человек не может переживать чувство вообще, безотносительно, а только к кому-нибудь или чему-нибудь.
Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности. В зависимости от направленности чувства делятся на: моральные, интеллектуальные, эстетические и практические. Высшие чувства присущи только человеку. Они тесно связаны с его личностью, с отношением к жизни, к людям, с убеждениями и взглядами. Ценность этих чувств зависит от их содержания, от того, какое отношение и к какому объекту они испытываются.
Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами и творчеством. Они могут быть очень сильными. Жажда знаний и нового могут стать страстью, а радость открытия – подняться до уровня аффекта. Возникновение проблемы и поиск ее решения вызывают те или иные чувства. Интеллектуальными чувствами являются: жажда знаний, желание нового, любознательность, радость открытия, чувство удивления, сомнении, уверенности в суждениях, чувство ясности и смутности, недоумения, догадки и др. Высшим интеллектуальным чувством является любовь к истине. К интеллектуальным чувствам относят также чувство: комического, иронию, сарказм.



В чувстве юмора проявляется беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь или кому-нибудь. В юморе смех сочетается с симпатией к тому, на что он направлен. Чувством юмора чаще обладают добродушные люди, тонко чувствующие как прекрасное, так и безобидные недостатки, слабости в людях.

Чувство иронии – это тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме, остро критическое отношение к миру, людям, самому себе. Ирония не щадит никого и ничего. Ее цель – совершенствование действительности.

Сарказм – это язвительная насмешка, гневная ирония. Цинизм – издевка, насмешка, основанные на чувстве озлобленности мелкого человека против всего, что лучше и выше его. Люди с чувством цинизма способны не созидать, а разрушать, не уважать, а уничтожать окружающих людей, а главное, они ни за что не чувствуют собственной ответственности.

III. Кратко раскройте суть теории эмоций(выбрать выполнить письменно одно из заданий):
Самая известная и популярная из всех теорий соответствия — теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера — отличается от трех описанных теорий соответствия тем, что посвящена когнитивной структуре одного индивида, поэтому в ней не фигурирует триада (т.е. нет «другого»).

В когнитивной структуре одного человека разыгрывается «конфликт», когда у него возникает несоответствие («диссонанс») между двумя элементами его когнитивной структуры. Эти элементы Фестингер называет «когнициями» или «знаниями». Это могут быть «знания» о себе: что некто делает, чувствует, хочет или желает, чем он является и т.н. Другие элементы — это знания о мире, в котором некто живет: что и где происходит, что к чему ведет, что доставляет удовлетворение, а что причиняет боль, на что можно не обращать внимания, а что важно и т.д.

Фестингер иллюстрирует положения своей теории примером о курильщике, который знает, что курить вредно, но при этом продолжает курить. По Фестингеру, для «избавления» от диссонанса или для его уменьшения можно следовать одним из трех путей: а) изменить поведение, т.е. бросить курить; б) изменить «знание» («когницию», по Фестингеру), т.е. убедить себя в том, что никакой опасности нет; в) осторожно относиться ко всякой новой информации относительно курения, т.е. произвести ее «селекцию» — воспринимать лишь ту, которая пренебрегает опасностью курения, и отбрасывать «страшные» рассказы о злокачественных заболеваниях и прочих тяжелых последствиях.

IV. Практические задания (выполняются письменно).
1. Подберите, опишите примеры проявления эмоций,эмоциональных состояний, дайте их анализ (примеры можно подобрать из научной, художественной, биографической и пр. литературы, из фильмов и т.д.).
Пример:
Герои романа Айн Рэнд - Ховард Рорк. Он архитектор, которого отчисляют на последнем курсе института, потому что он отказывается выполнять работы по стандартам института. У Ховарда есть свое видение, как должны выглядеть здания и какой функционал выполнять.

Говард уходит из института и отвергает предложения о восстановлении, многие считают его высокомерным, холодным и безразличным. Ховард не устраивается в крупную архитектурную компанию, но идет в небольшой офис к пожилому архитектору, так как только его вкус в архитектуре разделяет.
Ховард Рорк страстно предан своему видению архитектуры. Предан настолько, что не готов строить то, что ему не нравится. Страстно верит в свою идею, что ни деньги, ни мнение других его не влияют.

2. Прочтите нижеприведенный отрывок из пьесыА.П. Чехова«Вишневый сад» и определите, какие чувства проявились в описанном примере. С какими свойствами личности они связаны? Раневская и Гаев, герои пьесы А.П. Чехова «Вишневый Сад» разорены.Имение продано с торгов. После торгов возвращается Лопахин. Гаев Слезах. Любовь Андреевна угнетена, а Лопахин ликует: «Я Купил! Погодите,господа, сделайте милость, у меня в голове помутилось, говорить не могу…Вишневый сад теперь мой! Мой! Боже мой, господи, вишневый сад теперь мой!.. Музыка, играй отчетливо! Пусть будет все, как я желаю! Идет Новый Помещик, владелец вишневого сада! За все могу заплатить!
Лопахин делает всё возможное, чтобы выкупить на торгах вишнёвый сад. Он не может скрыть своей радости, поскольку эта покупка становится его личным триумфом.

Можно понять радость этого человека, вышедшего из низов, а теперь купившего дом, где отец его был только крепостным.
С другой стороны, Лопахин совсем не чувствует, что происходит в эмоциональном плане с предыдущими жителями дома и близкими для него людьми.

Я думаю, важно заметить, что раньше Лопахин предлагал Любовь Андреевне спасти вишневый сад, но те не согласились. Поэтому здесь его бесчувствие к предыдущим жильцам связана не с жестокостью, а скорее с некой простотой его личности.

Он искренне рад своему триумфу, он предложил помощь, но ее не приняли. Поэтому Лопухин свободно ликует и празднует свои прорыв.


3. Прочитать главу 3. «Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций» в работе Е.П. Ильина «Эмоции Чувства»,составить краткий конспект по одной из теорий, представленных в данной главе (на выбор студента).

«Ассоциативная» теория В. Вундта

Представления В. Вундта (1880) об эмоциях довольно эклектичны. С одной стороны, он придерживался точки зрения Гербарта, что в некоторой степени представления влияют на чувства, а с другой стороны, считал, что эмоции - это прежде всего внутренние изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений.

«Телесные» реакции Вундт рассматривает лишь как следствие чувств. По Вундту, мимика возникла первоначально в связи с элементарными ощущениями, как отражение эмоционального тона ощущений; высшие же, более сложные чувства (эмоции) развились позже. Однако когда в сознании человека возникает какая-то эмоция, то она всякий раз вызывает по ассоциации соответствующее ей, близкое по содержанию низшее чувство или ощущение. Оно-то и вызывает те мимические движения, которые соответствуют эмоциональному тону ощущений. Так, например, мимика презрения (выдвигание нижней губы вперед) сходна с тем движением, когда человек выплевывает что-то неприятное, попавшее ему в рот.

Практическое задание 10
II. Подготовьте небольшое сообщение по одной из тем(письменно, можно с презентацией):

Теории воли:



Классификация:

1. Тетерономные – описывают волю через анализ других психических процессов, утверждают, что специфического предмета воли не существует. Теория воли Вундта, Герберта – через интеллектуальный процесс.

2. Автономные – воля – самостоятельная область исследования в психологии. Изучается в связи с вопросами: - волевое действие; - выбор мотивов и целей; - регуляция психических состояний, их процессов; - волевые качества личности.

Волевое действие характеризуется особенностями:

  • Сознательность

  • Преодоление препятствия

  • Отсутствие актуальной потребности

  • Проблема выбора мотивов

  • Отдаленные мотивы и цели

В автономном теоретическом направлении:

1. Мотивационный подход К.Левин, Выготский, Куль – волевые действия анализируются через ситуационные препятствия.

2. Подход свободного выбора. Философские взгляды Канта: свобода воли существует в возможности выбора; У.Джемс – выбор между потребностью сильно выражена социальная необходимость (хочешь спать, а надо работать).