Файл: Практических заданий по дисциплине общая психология.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 6151
Скачиваний: 30
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Регулятивный. Основная особенность – обеспечивает продолжительность деятельности и направленность на достижение результата (Басов – не порождает действие, только регулирует), частично К.Леви.
III. Практические задания (выполняются письменно).
1. Подберите и опишите примеры проявления воли, волевых качеств личности, дайте их анализ (примеры можно подобрать научной,художественной, биографической и пр. литературы, из фильмов и т.д.).
Пример из кино:
В фильме Джона Смита «Сила воли» рассказывается история жизни американского чернокожего спортсмена. Джесси Оуэнс выиграл Олимпийские игры в нацистской Германии, доказав всему миру, что расовая принадлежность талантливого человека значения не имеет. На пути к победе он сталкивался с непониманием, презрением и отторжением из-за цвета кожи, но все равно одержал верх. В этом его победоносная сила.
2. Объясните, какая функция воли проявляется в описанном ниже случае?
Дайте психологическое объяснение отмеченному факту. «Во время воздушного боя летчик получил смертельную рану.В какое-то мгновение он понял, что, если выпустит из рук штурвал самолета,погибнут все, кто там находится. И вот летчик продолжает управлять самолетом. Благополучно сажает его и... из самолета его выносят уже мертвым».
В данной ситуации проявляется сдерживающая (ингибирующая) функция воли, потому что несмотря на смертельную рану летчик смог посадить самолет и только потом умер.
3. Прочтите главы 7,8 «Волевые качества личности»,
«Характеристика отдельных волевых качеств» в работе Е.П. Ильина«Психология воли», составьте краткий конспект по одной из групп волевых качеств (на выбор студента):
Целеустремленность — это сознательная направленность личности на достижение ближайшей или отдаленной по времени цели. Целеустремленность может быть связана с увлеченностью своим делом, вследствие чего она поддерживается интересами, эмоциональной привлекательностью выполняемой деятельности; а отсутствие интереса связано с отсутствием целеустремленности.
Физиологическим механизмом целеустремленности является возникновение в мотивационной сфере человека стойкой инерционной доминанты, которая может управлять всем жизненным укладом человека, тормозя другие влечения и интересы. Вследствие этого целеустремленный человек не разменивается на мелочи
, не тратит свое время и силы на второстепенные для него цели. Он ясно представляет себе то, к чему он стремится и за что борется. Такую целеустремленность называют одержимостью.
Целеустремленность присуща многим великим деятелям искусства и науки. Р. Роллан описывал, как исступленно работал Микеланджело над росписью Сикстинской капеллы. Ярким примером целеустремленности является творческая жизнь И. Е. Репина. К. И. Чуковский отмечал его удивительную силу воли, присущую ему настойчивость: «…когда к старости у него стала сохнуть правая рука и он не мог держать ею кисть, он сейчас же стал учиться писать левой, чтобы ни на минуту не оторваться от живописи. А когда от старческой слабости он уже не мог держать в руках палитру, он повесил ее, как камень, на шею при помощи особых ремней и работал с этим камнем с утра до ночи». Фанатичной целеустремленностью отличался И. П. Павлов, который позволил себе прекратить занятия наукой на длительное время только один раз — после женитьбы. Неслучайно он призывал молодежь, избравшую родом своих занятий науку, к страстности в ее изучении.
Однако практика показывает, что всегда на каком-то этапе достижения отдаленной или близкой цели возникают трудности, прежде всего субъективного порядка (утомление, пресыщение, разочарование при неудаче и т. п.), которые преодолеваются в основном волевым усилием. Поэтому целеустремленным может быть только тот, кто проявляет терпеливость, упорство и настойчивость.
Практическое задание 11
II. Выбрать и выполнить письменно: Прочитайте одну из глав работы Н.Д. Левитова «О Психических Состояниях человека» (на выбор студента). Выпишите тезисы.
В общей психологии состояния начали изучаться со статьи Н.Д.Левитова "Проблема психических состояний" (1955) и его же монографии "О психических состояниях" (1964). Левитов определял состояние как целостную характеристику психической деятельности и поведения за некоторый период времени, показывающую своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности. И.П. Павлов считал, что состояния - единственно возможный предмет исследования психологии. П.С. Купалов рассматривал состояние как условный рефлекс на внешние воздействия. Д.Н. Узнадзе рассматривал установку как состояние. В.Н. Мясищев рассматривал состояние как один из элементов структуры личности, в одном ряду с проессами, свойствами и отношениями.
Эмпирическое исследование отношений проводилось, в основном, в двух направлениях: исследование эмоциональных состояний (обычно понимаемых как довольно долго длящиеся эмоции) и исследование функциональных состояний, обязанных своим появлением привнесению в психологию понятия "функциональная система" П.К. Анохина. Определение состояния, данное Е.П.Ильиным, также базируется на понятии "функциональная система": состояние - это реакция функциональных систем на внешние и внутренние воздействия, направленная на получение полезного результата". Примером другого определения можно привести определение состояния А.О. Прохорова: "Психическое состояние - это отражение личностью ситуации в виде устойчивого целостного синдрома (совокупности) в динамике психической деятельности, выражающегося в единстве поведения и переживания в континууме времени".
Ряд авторов предлагает классификации состояний. Так В.А. Ганзен предлагает деление состояний на волевые (разрешение-напряжение), которые в свою очередь делятся на праксические и мотивационные, на аффективные (удовольствие-неудовольствие), которые делятся на гуманитарные и эмоциональные, на состояния сознания (сон-активация). Прохоров дополняет эту классификацию творческими состояниями и настроением. Также он разделяет состояния по продолжительности на оперативные (сек.-мин.), текущие (час-день), длительные (нед.-мес.) и сверхдлительные (год и более). А.И.Юрьев предложил дополнительное разделение состояний в классификации Ганзена на состояния индивида, состояния субъекта деятельности, состояния личности и состояния индивидуальности. А.А.Генкин и В.И.Медведев предложили делить состояния на интенсивные (для сравнения которых возможна единая шкала) и экстенсивные (такое сопоставление невозможно). Примерами интенсивных характеристик могут быть уровень бодрствования, уровень удовлетворенности, уровень эмоциональности, уровень мотивированности, уровень разрешения-напряжения. Примерами экстенсивных характеристик состояния могут выступать соотношение активности коры и подкорки, модальные характеристики и т.д.
III. Практическое задание.
1. Проведите диагностику по методике «Самочувствие, активность,настроение (САН)») с одним или несколькими испытуемыми(либо самодиагностику), проанализируйте результаты и представьте их(количественный и качественный анализ).
| | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | |
1 | Самочувствие хорошее | | | | | ! | | | Самочувствие плохое |
2 | Чувствую себя сильным | | | | | ! | | | Чувствую себя слабым |
3 | Пассивный | | ! | | | | | | Активный |
4 | Малоподвижный | | ! | | | | | | Подвижный |
5 | Веселый | | | | | ! | | | Грустный |
6 | Хорошее настроение | | | ! | | | | | Плохое настроение |
7 | Работоспособный | | | | | ! | | | Разбитый |
8 | Полный сил | | | | | ! | | | Обессиленный |
9 | Медлительный | | | ! | | | | | Быстрый |
10 | Бездеятельный | | | | | ! | | | Деятельный |
11 | Счастливый | | | | ! | | | | Несчастный |
12 | Жизнерадостный | | | ! | | | | | Мрачный |
13 | Напряженный | | | | | ! | | | Расслабленный |
14 | Здоровый | | | | | ! | | | Больной |
15 | Безучастный | | | | ! | | | | Увлеченный |
16 | Равнодушный | | | ! | | | | | Взволнованный |
17 | Восторженный | | | | ! | | | | Унылый |
18 | Радостный | | | ! | | | | | Печальный |
19 | Отдохнувший | | | ! | | | | | Усталый |
20 | Свежий | | | | ! | | | | Изнуренный |
21 | Сонливый | | | ! | | | | | Возбужденный |
22 | Желание отдохнуть | | ! | | | | | | Желание работать |
23 | Спокойный | | ! | | | | | | Озабоченный |
24 | Оптимистичный | | ! | | | | | | Пессимистичный |
25 | Выносливый | | | ! | | | | | Утомляемый |
26 | Бодрый | | | | | ! | | | Вялый |
27 | Соображать трудно | | | | | ! | | | Соображать легко |
28 | Рассеянный | | | ! | | | | | Внимательный |
29 | Полный надежд | | ! | | | | | | Разочарованный |
30 | Довольный | | | ! | | | | | Недовольный |
Самочувствие : 3,7
Активность: 4,2
Настроение: 4,9
2. Укажите достоинства и недостатки данной методики. Обоснуйте свой ответ в письменном виде.
Опросник САН, точнее обработанная информация, собранная опросником, помогает специалистам определить некоторые личностные особенности человека:
-
психоэмоциональную реакцию индивидуума на нагрузку; -
личные биоритмы; -
особенности эмоционального состояния здорового психически человека без влияния стресса;
Кроме того, применяется опросник для определения состояния психически больных людей в конкретный период времени. То есть опросник применяется повсюду, где точно нужно установить состояние психоэмоционального здоровья конкретной личности в период нагрузки. Часто он применяется для исследований подросткового периода.
В описанной методике есть один существенный недостаток. В опросник САН включены довольно общие признаки для многих состояний. Это затрудняет диагностику. К тому же ответы часто крайне субъективны.
Практическое задание 12
II. Подготовьте небольшое сообщение по одной из тем
Исследования Г. Селье о стрессе
Ганс Селье, родившийся 26 января 1907 года в Вене, был потомственным врачом. В 17 лет Селье поступил в медицинскую школу при Карловом университете в Праге. Во время второго года обучения, проходя практику в клинике инфекционных болезней, он сделал наблюдение, которое станет первым кирпичиком в его будущей теории. Он обратил внимание на то, что у пациентов с разными диагнозами поначалу проявлялись одни и те же симптомы: слабость, боли в суставах, потеря аппетита и веса, желудочно-кишечные расстройства. Селье предположил, что все это общие проявления недомогания, неспецифичные для той или иной болезни (сейчас вывод кажется очевидным, но для медицинской науки 1920-х годов он был нехарактерным).
Гипотезу общего адаптационного синдрома Селье в ходе дальнейших исследований развил в концепцию стресса. «Кроме специфического эффекта все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние».
Развивая свою концепцию, Селье выделил две формы стресса — отрицательный (дистресс) и положительный (эустресс), — утверждая, что организм не делает принципиального различия между ними. «Мать, которой неожиданно говорят, что ее единственный сын погиб в бою, страдает от ужасного психического шока; если спустя годы выясняется, что эта