Файл: Практических заданий по дисциплине общая психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 6150

Скачиваний: 30

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
новость была ложной, и сын неожиданно живым и здоровым входит в ее комнату, она испытывает радость. Конкретные результаты этих двух событий — скорби и радости — совершенно разные, на самом деле они противоположны друг другу, но их стрессорный эффект — неспецифическая потребность в переналадке на новую ситуацию — одинаков». И уже из этой цитаты понятно, что сам Селье значительно расширил представление о стрессоре, имея в виду не только негативное (физическое, химическое, биологическое) воздействие на организм, но любое сильное воздействие, вызывающее сильную эмоционально окрашенную реакцию.

Селье был первопроходцем, но не был непогрешимым провидцем. Он выдвигал смелые гипотезы, и они нередко оказывались спорными. Причем настолько, что, возможно, это стоило ученому Нобелевской премии, на которую его с 1949 года номинировали 17 раз. Так, например, стадию истощения при длительном воздействии стрессора Селье связывал с исчерпанием адаптационных ресурсов организма, одним из симптомов которого было прекращение выработки гормонов. Однако выработка гормонов не останавливается — проблема стресса в том, что сама стресс-реакция истощает ресурсы организма и может быть более разрушительной, чем воздействие стрессора.
III. Выбрать одно из заданий и выполнить письменно:

1. Познакомьтесь с работой Г. Селье «Стресс без дистресса».Выпишите тезисы из первой части (сущность биологической концепции стресса).

Состояние стресса — это одно из нормальных состояний человека.

Стресс — это любое более или менее выраженное напряжение организма, связанное с его жизнедеятельностью. Речь идет о совокупности стереотипных, филогенетически запрограммированных реакций организма, вызываемых воздействием различных интенсивных стимулов окружающей нас среды, трудными жизненными ситуациями. По своей начальной сути возникающие реакции организма имеют адаптационный характер. И в этом качестве стресс — неотъемлемое проявление жизни. Следовательно, дело не в наличии стресса как такового, а в его количестве (выраженности), перерастающем в качество.

Г. Селье выделяет три основные стадии развития стресса:

  • первая стадия — аларм-стадия, или стадия тревоги;

  • вторая стадия — стадия резистентности, или сопротивления;

  • третья стадия — стадия истощения.


На первой стадии происходит мобилизация адаптационных ресурсов организма, человек находится в состоянии напряженности и настороженности. На этой фазе часто проходят заболевания, которые относятся к разряду так называемых «психосоматических»: гастриты, колиты, язвы, мигрени, аллергии. Правда, к третьей стадии они возвращаются с утроенной силой.

Если стрессогенный фактор слишком силен или продолжает свое действие, то наступает стадия резистентности, которая характеризуется практически полным исчезновением признаков тревоги; уровень сопротивляемости организма значительно выше обычного. На этой стадии осуществляется сбалансированное расходование адаптационных ресурсов. Если стрессогенный фактор является чрезвычайно сильным или же действует длительно, развивается стадия истощения.

На стадии истощения энергия исчерпана, физиологическая и психологическая защиты оказываются сломленными. Вновь появляются признаки тревоги. В отличие от первой стадии, когда стрессовое состояние организма ведет к раскрытию адаптационных резервов и ресурсов, состояние третьей стадии больше похоже на «призыв о помощи».

По образному сравнению Селье, эти три фазы общего адаптационного синдрома напоминают стадии человеческой жизни: детство (с присущей этому возрасту низкой сопротивляемостью и чрезмерными реакциями на раздражители), зрелость (когда происходит адаптация к наиболее частым воздействиям и увеличивается сопротивляемость) и старость (с необратимой потерей сопротивляемости и постепенным одряхлением), заканчивающаяся смертью.

Селье предложил различать «поверхностную» и «глубокую» адаптационную энергию. Первая доступна сразу и может быть восполнена за счет второй — «глубокой».

Последняя мобилизуется путем адаптационной перестройки гомеостатических механизмов организма. Ее истощение необратимо. По мнению Селье, наши запасы адаптационной энергии сравнимы с унаследованным богатством: можно брать со своего счета, но нельзя делать дополнительные вклады.

Селье выделяет два вида стресса — эустресс и дистресс.

  • Дистресс всегда неприятен, он связан с вредоносным стрессом.

  • Эустресс сочетается с желательным эффектом — активизируются психические процессы, эмоции носят стенический характер.

Один и тот же стрессор может вызвать неодинаковые последствия у разных людей. Селье связывает это с «факторами обусловливания», которые избирательно усиливают или тормозят то или иное проявление стресса. «Обусловливание» может быть внутренним (генетическое предрасположение, возраст, пол) и внешним (прием внутрь гормонов, лекарственных препаратов, диета). Играет роль и реактивность организма, изменяющаяся в зависимости от внутренних и внешних условий. Одна и та же ситуация может вызвать тревогу у одного человека, фрустрацию у другого, конфликт у третьего. Кроме того, один и тот же человек способен проявлять разные состояния — от безразличия до психического срыва.



IV. Практическое задание.

Проведите диагностику (самодиагностику) по методике«Тест на самооценку стрессоустойчивости личности», проанализируйте результаты.
Тест на самооценку стрессоустойчивости личности (Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова)
Цель методики: Оценка стрессоустойчивости

Примечание по использованию: групповая, индивидуальная

Инструкция. Вам предлагается бланк-опросник с утверждениями. Обведите Кружком подходящий для вас вариант по каждому утверждению. Чем искреннее будут ваши ответы, тем более точный результат вы получите.




18. Я действую сгоряча, а потом переживаю за свои поступки. 2
33 - выше среднего