Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
постепенное расширение круга социальных отношений, взаимодействий, обогащают внутренний мир человека, позитивно влияют на его сознание, создают необходимые
7
условия осознания самого себя, своей социокультурной принадлежности, роли, которую общество и человек возлагают на него, способности соотносить себя с обществом, социальной группой.
Безусловно, культура, культурное пространство есть понятие всеохватывающее, оно более широкое, чем нам представляется пространство социальное. Вхождение в мир культуры предполагает не только усвоение природных и социальных особенностей общества. Есть собственно культурный пласт, «взрыхляя» который человек на особом, специфическом человеческом уровне открывает свой культурный мир, частью которого постепенно становится. Он не только постигает мир, общество известными рациональными методами, он постигает культурные смыслы, которыми наполнена жизнь общества. Это становится возможным лишь с помощью языка, ядра культуры, позволяющего понимать мир культуры, выражать свое отношение к нему, способствовать трансформациям культурных объектов, «настраивать» межкультурные коммуникации, накапливать культурный опыт. Поэтому проблема языка культуры является одной из главных проблем общества, условием его гармоничного и самостоятельного развития.
Современная наука предлагает широкий спектр подходов к типологизации личности. Применительно к культурологии, типология личности строится на таких основаниях, как ценности. Под ними понимаются специфические для данной культуры нормы, формирующие ядро культуры, ее целостность, самобытность, обеспечивающие определенный социальный порядок и одобряемое поведение.
В соответствии с этим критерием выделяются следующие типы личности:
– традиционалисты — ориентированы на ценности долга, порядка, законопослушания; такой тип личности характеризуется невысокой степенью креативности, новаторства, стремления к самореализации;
– идеалисты — напротив, критически оценивают существующие традиционные культурные нормы; стремятся привнести в культуру новое, на их взгляд прогрессивное, что позволит добиться как развития культуры, так и самореализации;
– реалисты — нацеленность на модернизацию, обеспечивающую необходимые условия для развития при обеспечении устойчивости и самобытности культуры;
– фрустрированный тип личности — низкая самооценка, отсутствие мотивации к саморазвитию, самоактуализации, социально- психологическая беспомощность;
– гедонисты — ценности имеют ярко выраженный материальный, потребительский характер.
Признавая активную творческую деятельность необходимым атрибутом и условием культуры, применима типологизация личности по Э. Шпрангеру, основанная на направленности личности, ее интересов, идейных ориентиров, культурно обусловленных типов мировоззрения:
8
– религиозный тип отличает не только вера в Бога, но и духовное служение, становящееся призванием;
– теоретический тип нацелен на рациональное познание, а на его основе — преобразование, изменение;
– социальный тип характерен служением обществу, социальной группе вплоть до самоотречения;
– политический тип, как правило, не только признает ключевую роль государственной власти в социокультурных преобразованиях, но и сам встраивается в систему политических отношений с целью обрести легальные полномочия для осуществления актуальных, на его взгляд, трансформаций;
– экономический тип основным условием развития признает эффективную экономическую сферу, являющуюся катализатором социокультурной модернизации;
– эстетический тип демонстрирует высокую степень индивидуализма в восприятии, оценке и выражении своего отношения к социокультурной действительности.
Степень деятельного отношения к культуре является основанием следующей типологизации:
– талантливая личность — личность, направленная на внедрение нового, модернизацию каких-либо направлений в отдельно взятом виде деятельности;
– выдающаяся — личность, добившаяся значимых изменений в определенном виде деятельности;
– великая — личность, ставшая олицетворением своей эпохи (Н.И.Пирогов);
– гениальная — личность, чей вклад в развитие культуры имеет вневременной и безграничный характер (Леонардо да Винчи).
Одной из главных тенденций второй половины XX — начала XXI в. стали процессы глобализации. Они затронули все сферы жизни абсолютного большинства стран и народов. Идея некой унификации, имеющей целью выравнивание условий и качества жизни людей, первоначально получила необходимую массовую поддержку. Но практика оказалась иной, как в экономическом, технологическом, социальном, так собственно в социокультурном аспекте. Преимущественное продвижение одной доминирующей модели естественным образом вызвало стремление к сохранению своих специфических психосоциальных, этнокультурных особенностей.
Такое стремление есть проявление одной из потребностей человека. Американский философ Э. Фромм выделяет пять потребностей, которые, с одной стороны, присущи каждому человеку, с другой — никогда в полной мере им не удовлетворяются, но всегда являются источником его активной творческой деятельности. Безусловно, индивидуальные особенности личности, ее духовные качества определяют выбор путей достижения целей. Они могут носить как одобряемый, так и девиантный характер.
9
Изоляция человека от общества неестественна для него, потому что он утрачивает общественные навыки, нормы. Поэтому одной из важнейших потребностей является общение, взаимодействие с другими.
Стремление человека не только к адаптации, приспособлению, но и преобразованию предполагает созидательное творчество. Эта потребность ярко проявляется в искусстве, науке, других видах деятельности, когда для достижения цели человек мобилизует все свои творческие способности, воображение, эмоциональность, преодолевает повседневность. Искусство и наука являются теми феноменами культуры, которые соединяют внутренний духовный мир человека с многообразной окружающей действительностью, организуют творческий процесс самосознания личности.
Расширяющиеся возможности человека устанавливать и поддерживать межличностные связи и отношения формируют потребность в избрании своей «родовой» социокультурной среды, в которой человеку комфортно, которую он считает своей.
Из предыдущей возникает четвертая потребность — в самоидентичности. Социокультурная среда предлагает человеку огромный спектр норм, ценностей, ориентиров. Но только сам человек определяет их соответствие своему особому внутреннему духовному миру. Этот выбор является поиском самого себя, своей культурной сущности, своих ценностей и норм.
Потребность в культурной идентичности обусловлена стремлением человека к выбору предлагаемых культурой ориентиров, которые лучшим образом способствуют объективному познанию мира и себя в нем.
Под идентификацией (лат. identifico) понимается отождествление. В психологии идентификация понимается как отождествление личности с определенными индивидами, группами, творческим персонажем и т. д. З. Фрейд видел в этом стремление человека обрести опыт избранных социальных персонажей с тем, чтобы успешно и безбоязненно преодолевать жизненные препятствия. Это необходимо как на этапе взросления, так и с целью успешной самореализации, самоутверждения.
Последователь З. Фрейда французский ученый Ж. Лакан выделил стадии «воображаемого», «символического», «реального», через которые человек осваивает социокультурную среду. Первую стадию человек проходит в возрасте 6–18 лет, когда собственное «Я» понимается через другого, которым, как правило, является мать. На второй стадии происходит самоотождествление с отцом, как символом культуры с ее богатым арсеналом табу и ограничений. Третья стадия является собственно индивидуальной практикой по освоению, оценке социокультурной действительности, соотнесения себя с ней.
Современная наука определяет различные формы механизма культурной идентификации:
отождествление себя с родителями, родственниками, друзьями, героями литературы,
10
кино, другими персоналиями, которые становятся источниками культурных норм;
представление о своей принадлежности к некой номинальной социальной группе с ее социокультурными стереотипами;
отнесение себя к определенной социальной группе, копирование ее социокультурных стандартов.
Американский социолог Г. Абрамсон предложил типологию образов, в отождествлении с которыми происходит культурная идентификация:
традиционалисты — приверженцы ценности определенной культуры;
пришельцы — не имеют наследственности в данной культуре, хотя и включены в нее;
изгнанники — человек в изоляции и одиночестве;
евнухи — не обладающие культурными традициями, не являющиеся частью какой-либо культуры;
маргиналы — состояние культурной неопределенности личности.
Говоря об идентичности, мы, как правило, предполагаем психосоциальную и этнокультурную составляющие.
Психосоциальная идентичность является осознанием человеком самого себя в культурном пространстве, самооценка в соответствии с социокультурными установками, а также выбор путей и социокультурных ролей для самореализации и самоактуализации.
Этнокультурная идентичность характеризует отождествление личностью самой себя с определенной культурой, основанной на присущих ей традициях, ценностях и нормах.
Современный исторический период характерен быстрыми социокультурными изменениями, в основе которых политические, экономические, информационные, технологические, экологические и другие факторы. В этих условиях возрастает вероятность утраты личностью идентичности, что приводит к отчуждению человека, его замкнутости, поиску девиантных путей самореализации, разрушающего воздействия на чуждую для него реальность.
Противопоставлением этому может быть активная культурная политика государства, опирающаяся на широкую общественную поддержку, основанная на уважении исторического прошлого, традиций, этнокультурных особенностей народов, использующая современный арсенал в нравственном, духовном воспитании личности.
Раскрытие вопроса «Кто такой культурный человек?»
Культурный человек — это человек не только и не столько образованный и включенный в некий культурный контекст, сколько человек этический. Именно этика — способность различать добро и зло, делать выбор — является ядром любой культуры. Этика лежит в основе набора ценностей, которые культурный человек реализует в своей
11
жизни, и если он занимается творчеством, то и в творчестве.
Современные реалии также вносят серьезный вклад в новый образ «культурного человека». Прежде всего, это осторожное обращение с цифровыми технологиями, начиная с банальных дискуссий с оппонентами в «анонимном» интернете и заканчивая манипуляциями нашим сознанием ради коммерческой выгоды или в политических целях. В эпоху соцсетей и массовых кампаний, основанных зачастую не на фактах, а на эмоциях, крайне важно развивать критическое мышление, уметь «плыть против течения».
Переход к индустриальному обществу в Европе на рубеже XVIII–XIX веков вызвал к жизни совершенно новые культурные модели, которые должны были адаптировать человека к меняющейся социокультурной реальности. Этой реальности была характерна, с одной стороны, жесткая трудовая мобилизация, вызванная требованиями модернизации, а с другой — потребность дать людям, наводнившим города, некие единые нормы поведения, на которые они могли бы ориентироваться, чтобы мирно сосуществовать. И, соответственно, эти два фактора породили и два специфических культурных «ответа» эпохи модерна.
Первый был реакцией на новый статус труда и известен как дендизм. По сути, дендизм был реакцией на тотальность труда эпохи модерна и культурной стратегией, предполагающей возможность «уклонения», за счет чего подчеркивался особый, привилегированный статус горожанина. Именно потому, что денди мог позволить себе не работать, он превратился в законодателя моды, вкуса, такта — грубо говоря, всего самого возвышенного, изысканного и утонченного, что мог позволить себе европейский горожанин в XIX веке.
7
условия осознания самого себя, своей социокультурной принадлежности, роли, которую общество и человек возлагают на него, способности соотносить себя с обществом, социальной группой.
Безусловно, культура, культурное пространство есть понятие всеохватывающее, оно более широкое, чем нам представляется пространство социальное. Вхождение в мир культуры предполагает не только усвоение природных и социальных особенностей общества. Есть собственно культурный пласт, «взрыхляя» который человек на особом, специфическом человеческом уровне открывает свой культурный мир, частью которого постепенно становится. Он не только постигает мир, общество известными рациональными методами, он постигает культурные смыслы, которыми наполнена жизнь общества. Это становится возможным лишь с помощью языка, ядра культуры, позволяющего понимать мир культуры, выражать свое отношение к нему, способствовать трансформациям культурных объектов, «настраивать» межкультурные коммуникации, накапливать культурный опыт. Поэтому проблема языка культуры является одной из главных проблем общества, условием его гармоничного и самостоятельного развития.
Современная наука предлагает широкий спектр подходов к типологизации личности. Применительно к культурологии, типология личности строится на таких основаниях, как ценности. Под ними понимаются специфические для данной культуры нормы, формирующие ядро культуры, ее целостность, самобытность, обеспечивающие определенный социальный порядок и одобряемое поведение.
В соответствии с этим критерием выделяются следующие типы личности:
– традиционалисты — ориентированы на ценности долга, порядка, законопослушания; такой тип личности характеризуется невысокой степенью креативности, новаторства, стремления к самореализации;
– идеалисты — напротив, критически оценивают существующие традиционные культурные нормы; стремятся привнести в культуру новое, на их взгляд прогрессивное, что позволит добиться как развития культуры, так и самореализации;
– реалисты — нацеленность на модернизацию, обеспечивающую необходимые условия для развития при обеспечении устойчивости и самобытности культуры;
– фрустрированный тип личности — низкая самооценка, отсутствие мотивации к саморазвитию, самоактуализации, социально- психологическая беспомощность;
– гедонисты — ценности имеют ярко выраженный материальный, потребительский характер.
Признавая активную творческую деятельность необходимым атрибутом и условием культуры, применима типологизация личности по Э. Шпрангеру, основанная на направленности личности, ее интересов, идейных ориентиров, культурно обусловленных типов мировоззрения:
8
– религиозный тип отличает не только вера в Бога, но и духовное служение, становящееся призванием;
– теоретический тип нацелен на рациональное познание, а на его основе — преобразование, изменение;
– социальный тип характерен служением обществу, социальной группе вплоть до самоотречения;
– политический тип, как правило, не только признает ключевую роль государственной власти в социокультурных преобразованиях, но и сам встраивается в систему политических отношений с целью обрести легальные полномочия для осуществления актуальных, на его взгляд, трансформаций;
– экономический тип основным условием развития признает эффективную экономическую сферу, являющуюся катализатором социокультурной модернизации;
– эстетический тип демонстрирует высокую степень индивидуализма в восприятии, оценке и выражении своего отношения к социокультурной действительности.
Степень деятельного отношения к культуре является основанием следующей типологизации:
– талантливая личность — личность, направленная на внедрение нового, модернизацию каких-либо направлений в отдельно взятом виде деятельности;
– выдающаяся — личность, добившаяся значимых изменений в определенном виде деятельности;
– великая — личность, ставшая олицетворением своей эпохи (Н.И.Пирогов);
– гениальная — личность, чей вклад в развитие культуры имеет вневременной и безграничный характер (Леонардо да Винчи).
Одной из главных тенденций второй половины XX — начала XXI в. стали процессы глобализации. Они затронули все сферы жизни абсолютного большинства стран и народов. Идея некой унификации, имеющей целью выравнивание условий и качества жизни людей, первоначально получила необходимую массовую поддержку. Но практика оказалась иной, как в экономическом, технологическом, социальном, так собственно в социокультурном аспекте. Преимущественное продвижение одной доминирующей модели естественным образом вызвало стремление к сохранению своих специфических психосоциальных, этнокультурных особенностей.
Такое стремление есть проявление одной из потребностей человека. Американский философ Э. Фромм выделяет пять потребностей, которые, с одной стороны, присущи каждому человеку, с другой — никогда в полной мере им не удовлетворяются, но всегда являются источником его активной творческой деятельности. Безусловно, индивидуальные особенности личности, ее духовные качества определяют выбор путей достижения целей. Они могут носить как одобряемый, так и девиантный характер.
9
Изоляция человека от общества неестественна для него, потому что он утрачивает общественные навыки, нормы. Поэтому одной из важнейших потребностей является общение, взаимодействие с другими.
Стремление человека не только к адаптации, приспособлению, но и преобразованию предполагает созидательное творчество. Эта потребность ярко проявляется в искусстве, науке, других видах деятельности, когда для достижения цели человек мобилизует все свои творческие способности, воображение, эмоциональность, преодолевает повседневность. Искусство и наука являются теми феноменами культуры, которые соединяют внутренний духовный мир человека с многообразной окружающей действительностью, организуют творческий процесс самосознания личности.
Расширяющиеся возможности человека устанавливать и поддерживать межличностные связи и отношения формируют потребность в избрании своей «родовой» социокультурной среды, в которой человеку комфортно, которую он считает своей.
Из предыдущей возникает четвертая потребность — в самоидентичности. Социокультурная среда предлагает человеку огромный спектр норм, ценностей, ориентиров. Но только сам человек определяет их соответствие своему особому внутреннему духовному миру. Этот выбор является поиском самого себя, своей культурной сущности, своих ценностей и норм.
Потребность в культурной идентичности обусловлена стремлением человека к выбору предлагаемых культурой ориентиров, которые лучшим образом способствуют объективному познанию мира и себя в нем.
Под идентификацией (лат. identifico) понимается отождествление. В психологии идентификация понимается как отождествление личности с определенными индивидами, группами, творческим персонажем и т. д. З. Фрейд видел в этом стремление человека обрести опыт избранных социальных персонажей с тем, чтобы успешно и безбоязненно преодолевать жизненные препятствия. Это необходимо как на этапе взросления, так и с целью успешной самореализации, самоутверждения.
Последователь З. Фрейда французский ученый Ж. Лакан выделил стадии «воображаемого», «символического», «реального», через которые человек осваивает социокультурную среду. Первую стадию человек проходит в возрасте 6–18 лет, когда собственное «Я» понимается через другого, которым, как правило, является мать. На второй стадии происходит самоотождествление с отцом, как символом культуры с ее богатым арсеналом табу и ограничений. Третья стадия является собственно индивидуальной практикой по освоению, оценке социокультурной действительности, соотнесения себя с ней.
Современная наука определяет различные формы механизма культурной идентификации:
отождествление себя с родителями, родственниками, друзьями, героями литературы,
10
кино, другими персоналиями, которые становятся источниками культурных норм;
представление о своей принадлежности к некой номинальной социальной группе с ее социокультурными стереотипами;
отнесение себя к определенной социальной группе, копирование ее социокультурных стандартов.
Американский социолог Г. Абрамсон предложил типологию образов, в отождествлении с которыми происходит культурная идентификация:
традиционалисты — приверженцы ценности определенной культуры;
пришельцы — не имеют наследственности в данной культуре, хотя и включены в нее;
изгнанники — человек в изоляции и одиночестве;
евнухи — не обладающие культурными традициями, не являющиеся частью какой-либо культуры;
маргиналы — состояние культурной неопределенности личности.
Говоря об идентичности, мы, как правило, предполагаем психосоциальную и этнокультурную составляющие.
Психосоциальная идентичность является осознанием человеком самого себя в культурном пространстве, самооценка в соответствии с социокультурными установками, а также выбор путей и социокультурных ролей для самореализации и самоактуализации.
Этнокультурная идентичность характеризует отождествление личностью самой себя с определенной культурой, основанной на присущих ей традициях, ценностях и нормах.
Современный исторический период характерен быстрыми социокультурными изменениями, в основе которых политические, экономические, информационные, технологические, экологические и другие факторы. В этих условиях возрастает вероятность утраты личностью идентичности, что приводит к отчуждению человека, его замкнутости, поиску девиантных путей самореализации, разрушающего воздействия на чуждую для него реальность.
Противопоставлением этому может быть активная культурная политика государства, опирающаяся на широкую общественную поддержку, основанная на уважении исторического прошлого, традиций, этнокультурных особенностей народов, использующая современный арсенал в нравственном, духовном воспитании личности.
Раскрытие вопроса «Кто такой культурный человек?»
Культурный человек — это человек не только и не столько образованный и включенный в некий культурный контекст, сколько человек этический. Именно этика — способность различать добро и зло, делать выбор — является ядром любой культуры. Этика лежит в основе набора ценностей, которые культурный человек реализует в своей
11
жизни, и если он занимается творчеством, то и в творчестве.
Современные реалии также вносят серьезный вклад в новый образ «культурного человека». Прежде всего, это осторожное обращение с цифровыми технологиями, начиная с банальных дискуссий с оппонентами в «анонимном» интернете и заканчивая манипуляциями нашим сознанием ради коммерческой выгоды или в политических целях. В эпоху соцсетей и массовых кампаний, основанных зачастую не на фактах, а на эмоциях, крайне важно развивать критическое мышление, уметь «плыть против течения».
Переход к индустриальному обществу в Европе на рубеже XVIII–XIX веков вызвал к жизни совершенно новые культурные модели, которые должны были адаптировать человека к меняющейся социокультурной реальности. Этой реальности была характерна, с одной стороны, жесткая трудовая мобилизация, вызванная требованиями модернизации, а с другой — потребность дать людям, наводнившим города, некие единые нормы поведения, на которые они могли бы ориентироваться, чтобы мирно сосуществовать. И, соответственно, эти два фактора породили и два специфических культурных «ответа» эпохи модерна.
Первый был реакцией на новый статус труда и известен как дендизм. По сути, дендизм был реакцией на тотальность труда эпохи модерна и культурной стратегией, предполагающей возможность «уклонения», за счет чего подчеркивался особый, привилегированный статус горожанина. Именно потому, что денди мог позволить себе не работать, он превратился в законодателя моды, вкуса, такта — грубо говоря, всего самого возвышенного, изысканного и утонченного, что мог позволить себе европейский горожанин в XIX веке.