Файл: Культурный человек.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Иными словами, денди — это человек, сознательно выстраивающий стратегию жизнетворчества в сложной городской среде, и быть культурным для него означало играючи творить самого себя, обладая при этом полным самоконтролем и вместе с тем уклоняясь от репрессивности труда. Он как бы занимал вершину социальной иерархии городского пространства.

С другой стороны, модерн и индустриализация вывели на свет и другое важное явление — массовую литературу, которая главным образом была ориентирована уже не на изящную публику, а на всех тех, кто был занесен индустриализацией с окраин и сельской местности в большие города. Именно массовая литература несла в себе новые модели поведения, свойственные городскому стилю жизни, став для своих читателей не только объектом эстетического наслаждения, но и своеобразным «гидом», открывающим мир дозволенного и культурного. В связи с этим искусствовед и философ Борис Гройс замечает: «Девятнадцатый век был веком психологического романа. Были великие романы — Бальзака, например, или Достоевского, — а были романы проходные. Но, что интересно, сам по себе психологический роман возник одновременно с бурным ростом психологии, особенно во Франции. Люди читали эти романы и благодаря им начинали понимать, как все в жизни устроено: любовные

12

отношения, работа, семья и так далее». Таким образом, если дендизм в социокультурной реальности города выступал как вершина подлинной культурности, доступная лишь немногим «нетрудящимся», то массовая литература обеспечивала необходимый минимум культурности, которую должен был освоить каждый человек, прибывший в город.

Общение как культурный феномен жизнедеятельности человека

Потребности общества, его духовных и материальных сфер делают проблему общения чрезвычайно актуальной. Общение является неотъемлемой частью существования таких областей жизнедеятельности человека как образование, наука и искусство, в свою очередь, тесно взаимосвязанных между собой в силу диалогичности своей сущности. Ярким доказательством этому служит глубокая связь культуры и образования. С изменением социальной ситуации, наметились коренные перемены во взглядах на сущность и содержание образования. В современных условиях оно рассматривается как компонент культуры, являющийся "основным средством развития гуманистической сущности человека". Говоря о том, что образование обладает культурно-гуманистическими функциями, мы имеем в виду то, что оно функционирует в контексте культуры, являясь неотъемлемой ее частью, выступая при этом средством созидания и трансляции культурных ценностей, что позволяет человеку приобщиться к ним, а также раскрыть и реализовать собственный творческий потенциал.


Культура - понятие многогранное, затрагивающее все сферы жизнедеятельности человека. Под культурой принято понимать социально-прогрессивную творческую деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания. По своему внутреннему содержанию культура есть процесс развития человека как социального индивида, способ его существования как субъекта познания, общения и деятельности, мера его индивидуального (творческого, социального, индивидуального, нравственного, эстетического и физического) совершенствования. Культура неотделима от человеческого общества, в котором она зарождается и формируется, где происходит ее непрерывное развитие. И в то же время, именно она определяет во многом характер и уровень развития общества в целом и конкретно взятой личности. Выдающийся философ В.С.Библер в своих исследованиях отмечает, что понятие "культура" складывается, на его взгляд, из трех определений: культура как форма одновременного бытия и общения людей различных - прошлых, настоящих и будущих- культур, форма диалога и взаимопорождения этих культур;

культура - это форма самодетерминации индивида в горизонте личности, форма самодетерминации нашей жизни, сознания, мышления; культура - это изобретение "мира впервые".

Основной культурной ценностью является сам человек. С точки зрения В.С. Библера, понимание человека в контексте культуры представляет собой понимание индивида во всей его неповторимости, единственности и всеобщности. Отношение к человеку как к высшей ценности бытия легло в основу современного образовательного процесса.

13

Гуманистическая сущность педагогической науки и практики широко освещена в многочисленных современных исследованиях Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревской, Т.И. Власовой, Э.Н. Гусинского, Л.В. Заниной, Е.Н. Ильина, И.Б. Котовой, С.В. Петериной, А.В. Петровского, В.А. Петровского, Е.Н. Шиянова и др.

Общение выступает одним из ведущих факторов возникновения и существования культуры, будучи при этом культурным феноменом жизнедеятельности человека, поскольку является условием и средством познания, сохранения, трансформирования и созидания духовных и материальных ценностей культуры. Исходя из этого, вполне объясним интерес к проблеме общения различных областей человекознания. Философия выполняет общетеоретическую и методологическую функции в комплексном исследовании общения такими науками, как психология, социология, педагогика, культурология и др. За переделами философской мысли изучение феномена общения имеет место прежде всего в психологической науке.



Заключение

Воспитанным человеком, утверждает народная мудрость, считается тот человек, который умеет найти свое место среди людей и не услышит в свой адрес: "подвинься".

Культурность - совокупность образования, самовоспитания и воспитания, врожденной интеллигентности. Многое дает и дружба с книгой, начитанность. Вот только жаль, что человек за свою сознательную жизнь сможет прочитать не больше 5 тысяч книг из миллионных сокровищ, книги в доме - признак культуры. Дом без книги -дом дикарей. К сожалению, не ушло еще явление книгомании, когда книги собираются не для чтения, а ради моды. К тому же ныне мы мало читаем, все больше получаем "готовое", часами просиживаем у телевизора. Человек, живя в обществе, находится в системе многочисленных социальных, нравственных, экономических и иных связей и опосредований. И эти связи регулируются во много правилам этикета. Не пытаясь рассмотреть весь спектр взаимоотношений людей в обществе, регулируемых правилами хорошего тона, можно остановить лишь на некоторых.

Мир человека - это мир культуры. В своем первоначальном значении ("возделанное") культура противостоит "натуре" - природному, "дикому" и означает все то, что отличает человека от природы, отличает искусственный мир от естественного. Это мир, от начала и до конца создаваемый самим человеком. В этом смысле он противостоит и миру природному, и миру божественному, существующим помимо человека. В этом же предельно широком смысле культура включает в себя все накопленные людьми материальные и духовные ценности и способы их приумножения.

Культура - понятие многогранное, затрагивающее все сферы жизнедеятельности человека. Под культурой принято понимать социально-прогрессивную творческую деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания. По своему внутреннему содержанию культура есть процесс развития человека как социального индивида, способ его существования как субъекта познания, общения и деятельности, мера его индивидуального (творческого, социального, индивидуального, нравственного,

14

эстетического и физического) совершенствования. Культура неотделима от человеческого общества, в котором она зарождается и формируется, где происходит ее непрерывное развитие. И в то же время, именно она определяет во многом характер и уровень развития общества в целом и конкретно взятой личности. Культура является основой для мирного сосуществования.

Культура учит толерантности и взаимопониманию. Без нее человечество не будет существовать. Культура также говорит о качестве жизни. Она создает ощущение доверия и солидарности между людьми. Именно культура делает человека личностью. Не даром говорят «личностью не рождаются, ею становятся».


15

Список используемой литературы

  1. Культура, культурология, образование, вопросы философии, 1997.

  2. Риккерт Г. Наука о природе и наука о культуре. Культурология: ХХ век.

  3. Культурология в вопросах и ответах 1999год

  4. Бахтин М.М. Человек в мире слова. - М.: Изд-во Россия.

  5. Теория познания. Социально-культурная природа познания.

  6. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. - M., 1986.

  7. Визгин В.П. Истина и ценность // Ценностные аспекты развития науки.

  8. www. Cultyra.ru

  9. Газета «культура» 13.07.2021

  10. Акимова Е.А «курс лекций о культурологии» 2015

  11. Учебник «Человек и право»


16