Файл: Врачебный и педагогический контроль и самоконтроль при занятиях физическими упражнениями и спортом.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 266
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3) период полной или устойчивой компенсации. Появляющееся утомление приводит к снижению максимальных возможностей организма, однако их еще недостаточно, чтобы волевым усилием сохранить работоспособность на прежнем уровне, благодаря резервным возможностям. Имеются данные, показывающие, что в период компенсаторного утомления показатели внимания несколько улучшились;
4) период неустойчивой компенсации. Утомление нарастает, в результате чего продолжает снижаться уровень максимальных возможностей. Волевое напряжение, связанное с тонической условно‑рефлекторной деятельностью, испытывает колебания. При ослаблении волевого напряжения работоспособность снижается. Однако, несмотря на снижение «резервных возможностей» перед окончанием работы, человек в ряде случаев может волевым напряжением сохранять высокий уровень производительности труда («конечный порыв»);
5) период устойчивого снижения производительности. Усиливающееся утомление настолько снижает максимальные возможности, что волевым усилием человек уже не в состоянии сохранить заданный уровень производительности в короткие интервалы времени.
Данные о субъективном состоянии человека в процессе умственной деятельности дают полезный материал для характеристики его работоспособности. А.А. Ухтомский считает, что «так называемые субъективные признаки утомления дадут на практике критерий утомления и утомляемости индивидуумов гораздо более деликатные и точные данные, чем существующие лабораторные методы сами по себе».
Объективные процессы, появляющиеся при развитии утомления, возникают в сознании работающего в виде ощущения усталости, поэтому такое состояние можно трактовать как биологический сигнал о необходимости либо прекратить работу, либо уменьшить ее интенсивность.
Утомление до известного предела является нормальным физиологическим состоянием человека при работе, естественным следствием трудовой деятельности. Известно, например, что спортивные тренировки не могут проводиться так, чтобы спортсмен не уставал. Только при этом вырабатывается необходимая выносливость и повышается спортивное мастерство. Они обеспечиваются выработкой определенных приспособительных реакций организма на соответствующую нагрузку.
По мере продолжения работы вырабатываются и закрепляются рациональные, экономические рабочие навыки, а утомление способствует таким перестройкам в организме, результатом которых является возникновение профессиональной выносливости. Тренированный обученный человек выполняет гораздо больший объем работ, а утомляется значительно меньше.
Однако если утомление достигает такого уровня, что не снимается в течение ночного отдыха, то оно начинает накапливаться день ото дня. Такое утомление чаще всего называют переутомлением, и оно не является нормальной физиологической реакцией. Это промежуточное состояние, пограничное между нормальным и патологическим, болезненным. Характеризующееся иногда как «предболезнь». При переутомлении наблюдаются отрицательные сдвиги, в первую очередь в центральной нервной системе, что приводит к нарушениям высшей нервной деятельности и вегетативных реакций человека. Большинство авторов определяют его как невротическое состояние, выделяя при этом две стадии:
Первая стадия переутомления характеризуется следующими признаками. Усталость появляется раньше, чем обычно (повышенная утомляемость). Эмоциональные сдвиги как свидетельство утомления проявляются в изменении интереса к работе, наступлении апатии, исчезновение инициативы. Все чаще появляется раздражительность. Характерным является расстройство сна, затруднение пробуждения, «разбитость» по утрам, возможно затруднение засыпания, что связано с ослаблением тормозного процесса в коре головного мозга. Нарушается функция внимания. Возникают вегетативные реакции: повышенная потливость, неустойчивость сердечного тонуса и сердечного ритма. Таким образом, о появлении начальной стадии переутомления можно говорить уже в том случае, когда обычный отдых после работы, учебы не снимает утомления.
Вторая стадия переутомления характеризуется следующими признаками. Усиливаются эмоциональные сдвиги, настроение становится неустойчивым. Сон делается поверхностным, иногда наблюдается бессонница, а днем сонливость. Это характерные признаки невроза, переутомления. Наблюдается также ослабление функции внимания и памяти. Появляются головные боли, головокружение, отмечается бледность кожных покровов или, наоборот, пятнообразные покраснения кожи при эмоциях.
Если не устранить причины, вызывающие переутомление, то спустя некоторое время предпатологическое состояние может перерасти в патологическое заболевание, требующее врачебного контроля, наблюдения и лечения.
По данным, приведенным в табл., можно ориентироваться в степени переутомления при умственной работе студента.
Таблица Характеристика степени переутомления при умственной работе студента
Симптомы | Степень переутомления | ||
Легкая | Значительная | Тяжелая | |
Снижение дееспособности | Выражено | Заметно выражено | Сильно выражено |
Компенсация понижения дееспособности волевым усилием | Полностью | Частично | Незначительно |
Появление несвойственной усталости при умственной нагрузке | При обычной нагрузке | При незначительной нагрузке | Без видимой нагрузки |
Эмоциональные Перемены | Неустойчивое настроение | Раздражительность, дискомфорт | Угнетение, повышенная раздражительность |
Движения | Не нарушены | Неуверенные | Нарушение координации |
Нарушение сна | Систематическое недосыпание, трудно уснуть и проснуться | Сонливость днем | Бессонница |
Снижение умственной работоспособности | Трудно сосредоточиться | Временное ухудшение памяти | Значительное ухудшение внимания и памяти |
Вегетативные нарушения | Часто ощущение тяжести в голове | Периодические головные боли, снижение аппетита | Частые головные боли, потеря аппетита |
Поведение человека и собственно его работоспособность управляются его потребностями и системой факторов физиологического, физического и психического характера. П.В. Симонов выделяет три основных уровня потребностей человека, что может считаться и факторами:
1) Физические факторы. Потребности социального порядка. Естественная потребность человека в физическом движении. Наше время очень динамичное, противоречивое и, как следствие, характеризуется быстрым ростом интенсивности нервно-психической деятельности, а значит, и нервными перегрузками. В то время как мышцы большинства из нас не догружаются, общий вид гиподинамии известен. Без физической нагрузки человек быстро утомляется, становится вялым, равнодушным, им овладевает апатия, с другой стороны, он раздражителен, может «взорваться» и накричать.
2) Физиологические факторы – это биологические, первичные потребности. Сюда относятся потребности в пище, во сне, в сохранении жизни, в избегании или минимизации неприятных физических ощущений. На основе этих потребностей, общих для всего человечества, формируются личностные факторы, т.е. физиология. Физическая нагрузка бессмысленна без обращения внимания на физиологию человека. Если физическая нагрузка умеренная, соответствует полу, возрасту, уровню физической подготовки и физиологическому состоянию, она окажет на его организм положительное влияние. Несовместимо увеличение и усиление нагрузки, если не обращать внимания на природный тип человека, например, у женщин таких типа три: эндоморфный (округлое тело, широкие кости, часто характерно ожирение), эктоморфный (узкие плечи и таз, худые), мезоморфный (спортивное телосложение, развит мышечный комплекс).
3) Психические факторы – это собственно потребности познавательного характера, исследовательской активности. Психические факторы имеют прочные биологические основы. Нервная система необычайно чувствительна к неблагоприятным условиям, воздействиям: инфекциям, переутомлению, нарушению питания.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что умственная работоспособность студентов изменяется в зависимости от психофизиологического состояния организма, от двигательной активности, а также от особенностей самой работы, ее организации и сроков выполнения.
Тема «Изменение физического и психического состояния студентов в период экзаменационной сессии»
Сложным психофизиологическим периодом для студента является экзаменационный период, протекающий в условиях дефицита времени. В этот период интеллектуально‑эмоциональной сфере студента предъявляются повышенные требования. Объясняется это прежде всего тем, что экзамен не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса. У тех студентов, для которых результаты предстоящих экзаменов важны и есть потребность сдать их как можно лучше, перед экзаменом возникает состояние тревоги. Это субъективно неприятное переживание имеет и характерные объективные проявления: учащается сердцебиение, повышается давление крови, увеличивается тонус мимической мускулатуры.
Вместе с тем поведение студентов бывает различным: одни – сосредоточенно дочитывают те разделы, в которых они не совсем уверены, другие суетливо листают учебник, так как не в состоянии сосредоточиться ни на одном разделе. На первый взгляд может показаться, что две эти формы поведения отражают разную степень эмоциональной напряженности. Но с другой стороны, если бы дезорганизация поведения действительно была связана с избыточным эмоциональным напряжением, это должно было бы проявиться в различной выраженности физиологических изменений, но показатели состояния представителей этих групп не имеют различия. Это тревожное состояние организма можно считать просто защитной реакцией либо необходимым средством для реализации своих возможностей.
Для студентов в период экзаменационной сессии характерно переутомление. Оно возникает при суммировании остаточных явлений предыдущего учебного утомления с наличным, при недостаточном или нерациональном отдыхе (плохой или неполноценный ночной сон), а также при чрезмерной рабочей нагрузке в предыдущий день. Несоответствие отдыха рабочей нагрузке приводит к длительному нарушению баланса процессов расходования – восстановления. Переутомление характеризуется тем, что с самого начала выполнения учебной работы работоспособность снижается и падает в течение дня. Появляются жалобы на повышенную утомляемость. Для снятия переутомления нужен более длительный отдых в виде сна.
Поскольку утомление – это нормальная защитная реакция организма, то не следует его избегать. Смысл отношения к этому состоянию заключается в том, чтобы отдалить его по времени и таким образом сохранить на более длительное время период оптимальной работоспособности в динамике трудового дня.
А вот чего не следует допускать, так это хронического утомления, которое может привести к невротическим состояниям и значительно снизить работоспособность. Во избежание переутомления надлежит соблюдать ряд принципов:
1) принцип постепенности. В работу следует входить постепенно, не развивая сразу максимального темпа и интенсивности работы, на который человек способен в данный момент. Иначе говоря, необходимо пройти фазу врабатывания;
2) принцип последовательности. В работу надо входить последовательно, переходя от простого к сложному, от известного к неизвестному. То есть сначала надо усвоить азы, основы предмета, а затем переходить к более углубленному его освоению;
3) принцип систематичности, ритмичности. Необходимо работать систематически, соблюдая определенный ритм. Не следует работать рывками, создавая периоды «ничего неделанья», и выполнять работу за счет «авралов». Это один из способов перенапряжения и истощения организма;
4) принцип оптимального сочетания труда и отдыха. При организации труда необходимо соблюдение периодов отдыха: регламентированные паузы в течение рабочего дня; полноценный отдых (эмоциональное насыщение, сон
и т. д.) по прекращении работы ежедневно, в конце недели и года;
5) принцип адекватной оценки труда обществом. Необходимо получать материальную и эмоциональную оценку труда в соответствии с его результатом. Заниженная или завышенная оценка труда, а также «уравниловка» отрицательно влияют на психику работающего.
Для формирования процессов мыслительной деятельности при организации своего учебного труда и образа жизни мы рекомендуем соблюдать условия оптимизации жизнедеятельности организма:
Условие №1. Тренировка профессиональной деятельности. Человек должен обладать соответствующими знаниями и умениями в сфере своей деятельности, которые достигаются путем систематической тренировки.
Условие №2. Физическая тренировка. Систематическая физическая тренировка способствует не только укреплению скелетной мускулатуры, но и повышает общий обмен веществ организма и всех функций, включая мыслительную. Физически развитый человек обладает более высокой работоспособностью и стрессоустойчивостью.
Условие №3. Рациональное питание. Оно подразумевает сбалансированность питания и соблюдение режима приема пищи, которые создают основу здоровья и высокой работоспособности.
Условие №4. Полноценный сон. Один из важнейших факторов, обеспечивающих отдых организму в целом. Во время сна особенно интенсивно и полноценно протекают восстановительные процессы в головном мозге,