Файл: Врачебный и педагогический контроль и самоконтроль при занятиях физическими упражнениями и спортом.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 265

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Рассогласованность биоритмов приводит к болезненным изменениям в организме. Постоянное нарушение режима свет-темнота, изменение нормального чередования сна и бодрствования, режима труда и отдыха, питания приводят к снижению работоспособности, быстрой утомляемости, чувству разбитости, сонливости днем и бессоннице ночью, учащению сердцебиения, потливости, т.е. к состоянию, близкому к заболеванию.

Такого рода рассогласованность биоритмов наблюдается у студентов в период экзаменационной сессии.

Уровень адаптации и устойчивости организма к нарушениям биологических ритмов во время экзаменов значительно выше у физически тренированных студентов, которые ведут здоровый образ жизни, строго регламентируют сон, питание, пребывание на свежем воздухе, регулярно занимаются физическими упражнениями с оптимальными нагрузками. Такие студенты имеют более высокую качественную готовность к активной учебной работе.

Важные приспособительные свойства системы околосуточных ритмов можно наблюдать при резком сдвиге внешнего времени, например, после перелета через несколько часовых поясов.

В данном случае адаптация к новому режиму, околосуточные ритмы физиологических процессов у физически тренированных людей чаще всего перестраиваются в течение 2-10 дней, у нетренированных – в течение месяца.

Внимание в условиях дефицита времени, эмоционального напряжения, стресса. Его сосредоточение и переключение

С биологической и психической точек зрения у студентов имеются все возможности работать по 10-12 ч в сутки при условии соблюдения режима сна, питания, двигательной активности и отдыха.

К основным факторам, вызывающим переутомление, снижающим внимание, восприятие, память и другие показатели умственной работоспособности, относятся плохая организация учебного процесса, неритмичность работы, отсутствие своевременного отдыха, недостаточная двигательная активность.

Экспериментальные данные свидетельствуют о стимулирующем влиянии оптимально организованной двигательной активности на уровень умственной работоспособности студентов, на улучшение функции внимания. Например, занятия физическими упражнениями с нагрузкой небольшой интенсивности ежедневно по 30 мин положительно воздействуют на функцию произвольного внимания студентов с различным уровнем физической подготовленности.


Важный механизм для сохранения устойчивости функции ЦНС–автоматизация условно-рефлекторных процессов. Высокая степень автоматизации двигательных условных рефлексов обеспечивает лучшую устойчивость физической и умственной работоспособности в различных условиях и в разное время, в частности в вечерние и ночные часы, в том числе и в условиях дефицита времени, нервно-эмоционального напряжения и стресса.

Устойчивость к резкоменяющимся погодным условиям и микроклимату

При изменении микроклимата или резко меняющихся погодных условий в организме человека заметно изменяются процессы жизнедеятельности.

Похолодание сильно влияет на обмен веществ и энергии. Наблюдается снижение содержания в крови углеводов; содержание липидов (группа жиров и жироподобных веществ различного химического строения), наоборот, повышается. В холодную погоду именно липиды становятся основным энергетическим материалом. Снижается также содержание в крови водорастворимых витаминов С, В1, B2.

Для успешного приспособления к пониженной температуре атмосферного воздуха калорийность пищи при снижении среднемесячной температуры на 10°С должна повышаться на 5%. Употребление большого количества углеводов нецелесообразно. Питание должно быть белково-липидным с повышенным содержанием в пище жирорастворимых витаминов А, Е, К.

При жарком климате предъявляются большие требования к механизмам теплоотдачи. Основная реакция на высокую температуру — расширение кожных кровеносных сосудов, что сопровождается увеличением минутного объема крови, учащением сердцебиения, падением артериального давления.

Теплоотдача с поверхности кожи возможна лишь тогда, когда температура внутри организма выше, чем в окружающем воздухе. Если температура воздуха выше температуры тела, то активизируется потоотделение, а вместе с ним отдача тепла в окружающую среду при испарении пота.

Реакции организма человека на изменение температуры внешней среды приводит к нарушению теплового баланса, к снижению способности к умственной и физической работе в течение периода акклиматизации.

Физическая тренировка и закаливание повышают устойчивость организма человека к резко меняющимся погодным условиям, к изменению микроклимата, значительно сокращают период акклиматизации и способствуют более быстрому восстановлению умственной и физической работоспособности.



Лекция для тестов 20-22

Тема «Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студента»

 

Гармоничное развитие интеллекта, физических и духовных сил высоко ценится человеком на всем протяжении его развития. Именно в студенческие годы появляется максимальная возможность повысить свой интеллектуальный уровень и реализовать себя как личность. Усилия, направленные на развитие самопознания и самосовершенствования, улучшения состояния здоровья, повышения умственной и физической работоспособности, уровня культуры и интеллекта требуют определенной психофизиологической подготовки, возникающей в процессе обучения.

Факторы, влияющие на психофизиологическое состояние здоровья студента

Современная система обучения предусматривает два вида факторов, влияющих на психофизиологическое состояние здоровья студента: объективные и субъективные. К объективным факторам относят среду жизнедеятельности и учебного труда студентов, возраст, пол, состояние здоровья, общую учебную нагрузку, отдых, в том числе активный. К субъективным факторам следует отнести: знания, профессиональные способности, мотивацию обучения, работоспособность, нервно‑психическую устойчивость. Сюда же следует отнести темп учебной деятельности, утомляемость, психофизические возможности. А также личностные качества (особенности характера, темперамент, коммуникабельность), способность адаптироваться к социальным условиям обучения в вузе. В этот период происходит становление целостного интеллекта и его отдельных функций, в котором определяющую роль играет образование и учение. Систематическая умственная работа повышает интеллектуальный уровень студента, позволяет эффективно выполнять напряженную учебную деятельность.

Время, затраченное на учебный процесс, в среднем составляет 52–58 ч в неделю (включая самоподготовку), т.е. ежедневная учебная нагрузка равна
8–9 ч, следовательно, рабочий день студента является одним из самых продолжительных. Значительная часть студентов (около 57%), не умея планировать свой бюджет времени, занимается самоподготовкой и по выходным дням. В связи с этим, восстановительные процессы у многих студентов проходят неполноценно по ряду причин: недостаточный сон, неполноценное и нерегулярное питание, малое пребывание на свежем воздухе, ограниченное использование средств физической культуры и спорта и т.д. Некоторые студенты сложно переносят процесс адаптации к новым условиям учебной деятельности и проживания (иногородние студенты).


По этим причинам период адаптации, связанный с изменением прежних стереотипов, может привести к временному снижению успеваемости и трудностям в новом кругу общения. Социальные перемены в жизни студента, вызывающие хроническое психоэмоциональное перенапряжение, чувство дискомфорта, неуверенность, повышенную тревожность, нервозность, раздражительность, а также отсутствие режима дня, наличие хронических заболеваний, вредные привычки (употребление алкоголя, курение, наркотики) ведут к хронической усталости, нарушению сна, нервно‑умственному переутомлению и появлению сердечно‑сосудистых, нервных, психических заболеваний.

В настоящее время вопрос о состоянии здоровья студенческой молодежи имеет особую актуальность. По данным Госкомстата Российской Федерации из 2,8 млн студентов, обучающихся в 560 вузах России, 50% страдают хроническими заболеваниями разной нозологии: 85% из них нуждаются в коррекции здоровья; до 80 % не готовы к военной службе.

Особенно следует обратить внимание на адаптацию к вузовским требованиям и ухудшение состояния здоровья среди студентов первого курса. И по возможности сократить адаптационный период, который может длиться семестр, год или два. По мнению О.А. Новоселовой, Н.А. Фомина,
Ж.К. Холодова, В.С. Кузнецова систематические занятия физической культурой могут увеличить адаптивные возможности человека, предотвратить развитие болезни, компенсировать имеющиеся физические и психические недостатки. А также предотвратить наступление переутомления в процессе напряженной учебной работы.

Утомление необходимо рассматривать как временное снижение работоспособности, ухудшение функционального состояния организма.

Принято различать понятия утомления и усталости. Под усталостью понимают психическое переживание, связанное с утомлением. Степень усталости большей частью соответствует степени действительного снижения работоспособности, что в свою очередь связано с количеством и качеством проделанной работы.

При многократном совершении работы может случиться, что повторная работа выполняется тогда, когда утомление от предыдущей работы еще полностью не прошло. Таким образом, происходит суммирование утомления, что приводит к хроническому утомлению, которое называется переутомлением.

Признаки хронического утомления:


Ø    ощущение усталости до начала работы и низкая работоспособность в течение всего рабочего дня;

Ø    повышенная раздражительность. Человек реагирует совершенно неадекватно на всевозможные, даже самые незначительные раздражители: шутки товарищей, справедливые замечания руководителей и т.п.;

Ø    исчезновение интереса к работе;

Ø    ослабление интереса к окружающим событиям, даже тем, которые касаются самого данного лица;

Ø    снижение аппетита;

Ø    падение веса;

Ø    нарушение сна: трудное засыпание и просыпание, бессонница, порывистый поверхностный сон, кошмарные сновидения и т.д.;

Ø    понижение устойчивости к различным инфекциям и, в первую очередь, предрасположенность к простудным заболеваниям.

Кроме этих симптомов, могут наблюдаться головные боли, головокружение, тошнота, а иногда даже рвота, повышение сухожильных рефлексов, тремор вытянутых рук, иногда и век. А также понижение кровяного давления до 90/50 мм.рт.ст., повышенная потливость, повышение возбудимости вестибулярной системы (укачивание в автобусе, автомобиле и т.п.), затруднение в восприятии пространства, иллюзии и др.

Установить хроническое утомление можно только по совокупности признаков этих состояний, а не по одному из них, пусть даже и очень выраженному. В качестве профилактики можно применять:

Ø    чередование работы и отдыха – необходимое условие совершенствования функциональных свойств организма. Причем в ряде случаев активный отдых (спортивные упражнения) является более действенным видом отдыха;

Ø    положительное эмоциональное возбуждение может понизить ощущение усталости;

Ø    положительное влияние на работоспособность оказывает некоторые пищевые вещества и витамины.

Если рассматривать утомление с точки зрения физиологии труда, то под утомлением мы будем понимать процесс временного снижения функциональных возможностей организма под влиянием интенсивной или длительной работы, выражающийся в ухудшении количественных и качественных показателей работы и в дискоординации физиологических функций.

Процесс работы можно разбить на несколько периодов:

1) период врабатывания. В начале работы происходит настройка всех рабочих систем организма, в результате несколько увеличивается максимальная возможность организма;

2) период высокого, стабильного уровня максимальных возможностей. Уровни максимальных возможностей волевого напряжения стабилизированы. Если в процессе работы имеет место упражняемость, то вследствие этого может повыситься уровень максимальных возможностей. Утомление в этот период отсутствует;