Файл: Врачебный и педагогический контроль и самоконтроль при занятиях физическими упражнениями и спортом.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 269

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

а также систематизация информации, полученной в течение бодрствования,
и перевод ее из кратковременной памяти в долгосрочную.

Условие №5. Культивирование положительных эмоций. Необходимо ежедневно эмоционально насыщать организм положительными впечатлениями, переживаниями (общение с близкими, посещение театров, художественных выставок, чтение художественной литературы, занятие любимым делом (хобби) и т. п.). Положительные эмоции создают состояние благополучия в организме, обеспечивая «вкус к жизни», активность и высокую работоспособность.

Условие №6. Отказ от «дурных» привычек (курение, пристрастие к алкоголю, наркотикам, азартным играм).

Условие №7. Применение аутотренинга. Аутогенная тренировка способствует снятию напряжения и созданию в организме состояния стабильности (восстановления гомеостаза).

Гомеостаз -устойчивое равновесие, поддержание определенного состояния организма на том или ином уровне (давление, температура тела, мышечный тонус и т. д.). Но ведь на любой живой организм, в том числе и человеческий, воздействует и внешняя среда. Воздействие может быть благоприятным или нейтральным, и тогда организм мирно сосуществует с окружающей средой. При неблагоприятном воздействии, стремясь вернуться в устойчивое состояние гомеостаза, организм должен преодолевать это воздействие либо изменяя его, либо активно к нему приспосабливаясь – без этого организм погибнет. Двигательная деятельность при этом играет решающую роль. А движению неизбежно предшествует процесс принятия решений, сознательных или автоматически бессознательных.

Как доказывает физиология активности, человек, как и любое другое живое существо, от рождения и до смерти стремится к выполнению определенной жизненной биологической программы. Двигательная программа играет решающую роль при взаимодействии человека с окружающей средой. Цивилизация с ее механизацией труда, транспортом, телевидением и т.д. существенно сократила двигательную программу, заложенную в нас нашими предками, от которых мы унаследовали удивительнейший механизм - наш мозг, управляющий телом. Недостаток движений – гипокинезия - это если не «болезнь века», то фундамент, на котором рождаются инфаркты, расстройства психики и нарушения сна, а также многие другие недуги.

Физическая культура и спорт дают возможность человеку выполнить двигательную программу, заложенную в нем, которую он прежде выполнял, охотясь и собирая злаки, рубя дрова и нося воду. Но чтобы осуществить это без ущерба для здоровья следует помнить о целом ряде других «азов», установленных науками о человеке.


Лекция для тестов 23-25


Тема «Специфика и особенности умственной деятельности студентов.

Общие закономерности изменения работоспособности студентов
в течение учебного времени»


Учебный процесс требует напряжения основных психических функций, таких как память, внимание (особенно его концентрация и устойчивость), восприятие. Кроме того, обучение часто сопровождается наличием стрессовых ситуаций (экзамены, зачёты). Учитывая специфику умственного труда, при котором мозг является не только регулирующим, но и работающим органом, влияние его прежде всего сказывается на функциональном состоянии центральной нервной системы.

Современные представления о нервно‑физиологических механизмах умственной деятельности основаны на достижениях нейрофизиологии и психологии. Известно, что любая умственная работа вызывает определенное нервно‑эмоциональное напряжение. Обостряются восприятие, внимание, память, сопровождающиеся вегетативными сдвигами в организме. Для умственной деятельности необходим определённый оптимум эмоционального напряжения, при котором реакции организма оказываются наиболее совершенными и эффективными. Деятельность психических функций, таких как внимание, память, восприятие, скорость реагирования претерпевает, как правило, фазные изменения. В начале работы внимание, запоминание, скорость выполнения «тестовых» задач и работоспособность обычно изменяются в сторону улучшения; значительная же умственная нагрузка обычно оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность. Обнаруживается ухудшение функций внимания, памяти, восприятия, что проявляется большим числом ошибок. Увеличивается время реакции на простые и особенно сложные сенсорно‑моторные реакции.

Вполне обоснованным считается, что для объективной характеристики напряжённости умственного труда имеет значение и вегетативная система, обеспечивающая энергетическую сторону выполнения психического акта. Механизмы эмоционального возбуждения многогранны и включают ряд биохимических изменений в ЦНС, в крови и других органах и тканях. При непродолжительном эмоциональном напряжении они, очевидно, оказывают положительное влияние на функции ЦНС. В процессе эмоционального возбуждения имеют место ускорение обмена катехоламинов, в том числе их синтеза в надпочечниках и периферических тканях, увеличение
выделения норадреналина в симпатических окончаниях, адреналина и кортикостероидов в крови, стимулирующих энергетические процессы, изменяющие минеральный обмен, в частности в мозге, и вызывающие повышение возбудимости нейронов.

Имеются сдвиги в составе плазмы крови, повышается концентрация глюкозы, увеличивается интенсивность её использования. При значительном нервно‑эмоциональном напряжении имеют место увеличение систолического и минутного объёма сердца, повышение артериального давления и учащение пульса. В некоторых случаях отмечается урежение пульса. Увеличение минутного объёма сердца, повышение систолического артериального давления и одновременное изменение дыхания при значительном умственном напряжении, очевидно, играют положительную роль, увеличивая напряжение кислорода в артериальной крови, кровоснабжение сердца и отчасти мозга.

Изменение функций ЦНС и сердечно‑сосудистой системы при умственной работе зависит не только от степени нервно‑эмоционального напряжения, но и от других условий, в числе которых определённую роль играет гиподинамия.

Использование психологических методов оценки личности позволяет выявить первые сигналы о начинающихся психосоматических нарушениях, что крайне важно для своевременного принятия необходимых мер по предупреждению развивающейся патологии.

Таким образом, рассмотренные выше данные показывают, что нервно‑эмоциональное напряжение организма в процессе работы проявляется в изменениях функций ЦНС, вегетативной, сердечно‑сосудистой и эндокринной систем, а также оказывает влияние на личностные особенности человека.

Как было указано выше, студенты составляют многочисленную группу лиц умственного труда, деятельность которых характеризуется некоторыми особенностями. Умственная деятельность студентов сопряжена с эмоциональным напряжением. Такое напряжение обусловлено необходимостью одновременного изучения многих дисциплин за сравнительно короткий срок и контролем со стороны преподавателя.

Физиологические сдвиги в динамике работоспособности в процессе занятий зависят от ряда факторов. Во время обычных лекций или практических занятий отмечается постепенное повышение работоспособности в течение
2–3 и более часов, причём в последующие часы показатель может превышать исходные данные до начала занятий. Это проявляется в уменьшении латентных периодов зрительно – и слухо‑моторных реакций, в снижении порога чувствительности анализаторов, увеличении скорости переработки информации и др. Показатели сердечно‑сосудистой и эндокринной систем при этом мало изменяются.


Некоторые авторы наблюдали учащение или замедление частоты пульса, небольшое повышение или снижение уровня артериального давления. Явления утомления, если о них судить по физиологическим показателям текущей работоспособности, редко развиваются в течение учебного дня. Это, однако, не означает, что длительные напряжённые занятия не могут оказывать отрицательного влияния на организм студентов.

Иная картина наблюдается в период контрольных работ и экзаменов. Значительная активация системы вегетативного обеспечения высшей нервной деятельности (ВНД) проявляется, в частности, в резком увеличении экскреции катехоломинов, повышения частоты сердечных сокращений (ЧСС), артериального давления, минутного объёма крови. Как показали исследования, умственная деятельность студентов характеризуется наличием большой и неравномерной нагрузки, следствием которой является нарушение ритма отдыха и питания, что ведёт к переутомлению, снижению способности к усвоению знаний, следовательно, к снижению успешности обучения. Однако до сих пор недостаточно ясна роль отдельных факторов, обусловливающих довольно высокий уровень заболеваемости студентов вузов. Степень напряжения физиологических функций достигает наибольшей величины во время экзаменов, но сравнительно небольшая длительность не позволяет считать их единственной причиной возможного отрицательного влияния на организм.

Увеличение некоторых показателей гемодинамики, в частности систолического артериального давления и мозгового кровотока, свидетельствуют о том, что в течение учебного года при наличии перегрузки занятиями постепенно увеличивается средняя величина артериального давления. Гипертония на отдельных курсах к концу года возрастает в
1,5–2 раза, достигая иногда 20–25 %, уменьшается кровоснабжение мозга, которое делается неадекватным высоким потребностям организма.

При умеренной продолжительности занятий в вузе и дома (8–10 часов в день) и рациональной организации режима дня неблагоприятных функциональных изменений не отмечается, а гипертония наблюдается не более чем у 2 % студентов.

Любой род деятельности, а интеллектуальный особенно, психологически взаимосвязан с воздействием жизненных ритмов и биологических колебаний, свойственных самому организму и потребностям трудового процесса. В период активной деятельности и повышенной работоспособности показатели функционального состояния сердечно‑сосудистой, эндокринной, мышечной, выделительной и других систем достигают максимального уровня. В период отдыха, сна осуществятся необходимые восстановительные процессы. Чем точнее осуществлен контакт начала трудовой деятельности с мобилизацией жизненно важных функций организма, тем продуктивнее будут результаты трудовых действий.