Файл: Образовательная программа как условие получения образования ребенком с овз е. Н. Кутепова.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2014, Москва
Педагогический университет
«Первое сентября»
и н к л ю з и в н ы й п о д х о д в
о б р а з о в а н и и
Адаптированная образовательная программа как условие получения образования ребенком с ОВЗ
Е.Н. Кутепова

Елена Николаевна Кутепова
Подписано в печать 10.04.2014
Гарнитура Charter, Helios
Педагогический университет «Первое сентября»,
ул. Киевская, 24, Москва, 121165
http://edu.1september.ru
© Е.Н. Кутепова, 2014
© Педагогический университет «Первое сентября», 2014
Адаптированная образовательная программа как условие получения образования ребенком с ОВЗ
Педагогический университет
«Первое сентября», 2014. — 31 c.
Учебно-методическое пособие
Редактор
Г.А. Стюхина
Корректор
О.Е. Русакова
Обложка
Э.Лурье
Иллюстрации
фотобанк shutterstock
Компьютерная верстка
Н.П.Чернявской

3
Роль психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) в определении условий получения образования ребенком с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ)
егодня в российском образовании обучающийся с ограниченными возможностями здоровья определя ется как «физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и
(или) психологическом развитии,
подтвержденные
пси хо лого-медико-педагогической комиссией
и пре пят ст­
вующие получению образования без создания специальных условий»
1
Положение о психолого­медико­педагогической комиссии задает чрезвычайно важную роль, которую ПМПК играет в определении стратегии и тактики обучения ребенка с теми или иными особенностями здоровья
2
Во­первых, в заключении комиссии, заполненном на блан­
ке, указываются обоснованные выводы о наличии либо от­
сутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) пси­
хическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости создания условий для полу­
чения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогиче­
ских подходов.
Во­вторых, в заключении даются рекомендации по опреде­
лению формы получения образования, образовательной про­
граммы, которую ребенок может освоить, форм и методов
1
Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2
Особенности обучения ребенка с нарушением опорно­двига тель­
ного аппарата в общеобразовательном учреждении: методические реко­
мендации. М.; СПб.: Нестор­История, 2012. 216 с. (Инклюзивное образо­
вание).
С


4
Е.Н. Кутепова
психолого­медико­педагогической помощи, созданию специ­
альных условий для получения образования.
Таким образом, в заключении ПМПК, представленном ре­
бенком с ОВЗ в школу, определяются специальные условия получения им образования, независимо от вида и типа обра­
зовательной организации, в которой он обучается или соби­
рается обучаться.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития, вклю­
чающие в себя: использование специальных образовательных программ z
и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов; использование специальных технических средств обуче­
z ния коллективного и индивидуального пользования; предоставление услуг ассистента (помощника), оказы­
z вающего обучающимся необходимую техническую помощь; проведение групповых и индивидуальных коррекционных z
занятий; обеспечение доступа в здания организаций, осущест­
z вляющих образовательную деятельность и др.
3
Кроме того, предусматривается создание надлежащих материально­технических условий, обеспечивающих возмож­
ность беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ и ин­
валидностью в здания и помещения образовательной органи­
зации и обеспечения их комфортного пребывания и обучения в ней (включая пандусы, специальные подъемники и лифты, специально оборудованные туалетные комнаты, специальные средства ориентации в образовательном учреждении – для слепых и слабовидящих, для глухих и др.), специально обо­
рудованные учебные места, предназначенные для конкретной категории детей с инвалидностью (для слепых, для слабови­
дящих, для лиц с нарушениями опорно­двигательной системы и т.д.), специализированное учебное, реабилитационное, ме­
дицинское оборудование и технические средства. Для обяза­
3
Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

5
Роль психолого-медико-педагогической комиссии
тельного трудового обучения лиц с умственной отсталостью, с нарушениями зрения, слуха предусматривается создание и необходимое оборудование учебных мастерских
4
О каких условиях может идти речь в разных случаях?
Для ребенка
с нарушенным слухом
рекоменда­
ции ПМПК могут включать:
перечень необходимых специалистов и на­
z правления их деятельности (необходимость занятий с сурдопедагогом по формированию необходимых учебных навыков, занятий с учителем­логопедом по развитию коммуникативной функции речи, по­
ниманию речи, коррекции специфических нару­
шений устной и письменной речи, занятий с педагогом­психологом по формированию комму­
никативных навыков, навыков социального функ­
ционирования); перечень необходимого оборудования, например, ис­
z пользование беспроводных систем (FM­системы) для индиви­
дуальной и групповой работы в классе; разработку для его обучения адаптированной образова­
z тельной программы с использованием адаптированной основ­
ной образовательной программы для глухих детей (програм­
мы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида)
5
Ребенку
с нарушением зрения
могут рекомендоваться:
занятия с тифлопедагогом по формированию необходи­
z мых учебных навыков; занятия с учителем­логопедом по развитию коммуника­
z тивных функций речи, пониманию речи, коррекции специфи­
ческих нарушений устной и письменной речи; занятия с педагогом­психологом по формированию ком­
z муникативных навыков, навыков социального функциониро­
вания;
4
Письмо Минобрнауки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ­150/06
«О создании условий для получения образования детьми с ограниченны­
ми возможностями здоровья и детьми­инвалидами».
5
Зыкова Т.С., Зыкова М.А. Программы специальных (коррекци­
онных) образовательных учреждений I вида. Сборник 1 (1–7 классы).
М.: Просве щение, 2005.


6
Е.Н. Кутепова
сопровождение тьютором на протяжении учебного дня z
для слепого ребенка или частичное сопровождение для слабо­
видящего ребенка;
учебные пособия и литература, выполненная шрифтом z
Брайля, аудиокниги с учебным содержанием; рельефно­
наглядные пособия, тифлоприборы для письма; обучение по адаптированной образовательной програм­
z ме, разработанной с использованием адаптированной основ­
ной образовательной программы для слепых или слабовидящих детей (программы специальных (коррекционных) учреждений
III вида (для слепых детей) (русский язык, математика, при­
родоведение, изобразительное искусство, черчение, музыка, физическая культура, трудовое обучение); или программам специальных (коррекционных) учреждений IV вида (для сла­
бовидящих детей) (коррекционная работа в начальной школе)
6
Рекомендации ПМПК для детей
с ортопедической патологией
, не имеющих выраженных нарушений психических функций, могут опреде­
лять только необходимость психоло­
гической поддержки на фоне система­
тического ортопедического лечения и соблюдения щадящего индивидуаль­
ного двигательного режима.
В связи с тем, что у детей
с детским
церебральным параличом
могут вы­
являться нарушения зрения, слуха, пространственной ориентации, осо­
бенности формирования и развития психических функций (изменение тем­
па, фрагментарность, недифференци­
рованность), расстройства устной и письменной речи, перечень специаль­
ных условий для детей с ДЦП должен
6
Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреж­
дениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ,
2012. 92 с.

7
Роль психолого-медико-педагогической комиссии
включать рекомендации врача к определению режима нагру­
зок при организации образовательного процесса (организация режима дня, режима ношения ортопедической обуви, смены видов деятельности на занятиях, проведения физкультурных пауз и т.д.), а также работу дефек­
толога и психолога по коррекции нарушенных психических функ­
ций и формированию навыков самообслуживания и гигиены; организацию логопедической по­
мощи по коррекции речевых рас­
стройств; сопровождение тьюто­
ром на уроках и ассистентом
(помощником), предоставляемым для детей с инвалидностью системой социальной защиты населения, оказывающим ребенку помощь в передвижении и выполнении гигиенических процедур.
При необходимости в рекомендациях определяется возмож­
ность питаться измельченной или принесенной из дома специ­
альной пищей, а также необходимость использования при­
боров или средств альтернативой коммуникации (планшеты, коммуникаторы, специальная клавиатура, свичкнопки и др.), устройств для чтения, с кнопками, которые не нужно держать руками, электронных книг, лупы (если зрительные нарушения).
Обучаться они могут по адаптированной образовательной программе с использованием «Программы начальных классов школ для детей с последствиями полиомиелита и церебральным параличом (русский язык, математика, ручной труд)» (М., 1981) и «Программы специальной общеобразовательной школы для детей с последствиями полиомиелита и церебральными пара­
личами» (М., 1986).
У всех детей
с расстройствами аутистического спектра
(РАС)
нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются проблемы эмоционально­
волевой сферы и трудности в общении, которые определяют их потребность в сохранении постоянства в окружающем мире и стереотипности собственного поведения.
Из­за трудностей переключения с одного действия на другое, проявляющихся в особенностях формирования двигательной,


8
Е.Н. Кутепова
речевой и интеллектуальной сфер, у детей с
РАС ограничены когнитивные возмож ности.
Аутичному ребенку, у которого часто на­
блюдается отставание в развитии речи, низкая социальная мотивация, а также гипер­ или гипочувствительность к отдельным раздражи­
телям, сложно установить контакт со сверстни­
ками без помощи взрослого, поэтому тьютор­
ское сопровождение для некоторых детей может стать самым необходимым условием для получения образования, которое должно быть прописано в рекомендациях ПМПК.
Кроме этого, может быть определена необходимость:
создания индивидуального учебного плана (для дозиро­
z вания учебной нагрузки с учетом темпа и работоспособности ребенка и времени поэтапного включения ребенка в образо­
вательный процесс);
создания адаптированной образовательной программы, z
в том числе для использования в психосоциальном развитии ребенка имеющихся избирательных способностей;
работы дефектолога по формированию необходимых z
учебных навыков и проведению занятий по социально­бытовой ориентировке (СБО); работы психолога по организации взаимодействия z
ребенка и его родителей со всеми участниками образователь­
ного процесса; работы учителя­логопеда по коррекции речевых рас­
z стройств и развитию коммуникативной функции речи;
зонирования пространства класса с выделением учебной z
зоны, зоны отдыха и/или игровой и создания четкой и упо­
рядоченной образовательной среды, поддерживающей учебную деятельность ребенка; индивидуальной организации питания (по заявлению z
родителей – принесенной из дома пищей с использованием одноразовой или личной посуды).
В связи с тем что адаптированной основной образовательной программы для этой категории детей не существует, ребенок с РАС может обучаться по адаптированной образовательной программе (в общеобразовательном классе) или, если школа

9
Роль психолого-медико-педагогической комиссии
создает отдельный класс для детей с РАС, по разработанной самой школой адаптированной основной образовательной программе, учитывающей особенности детей.
Для обучающихся
с умственной отсталостью
специаль­
ные образовательные условия должны обеспечить максималь­
ное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально­волевой сферы, подготовку к участию в произ­
водительном труде и социальную адаптацию. Поэтому в за­
ключении ПМПК должна предусматриваться работа олигофрено­
педагога, учителя­логопеда, психолога и, при необходимости, тьютора и обучение по адаптированной образовательной программе с использованием программы школ для детей с ум­
ственной отсталостью (специ­
альное коррекционное образо­
вательное учреждение VIII вида).
Задача специалистов ПМПК и школы довести до сведения ро­
дителей этих детей, что обучение по адаптированной образова­
тельной программе, так же как и по адаптированной основной программе для детей с умствен­
ной отсталостью, не предусматривает получения цензового образования и аттестата об образовании, а заканчивается вы­
дачей свидетельства об обучении
7
Отметим, что заключение комиссии носит для родителей
(законных представителей) детей только рекомендательный
характер,
а для образовательной организации обязательный
к исполнению
Это существенно меняет ситуацию и повышает требования к уровню готовности общеобразовательных школ принять детей с самыми разными трудностями в обучении.
Например, ПМПК выявила у ребенка тяжелое нарушение речи с преимущественным нарушением лексики и граммати­
ки. До принятия ФЗ № 273 этот ребенок получил бы направ­
ление в специальное (коррекционное) образовательное учреж­
дение V вида, так как именно в нем организованы условия, необходимые для обучения таких детей (предусмотрены став­
7
Статья 60, пункт 10.13. ФЗ № 273 от 29.12.2012 г.


10
Е.Н. Кутепова
ки учителей­логопедов, основная образовательная программа учреждения учитывает их особенности).
Но на сегодняшний день ПМПК имеет право только опреде­
лить условия, необходимые для успешного обучения этого ребенка, и рекомендовать программу обучения. Какие же?
Конечно, основным условием будет необходимость проведения коррекции выявленных нарушений речи учителем­логопедом и обучение по адаптированной основной образовательной программе для обучения детей с тяжелыми нарушениями речи, учитывающей особенности формирования речи, мышления и других психических функций у этой категории детей.
Если родитель этого ребенка принимает решение об обуче­
нии в СКОУ V вида, никаких вопросов не возникает.
Если же родитель принимает решение привести ребенка в соседнюю общеобразовательную школу, то нужно понимать, что организовать для одного ребенка обучение по адаптиро­
ванной основной общеобразовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях общеобразователь­
ного класса невозможно, в том числе и из­за его высокой стоимости. И для этого ребенка должна быть разработана адап­
тированная образовательная программа, учитывающая инди­
видуальные особенности и образовательные потребности ребенка, в основу которой будет положена основная общеоб­
разовательная программа школы, в которую пришел ребенок, и адаптированная основнаяобщеобразовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Что же такое адаптированная образовательная программа, как она создается?

11
Индивидуальный учебный план и адаптированные образовательные программы: понятия и реализация
Адаптированная образовательная программа
разраба­
тывается на базе основной общеобразовательной программы школы с учетом адаптированной основной образовательной программы для категории детей с ОВЗ (программы СКОУ), к которой относится ребенок.
При этом адаптации и модификации подлежат программы учебных предметов; учебники и рабочие тетради; электронные средства и формы организации обучения; формы организации учебного процесса; способы учебной работы с учащимися, имеющими особые образовательные потребности (способы организации коллективной учебной деятельности, способы коммуникации, способы предъявления и выполнения заданий, способы работы с текстовыми материалами, формы и способы контроля и оценки знаний, компетенций и многое другое).
Адаптированная образовательная программа также пред­
усматривает включение разделов (модулей), обеспечивающих коррекционно­развивающую направленность образования
(индивидуальные и групповые занятия коррекционно­
педагогической и психологической направленности в соот­
ветствии со специфическими психофизическими особенно­
стями и образовательными потребностями той или иной группы обучающихся; при необходимости включение специфи­
ческих учебных предметов, необходимых для компенсации нарушений – например, таких как: «Социально­бытовая ори­
ентировка», «Фонетическая ритмика» и др.
8
Структура адаптированной образовательной программы
ребенка с ОВЗможет включать несколько модулей (в зависи­
мости от образовательных потребностей и психофизических особенностей ребенка с ОВЗ), а именно:
8
См. программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений.