Файл: 1. теоретические аспекты понятия творческой активности младших школьников.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1.Сущность творческой активности
1.2.Психолого-педагогические особенности младших школьников
2.Развитие у младших школьников творческой активности средствами искусства
2.1.Роль искусства в развитие творческой активности у младших школьников
2.2.Условия для развития творчесой активности при изучение искусства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Развитие творческих и динамичных личностей приобретает сегодня все большую социальную значимость. Современное общество нуждается в творческих, динамичных и конкурентоспособных личностях.
Под конкурентоспособностью можно понимать не только ориентацию личности на адаптацию к постоянно меняющимся условиям жизни, повышение производительности труда и проявление деловых качеств, но и способность человека работать в исследовательском ключе, всегда вносить в свою деятельность что-то новое и оригинальное. Среди различных качеств личности сегодня на первый план выходят такие качества, как мобильность, инициативность, воображение, навыки делового общения и разнообразие мышления [].
Все эти качества тесно связаны с понятием "активность" - трудовая, социальная и творческая. Однако активность часто возникает спонтанно, бессознательно и интуитивно. В результате активность неравномерно меняет вектор своего развития. Из позитивной мотивационной сферы личности она превращается в негативную, ни к чему не обязывающую, но при этом может созидать с разрушением [].
Поэтому для педагогики, занимающейся проблемой развития личности ребенка, очень важно направить его развитие по пути выбора положительных мотивов самореализации (и их изменения в дальнейшем). В этом случае, когда мы говорим о проявлении качеств творчески активной личности, мы имеем в виду процесс ее воспитания. Это связано с тем, что процесс воспитания всегда окрашен ценностными мотивами, ставит четкую цель, является целеориентированным процессом и требует от ребенка осознанного ретроспективного действия[].
Подготовка подрастающего поколения к творческой деятельности, формирование и развитие их творческой активности должно базироваться на научных основах.
Для решения проблемы данного исследования, прежде всего, необходимо было проанализировать природу творческой активности как основной черты характера современной, мобильной и гибко мыслящей и действующей личности.
Творческая активность является сложной и интегративной характеристикой личности. Для того чтобы понять творческую активность, необходимо выделить основные характеристики этой черты личности. Такими характеристиками являются: интуитивный потенциал, интеллектуальная инициатива, независимость и интенсивность нестимулированной деятельности [].
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития творческой активности детей. Этому способствуют социальные условия, в которых развивается творческая активность личности маленького ребенка, а также психологические новообразования, характерные для детей младшего возраста, такие как любознательность, интерес к необычным объектам и развитие мыслительных процессов [].
Что же касается степени теоретической разработанности данной темыы, то она не стоит на месте. опросы творчества и его места в системе формирования личности и развитии ее творческих способностей рассмотрены в трудах Б.Г.Ананьева, О.В.Афанасьева, В.М. Бехтерева, М.М.Бахтина, Дж.Брунера, Л.С.Выготского, H.H. Волкова, Е.И.Игнатьева, С.В.Кравкова, B.C. Кузина, Н.С.Лейтеса, А.Н.Леонтьева, А.М.Матюшкина, А.Маслоу,
A.Я.Пономарева, В.Н.Пушкина, С.Л.Рубинштейна, Б.И.Теплова, Б.Я.Яковлева, Г.И.Щукиной и др. Важные данные по вопросам психофизиологии зрения содержатся в работах Н.Н.Волкова, В.Д.Глезера, Е.И.Игнатьева, В.С.Ивашкина, Л.Б.Ительсона, В.С.Кузина, Л.И.Леупшна, B.И.Страхова.
За последнее время в исследованиях все чаще встречается намерение рассматривать творческую работу наравне с учебной С.Е.Игнатьев, В.В.Корешков, В.К.Лебедко, В.П.Зинченко, B.Е.Нестеренко, Ю.И.Постоногов, Н.Н.Ростовцев, Н.Л.Старченко и др./. В них справедливо утверждается, что учебное творчество в изобразительной деятельности является единым взаимообусловленным процессом, направленным не только на развитие творческих способностей, но и на освоение творческого метода реалистического искусства.
Среди исследований, близких по проблематике, посвященных формированию творческой активности, в частности, средствами живописного изображения с натуры и по представлению, труды C.Е.Игнатьева, В.С.Кузина, средствами сюжетно-тематического рисования - Е.В.Шорохова, Э.И.Кубышкиной, декоративного рисования -Т.Я.Шпикаловой, в процессе обучения художественному труду -В.В.Корешкова.
В 50-х и 60-х годах интенсивно развивается психологический аспект изучения детского художественного творчества /Н.Н.Волков, Е.И.Игнатьев, В.П.Кириенок, Б.Ф.Ломов, В.С.Кузин и др./. Их работы пополнили базу для дальнейших психолого-педагогических исследований /Г.В.Беда, С.П.Ломов, Л.Н.Медведев, К.В.Павлик, Н.Н.Ростовцев, Н.П.Сакулина, И.Н.Турро, А.Я.Унковский, Е.В.Шорохов и др.
Цель работы – изучить развитие у младших школьников творческой активности средствами искусства.
Задачи:
1)проанализировать литературу по данной теме;
2)дать определение понятию творческая активность;
3)выявить психолого-педагогические особенности младших школьников;
4)изучить роль искусства в развитие творческой активности у младших школьников;
5)рассмотреть условия для развития творчесой активности при изучение искусства.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1.Сущность творческой активности
Формирование таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, интерес и креативность, остается одной из важнейших задач современной педагогики. Ведь именно эти качества отражают реальную ценность того, что делает человек. Во многих исследованиях, особенно педагогов, психологов и физиологов, подчеркивается важность развития творческой активности.
Однако для того, чтобы сознательно формировать творческую активность, необходимо рассматривать эти качества с точки зрения их внутреннего содержания, которое обуславливает творческое мышление и активную деятельность человека в обществе.
Алексеев и Панин предлагали различные трактовки природы творчества, рассматривая творчество как движение идей, раскрывающее сущность вещей, результатом которого является не образ, а конкретная идея. Конкретным результатом творчества может быть понятие, которое является обобщенным отражением класса объектов с наиболее общими и фундаментальными свойствами.
В философской литературе творчество обычно определяется как деятельность, приносящая новые материальные и духовные ценности, высшая форма психической активности, самостоятельность, способность создавать новое, оригинальность [].
Многообразие проявлений творчества многогранно и может быть классифицировано по различным основаниям, что убеждает нас в том, что творчество неоднородно. Оно находит свое выражение в различных видах практической и умственной деятельности.
Творческое мышление - это качественно особая функция, психический процесс, сущность которого заключается в работе особых механизмов процесса психической деятельности []
Определения "творчество" и "творческое мышление" часто рассматриваются как тождественные и равнозначные понятия, которые необходимо различать.
В педагогической теории и практике одной из актуальных проблем является формирование личности с позитивным отношением к жизни. Это качество выражается в позитивной творческой активности, самостоятельности и заинтересованности, которые способны раскрыть истинную ценность того, что делает человек. Творчество, в отличие от творческого мышления, не является психическим процессом. Креативность, в отличие от творческого мышления, является особым качеством человека и проявляется как способность творчески мыслить. Таким образом, креативность - это лишь часть творческого мышления, то есть его субъективный аспект.
В своей теории Л.М. Веккер подчеркивает, что человеческое мышление обладает характеристиками неограниченной пространственной и временной свободы и зависит от внутренней активации субъекта, и что творческое мышление должно обладать теми же характеристиками в максимальной степени. Творческое мышление характеризуется полным выходом за пределы времени и пространства в контексте решения конкретных задач. Максимальный синтез характеризуется обобщением по отношению к конкретным образам и сенсорному опыту и основан на максимальной активации субъекта. []
Л.М. Веккер также отмечает, что мышление имеет специфический характер психического конструирования. Его содержание характеризуется "феноменами понимания", т.е. экстраполяцией, т.е. обобщением, опосредованием при представлении и оценке проблемной ситуации в целом. Таким образом, согласно предположениям ученых, все мышление является синтетическим.
То, что творческое мышление неотделимо от "феномена озарения", что оно всегда ориентировано на прогнозирование ситуации и нацелено на максимальное обобщение проблемной ситуации, что эгоцентрическое мышление полностью преодолевается (максимальное раскрепощение), что оно достаточно эффективно при постоянной обратимости, что оно прогрессирует и оценивается по своей продуктивности - таковы функции творческого мышления. Творческое мышление всегда действует на основе интеграции этих двух механизмов (персистенции и ассоциации), развивая выражения и понятия в дискретных актах, включающих как "возврат" к менее полным когнитивным формам (образно-поддерживающее мышление), так и развитие образно-мыслительных форм (от простого к сложному).
Элементы, перечисленные в теории Л.М. Веккера, позволяют сделать два важнейших вывода о творческом мышлении. Во-первых, о характеристиках творческого мышления как психической функции, а во-вторых, о том, что творческое мышление не может быть видом мышления вообще, а является его высшей формой.
Творческое мышление и многие из перечисленных выше характеристик творческого мышления сами по себе не новы и многократно описывались в литературе. Однако творческое мышление продолжают рассматривать как вид мышления, тогда как творческое мышление по своей природе не имеет особого механизма протекания. Поэтому творческое мышление следует понимать именно как высшую форму мышления, высшую ступень его развития. []
"Деятельность" - понятие многогранное и рассматривается с различных научных позиций (медицина, философия, психология, педагогика). В научной литературе педагоги, психологи и философы акцентируют внимание на активности как показателе и подчеркивают, что она обеспечивает возможность взаимодействия субъектов.
На самом деле компонент "активность", один из двух компонентов определения "творческая деятельность", более глубок по содержанию. Понятие "деятельность" развивалось после того, как Эпикур ввел его в науку. Вслед за учеными, Лейбниц, Толан, Дидро и Гегель, интересовавшиеся "активностью", также включили это понятие в свои работы. С философской точки зрения, "активность" рассматривается как качество всеобщей природы материи (Л.Н. Ляхова). В дальнейшем это понятие было популяризировано в различных научных дисциплинах, таких как астрономия, география, химия, физиология, педагогика и психология. Однако в нашем исследовании необходимо рассмотреть понятие "деятельность" конкретно и разграничить его в соответствии с вопросом исследования. []
Если взять примеры исследований в психолого-педагогической литературе, таких как Рубинштейн, Лазурский, Божович, Лейтес, Матушкин и другие, то вполне возможно рассматривать активность как комплексную характеристику личности и отражать отношение к активности. Выступая как совокупность субъективного поведения, деятельность обусловлена внутренними противоречиями субъекта и подвержена влиянию среды.
С.Л. Рубинштейн связывает активность сознания со стимул-реакцией так называемых поведенческих характеристик человека, осуществляемых волевыми процессами и эмоциями. Ученые же связывают эмоции с активностью как своеобразным отражением окружающей действительности.