Файл: 1. теоретические аспекты понятия творческой активности младших школьников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.Развитие у младших школьников творческой активности средствами искусства

2.1.Роль искусства в развитие творческой активности у младших школьников

Анализ художественной деятельности школьников показывает, что искусство является важным средством развития характера. Через искусство дети младшего возраста могут приобщаться к социально значимым идеям и концепциям, формировать ценности.

Искусство дает учащимся возможность пережить и воспроизвести особые архетипы творчества, соприкоснуться с забытыми пластами человеческой культуры и узнать о следующем этапе художественного развития, что является хорошей отправной точкой.

Формированию ценностных ориентаций учащихся в искусстве способствует понимание ими того, как целесообразно используются художниками средства художественной выразительности, взаимосвязи искусства и личности, их духовных потребностей, эмоциональных предпочтений и практического опыта.

Как известно, важным фактором в формировании эстетического отношения к действительности является форма выражения, то есть мотивация к развитию эстетического осознания и понимания произведения искусства.

Наиболее характерными мотивами являются такие формы понимания искусства, как художественный интерес, ценностные ориентации в области искусства и культуры, эстетическое желание, художественное восприятие, эстетическая оценка и творческая интерпретация.

Многие авторы, такие как М.Н. Артеменко, М.А. Верба, В.А. Панов, утверждают, что соответствующее отношение к искусству оптимизирует самостоятельное общение с миром прекрасного.

Известно, что художественное творчество играет важную роль в развитии личности школьника. Оно является одним из способов развития универсальной человеческой способности видеть и понимать красоту, стимулирования образного мышления, воображения и интуиции.

Уроки изобразительного искусства в средней школе направлены на развитие выразительных способностей детей, раскрытие их творческого потенциала и обострение чувства прекрасного. Для того чтобы повысить интерес учащихся к творческой деятельности, необходимо развивать их эмоциональное и творческое отношение к такой деятельности, стимулировать ожидание удовольствия от интересной работы, возможности показать свою точку зрения и "я".


Обзор научной литературы показывает, что приобретение художественных навыков имеет значительную практическую пользу. Оно признано ценным.

Известно, что воспитательное воздействие искусства на личность - это двусторонний процесс, представляющий собой активное взаимодействие между произведением искусства и личностью.

Особенностью этого воспитательного воздействия на подрастающее поколение является формирование эстетического отношения к искусству. В отличие от семьи, школа формирует у детей интерес к искусству систематически и целенаправленно.

Основной формой художественно-педагогической работы в школах являются уроки искусства.

Однако по мере взросления детей, как показывают наблюдения, школьники становятся менее зависимыми от информации, получаемой в школе. Вкусы и предпочтения детей формируются не только под влиянием дома и школы, но и под воздействием системы средств массовой информации.

Поэтому эстетическое воспитание детей младшего возраста должно формироваться в соответствии с их психологическими и возрастными особенностями, а творческий потенциал формироваться в процессе работы с искусством.

Занятия искусством также повышают гибкость мышления и креативность учащихся, позволяют выявить их природные способности к определенным видам деятельности и создают условия для их реализации. Кроме того, поскольку это умственная деятельность, она требует особых исполнительских навыков.

Участие детей младшего школьного возраста в изобразительной творческой деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса.

2.2.Условия для развития творчесой активности при изучение искусства

Художественное образование - это процесс приобретения и освоения художественной культуры своего народа и человечества и является одним из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства (из Концепции художественного образования в Российской Федерации).

Детское изобразительное творчество интересует многих исследователей - археологов, искусствоведов, художников, психологов и педагогов. Они искали ответы на такие вопросы, как почему дети рисуют, в какой период детства происходят эти процессы, как понять детское творчество, нужно ли его преподавать, и если да, то какими способами и в какой форме.



Древнегреческие философы (Аристотель, Платон, Сократ, Пифагор) придавали большое значение искусству и творчеству в античные времена. Они подчеркивали важность этих занятий для целостного и гармоничного развития человека, совершенствования ума и тела, и считали, что начинать их нужно с детства.

В работах таких педагогов, как Руссо, Локк, Ушинский и Толстой, общее творческое развитие ребенка является основным предметом рассмотрения.

А. Коменский и И. Песталоцци считали важным для детей рисование, чтобы подготовить руки и глаза к письму и даже зародить образ объемной формы плоской поверхности.

Определение Выготским того, что творчество является необходимым условием выживания человека в повседневной жизни, с течением времени не утратило своего значения, напротив, оно стало еще более важным. Сегодня люди живут в мире, далеком от стагнации, где все сферы жизни меняются с огромной скоростью, количество информации увеличивается в геометрической прогрессии, новые технологии приходят и уходят, а социальные условия меняются. В такой ситуации недостаточно иметь определенный уровень знаний, возрастают требования к таким личностным качествам, как открытость новому опыту, способность находить решения в нестандартных ситуациях и творческое отношение к действительности.

Процесс обучения в художественных классах характеризуется

- Совместное творчество учителя и ученика;

- Диалог;

- Процесс обучения на уроках искусства характеризуется сотворчеством учителя и ученика, диалогом, прояснением целей и разнообразием решений;

- Изучение традиций искусства и импровизированное исследование того, что личностно значимо.

На своих уроках педагоги обязаны постараться сделать занятия искусством судьбоносным опытом для каждого ребенка и поощряю их к самостоятельному использованию творческого потенциала. Это особенный урок. Он должен быть каждый раз новым, непохожим на предыдущий и наполненным особой эмоциональной атмосферой. Поэтому будет уместным пытаться создать ее с помощью живого языка, веселых диалогов с учениками, музыки, визуальных образов, поэтических текстов и игровых ситуаций.

На занятиях художественная деятельность учащихся принимает различные формы:

-двухмерное и трехмерное изображение (с натуры, по памяти, в воображении);

-декоративная и конструктивная работа;

- восприятие явлений и произведений искусства;

- Обсуждение в классе работ сверстников и результатов коллективной и индивидуальной работы;


- Исследование художественного наследия.

-Подбор иллюстративного материала, связанного с изучаемыми темами.

Формирование творческих навыков для широкого спектра деятельности является приоритетом для современных школ. Известно знаменитое мнение Дидро о том, что "страна, в которой каждого ребенка учат рисовать так же, как и писать, скоро превзойдет все другие страны во всех отношениях". Вряд ли этот великий энциклопедист имел в виду, что художественный талант человека является основой для развития культуры, науки и общества в целом. Французское Просвещение признало, что изобразительное искусство - это область, в которой дети могут получить первый ценный творческий опыт раньше, чем где-либо еще, и ценило практику рисования как средство развития общих творческих способностей человека, того, что мы сегодня называем личной креативностью.

В современной психологии креативность понимается как относительно устойчивая черта личности, суть которой заключается в психических процессах, ведущих к осмысленному созданию решений, идей, художественных форм и теорий, уникальных и новых продуктов.

Развитие креативности может происходить только в процессе деятельности, и этой деятельностью является процесс творчества. Творчество - это продуктивная деятельность, в результате которой создается нечто качественно новое, характеризующееся неповторимостью, оригинальностью и социально-исторической уникальностью. Особенность детского творчества заключается в том, что оно не производит общественно значимых продуктов, но сам творческий процесс и его результаты важны для развития личности и создают основу для успешной жизнедеятельности в будущем. Творческая компетентность - это не только способность ребенка реализовать себя в творчестве, но и создание своего "Я", индивидуальности, неповторимости и неповторимости!

Доктор психологических наук Е.Яковлева утверждает, что каждый человек обладает творческим потенциалом, т.е. неиспользованным потенциалом, и главная задача учителя - не выявить, отобрать и развить его, а создать необходимые условия для развития творческого потенциала каждого ученика без исключения.

Все дети - самобытные творцы, но потребность в творчестве со временем имеет тенденцию к снижению, и им нужна сознательная и целенаправленная помощь, чтобы творчество не пропало, а развивалось. Если творчеству нельзя научить, то можно и нужно создать такие условия в классе.


Главным помощником творчества является учитель. Очень важно, чтобы ученик верил в учителя, а для этого учитель всегда должен быть честным и справедливым, любить и уважать ученика. Помня, что в каждом человеке есть "жемчужина", задача учителя - помочь снять оболочку и раскрыть "жемчужину" таланта терпеливо и постоянно. Эта задача нелегка и порой неблагодарна, но она необходима. Из-за недостатка времени, отведенного на изобразительное искусство в средней школе, учеников невозможно обучить литературному рисунку, композиции, живописи и скульптуре. Развитие творческих способностей - главная задача учителей ИЗО, и это практикуется почти во всех обычных школьных классах. И самое удивительное, что в каждом из этих классов происходят чудеса. Волшебные карандаши и краски в руках детей оживают в их рисунках. На наших глазах в детских рисунках происходят невероятные изменения.

И создаются условия для развития художественных талантов, о существовании которых многие дети даже не подозревают. Даже если они никогда не станут художниками, искусство - это постоянный источник радости для детей.

К такому выводу пришли современные педагоги из Французского национального института педагогики. "Дети рождаются художниками. Задача школы - развить этот талант. Детство, даже раннее детство, - лучшее время для овладения искусством". Януш Колчак вот что пишет о характере ребенка: «Дети сильнее нас в области чувств, потому что у них нет недостатков. Они, по крайней мере, равны нам по интеллекту, единственное, чего им не хватает, - это опыта».

Творческая деятельность плодотворна, когда в классе происходит органичная интеграция обучения и творчества. Для этого необходимо различать, чему можно и нужно учить детей и чему нельзя учить напрямую. Не разрушайте отношение ребенка дошкольного возраста к искусству и не учите его изображать "правильным" способом, а поощряйте его творчество, предлагая новые инструменты.

Ребенок растет, и сколько бы похвал он ни получал от взрослых, в конце концов "ребенок" не удовлетворен своими рисунками, и изобразительное искусство начинает приходить в упадок.

Для того чтобы подготовить ребенка к творчеству, можно обучать не только приемам и манипуляциям, так называемым "техническим" навыкам, но и стилям поведения, которые можно опробовать и испытать.

Другое условие - использование педагогических средств для стимулирования творческой активности ученика. Для этого существует много разных способов, но общий знаменатель - заинтересовать каждого ребенка в том, что он должен делать.