Файл: 1. теоретические аспекты понятия творческой активности младших школьников.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Учитель дожен понимать, что все дети разные и он не может требовать, чтобы на занятиях все развивали одинаковый уровень компетентности, по разным причинам, включая среду, в которой они растут, уровень развития их способностей и скорость, с которой они приобретают знания и навыки. Некоторые люди могут достичь этого и позже в жизни. Опасно поспешно относить учеников к категории одаренных, средних или неталантливых на основании результатов успеха или неудачи. Таланты и интересы детей еще не определены и меняются со временем. У каждого есть талант к определенным видам художественной деятельности, но, возможно, он еще не проявился. Поэтому необходимо знакомить детей с различными видами художественной деятельности и техниками.
Определите основные компоненты, развитие которых влияет на развитие детского творчества (тактические задания учителя):
- Развитие конструктивного мышления и воображения, фантазии учащихся.
- Развитие зрительной памяти: способствует созданию ярких зрительных образов.
- Развитие эстетических чувств: эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому объекту.
- Развитие мыслительных качеств, необходимых для более продуктивной работы.
Эти цели могут быть достигнуты в любом школьном классе. Преимущество учителей изобразительного искусства в том, что они могут решать эти задачи быстрее в силу возрастных особенностей своих учеников.
Исследователи выделили следующие качества, которые делают возможным творчество как творческую деятельность.
- Определенный уровень интеллектуальных способностей;
- Аналитические способности;
- Скорость реакции;
- Легкость ассоциаций
- Нестандартное мышление
- Творческое воображение;
- Развитие интуиции.
Поэтому на уроках, направленных на развитие творческой компетентности, необходимо сосредоточиться на конкретных заданиях и упражнениях, направленных на развитие этих качеств.
По словам У. Джеймса, "... гений отличается от обычного ума аномальным развитием способности к ассоциациям по аналогии". Ассоциации - это связи между психическими явлениями, причем такие, что осознание одного из них сопровождается осознанием другого. Ассоциации напрямую связаны со сферой человеческих эмоций. Другими словами, развитие способности к ассоциациям, обучение творческому мышлению и тренировка воображения возможны только через реализацию эмоционально-творческой сферы в психике ребенка.
Чувственные ощущения, которые кажутся невозможными для взрослых, не представляют сложности для школьников. Представьте себе таинственный шелест осенних листьев, мягкий звук хрустального колокольчика, горький запах полыни или свежий аромат весеннего ветерка. Для взрослых способ постановки вопроса будет непонятен. Вылепить бессмысленную польку и простецкий менуэт, нарисовать нежное прикосновение бабочки - это под силу старшекласснику.
Еще один важный способ стимулирования ассоциативного мышления - использование сравнений в классе. Опираясь на метафорические образные сравнения и творческое воображение, дети решают задачу передать характер дерева через образ человека.
Задача: "Древние друиды верили, что все деревья обладают чертами, присущими человеческой личности. Деревья, как и люди, могут быть хорошими или плохими, слабыми или сильными, умными или беззаботными". Почему ива ассоциируется у нас с грустью, а дуб - с силой и зрелостью? Подобно друидам, попробуйте определить человеческий характер любого дерева и отразить его дух в своей работе.
Слушая мелодию названия, представьте себе внешний вид дерева и вспомните отрывок из стихотворения, раскрывающий отношение автора к дереву. (А.С. Пушкин "Ангара", Ф.Т. Чутчев "Ива" и т.д.) Дети создают самые яркие графические образы. Каждый выбирает дерево с близким ему характером и отражает его через призму собственного "Я", что уже является настоящим актом творчества.
Есть также упражнение на передачу музыкальности слов.
Задание: "Нарисуйте на цветной точке свое полное имя - Иван, Ольга, Ирина, Далия и т.д.. Подумайте, на что похоже ваше имя: оно контрастное или размытое, теплое или холодное, твердое или размытое, жесткое или мягкое? Затем представьте любимые имена вашей мамы: Ванюша, Оленька, Иришка, Дашутка. Почувствуйте различия и воспроизведите их в собственном произведении искусства.
При изучении жанров живописи и знакомстве детей с новыми художественными материалами, терминами и названиями техник я также включаю элементы игры. Например, используют пазлы, в которых дети составляют слова для запоминания, используя буквы, выбранные из других известных им слов.
Таким образом, дети проявляют большой интерес к изучаемым терминам и понятиям, повышается их внимательность, и в то же время они повторяют названия уже известных им материалов и инструментов, а также термины, используемые художником.
Пример соревновательной игры, в которую играют в группах по два-три человека.
Детей просят по очереди стоять перед доской и расставлять репродукции с изображением времен года в определенном порядке, упорядочивать их по видам, группировать предметы декоративно-прикладного искусства по видам или соединять вырезанные фрагменты в узор.
В этих играх используются различные жетоны для проверки дисциплины и точности работы. В конце игры определяется победитель.
Включение игровых моментов позволяет закрепить и обобщить пройденный материал, демонстрируя основные учебные навыки.
Например, кукла опаздывает или отсутствует в классе после выполнения задания. Детей просят объяснить ей, что бы они узнали, если бы она пришла вовремя. Вопросы, задаваемые от имени куклы, вызывают у детей сопереживание и желание рассказать больше о том, что они узнали на уроке.
Умные, творческие и эмоциональные игры - это не только эффективный инструмент для знакомства с произведениями искусства. Во время игр учащиеся развивают свои художественные знания и повторяют уже изученный материал по истории искусства.
В начальной школе также часто проводится игра "Веселые пятна": дети макают кисточку в любимый цвет и пишут на бумаге толстые точки и запятые. Затем они сильно нажимают ладонями и открывают бумагу. Какой интересный рисунок и странный узор! Дети в восторге, они добились успеха и чувствуют себя маленькими творцами.
Уместно соревноваться, кто нарисует самых странных животных и птиц, кто придумает самые интересные истории. Игра тесно связана с развитием воображения и творчества.
Требования игры побуждают детей активно мыслить, развивают терпение, силу воли и чувство коллективизма.
Она создает ощущение увлеченности и интереса к тому, что они делают, чувство творческой свободы и любопытство к собственным способностям. Работая с детьми, необходимо использовать проявляемые ими интересы и способности, чтобы направить их таланты в нужное русло. Чем сильнее интерес или энтузиазм, тем глубже деятельность. Формирование интересов и энтузиазма - это не то, что может сделать учитель по книге или сверху вниз. Поэтому необходимо стараться поощрять свободу выбора детей и позволяю каждому развивать свои интересы и предпочтения.
Художественные дидактические игры можно разделить на несколько видов:
- Игры-путешествия и экскурсии;
- игры-соревнования или эстафеты
- игры на отгадывание загадок
- игры в лото
- игры на составление композиции.
Различные техники, используемые на уроках, такие как монотипия, рисование ладошкой, эффект потрескавшегося воска, рисование клеем, рисование солью, узоры из царапин, точечные узоры и слоеные рисунки, предоставляют широкие возможности для развития творческих способностей учащихся.
Использование на уроках различных стилей работы и техник позволяет ребенку активно участвовать в творческом процессе рисования, увидеть новые решения в той или иной технике, обогатить свои первоначальные идеи и стать более выразительным в результатах своей изобразительной деятельности. Работа с различными техниками и материалами на занятиях создает необходимые условия для развития творческих способностей ребенка на уроках рисования.
Важное место занимают экскурсии и прогулки на природе, которые способствуют развитию эстетической чувствительности через созерцание природы или воссоздание пейзажей, деревьев, растений, цветов, животных, предметов быта и зданий. "Для того чтобы дети могли распознать красоту, очень важно, чтобы учителя передавали красоту окружающего мира в радостных и вдохновляющих выражениях. Красота природы обостряет восприятие, пробуждает творческое мышление и наполняет язык индивидуальным опытом.
Коллективные формы работы, такие как групповые обсуждения и создание групповых досок, имеют решающее значение для творческого развития детей.
Когда на уроке существует сотрудничество и координация между учениками и учителем, только учитель, работающий творчески, может сформировать творческую личность школьника. Это идет от народной педагогики, где отцы и сыновья, матери и дочери на равных решают важные жизненные вопросы.
Это напоминает мне картину Э. Фреловой "Отец и сын". Отец и сын - мудрый крестьянин и мальчик - идут бок о бок, держа в руках косу. Мальчик мог бы отдать косу отцу и сказать ему: "Делай, как я". Но жизненный опыт подсказал более разумное решение. Ритмичные взмахи косой, ускорение, целенаправленные движения и передача всех навыков, накопленных отцом. Когда обе стороны глубоко заинтересованы в достижении наилучшего результата, это и есть настоящее сотрудничество.
На уроках искусства очень важно, чтобы слышались не холодные, бездушные ответы, каким бы правильным ни был ответ, а ответы, содержащие собственный опыт и впечатления, чувства ребенка, выражение его души и сердца.
Если нам всем важно, чтобы дети развивали свои нравственные, духовные и творческие качества через искусство, мы должны помнить об этом и радоваться маленьким победам.
Только педагогическая проницательность и интуиция могут как-то увидеть или почувствовать этот великий труд - труд души.
Учителя должны уметь видеть индивидуальность и личность каждого ребенка и подходить к этому с большой осторожностью.
Ведь, как отмечал психолог А.Н. Леонтьев, "люди рождаются не с талантами, а со способностью их развивать".
Опыт использования заданий творческой деятельности в образовательной практике показал, что дети, активно занимающиеся творчеством, в дальнейшем могут успешно заниматься другими видами творческой деятельности.