Файл: 1. теоретические аспекты понятия творческой активности младших школьников.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основываясь на концепции С.Л. Рубинштейна о выражении волевых действий в процессах сознания, можно сделать вывод, что определенные эмоции выражаются в начале и в конце волевых действий (т.е. деятельности сознания). Разница лишь в том, что в начале процесса эти эмоции выступают как мотивы, т.е. движущие силы, а в конце процесса они выражаются как проявления удовлетворения возникающих потребностей.
В современной работе о творческой деятельности Ю.Н. Лумина определила понятие творческой активности как состояние активности личности, характеризующееся стремлением к преобразованию чего-либо, созданию материальных и духовных продуктов, имеющих личностную значимость. На наш взгляд, данное понятие более точно описывает природу творческой активности и особенности ее проявления. Опираясь на работы В.Н. Дружинина, ученые смогли определить наше представление о творческой активности как общей категории проявлений психики субъекта во взаимодействии с окружающей средой [].
Например, творческая активность преобразующего характера, по мнению ученых, делится на два подвида:
1. созидательное поведение (активность) - подвид активности, направленный на преобразование или создание новой среды.
2. деструктивное поведение (дезадаптивное) - подтип деятельности, направленный на разрушение того, что уже существует.
В работах Л.С. Выготского, Л.Н. Нестеровой, И.И. Родина и др. классифицированы два уровня активности:
1. низкий - репродуктивная активность. Обусловлена способностью выполнять, копировать и воспроизводить.
2. высокий - творческая активность. []
На основании изученной психолого-педагогической литературы мы пришли к выводу, что творческая активность - это черта личности, которая развивается в результате отражения внутреннего мировоззрения человека на внешнюю среду и проявляется в выражении спонтанности, гибкости мышления и стремлении к открытию новых путей решения проблем.
1.2.Психолого-педагогические особенности младших школьников
Многие психологи (Г.С. Абрамова, Р.С. Немов, В.А. Сластенин, Д.Б. Эльконин) определили возрастные границы от 6-7 до 10-11 лет.
В этих возрастах у ребенка происходит перестройка всех психических и познавательных процессов, что связано, прежде всего, с поступлением ребенка в школу. В основе психического развития детей младшего возраста лежит, прежде всего, инициирующая деятельность обучения. Организация учебной деятельности дает ребенку возможность научиться выполнять совместные действия и предоставляет важные возможности для развития самооценки. Психологи сходятся во мнении, что именно в младшем школьном возрасте происходит дальнейшее закрепление и развитие основных человеческих характеристик познавательных процессов, имеющих решающее значение для новой учебной деятельности ребенка.
По мнению Г.С. Тарасова, возрастными психологическими особенностями детей младшего школьного возраста являются
- двигательная активность
- сенсорно-перцептивная активность (способность и потребность в приобретении новых ощущений, их удержании и воспроизведении).
-интеллектуальная активность (интеллектуальная инициатива, любознательность, интерес к поиску связей, причинно-следственных отношений, объективированию и воспроизведению ситуаций, выделению себя из "поля деятельности" и др.)
- Мотивационная и эмоционально-экспрессивная деятельность (диапазон мотивов социальной жизни, способность к идентификации, символизации и замещению);
- Способность включать все эти виды умственной деятельности в реальную деятельность, поведение и общение (включая обучение и игру), чтобы эффективно структурировать и координировать их;
Основные человеческие характеристики когнитивных процессов (мышление, интеллект, память, внимание, эмоции, воображение, восприятие и речь), необходимость которых связана со школьным обучением, укрепляются и развиваются в младшем школьном возрасте.
Дети начинают обучение в школе с конкретных идей. Дети рассматривают внешние объекты и события. Формы, цвета, звуки и ощущения знакомы на ранних этапах обучения. Эффекты обучения позволяют им постепенно переходить от осознания внешней стороны явлений к осознанию их сущности и отражению их основных свойств и качеств в своем мышлении, делать первые обобщения, первые выводы, первые аналогии и первые умозаключения.
В ходе учебной деятельности младшие школьники осваивают основы теоретического познания и человеческого мышления. В ходе этого обучения младшие школьники приобретают основные психологические новые формы произвольности, осмысленного мышления, анализа и планирования, которые определяют фундаментальные и качественные изменения в познавательных процессах и личности (В.В. Давыдов).
Теоретическое мышление позволяет учащимся решать проблемы, концентрируясь на внутренних, фундаментальных свойствах и отношениях объектов, а не на их внешних свойствах и связях; к концу 4 класса учащиеся достигают нового качественного уровня в развитии своего мышления и способны понимать причинно-следственные связи. Однако метафорическое мышление все еще остается основным типом мышления в начальных классах.
В целом, существует несколько аспектов общего развития интеллекта, которые лежат в основе познавательного интереса в младшем школьном возрасте:
- Ассимиляция и активное использование речи как инструмента мышления;
- Влияние связей и взаимное усиление всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического);
- Выделение и самостоятельное развитие двух этапов в интеллектуальном процессе (подготовительного и интеллектуального).
Р.С. Немов подчеркивает, что в умственном развитии детей этого возраста наблюдается значительный прогресс.
Большое значение в познавательной деятельности школьников имеет память. Память детей в основном наглядно-образная и конкретная. Интересные, конкретные и яркие вещи запоминаются отчетливо. Однако младшие школьники еще не умеют откладывать свои воспоминания в памяти и превращать их в учебную задачу.
Учителя прилагают большие усилия для развития навыков самоконтроля, самостоятельной проверки знаний и рациональной организации учебных задач.
Выготский подчеркивает, что молодые учащиеся активно развивают механическую память на соответствующие логические единицы знаний.
Произвольная память становится необходимой функцией учебной деятельности, и дети начинают осознавать необходимость заставить свою память работать на них. По мере запоминания и воспроизведения учебного материала ребенок осмысливает свои психические преобразования в результате погружения в учебную деятельность и начинает понимать для себя, что "учить себя" означает изменять себя в знаниях и развивать способность к волевому действию.
Внимание детей младшего школьного возраста является непроизвольным, слабо устойчивым и ограниченным по объему. Поэтому весь процесс воспитания и обучения детей младшего школьного возраста зависит от развития культуры внимания. Внимание у детей младшего школьного возраста развивается вместе с другими функциями, в первую очередь с желанием учиться и чувством ответственности за успех учебной деятельности.
Что касается способности к изменению, то она даже выше, чем в среднем у взрослых в этом возрасте. Это объясняется юным возрастом организма и текучестью процессов в центральной нервной системе ребенка. Однако даже в этом случае внимание ребенка сохраняет признаки "детскости". Продолжительность внимания ребенка максимальна, когда объект или событие, привлекающее его внимание, особенно интересно.
Эмоциональная сфера ребенка меняется, когда он начинает ходить в школу. С другой стороны, дети младшего возраста, особенно первоклассники, склонны остро реагировать на отдельные события и ситуации, которые их затрагивают (это относится и к дошкольникам). Дети чувствительны, очень восприимчивы и эмоционально реагируют на окружающую среду.
В частности, они воспринимают природу объектов и артефактов, которые вызывают немедленные эмоциональные реакции и отношение. Они лучше всего воспринимают визуальные, яркие и движущиеся объекты. С другой стороны, когда ребенок начинает ходить в школу, дошкольная свобода сменяется зависимостью и подчинением новым правилам жизни и новым конкретным эмоциональным переживаниям.
Ситуация школьной жизни погружает ребенка в мир строго регламентированных отношений и требует от него организованности, ответственности, дисциплинированности и хорошей успеваемости в школе. Новая социальная ситуация делает условия жизни ребенка более сложными и действует на него как фактор стресса. Большинство первоклассников эмоционально положительно относятся к школе и проявляют сильный интерес к учебе.
Устойчивый и сильный интерес к школе делает детей творческими, увлеченными учебой и готовыми принять любой вызов. Благодаря такому интересу дети получают удовольствие от учебы.
В этом возрасте воображение развивается быстро. Дети уже могут создавать различные ситуации. Учебная деятельность предъявляет особые требования к воображению и поощряет спонтанность. В классе учителя просят детей представить себе ситуации, в которых предметы, образы и символы преобразуются в определенные формы. Такие условия обучения стимулируют развитие воображения, но они должны быть подкреплены специальными инструментами - иначе детям будет трудно продолжать произвольные действия воображения.
Инструментами могут быть реальные предметы, схемы, макеты, знаки и графические изображения. Лучше всего воображение проявляется при рисовании или создании историй и сказок.
Неустанные усилия воображения являются для детей важнейшим способом восприятия и освоения окружающего мира, способом выхода за пределы личного практического опыта, важнейшей психологической предпосылкой развития творческих способностей и способом усвоения норм социальной сферы.
Восприятие младших школьников неустойчиво и рассеяно, но в то же время остро и свежо, с "медитативным любопытством". Школьники интересуются, любопытствуют и наблюдают за окружающей их жизнью, пытаясь найти в ней что-то новое и необычное, чего они не знают. Микроразличия в восприятии и микроанализ восприятия поддерживаются сильным эмоциональным восприятием; в 4 классе восприятие становится более сложным, глубоким и лучше организованным. Они могут демонстрировать аналитические способности в восприятии рассматриваемого объекта и могут различать объекты.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы Учебная деятельность требует развития высших психических функций. Это означает произвольность, продуктивность и устойчивость всех познавательных процессов: внимания, памяти и воображения.
В младших классах внимание, память и воображение уже самостоятельны. Они осваивают специальные формы поведения, которые дают им возможность концентрироваться на учебной деятельности, запоминать увиденное и услышанное, представлять себе вещи, выходящие за пределы прежних представлений.
Преобладает наглядно-образное и реалистическое мышление и примитивное метафорическое мышление, поднимаясь от понятийного развития и слабого логического мышления на предыдущей стадии к вербально-логическому мышлению на уровне конкретных понятий. Это способствует повышению уровня интеллектуального развития и позволяет им решать различные учебные и жизненные задачи.
Психологические особенности детских интересов (податливость, внушаемость и правдоподобие) предоставляют важные возможности для педагогического воздействия с целью развития целенаправленного познавательного интереса к обучению.