Файл: Кафедра ифнт дипломная работа тема работы Роль лидера в создании эффективной команды на примере Закрытого.pdf
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт электронного обучения
Направление 380303 «Управление персоналом»
Кафедра ИФНТ
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Тема работы
Роль лидера в создании эффективной команды (на примере Закрытого
Акционерного Общества Русская Телефонная Компания).
УДК __331_____
Студент
Группа
ФИО
Подпись
Дата
З-11И12
Дремова Яна Игоревна
Руководитель
Должность
ФИО
Ученая степень,
звание
Подпись
Дата
Доцент кафедры ИФНТ Фадеева Вера
Николаевна канд.ф.н., доцент
ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ:
Зав. кафедрой
ФИО
Ученая степень,
звание
Подпись
Дата
ИФНТ
Трубникова Наталья
Валерьевна
Д.и.н., профессор
Томск – 2016 г.
2
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт электронного обучения
Направление 38.03.03 «Управление персоналом»
Кафедра ИФНТ
УТВЕРЖДАЮ:
Зав. кафедрой ИФНТ
_____ _______ ____________
(Подпись) (Дата) (Ф.И.О.)
ЗАДАНИЕ
на выполнение выпускной квалификационной работы
В форме:
Дипломной работы
(бакалаврской работы, дипломного проекта/работы, магистерской диссертации)
Студенту:
Группа
ФИО
З-11И12
Дремова Яна Игоревна
Тема работы:
Роль лидера в создании эффективной команды (на примере Закрытого
Акционерного Общества Русская Телефонная Компания).
Утверждена приказом директора (дата, номер)
Срок сдачи студентом выполненной работы:
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:
Исходные данные к работе
(
наименование объекта исследования
или проектирования;
производительность или нагрузка; режим работы
(непрерывный, периодический, циклический и т. д.); вид
сырья или материал изделия; требования к продукту,
изделию или процессу;
особые требования к особенностям
функционирования (эксплуатации) объекта или изделия в
плане безопасности эксплуатации, влияния на
окружающую среду, энергозатратам; экономический
анализ и т. д.).
1.Материалы курсовых работ по дисциплинам
«Лидерство и управление командой», «Психология управления персоналом», «Развитие персонала»
2.Монографии.
3.Статьи периодических изданий
4.Учебники.
3
Перечень подлежащих исследованию,
проектированию и разработке
вопросов
(аналитический обзор по литературным источникам с
целью выяснения достижений мировой науки в
рассматриваемой области; постановка задачи
исследования, проектирования, конструирования;
содержание процедуры исследования, проектирования,
конструирования;
обсуждение результатов выполненной
работы; наименование дополнительных разделов,
подлежащих разработке; заключение по работе).
1.
Поставлены следующие задачи: определить значение терминов «лидерство» и «лидер»; выяснить какие факторы могут оказывать влияние на проявление лидерства; заострить внимание и более подробно изучить такой фактор, как гендер, выявить общие гендерные различия; выяснить причины различий в проявлении лидерства в зависимости от пола лидера; сравнить проявление лидерства у мужчин и женщин;
2. Цель - выяснить, действительно ли проявление лидерства зависит от гендера (гендер влияет на эффективность, успешность лидера);
3. Выявить особенности проявления лидерства у мужчин и женщин для более точного представления образа успешной женщины-лидера.
Названия разделов, которые должны быть написаны на русском и иностранном
языках: нет
Дата выдачи задания на выполнение выпускной
квалификационной работы по линейному графику
11.04.2016
Задание выдал руководитель:
Должность
ФИО
Ученая степень,
звание
Подпись
Дата
Профессор кафедры
ИФНТ
Ардашкин Игорь
Борисович д.ф.н., профессор
Задание принял к исполнению студент:
Группа
ФИО
Подпись
Дата
З-11И12
Дремова Яна Игоревна
4
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
___________________________________________________________________________
Институт электронного обучения
Направление подготовки – 38.03.03 «Управление персоналом»
Уровень образования – бакалавр
Кафедра ИФНТ
Период выполнения – весенний семестр 2015/2016 учебного года
Форма представления работы:
Дипломная работа
КАЛЕНДАРНЫЙ РЕЙТИНГ-ПЛАН
выполнения выпускной квалификационной работы
Срок сдачи студентом выполненной работы:
04.05.2016
Дата контроля
Название раздела (модуля) / вид работы (исследования)
Максимальный балл раздела (модуля)
16.09.2015 Составление библиографии, обзор литературы
10 02.12.2015 Проведение социологического исследования, анализ результатов социологического исследования
5 15.02.2015 Написание чернового варианта ВКР
15 04.03.2015 Литературное оформление ВКР, подготовка доклада, раздаточных листов
10
Итого:
40
Схема оценивания
39 – 40 35 – 38 31 – 34 27 – 30 22 – 26 17 – 21 0 – 16
– отлично
– очень хорошо
– хорошо
– удовлетворительно
– посредственно
– условно неудовлетворительно
– безусловно неудовлетворительно
Составил преподаватель:
Должность
ФИО
Ученая степень, звание
Подпись Дата
Профессор кафедры ИФНТ
Ардашкин
Игорь
Борисович д.ф.н., профессор
СОГЛАСОВАНО:
Зав. кафедрой
Ученая степень, звание
Подпись Дата
ИФНТ
Трубникова Наталья
Валерьевна
Д.и.н., профессор
5
РЕФЕРАТ
Выпускная квалификационная работа 64 с., 7 рис., 4 табл., 64 источника.
Ключевые слова: лидер, команда, эффективность, менеджер, организация, развитие, этап.
Объектом исследования являются этапы создания эффективной команды, возможные формы создания команды, роль лидера на каждом из этапов формирования команды.
Цель работы – определение значимости лидера в процессе команообразования и разработка практических рекомендаций по совершенствованию деятельности лидера в процессе эффективного командообразования.
В процессе были использованы методы: анализа теоретического материала относительно проблемы и прямого наблюдения.
Полученные результаты и их новизна: даны некоторые рекомендации по совершенствованию лидерского управления на стадиях командообразования на примере Закрытого Акционерного Общества Русская
Телефонная Компания.
Степень внедрения: исследования были проведены на территории предприятия ЗАО РТК совместно с рабочей деятельностью персонала ЗАО
РТК.
Область применения: данное дипломное исследование может быть применено в сфере управления персоналом на любом предприятии с командной структурой деятельности.
Значимость исследовательской работы: современное развитие лидерской деятельности в командной работе на предприятии.
В дальнейшем предполагается разработка более новых методов деятельности лидера в управлении персоналом.
6
ABSTRACT
Graduation thesis 64 p., 7 Fig., 4 tab., 64 sources.
Key words: leader, team effectiveness, manager, organization, development, stage.
The object of research is the steps of creating an effective team, possible forms of team building, a leader's role at each stage of team formation.
Purpose – to determine the importance of leader in process of team building and development of practical recommendations for improving the activity of the leader in the process of effective team building.
In the process methods were used: analysis of theoretical material on the problem and direct observation.
The results obtained and their novelty: some recommendations for improving leadership and management at the stages of team building by an example of Joint stock company Russian Telephone Company.
Level of implementation: the study was conducted on the territory of JSC
RTK together with the working activities of the personnel of JSC RTK.
Scope: this thesis study can be applied in the field of personnel management in any enterprise with the command structure of activities.
Significance of research: modern development of leadership activities in team work in the enterprise.
In the future it is planned to develop more new methods of work of the leader in personnel management.
7
Перечень стандартов,
используемых при оформлении пояснительных записок и чертежей
1. ГОСТ Р 1.5 – 2012 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные
Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения.
2. ГОСТ 2.105 – 95 Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам.
3. ГОСТ 2.106 – 96 Единая система конструкторской документации. Текстовые документы.
4. ГОСТ 2.301 – 68 Единая система конструкторской документации. Форматы.
5. ГОСТ 2.316 – 2008 Единая система конструкторской документации. Правила нанесения на чертежах надписей, технических требований и таблиц.
6. ГОСТ 3.1102 – 2011 Единая система технологической документации. Стадии разработки и виды документов.
7. ГОСТ 3.1105 – 2011 Единая система технологической документации. Формы и правила оформления документов общего назначения.
8. ГОСТ 7.0.5 – 2008 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка.
9. ГОСТ 7.1 – 2003 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание.
10. ГОСТ 7.9 – 95 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Реферат и аннотация.
11. ГОСТ 7.11 – 2004 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на иностранных языках.
12. ГОСТ 7.0.12 – 2011 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу.
Сокращения русских слов и словосочетаний в библиографическом описании произведений печати.
13. ГОСТ 7.32 – 2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчёт о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.
14. ГОСТ 8.417 – 2002 Государственная система обеспечения единства измерений.
Единицы величин.
15. ГОСТ 19.101 – 77 Единая система программной документации. Виды программ и программных документов.
16. ГОСТ 19.106 – 78 Единая система программной документации. Требования к программным документам, выполненным печатным способом.
17. ГОСТ 19.401 – 78 Единая система программной документации. Текст программы.
Требования к содержанию и оформлению.
18. ГОСТ 19.402 – 78 Единая система программной документации. Описание программы.
19. ГОСТ 19.404 – 79 Единая система программной документации. Пояснительная записка.
20. ГОСТ 19.502 – 78 Единая система программной документации. Описание применения. Требования к содержанию и оформлению.
21. ГОСТ 28388 – 89 Система обработки информации. Документы на магнитных носителях данных. Порядок выполнения и обращения.
8
Определения и понятия
Лидерство: тип взаимодействия управления (между последователями и лидерами), который основан на более эффективном в данной ситуации сочетании разнообразных источников власти и направлен на оказание влияния на различных личностей в отдельности или командную деятельность в целом для достижения общих целей.
Лидер эмоциональный: это тот член команды, который берет на себя ответственность за зону регуляции коллективного настроения
(экспрессивные функции) в труднорешаемых ситуациях.
Лидер инструментальный или деловой: это тот член команды, который берет на себя ответственность за решение проблемной ситуации, учитывая групповые цели, и обладает необходимыми навыками, знаниями, информацией и методами.
Команда: группа людей, которые имеют необходимую квалификацию в определенной сфере и предельно верных общей миссии и целям деятельности своего предприятия, для достижения которых они вместе взаимодействуют, регулируя и согласовывая свою деятельность.
Эффективная команда: это такая группа людей, сотрудников, чье количество соответствует необходимому числу для выполнения поставленных задач, в составе которой имеются люди с различными чертами характера, образом жизни и мышления, чьи нормы и правила соответствуют позиции организации и формированию положительного морального духа, где правильно соблюдены целевые и социальные роли и где нет отдельного доминантного статуса членов группы.
Командообразование: развитие группы из формально утвержденной руководством в команду с собственной субкультурой.
9
Оглавление
Введение 7
Глава
1.
Основные теоретические аспекты лидерства и командообразования. 10 1.1
Сущность и понятие лидерства, функции лидера 10 1.2
Понятие эффективной команды и ее формирование 16 1.3 Формы и этапы образования команды 25
Глава 2. Анализ роли лидера в создании эффективной команды на примере Закрытого Акционерного Общества «Русская телефонная компания» 30 2.1 Характеристика особенностей труда сотрудников салонов связи на примере ЗАО РТК. 30 2.2 Анализ роли лидера в формировании эффективной команды на разных этапах развития 37
Глава 3. Разработка рекомендации по улучшению рабочей деятельности лидера для создания эффективной команды 48 3.1 Оценка эффективности работы команды на итоговом этапе и рекомендации по улучшению проблемных зон 48 3.2 Оценка эффективности деятельности лидера команды на каждой стадии формирования команды и рекомендации по совершенствованию деятельности руководителя 54
Заключение 68
Список используемых источников 70
10
Введение.
Данная тема актуальна, потому как задачи, которые ставят организации любой величины удается решить быстрее и эффективнее за счет качественного взаимодействия коллектива.
Значимость лидера в формировании и управлении командой определена его усилиями по приему, обучению и продвижению достойных кандидатов в команде. Менеджеру необходимо донести миссию компании, а также он обязан направлять общую энергию на решение целей предприятия.
Одновременно с этим лидерство выражается в воздействии на членов команды, вынуждают их проявить свои сильные личные качества и сдержать проявление слабых сторон характера.
Роль лидера в формировании «суперкоманды» просто неоспорима не только с человеческой точки зрения, но и с точки зрения бизнеса. Работа лидера ощущается не только в повышении духа командности и товарищества, но и для гарантии выполнения заданий, в повышении показателей, примера работы, гарантии для руководителей и подчиненных,
Сформированная команда обязана эффективно и оперативно реагировать на любое появление изменений или проблем. Менеджер или лидер, который создал данную команду, может быть уверен в своем успехе в компании, а также в будущем компании.
Принято считать, что лидер должен обладать определенным набором качеств, такие как ответственность, организованность, непредвзятость и другие. Проблема заключена в том, насколько важны данные качества и таланты лидера в организации, а также весомо ли влияние этих качеств на эффективность работы каждого из членов группы.
Цель данной работы. Теоретическое обоснование: определение значимости лидера при формировании эффективной команды, а также определение функций и качеств эффективного лидера команды. Разработка практических рекомендаций по совершенствованию деятельности лидера в процессе эффективного
11 командообразования.
Объект исследования являются этапы создания эффективной команды, возможные формы создания команды, роль лидера на каждом из этапов формирования команды.
Предмет исследования являются этапы создания эффективной команды, возможные формы ее формирования, роль лидера на каждом из этапов формирования команды на примере ЗАО РТК.
Поставленные мной задачи в дипломной работе:
1.1. Анализ теоретического материала по формированию команды, определение роли лидера в формировании команды, на основании рассмотренного материала определить функции, которые должен выполнять лидер и характеристики эффективного лидера.
1.2. Анализ роли деятельности лидера в процессе создания эффективной команды на предприятии ЗАО «РТК»;
1.3. Обосновать эффективность, либо неэффективность действий лидера в процессе формирования команды на предприятии ЗАО «РТК»;
1.4. Предложить комплекс мероприятий по совершенствованию работы лидера в создании эффективной команды на предприятии ЗАО
«РТК».
Гипотеза моей работы: важная роль отводится лидеру в формировании эффективной команды. Результат работы лидера проявляется в его способности управления социальными отношениями, а также ориентированности на результат работы команды в целом. Эффективность лидерства напрямую связана со способностью лидеров руководить межличностной и организационной коммуникацией, которая воздействует на ее характер.
Эмпирической базой исследования послужила практика работы в компании ЗАО РТК, деятельность которой связана с развитием персонала.
В своей работе я использовала литературу таких авторов как Джек Уэлч,
Томас Нефф, Дмитрия Маслова и других иностранных и российских авторов.