ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 252

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- экспертная – в рамках мониторинга возможно осуществление экспертизы состояния, концепции, форм и методов развития системы образования, ее компонентов и подсистем;
- информационная – мониторинг является способом регулярного получения сопоставимой информации о состоянии и развитии системы, необходимой для анализа и прогноза состояния и развития системы;
- интегративная – мониторинг является одним из системообразующих факторов, обеспечивающих комплексную характеристику процессов.
Выделяют общие особенности мониторинговой деятельности [5]: а) объекты мониторинга динамичны, подвержены влиянию внешних воздействий, которые могут вызвать различные изменения в состоянии объекта; б) реализация мониторинга предполагает организацию постоянного слежения за объектом, изучение и оценку его состояния; в) организация слежения предусматривает отбор обоснованных критериев и показателей, по которым ведется измерение и описание параметров объекта; г) каждая конкретная система мониторинга ориентирована на конкретного потребителя, которым может быть как отдельное учреждение, так и государство в целом.
2.2. Можно выделить основные виды мониторинга:
1. По содержанию:
- дидактический мониторинг, предметом которого являются новообразования учебного процесса (получение знаний, умений, навыков, соответствие их уровня требованиям ГОС и т. д.);
- воспитательный мониторинг, который учитывает изменения в создании условий для воспитания и самовоспитания обучающихся, «приращение» их воспитательного уровня;
- социально-психологический, показывающий уровень социально-психологической адаптации личности обучающегося;
- управленческой деятельности, показывающий изменения в различных управленческих подсистемах.
2. По характеру используемых методов и методик – статистический и нестатистический мониторинг.
3. По направленности:
- мониторинг процесса – представляет картину факторов, влияющих на реализацию конечной цели;
- мониторинг условий организации деятельности – выявляет отклонения от запланированной нормы деятельности, уровень рациональности деятельности, необходимые ресурсы;
- мониторинг результатов – выясняет, что было сделано из запланированного, какие результаты достигнуты.
3. Условия организации мониторинга в образовании
3.1. Задачи организации мониторинга.
3.2. Методы мониторинга.
3.3. Этапы мониторинга.
3.1. При организации мониторинга важно выполнить следующие задачи:
1. Определить критерии качества реализации мониторинга, выработать комплекс показателей, обеспечивающих целостное представление о состоянии системы, качественных и количественных изменениях в ней.
2. Отобрать средства диагностики.
3. Установить уровень соответствия реального состояния объекта ожидаемым результатам.
4. Систематизировать информацию о состоянии и развитии системы.
5. Обеспечить регулярное и наглядное представление информации о происходящих процессах.


6. Организовать информационное обеспечение анализа и прогнозирования состояния и развития системы образования, выработки управленческих решений.
Информация, собираемая в процессе мониторинга, должна соответствовать требованиям объективности, точности, полноты и достаточности.
3.2. Традиционный мониторинг в форме контрольных работ, экзаменов, инспекторских проверок недостаточно эффективен. Прежде всего, потому, что:
- контроль состояния обучения носит нерегулярный, эпизодический характер, не вскрывается динамика изменений;
- контролируя итоги обучения, оставляют без внимания сам процесс обучения;
- используются достаточно субъективные балльные отметки и интегральные оценки выполнения проверочных заданий в целом, что не позволяет выяснить, какие конкретно и в какой мере элементы содержания не усвоены;
- по существу не используются диагностические методики, позволяющие вскрыть причины тех или иных ошибок учащихся, недочетов в работе учителя, выявить факторы, влияющие на успеваемость.
Для проведения мониторинга могут применяться общие методы психолого- педагогических исследований – наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование, эксперимент. Используются и специфические методы - анализ продуктов деятельности
(например, документов), методы изучения состояния воспитательной работы, игровые методы, творческие отчеты, методы экспертных оценок, аналитико-оценочные методы
(самооценка, анализ занятия, шкалирование и др.). Для обработки результатов мониторинга используют математико-статистические методы.
3.3. Мониторинг проводится по следующим этапам:
1. Подготовительный этап:
- формирование заказа на мониторинг,
- выделение объекта мониторинга,
- методическое обеспечение мониторинга,
- определение критериев и показателей,
- создание рабочего проекта или программы,
- инструктаж или подготовка кадров, проводящих мониторинг.
2. Этап проведения мониторинга:
- проведение диагностики системы с использованием выбранных методов в соответствии с рабочей программой,
- сбор и анализ, хранение результатов.
3. Этап обработки данных и принятия решений:
- обработка данных, в том числе математико-статистическая,
- анализ, обобщение и систематизация полученных данных,
- подготовка заключительного документа,
- принятие решений,
- комплекс мероприятий, активизирующих использование данных, в том числе информационное обеспечение мониторинга.
В настоящее время предлагаются детализированные технологии педагогического мониторинга [10], описание одной из которых мы приводим ниже.
Таблица 1
Технология педагогического мониторинга в ОУ
(по В.В. Петрухину)
Предмет мониторинг а (объекты мониторинг а)
Цели мониторинга
Период ичность
Ответствен ные
(субъекты мониторинг а)
Результ ат


Общие показатели и материальн о- техническая база образовател ьного учреждения
Сбор статистических данных об оснащенности учебного процесса, об уровне квалификации педагогических работников и динамике изменений качественного и количественного состава обучающихся
2 раза в год
Руководите ли методическ их объединени й, зам. дир. по УВР
Аналит ически е записки
, диагра ммы
Учебно- методическ ое обеспечени е учебного процесса
Сбор информации об обеспеченности учебного процесса учебной и методической литературой, средствами наглядности и т. д.
1 раз в год
(май)
Руководите ли методическ их объединени й
Сводны е таблиц ы, диагра ммы
Методическ ая работа школы
Создание банка данных о методической деятельности методического объединения, создание условий для систематического анализа методической работы
2 раза в год
(сентяб рь, май)
Руководите ли методическ их объединени й, зам. директора по УВР
Аналит ически й отчет, включа ющий график и и диагра ммы
Деятельнос ть учителя
Сбор информации об уровне профессионализма учителей, о направлениях их методического развития и совершенствования, составление рейтинга учителей
Ежемес ячно
Зам. дир. по
УВР
Таблиц ы, справк и, диагра м-мы
Деятельнос ть классного руководите ля
Определение уровня профессиональной компетентности классного руководителя, создание классным руководителем банка данных учащихся, информации об их уровне обученности, воспитанности, уровне развития классного коллектива и сформированности у учащихся основных компетенций
Ежемес ячно
Зам. дир. по
УВР, социальный педагог
Справк и, таблиц ы, диагра ммы
Нормативно
- планирующ ая документац ия
Анализ качества составленных рабочих программ и календарно- тематического планирования
2 раза в год
(сентяб рь, апрель)
Руководите ли методическ их объединени й
Проток олы
Деятельнос ть учащихся
Определение уровня
(качества) обученности учащихся
Ежемес ячно
Классные руководите ли, зам. дир. по УВР
Аналит ически е отчеты, диагра ммы, таблиц ы

Тема 3

ВИДЫ, ФОРМЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ
КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ
Контроль в широком смысле – проверка чего-либо, установление обратной связи. Контроль учебной деятельности учащихся обеспечивает получение информации о результате их учебной деятельности, способствует установлению внешней обратной связи (контроль, выполняемый учителем) и внутренней обратной связи (самоконтроль учащегося).
Функции контроля:
1) диагностическая функция (определение качества усвоения пройденного материала, успехов и пробелов в ЗУНах);
2) образовательная функция (приведение ЗУНов в систему и содействие их прочному усвоению);
3) развивающая функция (внесение корректив в учебный процесс на основе изучения возможностей и способностей учащихся);
4) воспитательная функция (стимулирование систематических занятий по усвоению
ЗУНов и ответственности за их усвоение).
Требования к контролю:
1) индивидуальный характер;
2) систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах;
3) разнообразие методов и форм проведения;
4) всесторонность (охват всех разделов учебной программы, проверка теоретических знаний, практических умений и навыков);
5) объективность контроля (отказ от преднамеренных, субъективных, ошибочных суждений).
Виды контроля:
1) предварительный контроль (перед началом изучения учебного материала для определения исходного уровня ЗУНов);
2) текущий контроль (проверка ЗУНов, приобретенных в ходе изучения нового материала, его повторения, закрепления и практического применения);
3) тематический (после изучения темы, раздела для систематизации знаний обучаемых);
4) периодический (контроль по целому разделу учебного курса);
5) итоговый (контроль в конце учебного года с учетом результатов периодического контроля).
Данная классификация иногда дополняется еще двумя видами контроля [3]:
6) повторный (проверка знаний параллельно с изучением нового материала способствует прочности и системности знаний учеников);
7) отсроченный (контроль остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса).
Формы контроля:
1) индивидуальный;
2) групповой;
3) фронтальный;
4) парный.
Иногда в качестве форм контроля выделяют: зачет, экзамен, собеседование, контрольную
работу, общественный смотр знаний (проводится в присутствии не только одного учителя, но и других учителей, родителей) и т. п.


Методы контроля - это способы определения результативности учебно-познавательной
деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих.
1. Устный (устный опрос).
2. Письменный (упражнения, контрольные работы, сочинения, отчеты и т. д.).
3. Практический (для выявления сформированности умений и навыков практической работы или двигательных навыков).
4. Машинный.
5. Самоконтроль.
6. Комбинированный (уплотненный) – сочетание различных методов контроля.
Взаимосвязь видов, методов, форм контроля и современных средств оценивания представлена в таблице 2 [3].
Таблица 2
Взаимосвязь видов, методов, форм и средств контроля
контроль
входной
промежуточный
итоговый
остаточные знания
собеседование,
анкетирование,
контрольная работа,
экзамен,
тестирование
(входное НОТ)
собеседование,
анкетирование,
контрольная работа,
опрос,
домашнее задание,
семинарское занятие,
лабораторная работа,
деловая игра,
тестирование
(формирующее, диагностическое
КОТ),
портфолио,
рейтинг,
мониторинг
зачет,
экзамен,
тестирование
(тематическое, рубежное, итоговое
КОТ),
портфолио,
рейтинг,
мониторинг
тестирование
(итоговое КОТ)

Оценка и ее функции
Результаты контроля учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в ее оценке. Оценить – значит установить уровень, степень или качество чего-либо.
Оценка – качественный показатель (например, «Ты - молодец!»).
Отметка – количественный показатель (пяти или десятибалльная шкала, проценты).
Функции оценки:
1) мотивационная (поощряет, стимулирует учебную деятельность);
2) диагностическая (указывает на причины тех или иных образовательных результатов);
3) воспитательная (формирует самосознание и адекватную самооценку);
4) информационная (свидетельствует о степени успешности ученика).
Этапы развития пятибалльной шкалы оценок:
1) май 1918 года – постановление А.В. Луначарского «Об отмене отметок»;
2) сентябрь 1935 года - введено пять словесных (вербальных) оценок: «очень плохо», «плохо»,
«посредственно», «хорошо», «отлично»;
3) январь 1944 года – возврат к цифровой «пятибалльной» системе оценки успеваемости.
Недостатки традиционного пятибалльного оценивания:
– низкая дифференцирующая способность;
– травмирующий характер для ребёнка;
– малая информативность для родителей учащихся;
– невозможность фиксации уровня личных усилий ученика для достижения результата;
– малая пригодность для оценивания личностных качеств и достижений;
– создание формальной мотивации, отсутствия активной позиции по отношению к обучению и личной заинтересованности в его результатах.
Основные ошибки при выставлении отметки:
1) инерция отметок (выставление их по установившейся традиции, деление на слабых и сильных);
2) искусственный либерализм и жесткий авторитаризм (завышение и занижение отметок);
3) средний балл успеваемости (носит формальный характер);
4) двойка как средство борьбы с недисциплинированностью [4].
Тема 4
СИСТЕМА РЕЙТИНГ-КОНТРОЛЯ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОГО
ПРОЦЕССА
Рейтинг учащегося (англ. rating, от to rate – оценивать, ранжировать) - это индивидуальный числовой показатель интегральной оценки достижений в учебе, образуемый путем сложения рейтинговых баллов, полученных в результате оценки отдельных учебных действий, по возможности с учетом коэффициента значимости («весового» коэффициента) этих действий в достижении образовательных целей.
Основной принцип рейтинга – ранжирование.
Принципы рейтинговой технологии (по Л.Г. Устиновой)
Ориентационный принцип (чёткое определение для учащихся целей и задач работы, способов их достижения).
Принцип комплексного подхода (единство учебной, научной и воспитательной работы).
Принцип мотивации (формирование у учащихся потребностей в познании, в достижении цели, учении, труде).
Принцип объективности рейтинговой технологии обучения (независимость результатов от личности преподавателя).