Файл: Основы лидерства (Природа и содержание авторитета и лидерства.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
В графе «Обработка» поставлена «1» в строках, где есть «*» и ответы «Редко» или «Никогда». Затем поставлена «1» в строках, не отмеченных «*» и содержащих ответы «Всегда» или «Часто». Если ситуации 2,4,5,6,10,14,16,18 отмечены единицами, просуммированы единицы, результат поставлен в позицию «Внимание к людям». Просуммированы остальные единицы, сумма поставлена в позицию «Внимание к производству».
Полученная при пересечении точка поставлена на графике - решетке Блейка и Моутона (рис.2).
По результатам тестирования установлено, что стиль управления директора ООО «Меридиан» – «Управление организацией людей», т.е. адекватная организация работы через балансирование между необходимостью выполнения работы и удовлетворением необходимых моральных потребностей сотрудников.
На втором этапе исследования стиля управления в ООО «Меридиан» определены те параметры деятельности руководителя, отличие в которых отражается на его отношении к людям.
С этой точки зрения представляется целесообразным выделить следующие параметры управленческой деятельности :
1) выработка управленческих решений, при этом сюда входят как процессы обеспечения руководителя информацией, так и непосредственная выработка и оценка альтернатив;
2) непосредственное принятие решений;
3) ответственность за результат, который получается;
4) контроль деятельности руководителя со стороны подчиненных (таблица 5).
Рисунок 2. Управленческая решетка для директора ООО «Меридиан»
Таблица 5
Классификация стилей управления и определения его вида в ООО «Меридиан»
Разработка решений |
Принятие решений |
Ответственность |
Контроль за деятельностью руководителя |
Стиль управления |
Директор |
Директор |
Директор |
Отсутствует |
Авторитарный |
Коллектив |
Директор |
Директор |
Присутствует |
Демократичный |
Коллектив |
Коллектив |
Директор |
Присутствует |
Либеральный |
Коллектив |
Коллектив |
Коллектив |
Отсутствует |
Анархичный |
Из таблицы 6 видим, что управляющему магазином ООО «Меридиан» свойственный авторитарный стиль управления.
На основании проведенного исследования системы управления ООО «Меридиан» сделан вывод о ее бюрократичности, отсутствие характерных признаков адаптивного управления. А именно:
1. Генеральный директор в ООО «Меридиан» не пытается максимально учитывать индивидуальность личности, не реагирует на социокультурные изменения среды, двусторонняя стратегия не используется.
2. В ООО «Меридиан» все бизнес-процессы регламентированы, круг заданий и обязанностей контролируется согласно должностных инструкций.
3. Используется авторитарный стиль управления, который характеризуется:
1) большой концентрацией власти в руках руководителя;
2) исключения механизма саморегуляции процесса управления путем присвоения себе права общего контроля;
3) высокой мерой регламентации деятельности подчиненных;
4) отстранением подчиненных от процесса выработки решений;
5) моральным давлением на подчиненных методом прямых угроз в их адрес;
6) требованием неуклонного соблюдения или собственных распоряжений или разных инструкций и правил.
Руководителям с таким стилем управления как у директора ООО «Меридиан» свойственны завышенная самооценка, самоуверенность, агрессивность, тотальный контроль за работой подчиненных и их действий.
Стиль управления и уровень лидерских качества существенно влияет эффективность кадровой политики и удовлетворенность работников работой в ООО «Меридиан».
Для оценки эффективности кадровой политики целесообразно проанализировать текучесть персонала.
Проанализируем движение персонала ООО «Меридиан» за 2014-2016 года в Таблице 6.
Таблица 6
Анализ показателей текучести персонала ООО «Меридиан» в 2014-2016 гг.
Показатели |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Изменение по сравнению с предыдущим годом |
|
в 2015 г. |
в 2016 г. |
||||
Численность на начало года, чел. |
118 |
122 |
126 |
4 |
4 |
Численность на конец года, чел. |
122 |
126 |
124 |
4 |
-2 |
Среднегодовая численность, чел. |
120 |
124 |
125 |
4 |
1 |
Принято за год, чел. |
28 |
30 |
28 |
2 |
-2 |
Уволено за год, чел. |
24 |
26 |
30 |
2 |
4 |
Общий оборот, % |
43,3 |
45,2 |
46,4 |
1,8 |
1,2 |
Оборот по приему, % |
23,3 |
24,2 |
22,4 |
0,9 |
-1,8 |
Оборот по выбытию, % |
20 |
21 |
24 |
1 |
3 |
Текучесть персонала, % |
15,0 |
16,1 |
16,8 |
1,1 |
0,7 |
Восполнение, % |
116,7 |
115,4 |
93,3 |
-1,3 |
-22,1 |
Постоянство кадров, % |
77 |
76,2 |
77,4 |
-0,9 |
1,2 |
На основании расчетов показателей текучести персонала в ООО «Меридиан» можно проследить следующую динамику:
1. Общий оборот за последние три года увеличился, составив в 2016 году 46,4% (достаточно высокий показатель).
2. Оборот по приему в ООО «Меридиан» в исследуемом периоде также увеличился и составил в 2016 году 22,4%. Это говорит о том, что каждый пятый сотрудник компании является новым сотрудником, принятым в 2016 году.
3. Оборот по выбытию в ООО «Меридиан» в 2016 году по сравнению с 2015 годом также увеличился и составил 24%. Оборот по выбытию выше, чем оборот по приему, что говорит о тенденции к снижению численности персонала.
4. Показатель восполнения в 2016 году менее 100%, следовательно, что число уволенных сотрудников превышает число принятых.
5. Показатель постоянства кадров был примерно одинаков на протяжении трех лет - 76-77%, т.е. не достаточно высокий показатель, что оценивается негативно. В мобильном коллективе по сравнению со стабильным коллективом ниже эффективность труда из-за отсутствия устоявшихся норм, необходимой взаимной требовательности, непредсказуемости реакции на управленческие воздействия.
2.3. Развитие лидерских качеств руководителя ООО «Меридиан»
Наличие лидерских качеств у руководителя является одним из самых важных факторов успешной работы организации.
Для вырабатывания лидерского поведения необходимо сформировать две группы организационных условий. Первая группа - это условия, которые способствуют организационному обучению. Необходимы условия для организационного развития.
Организационное развитие - совокупность организационных условий, которые способствуют развитию, в том числе и лидерскому, членов организации.
К элементам организационного развития компании ООО «Меридиан» относятся следующие: открытость коммуникации; развитая организационная культура; разрешение конфликтов по принципу «выигрыш - выигрыш»; доступность генерального руководства для руководителей подразделений; самостоятельное принятие решений и способность брать на себя ответственность за свои действия.
Увеличение качества работы персонала требует комплексного подхода за счет использования комплекса мероприятий, которые направлены на: улучшение взаимодействия лидера и подчиненных (развитие эмоционального лидерства); изменения режима и условий работы; вовлечения персонала в процесс принятия решений, которые связаны с функционированием ООО «Меридиан» за счет делегирования части полномочий и т.д. Лидерство значит, что ценности, перспективы и цели ООО «Меридиан» будут составлять часть ее системы управления, содержа способы, которые применяются данной фирмой для установления контактов с клиентами, и ее ответственность перед обществом.
Главной целью внедрения системы «лидерства» в ООО «Меридиан» является выход компании на новый, более качественный, уровень развития. Освоение новых, более высоких, целей всегда неминуемо приведет к постановке новых задач для предприятия в общем. Естественным образом это скажется на каждом его структурном подразделении, в конце концов, на каждом отдельном работнике.
Для развития лидерских качеств руководителя ООО «Меридиан» предлагается внедрение системы постоянно действующих тренингов личностного роста и профессиональной переподготовки. К числу позитивных эффектов о реализации программы тренингов развития личности можно отнести следующие изменения:
• Обеспечение персоналу надлежащего жизненного уровня (благоприятные условия труда, достойная заработная плата, необходимые социальные услуги);
• Реализация и развитие индивидуальных способностей работников;
• Определенная степень свободы и самостоятельности (возможность принимать решения, определять методику выполнения заданий, график и интенсивность работы и пр.);
• Благоприятный социально-психологический климат (возможности для коммуникации, информированность, относительная бесконфликтность отношений с руководством и коллегами и пр.).
Таким образом, выявленные основные проблемы, сдерживающие повышение эффективности использования персонала в ООО «Меридиан» позволили сформулировать рекомендации относительно развития лидерских качеств руководителя ООО «Меридиан».
Заключение
Проведенное исследование подтвердило, что роль авторитета и лидерства в управлении незаменима. В условиях рынка на предприятиях человеческий фактор приобретает особую значимость.
Авторитет руководителя – это переменная, зависящая от целого ряда обстоятельств. Одна из существенных областей – способность руководителя реализовать в своей профессиональной деятельности комплекс широких знаний и способностей, которые можно обозначить понятием «компетентность». При поиске моделей компетентности в профессии управленца мы найдем сферы личностной компетентности, выливающейся в положение естественного авторитета, а также профессиональной компетентности, являющейся основой способности с огромной вариативностью ситуаций, в которых оказывается руководитель в его практической деятельности.
Лидер - это тот человек, который способен как никто другой учитывать этот фактор, эффективно влиять на людей, создавать сплоченную команду и направлять их в нужное русло. Лидеру нужно не только своевременного реагировать на колебания рынка, но и вовремя отзываться на меняющиеся потребности сотрудников.
Лидер не станет таковым, если у него не будет сторонников. Факты свидетельствуют о том, что в любой группе требуется лидер. Если в какой-то момент он отсутствует, начинается разброд и шатания, и деятельность замирает.
В рыночной экономике существует высокий риск и неопределенность. Для управления в таких сложных реалиях требуется твердый характер, амбициозные устремления, непоколебимые намерения и устойчивое самообладание, которым и наделен лидер.
На основании проведенного исследования управленческой решетки Блейка-Мутона было выявлено, что руководитель ООО «Меридиан» характеризуется философией «золотая середина». В ее основе лежит система допущений, которая обеспечивает мирное сосуществование командира и подчиненных;
Относительно стиля управления в ООО «Меридиан» сделан вывод о его бюрократичности, отсутствии характерных признаков адаптивного управления.
Выявленные основные проблемы, сдерживающие повышение эффективности использования персонала в ООО «Меридиан» позволили сформулировать рекомендации относительно развития лидерских качеств руководителя ООО «Меридиан».
Список использованных источников
- Авдеев П.С. Руководство и лидерство: теоретико-сравнительный анализ понятий//Экономика и управление: научно-практический журнал. 2016. № 4 (132). С. 94-100
- Антонова Н.В. Психология управления. – М.: Высшая школа экономики, 2010. – 272 с.
- Аширов Д.А. Управление персоналом. - М.: ТК Велби,2010. (гриф). – 510с.
- Бендас Т.В. Психология лидерства: Учебное пособие. - СПб: Питер, 2009.- 448 с
- Брасс А.А. Кадровый менеджмент: учеб.-метод. Пособие. Минск: РИВШ, 2012. – С.156
- Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Юнити-Дана, 2009. – 412 с.
- Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н. Инновационный менеджмент. – Ростов на/Д: Феникс, 2009. – 448 с.
- Дорофеева Л.И., Бгашев М.В. Менеджмент. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2012. – 326 с.
- Евтихов О.В. Эффективное лидерство: Учеб. пособие / О.В. Евтихов; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. – Красноярск, 2012 -365 с.
- Захарова Л.Н. Психология управления. – М.: Логос, 2010. – 376 с.
- Карпов А.В. Психология менеджмента.М.: 2015. – 342 с.
- Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2011. – 422 с.
- Козлов В.В., Мануйлов Г.М., Фетискин Н.П. Психология управления. – М.: Академия, 2011. – 224 с.
- Маценова Е.Б. Первый среди равных// Менеджмент сегодня. 2011 № 5 с.310-315.
- Мирошниченко А.Н. Организационное поведение [Электронный ресурс]:Электронный учебный курс.– Центр развития электронного обучения МФПУ
- Практикум по теории управления / Под ред. Ю.П. Васильева, В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого.- 2-е издание.- М.: Финансы и статистика, 2015.- 304 с.
- Сидова Е.Е. Проектирование лидерства // Методы менеджмента качества. 2010 № 11 с.44-48.
- Сиротюк, А. С. Диагностика одаренности : учебное пособие / А. С. Сиротюк. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 1229 с.
- Спивак В.А. Лидерство: Учебник для академического бакалавриата / В.А. Спивак. – М.: Юрайт, 2014.– 354 с.
- Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2015. – 490 с