Файл: «Понятие и классификация функций государства».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Этим образом, возможно отметить некоторое количество определений мнения «функции государства»:

- обширное распространение в научной юридической литературе возымело объяснение функций страны как ведущих направлений его работы (В.В. Лазарев, Л.А. Морозова, Н.Б. Пахаленко, М.И. Пискотин, В.Н. Хропанюк);

- иные создатели оценивают функции в качестве самой работы страны (В.Г. Афанасьев, В.И. Кремянский, В.Д. Перевалов);

- есть и понятия, сообразно коим, функции страны предполагают собой не лишь только направленности работы страны, но и стороны данной работы (М.И. Байтин, Л.И. Загайнов, Н.В. Черноголовкин);

- в одном ряду с данным почти все научные работники включают в определение функций страны вспомогательные составляющие, эти как суть страны и его общественное предназначение (В.С. Афанасьев, А.В. Малько, М.Н. Марченко, А.В. Мелехин).

Наконец, наиболее ключевыми симптомами в осознании направлении работы считаются суть страны и его предназначение на соответственном рубеже становления общества. В одном ряду с данным нужно выделить, собственно что, осознание категории «функции государства» нельзя без учета его обусловленности текущим состоянием государственно-правового становления общества, насущными представлениями о праве и государстве в общем, уровнем культурного становления общества, вариативностью самих государственно-правовых явлений.

В результате можно прийти к выводу, что под функциями государства следует понимать основные направления деятельности государства, которые определяются его сущностью и социальным назначением, а также содержанием, формами, уровнем экономического, социального и культурного развития общества.

1.2. Содержание функций государства

Содержание функций показывает, что делает государство, чем занимаются его органы, они не остаются неизменным на этапах развития общества и государства. В силу их тесной связи с сущностью, социальным назначением, формами государства в содержании функций любого государства присутствуют как общесоциальные, так и классовые начала.

В обществе, где социальная структура носит ярко выраженный классовый характер, где классы или другие социальные группы противостоят друг другу, прежде всего по экономическому признаку, по своему отношению к средствам производства, государство выступает в качестве института экономически господствующего класса (классов). Оно обслуживает прежде всего интересы господствующего или доминирующего класса и осуществляет организованное насилие в отношении своих классовых противников. Отсюда функции государства в классово-антогонистическом обществе имеют четкую классовую характеристику. Такое состояние государственности было присуще, в частности, формирующемуся буржуазному обществу середины XIX в [23, с.98]. Поэтому нет никаких оснований подвергать сомнению точность социологического анализа К. Марксом современного ему общества и роли государства.


Основные черты функций государства:

1. Имеют комплексный, синтезирующий характер. Как основные направления деятельности государства они никогда не отождествляются и не могут отождествляться с самой деятельностью или отдельными аспектами деятельности государства. Содержание каждой функции складывается из множества однородных и однопорядковых аспектов деятельности государства. Однако это не механическое, не стихийное и не автоматическое сложение. За ним всегда стоит осознанная целенаправленная деятельность различных государственных органов, всего государственного аппарата. В политических и государственных системах, построенных на однопартийной основе, как это было, например, в СССР, координирующую и направляющую деятельность обычно выполняют стоящие у власти политические партии.

2. По своему характеру, содержанию и назначению функции государства никогда не бывают социально выхолощенными, нейтральными. Они всегда выражают и отражают социально-классовую сущность и содержание конкретного государства. В них проявляется реальная роль, которую выполняет государство в процессе решения задач развития экономики, общества и самого государства.

3. В функциях государства прослеживается прямая связь с основными целями и задачами государства, стоящими перед ним на том или ином этапе его развития. Приоритет и масштаб реализации функций обусловливается важностью и масштабностью задач и целей. Так, в условиях войны или надвигающегося военного кризиса, когда перед государством и обществом стоят задачи защиты страны от нападения извне, на первый план выступает функция обороны. Ее приоритетность в этот период не подлежит сомнению. В период же экономического спада на первом плане оказываются экономические функции.

4. Функции государства не следует отождествлять с функциями его отдельных органов или же государственных организаций. Функции последних, хотя и имеют в большинстве своем немалую значимость для жизни общества и государства, но, тем не менее, они обладают по сравнению с функциями всего государства, относительно узким, локальным характером. Если функции государства охватывают собой всю его деятельность в целом, активность всего государственного аппарата или механизма, то функции отдельных органов распространяются лишь на часть его, охватывают собой деятельность лишь отдельных его частей.

5. Функции государства отличаются своими методами и формами осуществления и не смешиваются со сферами их приложения. В соответствии с теми целями и задачами, которые стоят перед государством на том или ином этапе его развития, при осуществлении своих функций государство может использовать методы поощрения, убеждения или же, при необходимости, методы принуждения. Что касается сфер приложения функций государства, то они далеко не всегда совпадают друг с другом. В одной и той же сфере деятельности государства может осуществляться несколько функций и, наоборот, одна и та же функция может проявляться в нескольких сферах жизни общества [10].


Анализ содержания функций государства демонстрирует и социальную ценность государства, эффективность существования этноса в государственно организованной форме. Этот анализ показывает, почему распад, разрушение, а тем более исчезновение государства представляет собой не что иное, как национальную катастрофу.

Однако на основе исторического опыта встает вопрос о социальной цене, которую приходится платить народу при осуществлении национально-функциональной деятельности государства, особенно в современных условиях, когда так переплетаются национальные, политические, территориальные и иные интересы, когда появились ядерные и иные грозные средства, которые могут быть использованы для решения межнациональных, этнических конфликтов.

2. Классификация функций государства

2.1. Современные критерии и виды классификации функций государства

В связи с тем, что государство выполняет множество функций, содержание которых весьма разнообразно, необходима их классификация. Классификация функций государства имеет своей непосредственной целью создание условий для их более глубокого и разностороннего изучения и более эффективного применения. Она дает возможность вырабатывать практические рекомендации по совершенствованию основных направлений деятельности государства не вообще, а дифференцированно, то есть применительно к их отдельным видам, группам или даже — к отдельно взятым функциям.

В юридической науке допускается огромное множество классификаций функций государства. Нельзя выделить какой-то один, наиболее правильный критерий, так как они используются с разными целями и не могут друг друга заменять. В основном базовыми критериями для классификации служат: объекты воздействия и сферы государственной деятельности; территориальный масштаб деятельности; методы государственного воздействия на отношения в обществе; само содержание функций; продолжительность их осуществления; правовые формы, в которые они обволакиваются, и др.

По условиям возникновения функции государства можно подразделить на функции, которые вытекают из классовых конфликтов, (подавление сопротивлений низших классов) и функции, выражающиеся в общественных потребностях (обеспечение правопорядка, поддержание экологического фактора и др.) [1, с. 28-30].


По времени действия они подразделяются на постоянные, осуществляемые от имени государства не зависимо от этапа его существования и временные, условие появления которых вызвано особенными условиями развития общества, а прекращение связано с их исчезновением.

С. А. Комаров приводит пример временно функции подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских классов при смене государственного строя в ходе революции. В результате или перевоспитания, или физического уничтожения бывших эксплуататоров, эта функция полностью отмирает или сливается с другой – функцией охраны правопорядка существующего строя [14, с. 73].

По своей значимости функции подразделяются на главные и производные. Главные – это те функции, которые обладают приоритетом на каком-либо этапе. А именно: экономическая, социальная, экологическая функции. К производным относятся те функции, которые носят сопутствующий или обслуживающий характер, это, например финансовый контроль, имеющий вспомогательную природу по отношению к экономической и социальной функциям, а также к функции обеспечения правопорядка и законности.

Классификация функций государства приводится также на основании территориального масштаба, в пределах которого они реализуются. В федеративном государстве – это функция федерации в целом и субъектов федерации. В унитарном государстве – это функции, осуществляемые на территории единого, лишь в административно-территориальном плане делимого государства. В конфедерации – это координирующие функции всего сообщества (союза) государств и функций, которые реализуются на территории каждого из участников этого союза государств [21, с.85].

Западные теоретики – приверженцы концепции «государства всеобщего благоденствия» (Г. Ласки, К. Корсланд, Дж. Мадэн и др.) считают, что современному государству свойственны следующие функции:

  • в области политической жизни – обеспечение социальных служб, развитие системы социального страхования, обеспечения полной занятости;
  • в области экономической жизни – курс на увеличение государственной собственности, на создание «смешанной» экономики, на осуществление ее планирования;
  • в области социального обслуживания – обеспечение программ образования, медицинского обслуживания, профессионального, интеллектуального и морального «формирования» граждан [19, с. 166-167].

Одной из основных можно назвать классификацию, которая базируется на принципе разделения властей. То есть функции можно разделить на: законодательные (правотворческие), управленческие и судебные. Особенностью этой классификации является то, что в ней отражается механизм реализации государственной власти. Классифицирующиеся функции реализуются в основном не одним органом, а их совокупностью, которые принадлежат к одной из ветвей власти – законодательной, исполнительной, судебной. Конституции РФ закрепляет разделение властей, как один из основных принципов конституционного строя государства. В связи с этим, данной классификации функций государства присуще конституционное обоснование. Слова указывают на следующее: Классификация функций, опирающаяся на членение властей, не у всех ученых-юристов вызывает признание. Дело в том, что это, как считают многие ученые, собственно, не функции государства, а функции осуществления государственной власти или ветвей власти: правотворчество, управление, судебная деятельность и т. д. Происходит, по их мнению, смешение функций государства и государственной власти. Функции же государства — это деятельность государства, взятого в своей целостности, с единой политической, структурной, территориальной организацией. Поэтому в теории государства наиболее распространено и признаваемо разделение функций на внутренние и внешние, т. е. на определение деятельности государства по отношению к обществу, особой организацией которого и является государство и по отношению к другим государственно организованным обществам, другим государством» [11, с. 85-96].


Делая поверхностную характеристику внутренних и внешних функций государства, необходимо отметить, что от содержания внутренних функций зависит характер целей и задач государства в пределах своих границ, а внешние, обращают внимание на специфические интересы в межгосударственных отношениях.

Внешние и внутренние функции, устанавливая единство между собой, тесно взаимодействуют и дополняют друг друга. Это послужило основанием определенным ученым считать такое разделение устаревшим и убеждать, что в любом государстве имеются общие функции, осуществляющиеся как внутри страны, так и за ее территорией [12].

Предлагается иная классификация функций государства, где отсутствует их деление на внутренние и внешние. В ней выделяются пять таких функций: экономическая, политическая, социальная, идеологическая и экологическая. Но все-таки большинство ученых склоняются к классификации функций на внутренние и внешние. Здесь, к внутренним относятся: политическая, экономическая, социальная, налогообложение и финансовый контроль, охрана прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка. А к внешним функциям относят: обеспечение интеграции в мировую экономику, оборону страны, поддержание мирового порядка, сотрудничество с другими странами, в том числе в решении глобальных проблем [9, с. 251].

Надо отметить, что данная классификация является насколько традиционной, настолько же и спорной. Еще в 60-е годы в отечественной литературе дискутировался вопрос о том, что такое основные и неосновные функции государства и чем они отличаются друг от друга. Одновременно некоторыми авторами по вполне понятным и естественным причинам проводилась мысль от том, нужно ли вообще подразделять функции государства на основные и неосновные. По мере развития отечественной и зарубежной юридической литературы последний вопрос был решен положительно. Исследователи, занимающиеся проблемами государственно-правовой теории и практики, пришли к выводу о том, что классификация функций государства на основные и неосновные не только желательна, но и объективно необходима. Такой вывод обусловлен тем, что в реальной действительности функции государства как основные направления деятельности далеко не равнозначны друг другу и далеко не одинаковы. Таковыми они являются как в обычной, повседневной жизни, так и, в особенности в нестандартных, чрезвычайных условиях его активности. Вполне очевидным является, например, то, что в условиях ведения войны на первый план в системе функций государства выступает наряду с экономическими и некоторыми другими функциями, функция обороны. В условиях экологических и других возможных катастроф и потрясений — экологическая и другие соответствующие функции. Таким образом, под основными функциями государства понимаются наиболее важные направления его деятельности, охватывающие собой ряд отдельных однородных направлений государственной работы, а под неосновными функциями государства подразумеваются относительно более узкие направления его деятельности, входящие в состав основных функций как элемент их внутренней структуры [10, с.50].