Файл: «Понятие и классификация функций государства».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. государство разрабатывает санитарные правила и нормы;

4. государство регулирует общественные отношения в сфере охраны окружающей природной среды;

5. государство осуществляет меры, направленные на сохранение природной среды и улучшение среды обитания человека;

6. государство осуществляет финансирование научных работ, направленных на сохранение и восстановление природной среды;

7. государство осуществляет деятельность по выявлению и пресечению правонарушений экологического законодательства [23, с. 44].

Таким образом, экологическая функция необходимо нам для того, чтобы мы берегли нашу природу от негативных последствий деятельности человека. 

Особую важность составляет такая государственная функция как налогообложение и осуществление финансового контроля. В условиях рыночной экономики налоги используются, как инструмент экономической и социальной политики. Эта функция рассматривается как реализация определенных властных государственных полномочий, так как эффективное развитие рыночных отношений возможно лишь при условии устойчивой базы системы налогообложения. Во вторую часть данной функции входит осуществление финансового контроля. Финансовый контроль является разновидностью государственного контроля в сфере образования, распределения и использования финансовой системы всех ресурсов страны. Составляющими этой системы является не только финансы самого государства, но и ценные бумаги, валютные ценности и т.д. [11, с. 91].

Перед финансовым контролем стоит ряд задач: проверка финансовых обязательств перед государством; проверка финансовых обязательств при осуществлении финансовых операций; осуществлять контроль за должным использованием государственных финансовых ресурсов, которые находятся в распоряжении юридических лиц; предупреждать и устранять нарушения финансовой дисциплины и др. Для максимальной защиты общественных, государственных и личностных интересов, государство, являющееся правовым и социальным, обязано вести строгий контроль финансов в каждой сфере [11, с. 93].

При переходе к демократическому государству в ряду приоритетных функций государства оказались защита прав и свобод личности, обеспечение законности и правопорядка. Основным критерием демократического государства как раз и является рассматриваемая функция – обеспечение прав человека и гражданина. О принципе уважения прав человека гласит Всеобщая декларация прав человека (1948). Сам принцип подразумевает то, что все государства обязаны, во-первых, равносильно естественным рассматривать права и свободы человека, являющиеся неотчуждаемыми и неприкосновенными; во-вторых, полностью исключить дискриминацию по признакам пола, языка, расы, религии; в-третьих, сотрудничать друг с другом в данной сфере. Функцию защиты прав и свобод человека, а также обеспечения законности и правопорядка выполняет система правоохранительных органов (суды, органы внутренних дел, государственной безопасности и др.) [17, с. 29].


2.3. Внешние функции государства

Внешние функции государства представляют собой основные направления его деятельности на международной арене.

Эти функции призваны решать следующие внешние задачи государства: установление и поддержание нормальных отношений с другими государствами, и обеспечение обороны страны от возможной внешней агрессии. В соответствии с указанными задачами различают две основные внешние функции государства: взаимовыгодное сотрудничество со всеми другими государствами мирового сообщества и оборона страны от нападения извне [3, с. 150].

В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами.

Вот уже больше полувека международное сообщество сотрудничает в рамках Устава ООН (был принят в Сан-Франциско в 1945 году), принципы которого носят универсальный характер и дают возможность заинтересованным сторонам найти общее решение по любому вопросу. В рамках Устава ООН для всех государств сформирована единая система коллективной безопасности и выработан своеобразный кодекс поведения государств в военной, политической, экономической, экологической и гуманитарной областях. В мире существует ряд региональных организаций: Совет Европы, объединяющий 40 государств (более 800 млн. населения); организация американских государств (ОАГ), в которую входят более 30 государств Латинской Америки, Карибского бассейна, Карибского бассейна и США (вне ОАГ находятся Канада и исключенная в 1962 г. Куба); Организация африканского единства (ОАЕ), включающая более 50 государств Африки; Лига арабских государств (ЛАГ), в которую входят 20 арабских государств и одно неарабское — Сомали; Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в ее составе Индонезия, Малайзия, Сингапур и др.; Содружество независимых государств (СНГ), включающее 13 государств (более 250 млн. населения). Функция содружества с другими странами на современном этапе многогранна и преимущественно развивается по следующим направлениям: 

1.     Сотрудничество с членами мирового сообщества по поддержанию мира и мирового правопорядка. Эта функция предполагает деятельность по сохранению мира, предотвращению войны, разоружению, ликвидации ядерного оружия. Процесс оздоровления международной обстановки, укрепление доверия между государствами сделали возможным достичь реального разоружения и договоренности об ограничении ядерных испытаний и др. Обеспечению мирового правопорядка способствует сотрудничество нашего государства с другими государствами в таких сферах, как борьба с организованной преступностью, в частности с контрабандой, наркобизнесом, терроризмом. Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной преступностью. Конкретными действиями государств в этой области является создание международных организаций по борьбе с преступлениями. Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ. Функция поддержки мирового порядка охватывает и такую сферу, как участие мирового сообщества в урегулировании межнациональных конфликтов. 


2.     Экономическое, торговое - финансовое сотрудничество. Современный уровень развития общества требует более широкого участия государств в международно-экономическом и торгово-финансовом сотрудничестве. Происходит дальнейшая специализация государств на международном рынке труда, производства и товаров. Экономическая, финансово-кредитная система любого цивилизованного государства постепенно становится частью международного хозяйства и финансово-кредитной системы. Мировое хозяйство, наука и культура, связь и технологии развиваются по единым рыночно-экономическим законам, подчиняя себе новые страны и регионы. Общую координацию международно-экономического, торгово-финансового сотрудничества осуществляет ООН и ее специализированные учреждения.

3.     Международная охрана окружающей среды. Это сотрудничество объединяет усилия большинства государств по поддержанию нормальной экологической обстановки на планете. Эта деятельность имеет всеохватывающий характер и направлена на создание таких экологических условий, которые необходимы для существования и развития человеческой жизни. Эта деятельность проводится как по линии специализированных учреждений ООН, так и в рамках региональных и других межгосударственных органов.

4.     Культурное и научно-техническое сотрудничество. Государство поддерживает и развивает культурные связи, что служит взаимному духовному росту и обогащению. Все растущее влияние культурного, научно-технического процессов на жизнь людей обусловило необходимость координации деятельности государств в интересах решения глобальных проблем современности и социального развития. Культура каждого народа, государства является достоянием всего человечества. Она не может развиваться обособленно, так как связана с мировой культурой [10].

В Организации Объединенных Наций такое сотрудничество координируют специализированные учреждения по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) и др. По инициативе этих и других специализированных органов ООН проводятся многочисленные международные фестивали, выставки, конгрессы, семинары, международные выставки, фестивали, олимпиады, международный туризм и многое другое. Осуществляются совместные разработки учеными и научными организациями многих стран. Развивается международный рынок научно-технических знаний (купля-продажа патентов, лицензий, технологий, и др.), произведений музыкального и сценического искусства, международный книгообмен. Происходит широкая глобализация культурных и научно-технических достижений [3, с.154].


Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами – это разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие равноправных экономических, политических, культурных и других отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с конкретными и общими интересами государств.

Заключение

По итогам исследования можно сделать вывод что, дать однозначное определение «функции государства» невозможно, однако нам удалось проследить условное согласие различных научных деятелей. Так общепринятой и наиболее выдержанной точкой зрения на сегодняшний момент является понимание функций государства, как основных направлений его деятельности, обусловленных классовой и общесоциальной сущностью государства и социальным назначением.

В итоге возможно прийти к выводу, собственно что под функциями страны идет по стопам воспринимать главные направленности работы страны, которые ориентируются его сутью и общественным предназначением, а еще содержанием, формами, уровнем финансового, общественного и культурного становления общества.

Увеличенного интереса заслуживает вопрос о детализации и систематизации функций страны, например, как есть достаточное численность критериев, по коим возможно выделять различные облики и классы функций страны.

В научной литературе возможно высчитать некоторое количество моделей классификаций функций страны. Но более всераспространённой и признаваемой в доктрине права и страны считается деление функций на внутренние и наружные, т.е. на определение работы страны по отношению к социуму, особенной организацией которого и считается правительство (внутренние функции), и по отношению к иным государственно санкционированным обществам, иным странам (внешние функции).

Между внутренних функций государства возможно отметить экономическую, социальную, экологическую, функцию финансового контроля, обороны страны, охраны правопорядка внутри государства.

К главным внешним функциям государства стоит отнести: функцию защиты государства, функцию содействия обеспечиванию интернационального мира и защищенности, функцию интернационального сотрудничества.

Таким образом, классификация функций государства помогает понять взаимосвязь деятельность всей системы государственных органов, направленная на гармоничное экономическое, социальное и духовное развитие общества, при непременном взаимодействии и сотрудничестве с другими государствами. В свою очередь соответствие функций государства текущим потребностям общества, положительным образом отражается на уровне жизни конкретного государства и мира в целом.


В заключении хочется сказать, что пока существует такой институт как государство, изучении такой темы как «функции государства» будет актуальным.

Список используемой литературы

  1. Андреева Е.М. Социальная функция демократического государства (конституционно-правовой аспект): Дисс. … канд. юрид. наук. — М., 2008. – 178 с.
  2. Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. — Саратов, 2009. – 301 с.
  3. Блищенко И.П. К вопросу о внешних функциях общенародного государства // Советское государство и право. – 2015. - № 4. - С. 150-154.
  4. Бухтерева М.А. Формы реализации функций государства: Дисс. … канд. юрид. наук. — М., 2014. – 214 с.
  5. Виприцкий Н.Н. Внешние функции Российского государства в условиях глобализации // Общество и право. – 2015. - №4. – С. 48-50.
  6. Глебов А.П. Понятие и структура функций социалистического государства (пособие по спецкурсу «Проблемы теории социалистического государства и права»). - Воронеж, 2014. – 156 с.
  7. Ильясова З.М. Современные проблемы реализации функций российского государства [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 2.
  8. Марченко М.Н. Теория государства и права. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2014. – 424 с.
  9. Матузов Н. И, Малько А. В. Теория государства и права : учебник. – М. : Юристъ, 2015. – 876 с.
  10. Мелехин А.В. Теория государства и права: Актуализированный курс лекций с учебно-методическими материалами. / Московская финансово-промышленная академия. — М., 2004. — 369 с. URL: http://www.e-biblio.ru/book/bib/04_pravo/tgp_plan/TGiP.htm#_Toc100463012.
  11. Морозова Л. А. Теория государства и права : учебник, 5-е изд., перераб, и доп. М. : Норма: НИЦ Инфра-М, 2014. 384 с.
  12. Новикова А.С. О формах реализации функции государства// Научный журнал КубГАУ. - 2015. -№ 9.
  13. Общая теория права и государства. / Под ред. В.В. Лазарева. — М.: Юристъ, 2016. – 512 с.
  14. Пожарский Д.В. Система функций Российского государства: конституционно-правовые основы // Вестник Владимирского юридического института. – 2016. - №4. – 200 с.
  15. Першин А.А., Веснин А.В. Общественное мнение: сущность и его роль в управлении государством // Право и образование. — 2015. — № 5. — С. 105-110.
  16. Пискотин М.И. К вопросу о функциях Советского государства в современный период // Советское государство и право. - 2008. -№1. -С.90-91.
  17. Пахаленко Н.Б. От тоталитаризма к демократии: о функциях государства в переходный период// Политические проблемы теории государства. — М., 2013. - С.29.
  18. Радько Т.Н. Теория государства и права. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 20104. – 612 с.
  19. Рассказов Л.П.. Теория государства и права: Учебник для вузов. 3-е изд. - М.: РИОР; ИНФРА-М. 2016. – 644 с.
  20. Самощенко И.С. О правовых формах осуществления функций Советского государства// Советское государство и право. - 1956. -№3 - С. 85-87.
  21. Теория государства и права / Под общ. ред. проф. О.В. Мартышина. — М.: Норма, 2017. – 544 с.
  22. Фетюков Ф. В. Теория государства и права: функции государства: учеб. Пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / Издательство Юрайт, 2018 – 141 с.
  23. Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под редакцией профессора В.Г. Стрекозова. — М.: Изд-во «Интерстиль», «Омега-Л». 2016. – 388 с.
  24. Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства. — М., 2016. – 144 с.