Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретическое обоснование понятия «функции государства»
1.1. Понятие функций государства
1.2. Содержание функций государства
2. Классификация функций государства
2.1. Современные критерии и виды классификации функций государства
2.2. Внутренние функции государства
Введение
Вопрос о функциях государства является одним из важнейших в теории государства. Это обусловлено, во-первых, тем, что в функциях проявляется сущность государства, его социальное назначение. Поэтому назначение функций служит предпосылкой познания главного и определяющего в государстве, т.е. его внутреннее строения и содержания, а также рассмотреть под углом зрения его разностороннюю деятельность и функционирование. Посредством анализа функций представляется возможным с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности.
Во-вторых, функции государства определяют его структуру. Иными словами, структура государственной деятельности определяется системой тех общественных отношений, на которые государство оказывает необходимое воздействие, и ее невозможно характеризовать в отрыве от системы регулируемых государством общественных отношений. Изменение функций неизбежно ведет к изменению структуры.
Всё вышесказанное обуславливает актуальность данной темы.
Объектом исследования является государство, предметом — присущие ему функции, отличающие его от других образований.
Целью работы является исследование понятия и видов функций государства.
Для достижения заявленной цели были поставлены следующие задачи:
1) раскрыть понятие функций государства;
2) провести классификацию функций государства;
3) охарактеризовать каждую функцию государства;
Работа по исследованию поставленных задач проведена с использованием нормативно-правовых актов, применяемых при реализации государственных функций, в т.ч. Конституции Российской Федерации, учебной литературы для юридических вузов, в том числе справочная правовая система «Консультант Плюс», в основном для получения информации о действующем законодательстве и изучения новейших журнальных статей юристов-практиков в области научных исследований о функциях государства.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе дается основное определение функции государства, на основании сравнения и изучения различных мнений юристов, правоведов, ученых. Приведены главные признаки функций государства, а также рассмотрены основные формы и методы осуществления государственных функций.
Во второй главе дается классификация функций государства на основе общепринятых критериев.
В заключении сформулированы основные выводы по исследуемой теме.
1. Теоретическое обоснование понятия «функции государства»
1.1. Понятие функций государства
Опираясь на общую позицию, разделяемую учеными-правоведами, хотелось бы проанализировать некоторые из высказанных в юридической литературе положений, касающихся вопроса о понятии «функции государства».
Довольно широкое распространение в научной юридической литературе получило толкование функций государства как направлений его деятельности. Как отмечает М.И. Пискотин: «Функции — это направления необходимой деятельности государства, обусловленной объективными потребностями общественной жизни, с точки зрения ее внутренних и внешних задач» [16, с. 90].
Применительно к государству этот термин традиционно означает «основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением»[8, с. 327].
По мнению В.С. Афанасьева «функции государства – это главные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе» [13, с.218].
В.В. Лазарев оценивает функции страны как «основные направленности его работы, конкретная работа, показывающая роль и смысл предоставленной организации; круг его работы, осуществляемой по поставленной в законе или же договоре обязанности» .
Функции страны, представляющие собой ключевые направленности его работы, складываются из многоаспектной работы всего муниципального механизма в целом. Они одевают полный, собирательный нрав, реализуются при помощи всевозможных способов и форм, охватывая правотворческую работа, воплощение в жизнь принятых законов и подзаконных нормативных правовых актов, контроль и наблюдение за ходом право-реализации, позволение образующихся правовых споров и коллизий, борьбу с неправомерным поведением, вербование к легитимной юридической ответственности виноватых, увеличение значения правовой культуры и сознания людей. Эти функции оказывают влияние на различные дела, образующиеся в финансовой, общественной, политической и духовной сферах жизнедеятельности общества, которые нуждаются в муниципальном регулировке.
Например, Н.Б. Пахаленко утверждает, что «функция государства – это необходимое, однородное, постоянное, целесообразное направление (сторона) его деятельности, обусловленное объективными потребностями общественного развития с точки зрения его внутренних и внешних задач» [17, с. 29].
В.В. Лазарев оценивает функции страны как «основные направленности его работы, конкретная работа, показывающая роль и смысл предоставленной организации; круг его работы, осуществляемой по поставленной в законе или же договоре обязанности» [13, с. 218].
Так, А.В. Малько считает: «Именно в функциях имеет место быть суть страны, его общественное предназначение и природа. Функции охарактеризовывают правительство в динамике. Они уточняются в зависимости от на подобии страны, от ведущих задач, которые перед ним стоят, и предполагают собой средство реализации данных задач» [9, с. 127].
Впрочем, по воззрению множества ученых-юристов, под функциями страны возможно воспринимать как назначение, например и сторону работы страны.
Так, Н.В. Черноголовкин под функциями осознает «как направленности, например и стороны работы страны по заключению исторических задач, стоящих перед государством на ключевых шагах его развития» [24, с. 30].
В предоставленном определении разбиты, с одной стороны, дееспособность или же вероятность страны к конкретной работе, т.е. беспристрастно важное назначение работы, а с иной – именно сама осуществление предоставленной возможности, т.е. стороны в практическую работу страны.
М.И. Байтин определяет функции страны как «направления (и стороны) его работы, в коих выражаются и конкретизируются его классовая суть, казенная роль, задачки, цели, закономерности развития» [2, с.74].
Л.И. Загайнов считает, собственно что «функции страны, являясь сторонами и направленностями его работы, есть в то же время совокупность средств заключения задач и заслуги целей страны, практического воплощения в жизнь его общественного предназначения, а, значит, и его классовой сущности» [22, с. 21].
В данной связи нужно владеть в облик, собственно, что функции страны, а еще цели и задачи страны или же сама конкретная работа страны не имеют все шансы отождествляться. Оглавление порознь взятой функции дает собой совокупность одно-порядковых качеств работы страны. Функции страны плотно взаимосвязаны с задачами и целями страны, стоящими перед ним на всевозможных исторических шагах. Но принципиально воспринимать, собственно, что задача – это последний итог, а задачки – это те воздействия, которые светит осуществить, дабы добиться поставленную конкретную задача. В соответствии с этим роль функций страны заключается в том, дабы осуществить процесс заключения задачки. К примеру, животрепещущей задачей всякого страны считается создание критерий для увеличения значения финансового подъема страны, в то время как заключению предоставленной задачки имеет возможность содействовать осуществление незамедлительно нескольких функций страны по разным направленностям.
Например, Т.Н. Радько придерживается мнения, что «задачи не служат первоосновой функций государства, поскольку они обусловливаются политическими и экономическими интересами общества, определяются социально-экономическими факторами развития государства» [18, с. 109].
Ряд авторов предпочитает под функциями государства понимать «не направления, а части его деятельности, из которых слагается вся государственная работа». Представители данной позиции имеют в виду, что «именно практическая деятельность государственного аппарата характеризует функции государства…», тогда как термин «направление легко отождествить с задачами» [22, с. 25]. Положительным моментом такой позиции является стремление рассматривать функции государства в непосредственной взаимосвязи с его практической деятельностью. И все же с этой точкой зрения трудно согласиться, в связи с тем, что в конечном итоге эта позиция ведет к растворению функций в многообразной деятельности государства. Разделение ее на части может оказаться бесконечным. Тем не менее, не всякая деятельность (или часть деятельности) государства соответствует определению его функции. Последняя обладает особенными, присущими только ей свойствами, определенными признаками. Кроме того, сама постановка вопроса о функциях государства как частях его деятельности в какой-то степени связана со смешением этой категории с понятием «функции отдельных органов» [4, с. 14-15].
Функции страны одевают полный, собирательный нрав, складываются из нескольких качеств работы страны. Всевозможные методы влияния государственной власти на социальную жизнь группируются в больше широкие сферы муниципального регулировки. Как раз функции страны обхватывают его работа в целом, а не порознь взятых его органов. В государстве как политическом институте соединяются направленности работы всевозможных министерств, служб, ведомств и агентств по заключению точно стоящих задач. Формы и оглавление функций определенного страны находятся в зависимости от самых всевозможных сфер работы общества и иных моментов, этих как политического деятеля, экономика, вера, степень культуры, общественная конструкция, идеология, исторические особенности, география.
По воззрению Л.А. Морозовой «функции страны предполагают собой ключевые социально важные направленности работы на определенном историческом рубеже становления общества. Правительство, проводя всевозможные переустройства, реформы, регулируя публичные дела, оказывает воздействие на положение процессов, происходящих в обществе, на их назначение и динамику. В связи с данным, функции страны возможно квалифицировать как определенный устройство муниципального влияния на процессы и дела, происходящие в обществе, который определяет главные направленности работы по управлению обществом» [11, с.106].
К примеру, А.В. Мелехин заявляет, собственно, что «функции страны – это беспристрастная категория. Их осуществление реализуется в жизнь с учетом политических компромиссов. Как раз тут и имеет место быть человечий момент определения работы или же функционирования страны. Функциями страны считаются те главные направленности работы по управлению социумом, которые отображают его цели и общественное назначение» [10, с. 105].
М.Н. Марченко, определяет функции страны на современном рубеже, как «основные направленности внутренней и наружной работы страны, в коих выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая суть и общественное назначение» [8, с. 46].
В данном определении он подчеркнул более немаловажные симптомы функций передового страны, с которыми стоит согласится:
- функции страны именно выражают и предметно конкретизируют его классовую и общечеловеческую суть. Их оглавление предусматривает классовые, массовые (корпоративные), национальные и приватные интересы членов общества;
- в функциях страны реализуется и открывается его функциональная казенная роль как важной части надстройки по отношению к собственному базису, реализуется его многосторонняя практическая работа изнутри
государства и на интернациональной арене;
- функции страны появляются и развиваются в соответствии его историческим задачамим и целям. Правительство делает свое общественное предназначение при помощи воплощения надлежащих ему функций, представляющих собой стабильно образовавшиеся главные направленности его работы.
- в функциях стран всевозможных исторических типов появляются и объективируются свойственные им особенности и закономерности становления, динамика социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни общества.
Как считает В.Н. Хропанюк: «В функциях государства содержит пространство быть его сущность, реальная роль, которую как один правительство играет в решении приоритетных вопросов развития общества, а ещё в ублажении потребностей населения страны» [23, с. 34].
В целом подходящий критический тест различных точек зрения по поводу понятия функций государства в связи с анализом их структуры был проведен А.П. Глебовым, который определяет, именно собственно что «функции государства – это социально-классовое назначение государства, реализующееся в целенаправленном воздействии государства на общественные дела (объекты функций)» [6, с. 23]. В общем, и это определение, как верно заметил М.И. Байтин, не лишено некоторых недостатков, не обращая интереса на захватывающую идею, заложенную в нем, к примеру как в 1 части он делает отождествление функций государства с его публичным назначением, а во 2 – по существу сближается с пониманием функций как определенных направлений и сторон работы государства.