Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретическое обоснование понятия «функции государства»
1.1. Понятие функций государства
1.2. Содержание функций государства
2. Классификация функций государства
2.1. Современные критерии и виды классификации функций государства
2.2. Внутренние функции государства
Для обобщения классификации функций следует заметить, что существуют различные мнения как же все-таки разграничивать деятельность компетентных органов, осуществляющих ту или иную функцию, но за основу мы взяли последнюю классификацию и рассмотрим ее более подробно в следующих подпунктах.
Классификация функций государства имеет своей непосредственной целью создание условий для их более глубокого и разностороннего изучения и более эффективного применения. Она дает возможность вырабатывать практические рекомендации по совершенствованию основных направлений деятельности функций государства не вообще, а дифференцирование, применительно к их отдельным видам, группам или даже — к отдельно взятым функциям [10, с. 53].
В юридической науке существовали (некоторые из них до сих пор существуют) следующие критерии классификации функций государства. А именно:
1. В зависимости от направленности решаемых государством целей и задач (внутренние и внешние);
2. По продолжительности их существования и деятельности (постоянные и временные);
3. По важности и социальной значимости тех или иных направлений государственной деятельности (основные и неосновные);
4. По принципу разделения властей (законодательные, управленческие, правоохранительные, информационные);
5. В зависимости от социальной значимости (выражающие преимущественно интересы правящих классов, слоев или групп, или представляющие, концентрирующие в себе интересы всего общества);
6. От сфер их приложения и осуществления (политические, идеологические, социальные, экономические);
7. От форм их реализации (правотворческие, правоохранительные, правоприменительные);
8. На основании территориального масштаба, в пределах которого они реализуются (федерации и субъектов федерации или, как в унитарном государстве, осуществляемые на территории единого, лишь в административном плане делимого государства);
9. В зависимости от обусловленности «природой всякого общества» (функции государств эксплуататорских типов, функции государства демократического типа и функции, вытекающие из природы всякого общества — общесоциальные функции) [20, с. 87].
Как говорилось выше, наиболее распространена классификация функций государства на внутренние и внешние, то есть на определение деятельности государства по отношению к обществу и по отношению к другим государствам.
В юридической литературе существует много вариантов выделения подфункций среди внутренних и внешних функций. Тем не менее, общий смысл разделения функций на внешние и внутренние сохраняется у всех авторов.
Так, В. В.Лазарев к внутренним функциям относит:
- установление и охрана правового порядка;
- охрана прав собственности, иных прав и свобод граждан;
- экономическая;
- культурная;
- социальная;
- экологическая.
Внешние функции:
- поддержание мира и мирного сосуществования;
- обеспечение делового партнерства и сотрудничества;
- защита государственного суверенитета от внешних посягательств; [13, с.90].
Н. В. Черноголовкин к внутренним функциям относит:
- охранительная;
- экономическая;
- социальных услуг;
- обеспечения и защиты граждан;
- культурно-воспитательная;
- природоохранная;
Внешние функции:
- защита государства от вооруженных нападений других государств;
- поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность);
- экономических и культурных связей;
- борьбы с международными преступлениями; участие в международной охране окружающей среды [24, с. 76].
Далее рассмотрим внутренние и внешние функции государства отдельно.
2.2. Внутренние функции государства
Тем не менее, все авторы классификаций в целом отмечают, что объектом воздействия функций государства являются крупные сферы жизни общества – экономика, социальная сфера, духовная жизнь общества, сложившийся общественный порядок. Таким образом, в самой общей классификации функции могут быть экономическими, идеологическими, охранительными, политическими, как во внешней, так и во внутренней деятельности государства.
Классификация внутренних функций проводится по сферам деятельности государства. Каждое государство, независимо от формы правления или государственного устройства, решает ряд основополагающих политических, экономических, социальных, охранительных и контрольных задач. Кроме того, в настоящее время важнейшей задачей всех государств является охрана окружающей среды. В соответствии с указанными сферами деятельности внутренние функции государства подразделяются на политическую, экономическую, социальную, налогообложение и осуществление финансового контроля, защиту прав и свобод личности, обеспечение законности и правопорядка и экологическую.
Политическая государственная функция предусматривает своей целью создание демократического общества. Главная функция государства в сфере политической функции - не допустить нарушений прав человека и не упустить интересы меньшинства для общих благ. Государственная деятельность в сфере политики, безусловно, является сложным и многогранным процессом, вместе с этим она служит опорой для выполнения иных функций государством [7].
Экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме.
В правовом государстве, функционирующем в условиях рыночных товарных отношений, государственное регулирование экономики осуществляется в основном экономическими, а не административными методами. Для такого государства характерна свобода и самостоятельность собственника, которые обеспечивают реальное равенство и независимость, как производителей, так и потребителей социальных благ.
Существует два основных экономических метода государственного регулирования:
- определенная и достаточно жесткая налоговая политика, которая позволяет государству успешно решать его социальные задачи, а также перераспределять часть национального дохода в целях более сбалансированного развития производительных сил общества;
- создание наиболее благоприятных условий хозяйствования в приоритетных отраслях экономики, развитие которых дает наибольшую выгоду обществу в целом [3, с. 39].
Экономическая деятельность современного правового государства имеет следующие направления:
1. Государственное воздействие на экономическую жизнь общества в целом, что выражается в формировании государством бюджета и контроле за его расходованием; в составлении программ экономического развития в масштабах страны; в финансировании программ промышленных и научных исследований; в выдаче субсидий производителям материальных благ для стимулирования производства.
2. Непосредственное хозяйственное руководство государственным сектором экономики (на государственных предприятиях, в учреждениях и т.п.). Здесь государство выступает собственником средств производства, производителем материальных благ и услуг. Методы его влияния на экономические отношения складывающиеся в этом секторе экономики, принципиально не отличаются от общих методов государственного регулирования экономических процессов в стране.
Следовательно, экономическая функция — обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в том числе посредством охраны существующих форм собственности. В демократическом правовом обществе экономическая функция государства исключает политико-административные формы и методы воздействия на экономику страны, на поведение субъектов экономических отношений. Они регулируются государством именно экономическими методами, прежде всего, посредством выработки долгосрочной государственной программы по развитию экономики. Главными в этой программе являются финансовая, инвестиционная, налоговая, валютно-денежная политика [15, с. 105-110].
Для ее проведения государство создает соответствующую правовую базу, поощряя те области экономики и отечественного производителя (государственный кредит, финансовое субсидирование, освобождение от налогов и т.д.), которые играют особую роль в развитии экономики страны, создании новых рабочих мест и занятости населения.
В отношении некоторых особо важных отраслей экономики, таких как энергетика, атомная, оборонная промышленность, космонавтика, машиностроение, связь и т.д., государство, как правило, осуществляет непосредственное управление, выступая в качестве собственника или держателя акций.
Государственная программа по развитию экономики предусматривает также финансирование программ научно-технических и промышленных исследований, особенно в области перспективных и приоритетных направлений.
Таким образом, можно сказать, что вмешательство государства в экономику сводится, как правило, к:
· выработке экономической политики;
· управлению предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность;
· установлению правовых основ рынка и ценовой политики;
· регулированию внешнеэкономических отношений государства. Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического существования государства от полного невмешательства в экономику до полного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни. В современных условиях экономика развивается на основе саморегулирования. Вмешательство государства имеет определенные пределы [20, с.85-87].
Социальная функция государства имеет многообразное содержание и деятельность. Основной целью осуществления данной функции является обеспечение благополучия в обществе, а именно необходимо предоставить достойную жизнь и дать возможность каждому человеку развиваться, обеспечить одинаковые возможности для достижения этого благополучия. Всеобщая декларация прав человека (1948) гласит, что у каждого есть право на тот уровень жизни, который необходим для поддержки собственного здоровья и благосостояния, а также своей семьи [6, с. 90].
Еще одним важным составляющим элементом социальной функции выступает: право каждого на свободный труд, занятость общества, миграция рабочей силы, осуществление контроля в целях безопасности труда, социальной страховки.
При реализации социальной функции большое значение отводится политике государства в области образования и культуры, здоровья людей, в области жилищных условий. В перечисленных областях данная функция реализуется в виде поддержки государства.
Дадим определение, социальная функция — это охрана прав и свобод всего населения или его части, осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию необходимого уровня жизни населения, обеспечению необходимых условий труда, его оплаты, быта и т.д. Главное назначение этой функции — обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его достижении [21, с. 101].
Под нормальными условиями жизни людей подразумевается: возможность трудоустройства; безопасный для здоровья труд и адекватная за него оплата; социальное страхование и помощь; пенсионное обеспечение; возможность получения образования; медицинской помощи; пригодная для жизни экологическая среда; благоприятные условия производственной и коммерческой деятельности; посильное и разумное налоговое бремя и, что особенно важно для всех категорий граждан, — правовая защищенность. В российских условиях защита государством своих граждан от чиновничьего и криминального произвола имеет особую актуальность, так как последний может привести, в конечном счете, к свертыванию экономических реформ и общественной нестабильности [18, с. 67].
Рассматриваемая функция государства, прежде всего, направлена на социально-политическую гармонизацию общественных отношений. Это предполагает также демократизм общественной жизни, свободу деятельности в рамках закона политических, общественных и религиозных организаций.
С социальной функцией тесно связана экологическая функция государства, так как обеспечение экологического благополучия общества и экологической среды является социальной обязанностью государства.
В естественные права человека включается и право на благоприятную окружающую среду. В ст. 42 Конституции РФ четко определено: каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Такое право, закрепленное в конституции, дает возможность требовать от всего общества соответствующего поведения и вместе с этим обращаться за помощью к государству для обеспечения такого права.
Основные мероприятия государства по реализации экологической функции выражается в следующем:
1. государство принимает меры по нормированию качества окружающей природной среды;
2. государство устанавливает нормативы предельно допустимых выбросов в природную среду вредных веществ и иных вредных воздействий на природу;