Файл: Рыночные отношения в экономике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема урока: Рыночные отношения в экономике. 11 класс
Цель урока: формирование экономического сознания и экономического мышления на основе осмысления рыночных отношений в экономике.

Задачи урока:

  1. Образовательная: - научить различать типы экономических систем; познакомить с рынком и его основными составляющими, рассмотреть понятия спрос и предложение, рыночное равновесие.

  2. Развивающая: развивать способности анализировать экономические факты, события, делать выводы, аргументировано излагать. Продолжить формировать коммуникативные навыки.

3. Воспитательная: Воспитывать активную гражданскую позицию. Способствовать повышению интереса учащихся к экономическим знаниям.

Тип урока: урок изучения новой темы с использованием презентации Power Point.

Основные понятия: типы экономических систем, рынок, спрос, предложение, законы спроса и предложения.

Оборудование: компьютер, медиа проектор, учебник Обществознание, 11 класс, автор Боголюбов Л.Н..
ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания

а) тест 

II. Изучение нового материала

Разгадывание ребуса

Запись темы урока в тетради

 Один отечественный сатирик задал своим слушателям проблемный вопрос: «Что вы выберите: полный карман денег и пустые прилавки магазинов или полные прилавки магазинов и пустой карман?» Отчего это зависит?

Исследованием этого вопроса мы займемся на сегодняшнем уроке 

Что вы можете сказать о потребностях людей? А о ресурсах?

Каковы главные вопросы экономики? Как экономика организует решение этих вопросов, будет отражено в экономической системе.

Развитие общество показало возможность существования разных вариантов организации экономической жизни или экономических систем.

Какие экономические системы вы знаете?

Что такое экономическая система?

Работа в группах (определение преимуществ и недостатков экономических систем – заполнение таблицы)

Смешанная экономика
. Сейчас практически не осталось стран с только лишь рыночной или командной, или традиционной экономикой. Любая современная экономика имеет элементы как рыночной, так и плановой экономики и, конечно же, в каждой стране есть остатки традиционной экономики.

В наиболее важных отраслях присутствуют элементы плановой экономики, например, это производство ядерного оружия - кто доверит производить такое страшное оружие частной компании? Потребительский сектор практически весь принадлежит частным компаниям, ведь они лучше могут определить спрос на свою продукцию, а также вовремя увидеть новые тенденции. Но некоторые товары могут быть произведены только лишь в условиях традиционной экономики - народные наряды, некоторые продукты питания и прочее, поэтому сохраняются и элементы традиционной экономики.

- Что такое рынок?

Как возник рынок? Какие условия были нужны для этого?

РЫНОК — совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с дру­гом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.

Условия возникновения рынка

  • Частная собственность

  • Свобода предпринимательства

  • Личный интерес участников рынка

  • Конкуренция

  • Свободное ценообразование

Признаки рынка

  • Нерегулируемая цена

  • Нерегулируемый спрос

  • Нерегулируемое предложение

Функции рынка

  • Посредническая — связывает продавцов и покупателей

  • Ценообразовательная— цена формируется в соответствии с законами рынка, то есть спроса и предложения

  • Информационная – на рынке можно получить полную информацию о производителе, товаре, продавце.

  • Регулирующая — благодаря спросу и предложению устанавливается равновесие товаров и услуг

  • Санирующая – рынок освобождается от неэффективных производителей и продавцов.

  • Стимулирующая – внедрение новых технологий улучшение качества продукции и услуг, иначе можно оказаться неконкурентоспособным на рынке.

Типы рынков

Типы рынков по отношению к закону



  • Легальный (то есть оформленный официально)

  • Нелегальный (или теневой, не имеет законного основания для деятельности)

Причины появления нелегальных рынков

  • Продажа запрещённых товаров( наркотики, яды, оружие)

  • Продажа некачественного или просроченного товара

  • Нежелание платить налоги

Типы рынков по предлагаемым товарам и услугам

  • Потребительские товары и услуги ( одежда, продукты питания, мебель, услуги парикмахера и пр.)

  • Продажа факторов производства(земля, полезные ископаемые, лес, технические ресурсы и пр.)

  • Рынок труда ( места для трудоустройства, вакансии)

  • Рынок научно-технических разработок, инноваций

  • Рынок средств производства( машины, оборудование)

  • Рынок валюты

  • Рынок информации (получил особенное распространение с появлением Интернета)

  • Рынок инвестиций (то есть долгосрочных вложений)

Типы рынков по территориальному признаку

  • Местный ( городской, сельский)

  • Национальный (российский)

  • Региональный( европейский)

  • Мировой

Типы рынков по конкуренции

  • Рынок свободной или совершенной конкуренции

  • Рынок несовершенной конкуренции или монополистический рынок.

Типы рынков по субъектам, вступающим в обмен

  • Рынок потребителей

  • Рынок производителей

  • Рынок оптовиков

  • Рынок госуслуг

Типы рынков по степени насыщенности товаров

  • Равновесный

  • Дефицитный

  • Избыточный


3. Законы рынка (лекция)

Главные экономические вопросы в рыночной и смешанной моделях экономики решаются производителями по рыночным законам. Основными параметрами регулирующими поведение субъектов рынка, являются СПРОС и ПРЕДЛОЖЕНИЕ, между которыми существует взаимная связь.

Работа в группах

  1. спрос, закон спроса и факторы спроса, нарисовать кривую спроса ( стр. 30 -31)

  2. предложение, закон предложения, факторы, нарисовать кривую предложения (стр. 31-32)

  3. роль рынка в экономике (стр. 32)


СПРОС - это то количество товаров определённого вида, которое покупатель готов купить при определённом уровне цен.


Величина спроса зависит от цены товара (услуги). Эту зависимость можно представить в виде графика

 

Кривая спроса даёт ответ на два вопроса:

  1. какова будет величина спроса при различных уровнях цен;

  2. как изменится величина спроса при изменении цены.

Из этого же графика можно сформулировать зависимость или закономерность: чем выше цена товара (услуги), тем ниже величина спроса и наоборот.

Теперь можно сформулировать первый закон экономики, или закон спроса: повышение цены обычно ведёт к уменьшению величины спроса и, наоборот, снижение цены ведёт к увеличению величины спроса.

Количество товаров, предлагаемых к продаже в рыночной экономике, также зависит от цены, которая, как истинный диспетчер, своей “невидимой рукой” регулирует соотношение спроса и предложения.

В экономической науке также различают предложение и величину предложения.

Предложение - выброс на рынок всё большего числа товаров или услуг, определяется, прежде всего, производственными факторами (количеством сырья, производительностью и т. д.).

Обычно, чем выше цена товара (услуги), тем большее количество его производители и продавцы готовы предложить на рынок.

Эту зависимость можно представить в виде кривой предложения:

 

Из этого графика можно сформулировать закон предложения: повышение цены товара (услуги) обычно ведёт к росту величины предложения и, наоборот, снижение цены ведёт к уменьшению величины предложения.

3. Теперь можно свести важные понятия спроса и предложения, чтобы выяснить, как взаимодействие решений потребителей о покупке товара (услуги) и решений продавцов о продаже определяет цену товара (услуги) и количество, которое реально покупается и продаётся на рынке. Для этого соединим кривые спроса и предложения:

 

Пересечение кривых спроса и предложения даёт значение равновесной цены.

Равновесная цена - это цена, при которой весь поставляемый на рынок товар покупается.

Если цена товара на рынке выше равновесной, то это побуждает продавца к увеличению предложения. В то же время эта завышенная цена снижает спрос на данный товар. В результате на рынке возникает избыточное предложение (избыток) товара, что в свою очередь приводит к снижению цены до уровня равновесия.


Если цена ниже равновесной, то предложение падает, а спрос растет. Такая ситуация на рынке приводит к дефициту товара.

Д/з прочитать стр. 30 – 32

III. Закрепление изученного

Решение заданий в форме ЕГЭ