ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема урока: Рыночные отношения в экономике. 11 класс
Цель урока: формирование экономического сознания и экономического мышления на основе осмысления рыночных отношений в экономике.
Задачи урока:
-
Образовательная: - научить различать типы экономических систем; познакомить с рынком и его основными составляющими, рассмотреть понятия спрос и предложение, рыночное равновесие. -
Развивающая: развивать способности анализировать экономические факты, события, делать выводы, аргументировано излагать. Продолжить формировать коммуникативные навыки.
3. Воспитательная: Воспитывать активную гражданскую позицию. Способствовать повышению интереса учащихся к экономическим знаниям.
Тип урока: урок изучения новой темы с использованием презентации Power Point.
Основные понятия: типы экономических систем, рынок, спрос, предложение, законы спроса и предложения.
Оборудование: компьютер, медиа проектор, учебник Обществознание, 11 класс, автор Боголюбов Л.Н..
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания
а) тест
II. Изучение нового материала
Разгадывание ребуса
Запись темы урока в тетради
Один отечественный сатирик задал своим слушателям проблемный вопрос: «Что вы выберите: полный карман денег и пустые прилавки магазинов или полные прилавки магазинов и пустой карман?» Отчего это зависит?
Исследованием этого вопроса мы займемся на сегодняшнем уроке
Что вы можете сказать о потребностях людей? А о ресурсах?
Каковы главные вопросы экономики? Как экономика организует решение этих вопросов, будет отражено в экономической системе.
Развитие общество показало возможность существования разных вариантов организации экономической жизни или экономических систем.
Какие экономические системы вы знаете?
Что такое экономическая система?
Работа в группах (определение преимуществ и недостатков экономических систем – заполнение таблицы)
Смешанная экономика
. Сейчас практически не осталось стран с только лишь рыночной или командной, или традиционной экономикой. Любая современная экономика имеет элементы как рыночной, так и плановой экономики и, конечно же, в каждой стране есть остатки традиционной экономики.
В наиболее важных отраслях присутствуют элементы плановой экономики, например, это производство ядерного оружия - кто доверит производить такое страшное оружие частной компании? Потребительский сектор практически весь принадлежит частным компаниям, ведь они лучше могут определить спрос на свою продукцию, а также вовремя увидеть новые тенденции. Но некоторые товары могут быть произведены только лишь в условиях традиционной экономики - народные наряды, некоторые продукты питания и прочее, поэтому сохраняются и элементы традиционной экономики.
- Что такое рынок?
Как возник рынок? Какие условия были нужны для этого?
РЫНОК — совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.
Условия возникновения рынка
-
Частная собственность -
Свобода предпринимательства -
Личный интерес участников рынка -
Конкуренция -
Свободное ценообразование
Признаки рынка
-
Нерегулируемая цена -
Нерегулируемый спрос -
Нерегулируемое предложение
Функции рынка
-
Посредническая — связывает продавцов и покупателей -
Ценообразовательная— цена формируется в соответствии с законами рынка, то есть спроса и предложения -
Информационная – на рынке можно получить полную информацию о производителе, товаре, продавце. -
Регулирующая — благодаря спросу и предложению устанавливается равновесие товаров и услуг -
Санирующая – рынок освобождается от неэффективных производителей и продавцов. -
Стимулирующая – внедрение новых технологий улучшение качества продукции и услуг, иначе можно оказаться неконкурентоспособным на рынке.
Типы рынков
Типы рынков по отношению к закону
-
Легальный (то есть оформленный официально) -
Нелегальный (или теневой, не имеет законного основания для деятельности)
Причины появления нелегальных рынков
-
Продажа запрещённых товаров( наркотики, яды, оружие) -
Продажа некачественного или просроченного товара -
Нежелание платить налоги
Типы рынков по предлагаемым товарам и услугам
-
Потребительские товары и услуги ( одежда, продукты питания, мебель, услуги парикмахера и пр.) -
Продажа факторов производства(земля, полезные ископаемые, лес, технические ресурсы и пр.) -
Рынок труда ( места для трудоустройства, вакансии) -
Рынок научно-технических разработок, инноваций -
Рынок средств производства( машины, оборудование) -
Рынок валюты -
Рынок информации (получил особенное распространение с появлением Интернета) -
Рынок инвестиций (то есть долгосрочных вложений)
Типы рынков по территориальному признаку
-
Местный ( городской, сельский) -
Национальный (российский) -
Региональный( европейский) -
Мировой
Типы рынков по конкуренции
-
Рынок свободной или совершенной конкуренции -
Рынок несовершенной конкуренции или монополистический рынок.
Типы рынков по субъектам, вступающим в обмен
-
Рынок потребителей -
Рынок производителей -
Рынок оптовиков -
Рынок госуслуг
Типы рынков по степени насыщенности товаров
-
Равновесный -
Дефицитный -
Избыточный
3. Законы рынка (лекция)
Главные экономические вопросы в рыночной и смешанной моделях экономики решаются производителями по рыночным законам. Основными параметрами регулирующими поведение субъектов рынка, являются СПРОС и ПРЕДЛОЖЕНИЕ, между которыми существует взаимная связь.
Работа в группах
-
спрос, закон спроса и факторы спроса, нарисовать кривую спроса ( стр. 30 -31) -
предложение, закон предложения, факторы, нарисовать кривую предложения (стр. 31-32) -
роль рынка в экономике (стр. 32)
СПРОС - это то количество товаров определённого вида, которое покупатель готов купить при определённом уровне цен.
Величина спроса зависит от цены товара (услуги). Эту зависимость можно представить в виде графика
Кривая спроса даёт ответ на два вопроса:
-
какова будет величина спроса при различных уровнях цен; -
как изменится величина спроса при изменении цены.
Из этого же графика можно сформулировать зависимость или закономерность: чем выше цена товара (услуги), тем ниже величина спроса и наоборот.
Теперь можно сформулировать первый закон экономики, или закон спроса: повышение цены обычно ведёт к уменьшению величины спроса и, наоборот, снижение цены ведёт к увеличению величины спроса.
Количество товаров, предлагаемых к продаже в рыночной экономике, также зависит от цены, которая, как истинный диспетчер, своей “невидимой рукой” регулирует соотношение спроса и предложения.
В экономической науке также различают предложение и величину предложения.
Предложение - выброс на рынок всё большего числа товаров или услуг, определяется, прежде всего, производственными факторами (количеством сырья, производительностью и т. д.).
Обычно, чем выше цена товара (услуги), тем большее количество его производители и продавцы готовы предложить на рынок.
Эту зависимость можно представить в виде кривой предложения:
Из этого графика можно сформулировать закон предложения: повышение цены товара (услуги) обычно ведёт к росту величины предложения и, наоборот, снижение цены ведёт к уменьшению величины предложения.
3. Теперь можно свести важные понятия спроса и предложения, чтобы выяснить, как взаимодействие решений потребителей о покупке товара (услуги) и решений продавцов о продаже определяет цену товара (услуги) и количество, которое реально покупается и продаётся на рынке. Для этого соединим кривые спроса и предложения:
Пересечение кривых спроса и предложения даёт значение равновесной цены.
Равновесная цена - это цена, при которой весь поставляемый на рынок товар покупается.
Если цена товара на рынке выше равновесной, то это побуждает продавца к увеличению предложения. В то же время эта завышенная цена снижает спрос на данный товар. В результате на рынке возникает избыточное предложение (избыток) товара, что в свою очередь приводит к снижению цены до уровня равновесия.
Если цена ниже равновесной, то предложение падает, а спрос растет. Такая ситуация на рынке приводит к дефициту товара.
Д/з прочитать стр. 30 – 32
III. Закрепление изученного
Решение заданий в форме ЕГЭ